скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ денежно-кредитной системы Республики Туркменистан

По некоторым оценкам, внешняя задолженность республики достигает 75% от ВВП. По данным Центробанка Туркменистана, она составляет 2,4 млрд. долл. Однако официальными органами утверждается, что внешний долг не превышает 20 млн. долл.

По данным Туркменстатпрогноза, в 1999 г. индекс потребительских цен вырос на 15,2% - на потребительские товары, 7,7% - на производственную продукцию и 10,2% - на строительно-монтажные работы. По данным МВФ, годовой уровень инфляции в Туркменистане в 1999 г. составил 40%, что вдвое выше уровня прошлого года.

В ближайшие годы Центральный банк Туркменистана (ЦБТ) намерен продолжать курс умеренно-жесткой денежной политики, основная цель которой - закрепление финансовой стабилизации, поддержание курса национальной валюты для достижения ее полной конвертируемости. Уже к 2005 г. уровень инфляции в республике планируется снизить до 6% в год, а к 2010 г. - до 4% в год. В этих целях предусматривается принять меры по совершенствованию кредитных и депозитных аукционов, укрепление межбанковского кредитного рынка, позволяющего улучшить доступ к свободным кредитным ресурсам, а также повысить мобильность ликвидных средств банковской системы.

Планируется и дальнейшее развитие рынка ценных бумаг, в частности, создание фондовой биржи, а также укрепление контрольных функций государства за деятельностью коммерческих банков.

3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ТУРКМЕНИСТАНА

Мировая валютная система представляет собой набор определенных правил и законов, регулирующих денежно-кредитную политику центральных эмиссионных банков на внешних валютных рынках. Основное назначение этих правил - облегчить процессы международной торговли, обеспечить эффективность деятельности фирм-участников торга. Придерживаясь этим принципам в Республике Туркменистан важное место в системе мер законодательного регулирования отношений в сфере экономики отведено разработке и принятию законов, способствующих эффективному функционированию денежно-кредитной системы Туркменистана.

Правовое решение этого вопроса связано со следующими приоритетами: юридическое обеспечение процессов финансовой стабилизации, совершенствование правовых механизмов оборачиваемости денежных средств, развитие законодательных основ валютного регулирования и рынка ценных бумаг.

Кроме того, это дальнейшее правовое регулирование деятельности, осуществляемой в отдельных отраслях экономики, занимающих ключевое положение в хозяйственной инфраструктуре Туркменистана.

Новое налоговое законодательство, создаваемое с момента образования Туркменистана как независимого государства, продолжает совершенствоваться. В своей основе оно базируется на Конституции 1992 года и других законодательных актах, таких как Закон "О предприятиях" (2000 г.), Закон "О предпринимательской деятельности" (1993 г.) и др.

Денежно-кредитная система Туркменистана также регулируется:

- Законом «О Центральном банке Туркменистана» (1992);

Законом "О бухгалтерском учете Туркменистана" (1996);

Законом "О налогообложении в Республике Туркменистан) (с изм.1992 г.);

Законом "О ценных бумагах и фондовых биржах Туркменистана" (1993);

Законом "Об иностранных инвестициях в Туркменистане (1992);

- Нормативным документом "Порядок заключения и исполнения договоров

(контрактов) по продаже продукции топливно-энергетического комплекса

на внешние рынки".

Закон Туркменистана о Центральном банке осуществляет целый ряд функций, в том числе эмиссию наличных денег, организует их обращение; является кредитором последней инстанции; устанавливает правила расчетов Туркменистана и проведения банковских операций, а также надзор за коммерческими банками в стране, и др. функции.

Закон Туркменистана "О бухгалтерском учете" также является важным инструментом в регулировании денежно-кредитной системы страны. Настоящий Закон определяет единые основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета между государством и юридическими и физическими лицами страны.

Государственное регулирование бухгалтерского учета направлено на формирование единой учетной политики, отвечающей требованиям общепринятых международных стандартов и осуществляется органом, уполномоченным Кабинетом министров Туркменистана.
Бухгалтерский учет ведется в национальной валюте Туркменистана. Учет операции в иностранной валюте производится в пересчете по действующему на момент ее совершения курсу иностранной валюты, установленному Центральным банком Туркменистана.

Закон Туркменистана "Об иностранных инвестициях" определяет правовые, экономические и организационные основы осуществления иностранных инвестиций на территории Туркменистана и направлен на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве иностранных передовых технологий, управленческого опыта, материальных и финансовых ресурсов, на формирование экономики открытого типа.

Под иностранными инвестициями понимаются все виды имущества и интелектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской или иной деятельности на территории Туркменистана.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в виде:

· иностранной валюты, других валютных ценностей, валюты, действующей на территории Туркменистана;

· движимого и недвижимого имущества (зданий, сооружений, оборудования и других материальных ценностей) и связанных с ним имущественных прав;

· акций, облигаций, других ценных бумаг или форм участия в предприятии;

· денежных требований и прав требования выполнения договорных обязательств, имеющих стоимость;

· любых прав интеллектуальной собственности, имеющей стоимость, включая авторские права, права на изобретения, торговые знаки, фирменные наименования, промышленные образцы, "ноу-хау" и другие;

· права на хозяйственную деятельность, включая разведку, разработку, добычу или эксплуатацию природных ресурсов, полученного по закону или договору;

· платных услуг;

· других видов инвестиций, не запрещенных законодательством Туркменистана.

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестиции в формах частичного участия в предприятиях Туркменистана, создания предприятий, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам, или приобретения действующих предприятий, приобретения движимого и недвижимого имущества, включая дома, квартиры, помещения, оборудование, транспортные средства и другие объекты собственности, не запрещенные законодательством Туркменистана, путем прямого приобретения имущества или в форме акций, облигаций, других ценных бумаг, приобретения самостоятельно или с участием других ценных бумаг, приобретения самостоятельно или с участием юридических или физических лиц Туркменистана прав пользования землей и концессий на использование природных ресурсов на территории Туркменистана, приобретения других имущественных прав.

Иностранными инвесторами в Туркменистане могут быть:

· иностранные юридические лица, включая международные организации и объединения, а также государства;

· иностранные физические лица (иностранные граждане и лица без гражданства).

Если международным договором или соглашением, подписанным Туркменистаном, установлены иные правила, по сравнению с содержащимися в законодательных актах Туркменистана, то применяются правила международного договора или соглашения.

Иностранные инвесторы несут ответственность за свои действия, нарушающие законодательство Туркменистана, вплоть до приостановления по решению Кабинета министров их деятельности на территории Туркменистана.

Имущество, ввозимое в Туркменистан в качестве вклада иностранного инвестора в уставный фонд юридических лиц с иностранным участием, а также имущество, предназначенное для собственного материального производства, освобождается от взимания таможенной пошлины и не облагается налогом на импорт.

Имущество, ввозимое в Туркменистан иностранными работниками юридических лиц с иностранным участием для собственных нужд, освобождается от взимания таможенной пошлины. Валютная выручка юридического лица с иностранным участием от экспорта собственной продукции после выплаты предусмотренных законодательством Туркменистана налогов и сборов остается в его распоряжении. Все это создает дополнительные льготные условия для иностранных инвесторов.

Юридические лица с иностранным участием уплачивают налоги с прибыли в размерах и порядке в соответствии с законодательством Туркменистана.

На период окупаемости первоначальных капиталовложений иностранный инвестор, внесший в уставный фонд предприятия вклад в размере более 30 процентов в свободно конвертируемой валюте, освобождается от налога на дивиденды, а предприятие - от налога на прибыль.

Закон Туркменистана "О ценных бумагах и фондовых биржах" определяет единые принципы эмиссии - выпуска и обращения ценных бумаг на территории Туркменистана, основные положения деятельности фондовых бирж, регламентирует права и обязанности участников рынка ценных бумаг и регулирует их правоотношения.

Выпуск и обращение ценных бумаг на территории Туркменистана разрешаются после их регистрации в Министерстве экономики и финансов Туркменистана.

Государственная регистрация ценных бумаг, выпускаемых коммерческими банками, осуществляется Центральным банком Туркменистана, который в недельный срок передает в Министерство экономики и финансов Туркменистана информацию о зарегистрированных ценных бумагах для включения в Единый государственный реестр.

Регистрация выпуска ценных бумаг производится не позднее 45 дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов.

Держателем Единого государственного реестра зарегистрированных в Туркменистане ценных бумаг является Министерство экономики и финансов Туркменистана, которое регулярно (не реже одного раза в месяц) публикует список вновь зарегистрированных ценных бумаг.

Ценные бумаги, прошедшие регистрацию, получают государственный регистрационный номер в установленном порядке

Тщательный научный анализ международных договоров, соглашений и конвенций, участником которых является Туркменистан, позволяет поднять на высокий качественный уровень современную законодательную базу. Для этого в ходе подготовки каждого законопроекта предполагается проведение правовой экспертизы на предмет его соответствия международному статусу и обязательствам Туркменистана.

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
С МИРОВЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Как известно, длительное существование Советского государства способствовало глубокой экономической взаимозависимости входивших в нее республик.

Степень интеграции республик СССР была много выше, чем у стран, входящих в ЕЭС. В межреспубликанском обмене продукцией Туркмения имела положительное сальдо. Распад СССР сопровождался резким спадом экономики во всех постсоветских республиках, не только в республике Туркменистан.

За последний период отмечаются положительные сдвиги в отношениях со странами с СНГ. Подписаны соглашения с Азербайджаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Молдавией и Украиной. В договорах основное внимание уделено дальнейшему согласованию направлений экономического развития и сотрудничества. Региональная экономика:Учебник для вузов/Т.Г.Морозова, М.П.Победина, Г.Б.Роляк и др.; под ред.проф. Т.Г.Морозовой.-2-е изд., перераб. И доп.-М.:ЮНИТИ,2000, с.437. Соглашения предусматривают широкий круг вопросов торгово - экономических, финансово - кредитных, в том числе в области инвестиционной деятельности, платежно-расчетных отношений, производственно-технические, оборонные, социальные, гуманитарные, создание общего научно-технологического пространства и др. аспекты многостороннего сотрудничества.

С середины 1990 -х годов начался новый этап в развитии интеграционных процессов. В 1996 г. возникли два новых государственных образования -"Союз четырех" в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии и "Союз двух" в составе России и Белоруссии.

Внешняя торговля стран СНГ за период 1994-1996 гг. характеризуется следующим образом (таблица 1.):

Таблица 1.

Внешняя торговля стран СНГ в 1994-1996 гг. (млн,долл)

Страны

Экспорт

Импорт

Сальдо

1994 1995 1996

1994 1995 1996

1994 1995 1996

СНГ

В том числе:

Туркменистан

13861 14346 15625

113,8

10317 13448 14040

146,6

3544 898 1585

- 32,6

Как видим из таблицы, Республика Туркменистан имеет отрицательное сальдо в 1996 г. по показателям внешней торговли. Однако в последующие годы отмечается повышение участия во внешней торговле. Как показывают диаграммы 2 и 3., Страны СНГ остаются преимущественными торговыми партнерами, т.к. географически роль стран СНГ остается важной.

С точки зрения стратегической перспективы возобновление и сохранение взаимных связей стран СНГ, как с ближайшими соседями, так и со странами дальнего зарубежья является важным фактором повышения экономической стабильности. Все более заметной экономической силой становится частное предпринимательство. Так, к 2000 г. доля Туркменистана в розничном товарообороте превысила 25%. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник/Под ред. Д-ра экон.наук,проф.В.П.Колесова и д-ра экон.наук, проф.М.Н.Осьмовой.-М.Флинта:МПСИ,2000.

Диаграмма 2.

Распределение экспорта

по регионам СНГ, странам Азии и Африки и России (в %)

Анализ современного развития и перспектив внешней торговли Туркмении в 1999 г. показал, что состояние внешней торговли Туркмении заметно улучшилось по сравнению с предыдущими годами.

Туркменистан в первом полугодии 1999 г. получила положительное сальдо внешнеторгового баланса в размере 120 млн. долл.

Такие данные были приведены в ходе международного семинара в Ашхабаде, организованного министерством торговли и внешнеэкономических связей Туркменистана совместно с американским агентством по международному развитию (USAID).

Диаграмма 3.

Распределение импорта

по регионам СНГ, странам Азии и Африки и России (в %)

Наиболее сложным для республики оказался 1997 год, когда торговый оборот снизился на 34%, в том числе экспорт упал на 56%.

Эксперты USAID отметили, что за 1999 г. наряду с общим улучшением внешнеторгового баланса было достигнуто положительное сальдо и в торговле со странами СНГ. Среди стран СНГ основными партнерами Туркменистана являются Украина, Россия, Казахстан.

Положительных результатов в 1999 году, по данным экспертов USAID, удалось достичь в основном за счет роста экспорта на 40%. Основными экспортными статьями Туркменистана традиционно остаются природный газ, хлопок и изделия из него, нефтепродукты и электроэнергия.

Основными торговыми партнерами Туркменистана являются Турция и Иран. Кроме этого, среди стран с развитой рыночной экономикой торговые отношения активно развиваются с Германией, Швейцарией.

В декабре 1999 г. Правительство Туркменистана обратилось с официальным запросом в Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) повторно рассмотреть возможность предоставления кредита в размере 50 млн. долл. на реконструкцию автомагистрали Ашхабад-Мары (юго-восток республики). Как известно, в конце ноября 1999 г. правительство республики заявило об отказе от займа ЕБРР под предлогом неприемлемости выставленных банком условий. Правительство сообщило о намерении самостоятельно изыскать необходимые средства или обратиться к помощи других инвесторов.

Активизация взаимосвязей с мировым хозяйством только последние два года 2001 и 2002 гг., характеризуется следующими фактами и показателями:

20.08.02.

Азиатский банк развития готов выделить 1,5 млн. долл. США для подготовки к реализации

трансафганского проекта

Азиатский банк развития объявил о намерении выделить сумму в 1,5 млн. долл. США для изучения трассы будущего Трансафганского газопровода, предназначенного для поставок туркменского топлива через территорию Афганистана к пакистанскому побережью Аравийского моря. Об этом заявил представитель Азиатского банка развития в Пакистане Маршук Али-шах. Он также сообщил, что эксперты банка посетили все три заинтересованные страны.

Окончательное решение по этому вопросу будет принято 20 сентября, во время проведения в Кабуле второго заседания Руководящего комитета по реализации Трансафганского проекта. Как известно, первое его заседание состоялось 10-11 июля в Ашхабаде.

20.08.02

«Морские ворота» Туркмении за семь месяцев на 15% увеличили объем пропуска грузов

За семь месяцев текущего года на 15% увеличился объем грузов, проходящих через морские ворота Туркменистана - порт Туркменбаши. Их общее количество составило почти 4 млн. 700 тыс. тонн. В том числе, на нефтеналивных причалах порта погружено 3 млн. 100 тыс. «черного золота», что стало возможным благодаря реконструкции и техническому перевооружению. Модернизирован и сухогрузный причал, мощности которого в результате увеличились более, чем в два раза. Только паромной переправой Туркменбаши - Баку доставлено в Туркменистан и отправлено за рубеж 1 млн. 200 тыс. тонн грузов - почти в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

20.08.02

За семь месяцев 2002 года рост производства в Туркмении составил 21%

Как сообщает ашхабадский корреспондент газеты "Ашгабад" со ссылкой на «Туркменмиллихасабат» (Национальный институт статистики и информации), в промышленности и сельском хозяйстве страны рост производства за семь месяцев составил 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Добыча газа возросла на 13%, нефти - на 15%, экспорт газа увеличился на 17%, переработка нефти - на 7%. При этом рост производства по государственному концерну «Туркмендокунхимия» составил 46%, выпуск азотных удобрений возрос на 66%, фосфорных - на 83%.

В области строительства объемы производства возросли на 15%, главным образом за счет увеличения выпуска стеновых материалов - на 15%, нерудных строительных материалов - на 14%, сборных железобетонных конструкций - на 18%.

Зафиксированы высокие темпы роста производства текстильной продукции: хлопчатобумажной ткани - на 32%, трикотажных изделий - на 25%, швейных изделий - на 63%, ковров и ковровых изделий - на 53%, нитей шелка-сырца - на 13%.

Ассоциацией пищевой промышленности за семь месяцев выработано цельномолочной продукции на 9% больше, чем за аналогичный период прошлого года, мясных консервов - на 17%, кондитерских изделий - на 23%, плодоовощных консервов - более, чем в 2 раза. На 22% возросло хлебобулочное производство, макаронных изделий - на 12%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.