скачать рефераты

МЕНЮ


Административно-правовые методы выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств

Группа информации и общественных связей Управления ФС наркоконтроля России по Самарской области сообщает, что сотрудниками Управления проведена проверка деятельности нескольких книготорговых фирм г. Самары с целью пресечения правонарушений в сфере пропаганды и рекламы наркотических средств в печатных изданиях. 22 Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Самарской области. Пресс - релиз. 12.04.2004 г.

Ряд книг был взят на лингвистическую экспертизу с целью установления в указанных изданиях наличия пропаганды наркотиков. Книги Баяна Ширянова «Срединный пилотаж» и «Верховный пилотаж» (уголовное дело, возбужденное против этого автора, вскоре будет рассмотрено в суде г. Москвы), Александра и Энн Шульгиных - «Фенэтиламины, которые я знал и любил» отправлены на лингвитсическую экспертизу в Москву. Экспертами для анализа книг Александра Данилина « LSD. Галлюциногены; психоделия и феномен зависимости», Фредерика Бегбедера «Рассказики под экстази», Тома Вулфа «Электропрохладительный несложный тест» выступят психологи и лингвисты Самарского Государственного Университета и Самарского Государственного Педагогического Университета. Опыт сотрудничества с самарскими учеными у Управления ФС наркоконтроля России по Самарской области уже есть. Именно экспертные оценки сотрудников СамГУ стали основой заключения по делу против ООО «Плазма» по факту пропаганды наркотиков, выигранному на прошлой неделе Управлением ФС наркоконтроля России по Самарской области.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в своей деятельности решает широкий спектр задач: помимо борьбы с незаконным оборотом наркотиков, это и контроль за легальным оборотом наркотических средств, и профилактика наркомании, и противодействие рекламе и пропаганде наркотиков. 11 Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Самарской области. Пресс - релиз. 12.04.2004 г

В настоящее время в России практически не контролируется рынок печатной продукции. В связи с этим на полках книжных магазинов зачастую появляются издания сомнительного характера, пропагандирующие употребление наркотиков, терроризм, оккультизм, тоталитарные секты. Данные факты нельзя замалчивать. Писательский талант можно использовать как во благо общества, проповедуя гуманистические ценности, так и во вред. Всем известна сила печатного слова. Убедительность мысли, отображенной в художественном произведении может толкнуть читателя на повторение опыта героев, моделирование изложенных в книге ситуаций. Пропаганда - одно из сильнейших орудий современного общества с открытым информационным пространством.

Поэтому ФС наркоконтроля России считает необходимым выявление и пресечение фактов пропаганды немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ.

У органов наркоконтроля уже есть положительный пример борьбы с рекламой и склонением к потреблению наркотических средств в печатных изданиях. В частности, в Ульяновской и Свердловской областях была изъята из продажи книга Л. Гринспун и Д. Бакалара «Марихуана: запретное лекарство». Экспертиза усмотрела в данной книге пропаганду наркотических средств, за которую предусмотрена ответственность по статье 6.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров). Суд вынес обвинительный приговор и наложил штраф 40 МРОТ (40 тысяч рублей). 11 Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Самарской области. Пресс - релиз. 12.04.2004 г

§3.2 Значение, эффективность и результаты деятельности государственных органов по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств

Когда указом президента была расформирована федеральная служба налоговой полиции и образован Государственный Комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, появился анекдот о том, что теперь всех наркодилеров заставят иметь кассовый аппарат и своевременно подавать декларации о доходах. Теперь это не кажется шуткой. Первым громким делом ведомства господина Черкесова стал запрет на использования кетамина в ветеринарной практике. Дальше комитет расширил сферу своей деятельности еще больше: вознамерился закрыть программы по раздаче больным наркоманией одноразовых шприцев, арестовал в Приморском крае партию футболок с изображением листка конопли. Апофеозом борьбы с пропагандой наркотиков стала ревизия мировой литературы. Насколько все эти действия Госнаркоконтроля эффективны и вписываются ли они в рамки действующего законодательства? Как должна быть построена работа этого важнейшего органа власти для реальной борьбы с действительно существующей угрозой? 11 Шарий Л. Госнаркоконтроль: власть как наркотик, М. Политком, 2004 г. С. 17.

Мнения Евгения Мысловского и Льва Левинсона: Евгений Мысловский, президент Фонда «Антимафия», бывший следователь по особо важным делам Генеральной Прокуратуры СССР:

ГНК частично состоит из бывших сотрудников МВД, которые занималась оперработой, частично из работников налоговой службы, среди которых также есть оперативники. Комитет не дублирует работу милиции, которая занимается только обследованием и контролем определенной территории. Места торговли наркотиками обычно известны местным милиционерам, но милиционер может просто срывать взятки и фактически кормиться за счет наркоторговцев. Задерживать таких милиционеров и отслеживать эту ситуацию - одна из задач Госнаркоконтроля. По уму, ГНК должен стать неким единым центром, стратегически прорабатывающим оперативную работу: налаживать агентурную сеть, отслеживать наркотрафик, - которому должны подчиняться силовые структуры на местах. Но пока еще до этого далеко. Сейчас налицо не дублирование функций (у милиции функции иные - правоохранительные), а обыкновенная несогласованность действий.

Но для того чтобы наладить эффективную оперативную работу 8 месяцев мало, должно пройти минимум года три. У нас за 10 лет ФСБ реформировалось 8 раз. А ведь всякий уходящий из органов человек уносит с собой свои связи. Так что ни о какой эффективной борьбе речи пока идти не может. А результатов, по-видимому, требуют. Результаты должны выражаться в показателях, а показывать пока нечего. Отчет о проделанной работе - это бухгалтерия: задержано столько-то тонн героина, а тут: арестована партия футболок.

Конечно, это все глупость, при том, что формально они правы. Но ведь в уголовном праве кроме формализма должна быть целесообразность и логика. Проблема борьбы с незаконной пропагандой может принимать самые разные формы, но здесь явный пример того, что заставь дурака богу молиться… Это ведь легче, чем разрабатывать оперативные группы и доказывать сбыт. 11 Шарий Л. Госнаркоконтроль: власть как наркотик, М. Политком, 2004 г. С. 18.

Пропаганда - дело тонкое. Брошюру, где просто классифицируются существующие наркотические средства, тоже можно расценивать как пропаганду. В любом случае вопрос о пропаганде не должен решаться силовыми органами власти. Экспертиза художественной литературы - дело министерства культуры, вопрос о запрете на использование наркоза - дело медицины, а не Госнаркоконтроля. История с судом над ветеринаром возмутительна. Им совершенно точно не нужно было пиарить свои подвиги, эта неблагодарная тема не делает им чести.

Поимкой нужно заниматься и реформировать законодательную базу, потому что существующий УПК может свести на нет все усилия.

Лев Левинсон, правозащитник, руководитель альянса «Новая наркополитика», эксперт Российского института прав человека:

Аппарат Федеральной службы Госнаркоконтроля насчитывает 40 тысяч человек. Это больше, чем в аналогичной службе США. Причем значительная часть этого аппарата - бывшие «налоговики», то есть люди, приученные к другому виду работы. Конечно, и милицейские службы боролись с наркоторговлей плохо, потому что они насквозь коррумпированы, но у них хотя бы был опыт оперативной работы в розыске. И так как с МВД никто не снимал функций контроля за незаконным сбытом наркотиков, то на одной поляне оказались две команды. Поэтому ГНК ищет себе нетронутую милицией нишу: ветеринары, художественная литература, футболки с символикой (их же еще никто не арестовывал!). 11 Шарий Л. Госнаркоконтроль: власть как наркотик, М. Политком, 2004 г. С. 18.

Не все законы идеальны, и потому нельзя просто тупо исполнять закон. Например: мелкая кража считается административным правонарушением, но если человек взял в магазине лишний пакет для продуктов - это не является даже мелкой кражей, хотя формально его можно в этом обвинить. Госнаркоконтроль опирается на статью 6.13 (о пропаганде) Административного кодекса, где рассматривается возможное наказание, но содержательная часть (что считать пропагандой) не раскрывается, поэтому она должна раскрываться в другом законе: о наркотических средствах. Там действительно излагается, что есть пропаганда, но крайне неудачно.

Осенью правительство внесло проект поправок ко всему закону о наркотических средствах. Этот закон, написанный в 1997 году, не поддается никакой критике. Но теперь, в конце апреля - начале мая, поправки к нему должны быть приняты Думой, и тогда многое должно измениться. В частности, в нынешней редакции статьи 46 (о пропаганде) закона о наркотиках запрещаются действия, направленные на распространения информации о методах, способах изготовления, способах использования, местах сбыта и т.д.. Получается глупость: ведь сами по себе сведения обо всем этом - нейтральны, а любой издатель, естественно, стремится к распространению своей продукции! Вот и получается, что все прочесывается под одну гребенку: и битники, и абсолютно «антинаркотический» Данилин. И вот когда антимонопольный комитет Госдумы, который отвечает за рекламу и которому отправляют на экспертизу все эти тексты, понял, что головная роль у них будет только увеличиваться по мере нарастания ретивости Госнаркоконтроля, он внес в статью соответствующие уточнения.

В новой формулировке запрещенной пропагандой именуется распространение информации (дополненный список старой статьи), осуществляемой в целях сохранения и расширения незаконного оборота наркотиков. То есть наказуемым становится не само распространение информации, цели которого могут быть самые разные (от медицинских до художественных), а преступный умысел такового распространения. Соответственно, экспертиза будет отметать 99 процентов направляемых ей текстов. По крайней мере, на художественной и медицинский литературе (как, например, о лекарственных свойствах конопли) они точно обожгутся.

Что касается того, как на самом деле должна строиться работа Госнаркоконтроля, то я позволю себе процитировать президента. Путин, выступая на коллегии ГНК, сформулировал основную задачу, которую он ставит перед этой службой: подорвать финансовые основы наркобизнеса. Понятно, что за этим стоит работа по выявлению черного рынка, это работа не на улице (по мелкому сбыту работает милиция), здесь нужна концептуальная база по пресечению наркопотоков. 11 Шарий Л. Госнаркоконтроль: власть как наркотик, М. Политком, 2004 г. С. 19.

Второй момент: стратегия программы «Мир без наркотиков» доказала свою провальность, европейский опыт показывает, что только дифференцированный подход к веществам, разным по степени вреда, приводит к снижению уровня употребления тяжелых наркотиков. Всем известно об особом положении легких наркотиков во многих европейских странах, но ведь в Европе сейчас развивают работу по проекту выдачи героина больным наркоманией бесплатно. Потому что сначала этот эксперимент был проведен в Швейцарии и вызвал очень много споров, но потом референдумом была признана эффективность этого метода, поскольку благодаря ему значительно снижается преступность и как следствие рост распространения этого недуга. Я не готов сказать, что в России нужно завтра начать бесплатно раздавать героин. Но если мы хотим решить эту страшную проблему, а не топтаться на одном месте, красуясь своими принципами, то мы не можем не принимать во внимание более богатый европейский опыт. 11 Шарий Л. Госнаркоконтроль: власть как наркотик, М. Политком, 2004 г.

Правовые основы и формы сотрудничества государств -- участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств

В опубликованном 23 февраля 2000 г. ежегодном докладе Международного комитета по контролю над наркотиками за 1999 г. подчеркивается необходимость и важность вопросов, связанных с координацией усилий государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Успех этой борьбы напрямую зависит от эффективности совместных действий государств. 22 Бюллетень ООН. Представительство ООН в Республике Беларусь. 2000. Январь - февраль. С. 4.

Взаимодействие государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств в рамках определенного региона, а также на двусторонней основе является важной составляющей частью противодействия наркобизнесу во всем мире. Учет особенностей конкретного региона позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы государств, что положительным образом сказывается на ситуации, складывающейся в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков в целом по всему миру.

Учитывая данное обстоятельство, в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. были закреплены положения, в соответствии с которыми государствам-участникам рекомендуется использовать возможности двустороннего и многостороннего сотрудничества. Так, в соответствии с пунктом 11 статьи 6 названной Конвенции «Стороны стремятся заключать двусторонние и многосторонние соглашения с целью осуществления или повышения эффективности выдачи». 11 Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997. С. 71. На основании пункта 3 статьи 10 Конвенции 1988 г. государства «...могут заключать двусторонние или многосторонние соглашения или договоренности в целях повышения эффективности международного сотрудничества во исполнение настоящей статьи и могут в этой связи принимать во внимание финансовые договоренности».

В связи о вышеизложенным представляет научный и практический интерес изучение опыта двустороннего и регионального сотрудничества государств в борьбе с наркобизнесом и, в первую очередь, его правовой основы с целью дальнейшего совершенствования форм такой деятельности. Основное внимание в данной статье будет уделено анализу правовой основы сотрудничества государств в борьбе с наркобизнесом в рамках Содружества Независимых Государств.

Основу взаимодействия государств - участников СНГ в различных областях, в том числе в вопросах борьбы с наркобизнесом, составляют нормативные акты, на основании которых было создано данное образование. В соответствии со статьей 4 Устава Содружества Независимых Государств 1993 г., к сферам совместной деятельности государств-членов относятся, наряду с иными, вопросы борьбы с организованной преступностью.

В качестве основной правовой базы межгосударственных отношений в рамках Содружества Устав определяет (ст. 5) многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств-членов.

Вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств нашли свое отражение в различных соглашениях, принятых в рамках СНГ.

В первую очередь необходимо упомянуть соглашения, регулирующие такие сферы межгосударственных отношений, без организации четкого взаимодействия в рамках которых нельзя говорить об эффективном противодействии наркобизнесу. Речь идет о сотрудничестве в пограничных и таможенных вопросах.

Так, в соответствии со статьей 4 Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г. стороны, в целях поддержания стабильного положения на внешних границах договорились о взаимодействии погранвойск, служб государственной (национальной) безопасности, внутренних дел, таможенных органов, служб фитосанитарного контроля и консульских служб.

На основании Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией 1995 г. государства-участники договорились об организации совместного контроля за перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, что непременно повысит эффективность противодействия незаконному обороту наркотических средств. 11 Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997. С. 72.

Особую роль в правовой регламентации взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с наркобизнесом играют соглашения по вопросам борьбы с преступностью.

Так, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью 1998 г. стороны обязались сотрудничать в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии и расследовании целого ряда преступных деяний, в том числе незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

В этом же Соглашении имеется указание на особую роль специальных органов, осуществляющих борьбу с преступностью. В соответствии со статьей 1 названного нормативного акта государства «...через свои компетентные органы осуществляют сотрудничество в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах, в соответствии с положениями настоящего Соглашения и при соблюдении своего законодательства и международных обязательств». Тем самым поощряется заключение международных соглашений межведомственного характера.

В рамках СНГ уже заключен ряд таких международно-правовых актов: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью 1992 г., Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г. и др.

Отдельные явления, с которыми сталкивается мировое сообщество на современном этапе, создают предпосылки для осложнения криминогенной ситуации. Одним из таких явлений можно назвать незаконную миграцию, которая способствует активизации деятельности преступных групп, в том числе и занимающихся незаконным оборотом наркотиков.

С целью противодействия данному явлению в 1998 г. было принято Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией, которое создает правовую основу для взаимодействия.

Вопросы оказания правовой помощи в процессе борьбы с преступностью регламентированы в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и в Протоколе 1997 г. к названной Конвенции. 11 Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997. С. 73.

Борьба с преступностью на территории государств СНГ осуществляется в различных формах. В целях ее координации в 1997 г. было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых государств, а также были учреждены: Совет Министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств (1996); Координационный совет Генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств (1995).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.