Административно-правовые методы выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств
Административно-правовые методы выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств
109
Содержание
Введение
Глава 1. Незаконный оборот наркотических средств как объект административно-правового выявления и предупреждения
§1.1 Понятие наркотических средств по российскому законодательству
§1.2 Масштабы оборота наркотических средств
Глава 2. Государственное регулирование по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств
§2.1 Система государственных органов по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств
§2.2 Функции и полномочия государственных органов по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств
Глава 3. Практические результаты работы по административно-правовому выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств
§3.1 Выявление и предупреждение незаконного оборота наркотических средств как основная цель административно-правового надзора
§3.2 Значение, эффективность и результаты деятельности государственных органов по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Тема данной дипломной работы - «Административно - правовые методы выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств» - актуальна в силу того, что, во-первых, наличие значительной сырьевой базы, каковой являются огромные площади дикорастущей конопли, используемой для производства марихуаны, гашиша и гашишного масла, довольно широко осуществляется в Хабаровском регионе и незаконное культивирование наркосодержащих растений. А потребление производных конопли практически неизбежно ведет к переходу на более «тяжелые» виды наркотиков: неспроста у нас растет спрос на доставляемые из республик Средней Азии и других стран опий и героин, во-вторых, территория округа активно используется международными наркогруппировками для контрабанды наркотиков как в нашу страну, так и в другие государства. На сегодняшний день в округе только официально зарегистрировано 45 тысяч наркобольных, среди которых очень много людей молодых, в-третьих, около двух тонн наркотических средств изъято в регионе за полгода, в Хабаровске при попытке сбыть около одного килограмма героина были задержаны двое цыган, оптовая цена изъятого наркотика составляет порядка 40 тысяч долларов США, успешно провели операцию и перекрыли еще один канал поступления наркотиков в регион сотрудники новой силовой структуры.
Иметь хорошие законы и уметь эффективно использовать их - разные вещи. В нашей действительности, во всяком случае. На практике абсолютное большинство судебных решений предусматривает небольшие сроки лишения свободы, да и то условно. В этом вопросе мы, увы, «позади планеты всей»: в очень многих странах закон очень суров по отношению к наркодельцам.
Зачастую на практике у крупного наркодельца нечего конфисковывать. Дорогостоящий дом записан на мать, дача с шикарным особняком - на зятя, иномарки - на сына и т.д. А сам преступник гол как сокол...
И совсем другое дело, если вместо конфискации имущества в ч. 3 ст. 228.1 УК предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет со штрафом до одного миллиона рублей. К этому штрафу имущество, зарегистрированное на родственников, никакого отношения не имеет: суд принял решение о выплате штрафа - плати! Главное, чтобы новые нормы эффективно использовались на практике.
Целью данной работы является исследование сущности административно-правовых методов выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- описывается незаконный оборот наркотических средств как объект административно-правового выявления и предупреждения;
- показывается государственное регулирование по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств;
- рассматриваются практические результаты работы по административно-правовому выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств.
Предмет исследования - административно - правовые методы выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств.
Новизна исследования - характеризуется тем, что в работе достаточно подробно описана законодательная база административно - правовых методов выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств.
При работе над данной темой использовались системный и инструментальный методы исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В главе 1 - незаконный оборот наркотических средств как объект административно-правового выявления и предупреждения - решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: описывается незаконный оборот наркотических средств как объект административно-правового выявления и предупреждения.
В главе 2 - государственное и правовое регулирование по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств - решается вторая из промежуточных задач, а именно: показывается и государственное и правовое регулирование по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств.
В главе 3 - практические результаты работы по административно-правовому выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств - решаются третья из поставленных выше промежуточных задач, а именно: рассматриваются практические результаты работы по административно-правовому выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств.
В заключении делаются основные выводы по работе.
Глава 1. Незаконный оборот наркотических средств как объект административно-правового выявления и предупреждения
§1.1 Понятие наркотических средств по российскому законодательству
Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года. 11 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ.
Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.
Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят; препарат - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. 11 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ.
Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации.
Производство наркотических средств, психотропных веществ - действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и (или) растений; изготовление наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства; переработка наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств или психотропных веществ, а также получение на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами.
Распределение наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, конкретные юридические лица получают в установленных для них размерах конкретные наркотические средства или психотропные вещества для осуществления оборота наркотических средств или психотропных веществ.
Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с таможенной территории другого государства на таможенную территорию Российской Федерации или с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию другого государства. 11 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ.
Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества; больной наркоманией - лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, поставлен диагноз «наркомания».
Незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; государственные квоты на наркотические средства и психотропные вещества (далее - государственные квоты) - квоты на наркотические средства и психотропные вещества, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации на основании расчета потребности Российской Федерации в наркотических средствах и психотропных веществах, в пределах которых осуществляется их оборот.
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации
Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки: список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список I); список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список II); список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список III); список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список IV). 11 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ.
Перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел. Перечень подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок внесения изменений и дополнений в Перечень устанавливается Правительством Российской Федерации.
В отношении препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них.
В отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные настоящим Федеральным законом. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения устанавливает предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. 11 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ.
Государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ
В Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ.
Виды деятельности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также производство наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляются только государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Изготовление наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляется государственными или муниципальными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нарушение государственной монополии на вышеуказанные виды деятельности, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Производство и изготовление психотропных веществ, внесенных в Список III, а также препаратов, осуществляются предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Изготовление лекарственных средств, не внесенных в списки II и III и содержащих малые количества препаратов, указанных в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляется предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 11 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ.
§1.2 Масштабы оборота наркотических средств
Во многих странах наркомания признана социальным бедствием. В Латинской Америке наркомафии управляют целыми государствами, а в Юго-Восточной Азии имеют свои армии. По имеющимся данным, доходы подпольных корпораций, торгующих наркотиками, превышают известные доходы от реализации нефти и приближаются к мировым доходам от продажи оружия. Американские социологи из Нью-Йоркского антинаркотического центра издали документ, в котором указано число наркоманов на земном шаре. Их, оказывается, целый миллиард. 11 Шедько Е. «Нарком» начинает действовать, Известия, № 3. 2004 г. С. 34.
В Хабаровске наркологическом диспансере состоят 560 человек, 15 из которых были поставлены в этом году. Между тем эти данные, по мнению специалистов, не отражают объективной картины, так как значительная часть наркоманов по-прежнему находится вне поля зрения медиков.
О том, что в городе наркомания существует, говорят и другие факты. За шесть месяцев текущего года, по данным отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД Хабаровского края зарегистрировано 153 преступления, связанные с их незаконным хранением и оборотом, из них - 25 фактов сбыта и один - перевозки. В последнее время удалось несколько стабилизировать ситуацию: значительно сократилось количество преступлений, связанных с наркоманией (для сравнения: за аналогичный период прошлого года было зарегистрировано 92 преступления, из них - 32 сбыта). В этой связи можно сделать вывод об ужесточении контроля за поступлением в город наркотических средств и в целом об улучшении работы правоохранительных органов в этой области. Значительными событиями сферы борьбы с незаконным оборотом наркотиков стали аресты ряда поставщиков героина.
В апреле этого года суд вынес приговор - 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества одному из задержанных.
Особо тревожит участившиеся факты провоза героина одного из тяжелых наркотиков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|