скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ денежно-кредитной системы Республики Туркменистан

Обязательной стороной налоговых правоотношений выступает государство в целом, которое в интересах всего населения аккумулирует и распределяет денежные средства, распоряжается их централизованным фондом, регулирует финансовые отношения государственных предприятий, хозяйственных и общественных объединений и организаций, дайханских объединений, иностранных компаний и населения.

Утверждение единого Государственного бюджета Туркменистана, одним из источников доходной части которого являются налоги, а также и его исполнения относится к ведению Парламента Туркменистана. Кабинет Министров Туркменистана, как высший уполномоченный распорядительно-исполнительный орган страны, принимает меры по осуществлению Государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы страны.

Министров Туркменистана, как высший уполномоченный распорядительно-исполнительный орган страны, принимает меры по осуществлению Государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы страны.

Органы государственной налоговой службы Туркменистана осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в Государственный бюджет Туркменистана налогов и других обязательных платежей.

Первоначально все налоговые платежи устанавливались и вводились Указами и Постановлениями Президента Туркменистана, что позволяло в соответствии с экономической ситуацией оперативно вносить изменения и в порядке исчисления налогов.

Налоги, действовавшие в нашей стране в 1991 году, явились шагом вперед по сравнению с особым порядком их изъятия, имевшим место до 1988 г. В определенной мере та система изъятия в бюджет части дохода была неоправданной, хотя и совершенствовалась.

Так, например, налог на прибыль взимался по различным и меняющимся в ходе года ставкам. Законодательством о налоге на прибыль был установлен ряд налоговых льгот. Но эти льготы не стимулировали главного - инвестиций в расширенное производство на основе реконструкции и технического перевооружения предприятий, внедрения современных технологий.

В свою очередь, налог с оборота в условиях перехода к рыночным отношениям становился отжившим основным обязательным платежом. (В свое время налог с оборота был самым крупным доходным источником Государственного бюджета СССР: почти одну треть всех доходных источников бюджета составляли поступления от налогов с оборота. Одновременно был отменен и 5-процентный налог с продаж).

Законодательство о подоходном налоге с населения, введенное в 1990 г., также не соответствовало реальным экономическим условиям того времени.

Естественно, начиная с 1992 года, в налоговую систему Туркменистана внесены существенные изменения. Исчезли такие налоги, как налог с оборота, налог с продаж, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. В Туркменистане также отменен с городской части населения с индивидуальных владельцев строений - налог с владельцев строений и земельный налог (в настоящее время уплачивают этот налог только несельскохозяйственные - негосударственные предприятия). В сельской местности отменен сельскохозяйственный налог за приусадебный земельный участок (с колхозных дворов).

Новое налоговое законодательство, создаваемое с момента образования Туркменистана как независимого государства, продолжает совершенствоваться. В своей основе оно базируется на Конституции 1992 года и других законодательных актах, таких как Закон "О предприятиях" (2000 г.), Закон "О предпринимательской деятельности" (1993 г.), Закон "Об иностранных инвестициях в Туркменистане" (1992 г.).

В нашей стране, где за годы независимости достаточно успешно осваивается зарубежный опыт, основным обязательным условием для привлечения того или иного физического или юридического лица к обложению налогом является наличие у них источников дохода (прибыли, заработанной платы, и др.). Законодательством оговариваются дополнительные условия для привлечения к обложению, например, резиденты; нерезиденты; наличие иждивенцев и др., также установлено, что если лицо находится на территории Туркменистана менее 183 дней, то он не уплачивает подоходный налог. Часть доходов предприятий, дайханских объединений, иностранных компаний, общественных и кооперативных организаций и населения привлекается в общегосударственный фонд денежных средств для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Таким образом, по-прежнему налоговые платежи обеспечивают значительную денежных поступлений в Государственный бюджет. Как известно, в структуре его доходных источников доля налога на добавленную стоимость составляет 28,6%,'отчислений на государственное социальное страхование - 20,3%, акцизы -12,8%, налог с прибыли - 12%. Стоит особо подчеркнуть, что основная часть этих доходных источников Государственного бюджета Туркменистана направляется на нужды социально-культурного назначения. На них из бюджета выделено свыше 70% всех расходов.

За десятилетний период независимого развития и национального возрождения в рамках Национальной программы Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши "Стратегия социально-экономических преобразований в Туркменистане на период до 2010 года" создана устойчивая экономическая база для превращения XXI века в золотой век туркменского народа. Приоритетными направлениями нашего гуманного государства является неуклонный рост благосостояния населения, ибо согласно традициям нашей древней земли, высшей ценностью является человек. Важным аспектом всей государственной политики стала реализация эффективной социально ориентированной программы. "В благополучном обществе, вновь подчеркнул Сапармурат Туркменбаши на XI Всетуркменском Маслахате, легче поддерживать социальную гармонию".

В укреплении такой социальной гармонии свою позитивную роль играет совершенствование налоговой системы страны.

А. Хезретов

Преподаватель кафедры

конституционного и международного

права ТГУ им. Махтымкули,

кандидат юридических наук, доцент

Приложение 5

ЗАКОН ТУРКМЕНИСТАНА


О ценных бумагах и фондовых биржах в Туркменистане

Настоящий Закон определяет единые принципы выпуска и обращения ценных бумаг на территории Туркменистана, основные положения деятельности фондовых бирж, регламентирует права и обязанности участников рынка ценных бумаг и регулирует их правоотношения.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение понятий

1. Ценная бумага - имущественное право, удостоверяемое определенным документом и осуществляемое в порядке, указанном в таком документе. Ценные бумаги могут существовать в форме обособленных документов или записей на счетах. К ценным бумагам не относятся документы, подтверждающие получение банковского кредита, внесение сумм в депозиты банков (за исключением депозитных сертификатов банков), долговые расписки, завещания, лотерейные билеты, страховые полисы.

2. Обращение ценных бумаг - купля-продажа ценных бумаг, а также другие действия, предусмотренные законодательством Туркменистана, приводящие к смене владельца ценных бумаг.

3. На рынке ценных бумаг Туркменистана имеют обращение следующие ценные бумаги:

акции - ценные бумаги, подтверждающие право акционера участвовать в управлении акционерным обществом, распределении его доходов, а при ликвидации акционерного общества - также и в распределении его имущества;

облигации - ценные бумаги, подтверждающие обязательство эмитента возместить их номинальную стоимость в предусмотренные в них сроки с уплатой фиксированного процента;

государственные долговые обязательства - ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство в лице соответствующих органов.

сертификат - свидетельство владения поименованного в нем лица определенным количеством акций.

опционы - производные ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на покупку или продажу ценных бумаг на льготных условиях.

4. Акции, облигации и государственные долговые обязательства выпускаются сериями, равными между собой по объему предоставляемых прав.

5. Эмиссия - выпуск ценных бумаг в обращение.

Эмитент - юридическое лицо, выпускающее (эмитирующее) ценные бумаги и несущее от своего имени обязательство по ним перед владельцами ценных бумаг.

6. Новые виды ценных бумаг, а также правила выпуска и обращения государственных ценных бумаг Туркменистана, не указанные в настоящем Законе, определяются Кабинетом Министров Туркменистана.

7. Условия и порядок выпуска и обращения банковских сертификатов, векселей, чеков и других платежных документов устанавливаются Центральным банком Туркменистана.

Статья 2. Законодательство о ценных бумагах и фондовых биржах

Отношения, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг, деятельностью участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж, регулируются настоящим Законом и иными законодательными актами Туркменистана.

Деятельность на рынке ценных бумаг иностранных юридических лиц и предприятий с иностранными инвестициями регулируется настоящим Законом и Законом Туркменистана “Об иностранных инвестициях”.

РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

Статья 3. Государственная регистрация ценных бумаг

1. Выпуск и обращение ценных бумаг на территории Туркменистана разрешаются после их регистрации в Министерстве экономики и финансов Туркменистана.

Государственная регистрация ценных бумаг, выпускаемых коммерческими банками, осуществляется Центральным банком Туркменистана, который в недельный срок передает в Министерство экономики и финансов Туркменистана информацию о зарегистрированных ценных бумагах для включения в Единый государственный реестр. Регистрация выпуска ценных бумаг должна быть произведена не позднее 45 дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов.

2. Держателем Единого государственного реестра зарегистрированных в Туркменистане ценных бумаг является Министерство экономики и финансов Туркменистана, которое регулярно (не реже одного раза в месяц) публикует список вновь зарегистрированных ценных бумаг.

Ценные бумаги, прошедшие регистрацию, получают государственный регистрационный номер в установленном порядке.

3. Выпуск ценных бумаг, не прошедших регистрацию, является не законным и влечет за собой их изъятие регистрирующими органами у владельцев с предварительным извещением о предстоящем изъятии в центральной печати с последующим возмещением денежных средств за счет эмитента.

4. Ежегодные квоты и условия допуска к обращению на территории Туркменистана ценных бумаг, выпущенных иностранными эмитентами, определяются Кабинетом Министров Туркменистана.

Порядок допуска ценных бумаг к обращению в рамках установленных квот на территории Туркменистана определяется Министерством экономики и финансов Туркменистана.

5. Ежегодные квоты допуска к обращению вне территории Туркменистана ценных бумаг, выпущенных или предполагаемых к выпуску эмитентами, находящимися под юрисдикцией Туркменистана, с учетом обязательств Туркменистана по межгосударственным соглашениям, устанавливаются Кабинетом Министров Туркменистана. Порядок допуска указанных ценных бумаг к обращению вне территории Туркменистана определяется Министерством экономики и финансов Туркменистана.

РАЗДЕЛ III. УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Статья 4. Участники рынка ценных бумаг

1. Участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты ценных бумаг, инвесторы и инвестиционные институты.

2. В качестве эмитентов могут выступать государство, государственные органы, органы исполнительной власти на местах, предприятия, включая совместные и иностранные, и иные юридические лица, зарегистрированные на территории Туркменистана.

3. Инвестором является физическое или юридическое лицо, приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Иностранные юридические лица и граждане, а также лица без гражданства могут выступать на рынке ценных бумаг в Туркменистане в качестве инвесторов в соответствии с Законом Туркменистана “Об иностранных инвестициях “.

Инвестиционный институт - юридическое лицо, созданное для осуществления деятельности с ценными бумагами в качестве посредника (финансового брокера), инвестиционного консультанта, инвестиционной компании, инвестиционного фонда. В качестве инвестиционного консультанта могут также выступать и граждане в соответствии с действующим законодательством. На рынке ценных бумаг в качестве инвестиционных институтов могут выступать банки в соответствии с Законом Туркменистана “О коммерческих банках и банковской деятельности“.

Статья 5. Деятельность участников рынка ценных бумаг

1. Инвестиционный институт может осуществлять свою деятельность на рынке ценных бумаг в качестве:

посредника (финансового брокера);

инвестиционного консультанта;

инвестиционных компаний;

инвестиционных фондов.

1. Посредники (финансовые брокеры) - это юридические лица, деятельность которых на рынке ценнных бумаг представляет собой выполнение посреднических ( агентских ) функций при купле - продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. При этом он действует не за свой счет, а за счет и в интересах клиента, заключая сделку при договоре комиссии - от своего имени, а при договоре поручении - от имени клиента.

2. Инвестиционный консультант - это юридическое или физическое лицо, основой деятельности которого является оказание консультационных услуг по поводу выпуска и обращения ценных бумаг на основе договора.

3. Инвестиционная компания - это юридическое лицо, действующее в форме акционерного общества.

В отличие от финансового брокера это - дилер, осуществляющий свою деятельность на рынке ценных бумаг не за счет клиента, а за свой собственный счет.

Понятие деятельности инвестиционных компаний включает в себя организацию выпуска ценных бумаг и выдачу гарантий по их размещению в пользу третьих лиц, вложение средств в ценные бумаги, куплю-продажу ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки( объявления на определенные ценные бумаги “цены продавца“ и “цены покупателя“, по которым инвестиционная компания обязуется их продавать и покупать). Указанная операция является исключительным видом деятельности инвестиционных компаний.

Инвестиционная компания является специализированным предприятием для:

организации и гарантирования выпуска ценных бумаг;

вложения средств в ценные бумаги;

купли - продажи ценных бумаг в качестве дилера.

Инвестиционные компании формируют свои ресурсы только за счет собственных средств (средств учредителей) и эмиссии собственных ценных бумаг, реализуемых юридическим лицом, и не имеют права формировать свои привлеченные ресурсы за счет средств населения.

Указанное ограничение не распространяется на операции банков с государственными ценными бумагами.

5. Деятельность инвестиционного фонда представляет собой выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги, при котором все риски, связанные с такими вложениями, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки таких вложений в полном объеме относятся на счет владельцев (акционеров) этого фонда и реализуются ими за счет изменений текущей цены акций фонда. Указанные операции являются исключительным видом деятельности инвестиционного фонда.

Инвестиционный фонд может быть образован только в форме акционерного общества. Порядок проведения операций фондом,конкретные направления вложений мобилизованных им средств, условия совершения операций с ними, порядок взаимодействия с банковскими учреждениями, ответственность учредителей и управляющих перед акционерами фонда, порядок и правила деятельности его управляющих, порядок исчисления стоимости активов фонда, приходящихся на одну выпущенную им акцию, и другие важные для акционеров вопросы содержатся в уставе фонда. Использование средств фонда с нарушением устава не допускается. Инвестиционный фонд не вправе направлять более 10 процентов своего капитала на приобретение ценных бумаг одного эмитента. Размер капитала, направляемого на приобретение ценных бумаг одного эмитента, может пересматриваться Министерством экономики и финансов Туркменистана.

6. Инвестиционный институт вправе начать свою деятельность на рынке ценных бумаг только после получения им специальной лицензии в Министерстве экономики и финансов Туркменистана. Лицензии могут выдаваться как на один, так и одновременно на несколько видов деятельности инвестиционных институтов. Объединение деятельности в качестве инвестиционной компании и финансового брокера допускается при условии, что инвестиционная компания осуществляет деятельность в качестве финансового брокера через фондовые биржи.

Никакое физическое или юридическое лицо не может осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг за счет привлеченных средств или по поручению третьих лиц без лицензии Министерства экономики и финансов Туркменистана.

7. Лицензирование деятельности коммерческих банков в качестве инвестиционных институтов осуществляется в общем порядке Министерством экономики и финансов Туркменистана по согласованию с Центральным банком Туркменистана.

8. Порядок и правила получения, приостановления действия и отзыва лицензии на право осуществления деятельности в качестве инвестиционных институтов устанавливаются Министерством экономики и финансов Туркменистана, которое также определяет размер и взимает единовременный сбор за выдачу этих лицензий.

9. Правом совершения операций с ценными бумагами от имени инвестиционного института обладает специалист, имеющий квалификационный аттестат, выдаваемый квалификационной комиссией, созданной при Министерстве экономики и финансов Туркменистана.

10. Порядок и правила выдачи квалификационных аттестатов специалистам, осуществляющим операции с ценными бумагами, размер и порядок взимания единовременного сбора за выдачу таких аттестатов устанавливаются квалификационной комиссией.

Квалификационный аттестат может быть анулирован либо его действие может быть приостановлено в порядке и на условиях, определяемых квалификационной комиссией.

Решение об анулировании квалификационного аттестата может быть обжаловано в судебном порядке.

11. В случае, если инвестиционный институт объявлен неплатежеспособным, в соответствии с действующим законодательством, все работающие в нем специалисты, имеющие право на осуществление операций с ценными бумагами от его имени, должны повторно пройти аттестацию для подтверждения своей квалификации в квалификационной комиссии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.