скачать рефераты

МЕНЮ


Административно-правовые методы выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств

В соглашениях, специально посвященных вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, формы сотрудничества конкретизируются применительно к данному направлению деятельности. Так, в Соглашении о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г. достаточно детализированы вопросы информационного обмена. Информация разделена на две группы:

- направляемая постоянно депозитарию Соглашения, который по запросу рассылает такую информацию любой стороне;

- направляемая по собственной инициативе или по запросу заинтересованной стороне.

К первой группе относятся:

- информация о методах борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- информация об использовании технических средств и специально тренированных собак;

- информация о специалистах, имеющих опыт обучения методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- нормативные акты, публикации, научные, профессиональные и учебные работы по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- информация о новых видах наркотиков, технологиях и местах их производства, маршрутах их незаконной перевозки и способах их сокрытия;

- информация об изменениях цен на наркотики в различных странах и регионах;

- информация о принципах организации таможенного контроля за наркотиками, новых способах и методах их обнаружения;

- информация о химических веществах, используемых для незаконного производства наркотических средств и психотропных веществ, включенных в таблицу I и II Конвенции ООН 1988 г. о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, следующих из этих государств или через их территорию;

- подлинные образцы наркотиков и других опасных веществ растительного и синтетического происхождения;

- информация в области идентификации и лабораторного анализа наркотиков.

Во второй группе представлена информация:

- о конкретных фактах и событиях, связанных с обнаружением незаконного перемещения наркотиков с территории одного государства - участника Соглашения на территорию другого;

- о подозреваемых или известных лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков;

- о транспортных средствах, грузах и почтовых отправлениях, используемых в незаконном обороте наркотиков, следующих транзитом через территорию любого государства-участника или нелегально ввозящихся на такую территорию;

- о методах сокрытия и маскировки, применяемых при транспортировке наркотиков.

В отношении передаваемой и получаемой информации введено требование о ее конфиденциальности, а также ограничение на передачу сведений (без согласия одного из государств-участников, если распространение сведений может нанести ущерб его интересам или интересам совместных действий) средствам массовой информации.

Кроме того, в названном Соглашении предусматриваются и иные формы сотрудничества: 11 Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств -- участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Вып. 1. Мн., 1998. С. 141.

- осуществление наблюдения за въездом и выездом лиц, подозреваемых в участии в незаконном обороте наркотических средств, а также за грузами, транспортными средствами и почтовыми отправлениями, в отношении которых имеются подозрения, что они используются в незаконном обороте наркотиков;

- осуществление согласованных мероприятий и операций по перекрытию каналов незаконного перемещения наркотических средств, включая проведение контролируемых поставок;

- обеспечение выступления официальных лиц одного государства-участника в качестве свидетелей или экспертов перед судом или властями другого государства на основании официального запроса последнего в связи с нарушением законов, касающихся оборота наркотиков;

- проведение взаимных консультаций с целью координации и повышения эффективности сотрудничества.

Названные формы сотрудничества в обобщенном виде нашли свое закрепление в Соглашении о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г. 11 Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств -- участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Вып. 1. Мн., 1998. С. 141 - 142.

Таким образом, правовая основа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств представлена различными категориями международно-правовых актов:

- уставными документами Содружества;

- нормативными актами, регламентирующими отдельные сферы сотрудничества (пограничные, таможенные и др.);

- международно-правовыми документами, специально посвященными данной проблеме.

В них регламентированы следующие формы сотрудничества:

- исполнение запросов;

- обмен информацией;

- содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий;

- обмен опытом работы, научными разработками, учебной литературой;

- помощь в подготовке и переподготовке кадров.

Вместе с тем, нормативная база сотрудничества, на мой взгляд, нуждается в дальнейшем развитии.

Необходимо заключение государствами - участниками СНГ специального международно-правового акта, подробно регламентирующего вопросы борьбы именно с наркобизнесом. Имеющиеся договоры регламентируют вопросы борьбы с организованной преступностью, где наряду с иными рассматриваются вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Однако каждая преступная деятельность имеет свои, только ей присущие особенности. В связи с этим и меры по противодействию такой деятельности также будут специфическими. Они и должны оговариваться в специальном соглашении. Имеющаяся правовая база регламентирует вопросы борьбы с наркобизнесом в комплексе с мерами по противодействию другим преступным деяниям. Поэтому в данных нормативно-правовых актах отсутствует конкретика и не в полной мере учитываются вопросы противодействия именно незаконному обороту наркотических средств.

Тем не менее, нельзя рассматривать борьбу с незаконным оборотом наркотических средств полностью изолированно от борьбы с иными преступными деяниями. Так, широко известно, что отдельные международные террористические группировки для получения средств на проведение своей деятельности сами занимаются незаконным оборотом наркотических средств или же теснейшим образом сотрудничают с организованными преступными группами наркодельцов.

Кроме того, для расширения и совершенствования своей деятельности наркодельцы стараются легализовать средства, полученные в результате незаконного оборота наркотических средств. В связи с этим борьбу с незаконным оборотом наркотических средств необходимо увязывать с противодействием международному терроризму и легализации преступных доходов, что должно находить отражение в специальных международно-правовых актах.

Необходима активизация межрегионального сотрудничества, в частности с Европейским союзом. Как было подчеркнуто на состоявшемся в октябре 1998 г. заседании Координационного совета Генеральных прокуроров государств СНГ, «организованные уголовные сообщества и наркосиндикаты стремятся создать новые наркомаршруты через рубежи Содружества, глобальную сеть распределения наркотиков в Восточной и Западной Европе, Средней Азии, других соседних с СНГ регионах, завоевать новые рынки сбыта на огромных пространствах. Есть свидетельства попыток использовать СНГ в качестве полигона для опробования и внедрения недавно синтезированных наркотиков, маркетинга различных препаратов и искусственного повышения спроса на них». 11 Егизарян Г. Необходимость координации борьбы с организованной преступностью в государствах - участниках СНГ // Беларусь в мире. 1999. № 2. С. 15. Поэтому европейские государства заинтересованы в создании и совершенствовании постоянных и прочных контактов с правоохранительными органами государств СНГ.

В международных соглашениях межведомственного характера необходимо развивать и конкретизировать с учетом особенностей региона положения универсальных международных договоров. Однако это правило не всегда учитывается. Так, в соответствии со статьей 7 Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г., на мой взгляд, недостаточно четко регламентированы вопросы осуществления контролируемых поставок. Основа для их осуществления, заложенная в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., на практике не всегда трактуется, а следовательно, и применяется государствами однозначно. В связи с этим в региональных нормативных актах должно закрепляться положение, не вызывающее различий в правоприменительной практике.

Важным является вопрос о совершенствовании взаимодействия правоохранительных органов государств Содружества в вопросах оперативно-розыскной деятельности. В этой связи хотелось бы обратиться к опыту европейских государств, где на основе международных договоренностей существуют такие специфические формы взаимодействия, как транснациональное наблюдение и транснациональное преследование, в соответствии с которыми специально выделенным сотрудникам правоохранительных органов разрешается проведение наблюдения за незаконными действиями подозреваемого в совершении таких тяжких преступлений, как убийство, фальшивомонетничество, перевозка наркотиков и т. д., а также в исключительных случаях его преследование на территории другого государства - участника специального соглашения. 11 О развитии международного сотрудничества полицейских служб // Бюллетень: Борьба с преступностью за рубежом: По материалам зарубежной прессы. 1996. № 3. С. 37.

Неоднократно отмечалось, что на территории СНГ «...многие криминальные сообщества теперь уже самостоятельных государств активно налаживают межгосударственные и транснациональные связи.

Особенно это характерно для таких видов преступности, как торговля оружием и радиоактивными материалами, наркобизнес, фальшивомонетничество, разбои и грабежи, преступления в кредитно-банковской сфере. В совершении этих преступлений нередко участвуют лица, являющиеся гражданами разных стран. Поэтому преступные группировки уже давно вышли за рамки одного государства и являются, по существу, межгосударственными и межнациональными». 22 Егиазарян Г. О некоторых проблемах совершенствования правовых связей стран СНГ в борьбе с организованной преступностью // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999. № 4. С. 15.

Кроме того, на проходившей в г. Минске в январе 1999 г. конференции государств - участников СНГ на тему «О совершенствовании сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью» было отмечено, что недостаточно проводятся исследования совершения преступлений международными преступными группами.

Однако в большинстве соглашений по вопросам борьбы с организованной преступностью речь идет преимущественно о преследовании и наказании, по существу, отдельных лиц, причастных к преступной деятельности. На мой взгляд, необходимо конкретизировать положения соответствующих международно-правовых актов, акцентировав внимание на вопросах борьбы именно с организованными сообществами наркодельцов, что, безусловно, имеет свои специфические черты по сравнению с противодействием отдельным преступникам.

Кроме того, в специальных соглашениях по вопросам борьбы с наркобизнесом необходимо особо регламентировать вопросы, связанные с уголовным преследованием руководителей организованных преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков. На этот аспект обращает особое внимание Международный комитет по контролю над наркотиками. 11 Ежегодный доклад МККН: Справочная записка № 2 от 4 марта 1997 г. С. 2.

Учет вышеназванных положений, на мой взгляд, мог бы положительным образом сказаться на деятельности государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, сотрудниками Управления Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Удмуртской Республике совместно с сотрудниками Управления ФСБ России по Удмуртской Республике изъята крупная партия героина.

17 марта при сбыте наркотического средства задержан не работающий ранее судимый 34-летний житель г.Омска. Для продажи в Удмуртии он привез почти 4 килограмма героина высокого качества. Стоимость данной партии на «черном рынке» составляет примерно 3 миллиона рублей.

По данному факту Управлением Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Удмуртской Республике возбуждено уголовное дело по статье ст.228 ч.4 УК РФ 'Незаконное приобретение, хранение, перевозка, сбыт наркотических средств.

Это вторая успешная операция, проведенная совместными усилиями сотрудников Управления Федеральной Службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по УР и Управления ФСБ РФ по УР. В ходе первой было изъято 60 кг марихуаны.

В Управлении Госнаркоконтроля РФ по РТ состоялось заседание коллегии, посвященное результатам деятельности управления в 2003 году. В работе коллегии принял участие премьер-министр РТ Рустам Минниханов, секретарь Совета Безопасности РТ Венер Салимов, прокурор РТ Кафиль Амиров, министр внутренних дел РТ Асгат Сафаров, заместитель начальника УФСБ РФ по РТ Юрий Пахомов, первый заместитель начальника управления Госнаркоконтроля России по ПФО полковник полиции Александр Преподобный, представители Татарстанской таможни, Управления исполнения наказания МЮ РФ по РТ.

Премьер-министр РТ Рустам Минниханов положительно оценил работу республиканского управления и сказал, что главный вопрос первого полугодия - формирование территориального подразделения и организация работы - выполнен. По его словам, борьба с наркотиками касается многих министерств и ведомств - в целях координации усилий и был создан комитет, который, как выразился Рустам Минниханов, теперь является главным ответственным по борьбе с наркоманией. Премьер-министр пообещал поддержку со стороны Правительства РТ всем правоохранительным органам в работе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

О результатах работы доложил начальник управления Госнаркоконтроля России по Татарстану генерал-майор полиции Шамиль Давлетгильдеев. По его словам, одним из главных достижений за прошедший период стало то, что Управление в целом сформировано и способно решать возложенные на Госнаркоконтроль задачи. На сегодняшний день общая укомплектованность управления составляет 84%, в 10 городах республики развернуты межрайонные отделы управления, которые также завершают комплектование.

В 2003 году оперативная обстановка в Татарстане, связанная с незаконным оборотом наркотиков, продолжала оставаться достаточно сложной. Регион представляет большой интерес для наркоторговцев и занимает узловое положение на транспортных коммуникациях, связывающих Урал и Сибирь с европейской частью России, а также ряд стран ближнего зарубежья с государствами Европы. Уровень наркотизации населения остается высоким. На сегодняшний день на учете в наркологических учреждениях состоит более 7 тыс. лиц с диагнозом «наркомания» (85% из них потребляют героин). По экспертным оценкам, число лиц, употребляющих наркотики, превышает 100 тыс. человек.

С момента создания учреждения (с 1 июля 2003 года) сотрудниками управления возбуждено 56 уголовных дел, в том числе 48 по ст. 228 УК РФ («незаконное хранение, сбыт наркотиков в особо крупных размерах») и 2 дела по ст. 188 УК РФ («контрабанда наркотиков»). В суд направлено 14 уголовных дел, два человека приговорены к лишению свободы.

За полгода из незаконного оборота изъято 193 кг наркотических средств, в том числе 14,5 кг героина. Перекрыты три канала поставки наркотиков в республику, два из которых носили международный характер. Среди региональных управлений Приволжского федерального округа Татарстан занял второе место по количеству изъятых наркотических средств.

В этот период провели две операции «Клуб» и «Допинг». В ходе последней было проверено 127 объектов, где осуществляется легальный оборот наркосодержащих препаратов. В результате было выявлено 32 нарушения установленных правил обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами, в том числе 3 факта безлицензионной деятельности учреждений. Выявлено 10 преступлений и 2 административных правонарушения. На заседании было отмечено, что результаты оперативно-розыскной работы были достигнуты во многом благодаря тесному сотрудничеству с МВД Татарстана, УФСБ РФ по РТ и Главным оперативным управлением Госнаркоконтроля России. Министр внутренних дел Асгат Сафаров, прокурор РТ Кафиль Амиров в своих выступлениях положительно оценили роль Госнаркоконтроля как координирующего органа и отметили важность тесного сотрудничества всего правоохранительного блока в работе по борьбе с наркотиками и профилактики наркотизации. На пресс-конференции, состоявшейся после заседания, Александр Преподобный сказал, что самое главное достижение руководства управления в том, что оно создало коллектив единомышленников, который преступает к выполнению поставленных перед ним задач. «В республике были серьезные наработки в этой области, важно их усвоить и двигаться вперед. Этот опыт мы пропагандируем в других регионах округа», - заявил он.

По словам заместителя председателя Госнаркоконтроля РФ Александра Михайлова, за последние десять лет число наркозависимых в России увеличилось в 9 раз. Общее число наркопреступлений, совершенных в 2003 году, несколько снизилось по сравнению с 2002 годом, но незначительно - с 189,5 тыс. до 181,5 тыс.

По данным Госнаркоконтроля, на реализацию мер по борьбе с наркоманией и наркопреступностью в 2004 году требуется 1 миллиард 600 миллионов рублей. В прошлом году антинаркотическим ведомством было потрачено на эти цели около 495 миллионов рублей.

Называя эти цифры, Александр Михайлов упомянул США, где за последние десять лет на борьбу с наркопреступностью государство выделило 33 миллиарда долларов. «При этом в нашей стране проблема наркомании стоит гораздо более остро», - отметил заместитель главы Госнаркоконтроля.

Отвечая на вопрос журналистов, почему число преступлений, связанных с наркотиками, с каждым годом растет, Александр Михайлов призвал искать объективные причины. Открытие границ после окончания «холодной войны» и снятия «железного занавеса», процессы глобализации - всё это, по мнению Михайлова, делает Россию незащищенной перед наркоопасностью. 11 Поздняков А. III международная научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ» «Росбалт», М. 2004 г. С. 37.

Иллюстрируя положение, в котором оказались наши сограждане благодаря глобализации, зампред Госнаркоконтроля привел вполне конкретный пример: «На сегодняшний день нашими сотрудниками зафиксировано около 1600 сайтов, пропагандирующих наркотики. На некоторых из них пользователям предлагается доставка наркотиков на дом. Проблема в том, что мы не можем влиять на сайты, зарегистрированные за границей».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.