скачать рефераты

МЕНЮ


Авторские и смежные права в шоу-бизнесе

Авторские и смежные права в шоу-бизнесе

5

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение. 2
  • Глава 1. Права авторов в гражданском законодательстве Российской Федерации. 8
  • 1.1 Общая характеристика субъективного авторского права. 8
  • 1.2 Личные неимущественные права автора. 19
  • 1.3 Имущественные права авторов. 34
  • 1.4 Срок действия авторских прав. 52
  • Глава 2. Современное состояние правового регулирования авторского права в сфере шоу-бизнеса. 56
  • 2.1 Правовое обеспечение государственной политики в области авторского права и смежных прав в сфере шоу-бизнеса. 56
  • 2.2 Проблемы регулирования авторских прав в шоу-бизнесе по российскому законодательству. 61
  • Глава 3. Перспективы совершенствования законодательства в сфере авторского права и смежных прав в шоу-бизнесе. 71
  • 3.1 Основные направления совершенствования законодательства в сфере авторского права и смежных прав в шоу-бизнесе. 71
  • 3.2 Анализ возможностей участия России в системе международной охраны авторских прав в сфере шоу-бизнеса. 87
  • Заключение. 105
  • Список использованной литературы. 109
  • Нормативно-правовые акты. 109
  • Список литературы. 111

Введение

Актуальность темы исследования. Коренные изменения в политической жизни страны, обусловленные развитием рыночных отношений, вызвали необходимость принятия нового законодательного акта, отвечающего существующим международным требованиям и стандартам охраны авторских прав.

Закон «Об авторском праве и смежных правах», исходя из провозглашенного Конституцией Российской Федерации принципа «свободы творчества», выдвигает интересы создателя произведений шоу-искусства на первый план.

Как известно, для большинства авторов исключительные права на их произведения нередко являются основным источником доходов. В сложившихся экономических условиях представляется крайне важным обеспечить возможность реализации гарантированных законодательством авторских правомочий.

Закон впервые позволяет автору свободно распоряжаться принадлежащими ему исключительными правами. Они могут быть переданы на основе авторского договора, содержание которого стороны вправе определять самостоятельно (принцип «свободы договора»). Существенно ограничены сферы свободного использования произведений.

Другой немаловажной задачей, которую преследовали создатели указанного закона, было обеспечение необходимой правовой базы для осуществления международного сотрудничества. На сегодняшний день Россия является участником двух наиболее авторитетных соглашений в области охраны авторских прав, а именно - Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г . Такие соглашения имеют тем большее значение, что они являются частью правовой системы Российской Федерации. В случаях, когда международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные во внутреннем законодательстве, применяются правила международного договора (ст. 15, п.4 Конституции Российской Федерации).

Первые попытки привести национальное законодательство в соответствие с требованиями международных конвенций были предприняты еще в Основах гражданского законодательства Союза СССР и республик 1991 г . Основы, в частности, отменили свободное использование опубликованных произведений в кино, на радио и телевидении, расширили круг охраняемых объектов, увеличили срок действия авторских прав до 50 лет после смерти автора, установили правовой режим служебных произведений. Важное значение для создателей научных и творческих произведений имело признание права авторства, а также правомочия автора на использование своего произведения за рубежом.

Вместе с тем, процесс формирования нового гражданского законодательства еще не достиг своего завершения. В настоящий момент ведется работа над проектом III части Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой связи вопрос о том, должен ли будущий кодекс содержать детальную правовую регламентацию авторских отношений в том виде, в каком ее давал ГК РСФСР 1964 г., остается достаточно сложным и вызывает неоднозначную оценку специалистов. Как представляется, в условиях существования специального закона, Гражданский кодекс, выполняя роль акта общего характера, должен включать в свой состав лишь нормы, имеющие первостепенное значение. Таким образом, после принятия третьей части Гражданского кодекса Закон об авторском праве будет продолжать действовать, дополняя и развивая его положения.

Состояние научной разработанности темы. Исследуемая проблема получила весьма подробное освещение в отечественной правовой доктрине. В дореволюционный период она нашла отражение в трудах выдающихся русских ученых Я.А. Канторовича и Г.Ф. Шершеневича . В 1941 г. была опубликована работа Е.А. Флейшиц «Личные права в гражданском праве Союза ССР и капиталистических стран» , значительное внимание в которой было уделено неимущественным правам автора. В 50-е г.г. нашего столетия вышли в свет монографии М.В. Гордона , В.И. Серебровского , Б.С. Антимонова и Е.А. Флейшиц, в каждой из которых содержался раздел, посвященный вопросам субъективного авторского права.

Вместе с тем нельзя не отметить, что многие из приведенных выше исследований, представляя несомненный научный интерес, в силу различных объективных причин (в частности, изменения законодательной базы) утратили свою практическую ценность. Вопросам современного авторского права посвящена монография А.П. Сергеева «Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации» (1996 г.) . Указанная работа носит общий фундаментальный характер, и, следовательно, проблема субъективного авторского права не могла быть исследована в ней достаточно глубоко (например, почти не затронуты вопросы сущности авторских прав). В 1993 - 1995 годах в научных изданиях появился ряд публикаций, характеризующих вновь принятое законодательство, а в 1996 году вышел комментарий к закону об авторском праве Э.П. Гаврилова.

Таким образом, на сегодняшний день, наблюдается определенный недостаток работ, посвященных именно специальным вопросам современного авторского права. В свете изложенного представляется, что научная разработка поставленной в дипломной работе проблемы имеет важное теоретическое и практическое значение.

Значительное внимание в дипломном исследовании уделено вопросам участия России в системе международной охраны авторских прав. Детальный и обстоятельный анализ действующих международных соглашений об авторском праве содержится в многочисленных трудах М.М. Богуславского (1973 г.), Ю.Г. Матвеева (1975 и 1978 г.г., 1987г.) , В.П. Шатрова (1982 г.).

За последние годы в периодической печати вышло ряд публикаций, посвященных вступлению России в Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений.

Объектом дипломного исследования выступает действующее законодательство об авторском праве, с одной стороны, и международные соглашения (многосторонние и двусторонние), составляющие часть правовой системы Российской Федерации, с другой. Отдельно характеризуются соглашения России, заключенные в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).

Предметом дипломного исследования являются права авторов произведений шоу-искусства.

Цель и задачи исследования. Цель работы определена необходимостью дальнейшего совершенствования российского законодательства об авторском праве. В ходе ее реализации были поставлены следующие задачи:

провести сравнительно-правовой анализ ранее действовавшего советского и вновь принятого российского авторского законодательства;

изучить юридическую природу и сущность авторских прав;

показать содержание авторских прав и специфику каждого правомочия в отдельности, а также степень их закрепления в российском законодательстве;

исследовать влияние положений международных конвенций на становление и развитие российского законодательства в указанной сфере общественных отношений;

выявить особенности современного состояния системы международной охраны авторских прав;

исследовать направления дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере охраны авторских прав.

Методология и методика исследования. Автор исследования руководствуется ст. 44 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества, а также ст. 27 Всеобщей Декларации прав человека, согласно которой каждый имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации 1993 года, Гражданский кодекс Российской Федерации (первая и вторая части), Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах от 9 июля 1993 года, Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года, Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 года и иные нормативные правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств).

В работе проводится подробный анализ Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года с последующими изменениями, Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года, пересмотренной в 1971 году, двусторонних соглашений Российской Федерации, а также соглашений, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств (Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 года, Соглашение о сотрудничестве в области кинематографии от 10 февраля 1995 года). Были исследованы многочисленные документы и материалы ЮНЕСКО, органов Бернского союза и Всемирной организации интеллектуальной собственности, совещаний и симпозиумов по вопросам международной охраны авторских прав.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы, полученные в ходе дипломного исследования, могут служить основанием для совершенствования российского законодательства об авторском праве. Они могут быть реализованы в процессе нормотворческой деятельности, в частности, при разработке третьей части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Работа может быть использована в правоприменительной деятельности, а также в процессе преподавания курсов российского гражданского и международного частного права. Она способна оказать содействие авторам при защите их интересов в случае заключения конкретных договоров с пользователями на уступку прав созданного или создаваемого произведения.

Глава 1. Права авторов в гражданском законодательстве Российской Федерации

1.1 Общая характеристика субъективного авторского права

Авторское право как система правовых норм регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, в том числе и в сфере шоу-бизнеса..

Распространение норм авторского права на произведения в сфере шоу-искусства является традиционным для российского законодательства, занимающегося произведениями, принадлежащими к акту творчества в сфере массово-зрелищных мероприятий.. При разрешении вопроса об охране того или иного произведения, представляется необходимым дать определение соответствующим категориям.

Термин «наука» обычно рассматривается как «сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности». Данное понятие также включает в себя полученные в ходе научной деятельности результаты .

Понятие «искусство» трактуется широко и включает в себя, кроме изобразительных искусств, музыку, хореографию, театр, эстраду, шоу-программы, художественные аудиовизуальные произведения, художественные фотографии и т.п.

Более сложно определить, в каком значении употребляется здесь слово «литература»: распространяется ли этот термин лишь на художественную литературу или же на любые произведения, выраженные в словесной форме.

Так, по мнению В.И. Серебровского, в литературном произведении духовное творчество выражается словесно, а в научном - также словесно и кроме того, посредством различных вычислений, таблиц, формул, схем и т. п.

М.В. Гордон полагает, что литературные произведения не ограничиваются произведениями художественной литературы и относит сюда произведения науки и техники, созданные в форме книг и статей.

Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц, применяют термин «литература» ко всякого рода словесным произведениям, «кроме научных и технических», причем «техническую литературу» они считают охваченной понятием «научного произведения».

А.П. Сергеев утверждает, что данные категории используются в законе не в своем обычном значении, иначе они взаимно накладывались бы друг на друга. Специальное выделение литературных произведений имеет смысл лишь в том случае, если ими охватывается особая группа произведений, не относящихся к произведениям науки или искусства. Далее, анализируя ст. 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» он справедливо отмечает, что термин «литературное произведение» используется там в более широком значении, когда им охватывается любое произведение, в котором выражение мыслей, чувств и образов осуществляется посредством слова в «оригинальной композиции и посредством оригинального изложения». В этом своем значении литературное произведение охватывает собой не только литературно-художественные, но и научные, учебные, публицистические и другие работы.

Несмотря на то, что программы для ЭВМ являются информационными технологиями, они также относятся к литературным произведениям, и подпадают под действие норм Закона об авторском праве.

Такое решение было принято с учетом следующих обстоятельств. Во-первых, программы для ЭВМ являются результатами творческой деятельности, выражаются в объективной форме и, следовательно, отвечают всем признакам объектов авторского права. Во-вторых, авторско-правовая охрана программ для ЭВМ является более оперативной, дешевой и демократичной по сравнению с их защитой на основе положений патентного законодательства. Сложность экспертизы программ на мировую новизну, длительность процедуры патентования, нецелесообразность в ряде случаев публикации описания программ - все эти обстоятельства склонили выбор в пользу авторского права, которое не выдвигает каких-либо формальных требований для предоставления охраны. Наконец, немаловажное значение имел и тот факт, что авторско-правовой вариант защиты программного обеспечения уже был избран большинством стран. Установление в этих условиях особой системы защиты исключило бы Россию из сферы международной авторско-правовой охраны, обеспечиваемой нормами ныне действующих конвенций.

Однако при регулировании отношений, связанных с созданием и использованием программ для ЭВМ, в авторское право могут быть введены нормы, не характерные для данного института в целом. Таким образом, в развитие общих положений Закона было принято специальное законодательство, - а именно Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и дополняющие его подзаконные акты.

В правовой литературе неоднократно указывалось, что могут существовать результаты творческого труда и в других областях, прямо не относящихся к сфере шоу-искусства, например, техническое творчество. Иными словами, можно ли отнести к сфере научной деятельности промежуточную область между теоретической наукой и материальным производством, то есть область создания новой техники.

Большинство исследователей полагает, что никакого особого «технического творчества» в отличие от научного творчества не существует и, следовательно, все произведения, раскрывающие содержание технических решений до их квалификации в качестве изобретений и иных объектов патентного права, должны пользоваться авторско-правовой охраной как произведения науки.

Таким образом, охраной по действующему законодательству пользуются любые произведения, в которых проявляется творчество и которые обладают всеми предусмотренными законом признаками объекта авторского права.

В субъективном смысле авторское право можно рассматривать как комплекс отдельных правомочий, принадлежащих автору.

Общей необходимой предпосылкой для возникновения гражданских прав, в том числе и авторских, является гражданская правоспособность. Закон (ст. 17 ГК РФ) определяет правоспособность граждан как способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается смертью.

Из содержания гражданской правоспособности следует возможность несовершеннолетних и недееспособных граждан иметь права авторов. Сама эта возможность не встречала каких-либо возражений как в юридической науке, так и на практике ( например, Ника Турбина опубликовала свой первый поэтический сборник в возрасте восьми лет ). Более того, способность к созданию отдельных видов произведений искусства (в частности, музыкальных произведений ) начинает проявляться у автора именно в раннем возрасте. Известно, что первые композиторские опыты Дмитрия Шостаковича («Гимн свободе» и другие фортепианные пьесы) относятся к 9-11 годам, а Сергей Прокофьев к тринадцатилетнему возрасту уже был автором четырех опер, двух сонат, симфонии и многочисленных фортепианных пьес.

Несовершеннолетние, то есть лица от 14 до 18 лет, осуществляют авторские права на созданные ими произведения совершенно самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителя (ст. 26, п. 2 ГК РФ). Данное правило содержит изъятие из общего правила об объеме дееспособности несовершеннолетних, согласно которому физические лица могут осуществлять свои гражданские права только с 18 лет.

За малолетних, то есть за лиц, не достигших 14 лет, а также полностью недееспособных граждан, авторские права осуществляют их родители или опекуны, как законные представители (ст. ст. 28-29 ГК РФ). В частности, именно родители (опекуны) заключают от имени малолетних авторов договоры, осуществляют защиту их законных интересов в случае правонарушения и т.д. Однако, стороной по договору при этом остаётся сам малолетний.

Граждане, вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставящие свою семью в тяжелое материальное положение и признанные в этой связи ограниченно дееспособными, осуществляют авторские права только с согласия назначенных им попечителей (ст. 30 ГК РФ). Таким образом, автор, дееспособность которого ограничена в судебном порядке, может распоряжаться правами на созданные им произведения лишь под контролем попечителя, ограждающего своего подопечного от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также от его собственных вредоносных действий. Попечитель не устраняет действий самого подопечного, а действует вместе с ним и в его интересах.

Авторские права признаются и за иностранными гражданами, а также лицами без гражданства. Согласно ст. 5 (п. 1) Закона авторские права иностранцев охраняются на произведения, обнародованные на территории России либо не обнародованные, но находящиеся на ее территории в какой-либо объективной форме. Данное правило не делает каких-либо различий в правовом положении российских и иностранных авторов, и выражает территориальный принцип, широко применяемый в международных соглашениях. Если произведение иностранного автора обнародовано или находится в объективной форме за пределами Российской Федерации, его охрана осуществляется в соответствии с международными договорами. При этом произведение также считается опубликованным в России, если в течение 30 дней со дня его первого опубликования за рубежом, оно было опубликовано на ее территории (ст. 5, п. 2).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.