скачать рефераты

МЕНЮ


Авторские и смежные права в шоу-бизнесе

6. Право доступа.

К числу личных неимущественных правомочий автора относится и право доступа, однако в ст. 15 Закона оно отсутствует. Право доступа, как и право следования, отнесено законодателем к разряду особых авторских правомочий (ст. 17 Закона). Таким образом создается третья группа «иных» прав, что в корне меняет взгляд на сложившееся в доктрине и отраженное в законе деление авторских правомочий на личные неимущественные и имущественные. Представляется, что поскольку право доступа носит неимущественный характер, его следует рассматривать совместно с другими личными правами автора.

Право следования, напротив, является имущественным и, следовательно, должно быть включено в ст. 16 Закона об авторском праве.

Подобное решение вопроса позволило бы избежать создания новой категории правомочий, их деления на три группы, и тем самым, нарушения общепринятой классификации авторских прав.

Суть права доступа заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства, например изготавливающего декорации для шоу-представления, вправе потребовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (ст. 17, п.1 Закона).

Подобное право может быть предоставлено авторам произведений архитектуры. Согласно п. 2 ст. 18 Закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» автор архитектурного объекта вправе требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- и видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект.

В прежнем законодательстве данное правомочие специально не выделялось, но в принципе следовало из него. Так, переход произведения изобразительного искусства в собственность заказчика еще не означал передачи авторских прав на произведение (ст.513 ГК РСФСР 1964 года). Автор мог потребовать от собственника оригинала предоставить ему возможность воспроизводить свое произведение в копиях.

Ныне действующий закон об авторском праве не содержит каких-либо ограничений и условий реализации данного права, за исключением единственного указания на то, что от собственника оригинала нельзя требовать доставки произведения автору (ст. 17, п.1). Однако владелец оригинала обязан обеспечить доступ к произведению. Он должен предоставить автору возможность делать фотографии, копии или записи. При этом не имеет значения, преследует ли автор материальную выгоду, реализуя данное право.

Автор, в свою очередь, обязан учитывать законные интересы собственника. Последний, в частности, вправе потребовать от автора возмещения расходов, причиненных осуществлением доступа произведению.

Право доступа может принадлежать только автору и по наследству не переходит.

1.3 Имущественные права авторов

Современное российское законодательство предоставляет автору исключительные права на использование созданного им произведения в любой форме и любым способом (ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Все имущественные права автора таким образом сводятся к общему праву на использование произведения.

Впервые право на использование произведения как единое правомочие было закреплено за автором в ст. 135 Основ гражданского законодательства 1991 года. В ранее действовавшем Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. все способы использования произведения охватывались правомочиями на опубликование, воспроизведение и распространение произведение.

Таким образом, в соответствии с новым законодательством (ст. 16, п.2) имущественными правомочиями являются следующие: 1) право на воспроизведение; 2) право на распространение; 3) право на импорт; 4) право на публичный показ; 5) право на публичное исполнение; 6) право на передачу в эфир; 7) право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю; 8) право на перевод; 9) право на переработку; 10) право следования (ст. 17, п. 2).

Как видим, содержащийся в Законе (п.2, ст. 16) перечень конкретных форм и способов использования произведения не является исчерпывающим, в частности, отсутствует право следования. Несмотря на то, что природа данного правомочия долгое время оставалась спорной в зарубежной доктрине, большинство специалистов признают его подлинным правом автора. Оно относится к категории имущественных прав, неотчуждаемых при жизни автора, но передаваемых в порядке наследования по закону.

Это право вынесено законодателем за рамки указанной статьи как особое правомочие, принадлежащее лишь авторам произведений изобразительного искусства.

Вместе с тем в отношении других категорий произведений отдельные имущественные права также не действуют. Так, правом на перевод обладают лишь авторы литературных произведений; право публичного показа не возникает на музыкальные произведения, а право публичного исполнения не распространяется на произведения изобразительного искусства.

Таким образом, подчеркивая особый характер права следования, законодатель как бы нарушает общую классификацию авторских прав. Как представляется, данное правомочие должно рассматриваться в одном ряду с другими исключительными правами автора.

Право автора на опубликование также должно войти в состав ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» в качестве одного из способов использования произведения.

Вместе с тем, не исключена возможность появления в дальнейшем новых способов использования произведения вследствие стремительного развития технических средств. В этой связи представленный в ст. 16 Закона перечень имущественных правомочий со временем очевидно будет видоизменен и дополнен.

Право автора на вознаграждение за использование произведения отсутствует в общем перечне авторских правомочий, несмотря на то, что прежним законодательством (ст. 479 ГК РСФСР 1964 года, ст. 135 Основ 1991 года) и доктриной оно всегда признавалось за автором. Прежде всего это связано с тем, что право автора на получение вознаграждения не является самостоятельным правомочием, ибо возникает не само по себе, а лишь в результате использования произведения тем или иным способом. Правомочия автора по использованию произведения, будучи сложными по составу, в качестве одной своей части уже включают право автора на гонорар. Следовательно, его выделение из более широких правомочий по использованию произведений являлось бы в значительной степени условным и выпадало бы из общей, очерченной законом схемы.

Действующее законодательство предусматривает некоторые изъятия из общего правила о принадлежащих автору исключительных правах на использование произведения. В этих случаях действия, указанные в п.2 ст. 16 Закона могут производиться третьими лицами без разрешения автора или иного владельца авторских прав. При соблюдении условий, установленных Законом, они не будут являться нарушением авторских прав. Речь идет о случаях так называемого свободного использования произведений.

Следует отметить, что сам термин «свободное использование» применяется здесь весьма условно. Абсолютно свободного использования произведения быть не может, так как с одной стороны, пользователь даже в случае безгонорарного и бездоговорного использования произведения несет обязательства по соблюдению других правомочий автора, и, с другой стороны, по той причине, что произведение как таковое не может существовать независимо, «свободно» от автора и не может быть отчуждено от его имени, индивидуальности и духовного мира.

Случаи свободного использования произведений более или менее подробно регламентируются законодательством большинства стран и прямо допускаются действующими соглашениями об авторском праве. Особенностью советского авторского законодательства до недавнего времени было наличие неоправданно широких по своему объему случаев свободного использования произведения - платного или бесплатного. Автор, создавший произведение, мог заключить договор и получить авторское вознаграждение за первое опубликование и использование произведения. После этого все его имущественные права либо почти полностью прекращались (в сферах шоу-бизнеса, эстрадных и массово-зрелищных программах, радио, телевидения, кино, при использовании в газетах), либо сводились к праву на получение вознаграждения - строго фиксированного (публичное исполнение).

Подобные исключения, провозглашенные чуть ли не социалистическим принципом авторского права, долгое время не позволяли СССР присоединиться не только к Бернской конвенции, но и даже ко Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года. И лишь «преодолев» этот принцип Россия смогла значительно поднять уровень охраны авторских прав. Конечно, определенные случаи свободного использования произведений остались, причем в ныне действующем законодательстве содержится даже большее число таких случаев. Но отличие прежнего законодательства от нового вовсе не в этом, а в том, что все случаи свободного использования, содержащиеся в новом Законе, сформулированы очень узко и конкретно. К тому же прямо предусмотрено, что никакие иные акты (кроме Закона) не могут вводить новых аналогичных случаев.

А теперь, обратимся к анализу конкретных имущественных правомочий Автора.

1. Право на воспроизведение.

Воспроизведение является исторически первым имущественным правомочием. Известно, что авторское право возникло именно как право на изготовление копий книг, а сам термин “copyright” буквально переводится как «право копирования» или «право на воспроизведение». Бернская конвенция первоначально также основывалась на этом правомочии. И лишь постепенно развитие технических средств привело к появлению и признанию других авторских прав.

Право на воспроизведение означает повторное придание произведению объективной формы, доступной для восприятия третьих лиц. Вопрос о том, ограничивается ли воспроизведение размножением материальных носителей, в которых произведение выражено, или оно связано с любым повторным доведением произведения до сведения неопределенного круга лиц долгое время был предметом научных дискуссий. В Основах гражданского законодательства 1991 года (ст. 135) сделан выбор в пользу широкой трактовки понятия воспроизведение, которое, могло осуществляться любым способом (путем издания, публичного исполнения, передачи в эфир и т.п.)

В новом авторском законодательстве понятие воспроизведения несколько сузилось и было сведено к изготовлению одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме (ст. 4 Закона). Иные способы использования произведения, не связанные с его повторной фиксацией на материальном носителе, рассматриваются Законом «в качестве особых правомочий автора, лежащих за рамками воспроизведения».

Действующее законодательство однако не перечисляет конкретных способов воспроизведения, ибо им признается любая повторная фиксация произведения на материальном носителе. В ст.4 Закона лишь отмечено особым образом, что воспроизведением, является изготовление экземпляров произведения в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения. Запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением. При этом достаточно, если экземпляр произведения воспринимается органами чувств человека косвенно (например, изготовление матрицы для печати или негатива, также является воспроизведением). Использованная технология (печать, фотокопия, рукопись ) и шрифт ( обычный, азбука Брайля, нотные знаки) не имеют значения.

Одной из разновидностей воспроизведения является репродуцирование, означающее факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение копий произведения в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме (ст. 4 Закона).

Законодательное закрепление данного вида репрографического воспроизведения обусловлено тем, что современные технические средства позволяют получить копию произведения по цене и качеству значительно превосходящую оригинал. Законом определены пределы осуществления репродуцирования произведений третьими лицами.

Согласно ст. 20 Закона использование произведений путем репродуцирования допускается без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

В качестве субъектов, имеющих право на такое использование, Законом определены библиотеки и архивы. Цель реализации данного права - восстановление, замена утраченных или испорченных экземпляров произведения и предоставление их другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов.

Цели реализации права для двух других групп субъектов - физических лиц (при посредничестве библиотек и архивов) и образовательных учреждений - иные: для первых - учебные и исследовательские работы, для вторых - проведение аудиторных занятий.

В отличие от библиотек и архивов, которые могут воспроизводить произведения любого объема полностью, для физических лиц и образовательных учреждений объектами использования могут являться отдельные статьи и малообъемные произведения, правомерно опубликованные в сборниках, газетах и других периодических изданиях; короткие отрывки из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций).

2. Право на распространение.

Традиционно право на распространение рассматривалось большинством ученых как право пускать в гражданский оборот экземпляры произведения, размноженные на основе принадлежащего автору права на воспроизведение. В таком понимании право на распространение относится лишь к произведениям, зафиксированным на материальном носителе. Публичное исполнение или публичный показ произведения, вопреки утверждению некоторых юристов, не рассматривается как его распространение.

По мнению иных специалистов, объектом распространения могли быть не только размноженные копии произведения, но и сам его оригинал, что подтверждалось ссылкой на законодательство тех стран, которым было известно право следования. Однако ныне действующий закон (ст. 16, п.2), определяя право на распространение предполагает наличие экземпляров произведения, т.е. его копий, изготовленных в любой материальной форме, которые вводятся в гражданский оборот. Произведения, существующие только в одном экземпляре, не являются объектом распространения.

Право на распространение не связано с пуском в гражданский оборот такого количества экземпляров произведения, которое бы удовлетворяло разумным потребностям публики. Этим оно отличается от рассмотренного выше права на опубликование произведения.

В числе конкретных способов распространения произведения, Закон (ст. 4) называет лишь наиболее типичные из них - продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в прокат (внаем) - это предоставление экземпляра произведения во временное пользование с целью «извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды». Однако получение платы за передачу копии произведения в собственность или во временное пользование не является обязательным признаком распространения. Экземпляры произведения могут быть введены в гражданский оборот и посредством бесплатного распространения (дарения), мены и других подобных действий.

Важные дополнительные нормы в отношении данного правомочия содержатся в п.З ст. 16 Закона. Во-первых, экземпляры правомерно обнародованного произведения, введенные в гражданский оборот посредством их продажи, могут распространяться в дальнейшем без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (принцип «исчерпания авторских прав»). Таким образом, закон ограничивает лишь первичное распространение экземпляров произведения, тогда как последующая их реализация должна быть свободной.

Во-вторых, право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат сохраняется за автором, независимо от того, кому принадлежит право собственности на эти экземпляры. Последнее указание сформулировано не совсем ясно: право на распространение экземпляров путем проката для исключения сомнений можно рекомендовать формулировать в соглашениях особым образом.

Процесс распространения следует отличать от воспроизведения. Так, произведение может распространяться не на той территории, где оно было воспроизведено; не тем лицом, которое осуществляло воспроизведение; в иное время, отличное от времени воспроизведения. Таким образом, право на распространение является самостоятельным способом использования произведения.

3. Право на импорт.

В целях распространения произведения автор вправе импортировать его экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (Ст. 16, п.2 Закона). При этом под импортом понимается пересечением товаром (экземплярами произведения) государственной границы Российской Федерации; его последующее растаможивание значения не имеет .

Объектом данного права могут быть только произведения, зафиксированные на материальном носителе. Право импорта, не распространяется, в частности, на прием зарубежных радио- и телепрограмм.

Право импорта тесно связано с правомочием автора на распространение произведения и в значительной мере является его конкретизацией. Осуществляя контроль за импортом своего произведения автор может пресечь нарушение права на распространение уже на стадии его подготовки2. Он, однако, не вправе запретить импорт экземпляров, не предназначенных для дальнейшего распространения (например, ввоз с целью удовлетворения личных потребностей).

4. Право на публичный показ

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности (ст.4 Закона).

В прежнем советском законодательстве данное правомочие распространялось только на неопубликованные произведения (ст. 476, 513 ГК РСФСР 1964 г.). Вопрос о том, может ли право публичного показа быть практически реализовано в отношении обнародованных произведений является спорным и в настоящее время. С одной стороны ныне действующий закон не связывает его осуществление с первым доведением произведения до сведения публики.

Другой характерной чертой рассматриваемого права является признак публичности, означающий, что показ произведения должен происходить в месте, открытом для посещения. Демонстрация произведения узкому кругу специалистов, близким друзьям или членам семьи не является публичным показом.

Осуществление данного права может происходить как путем непосредственного контакта публики с произведением, так и при помощи технических средств ( например, проекция изображения, показ телефильма).

5. Право на публичное исполнение.

Исключительное право автора на публичное исполнение созданного им произведения впервые признается российским законодательством. Прежде исполнение выпущенных в свет произведений допускалось без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения (п. 1. ст. 495 ГК РСФСР 1964 г. ). Таким образом, разрешение автора требовалось только в отношении исполнения неопубликованных произведений. Если же произведение уже было однажды исполнено (или опубликовано иным способом), то его дальнейшее исполнение производилось без согласия автора. Согласно ст.4 Закона исполнением произведения признано его представление посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). При практическом осуществлении данного правомочия большое значение имеют нормы подзаконного акта - Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (утверждено постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994г.)1. Предусмотренные им ставки являются минимальными и применяются, если иное не определено в договоре между пользователем и автором, а размер вознаграждения не подлежит спору между заинтересованными сторонами.

Объектом права на публичное исполнение являются музыкальные, эстрадные драматические, музыкально-драматические, хореографические, литературные произведения, произведения шоу-искусства, пантомимы и сценографии.

В отличие от рассмотренного выше правомочия на публичный показ, для публичного исполнения характерно наличие исполнителя как связующего звена между автором произведения и публикой, тогда как в первом случае осуществляется непосредственный контакт со зрителями. В качестве исполнителя может выступать артист шоу-программы, пианист, певец, актер, танцор и т.д. При этом исполнение может быть доступно как для слухового, так и для визуального восприятия.

Вместе с тем публичное исполнение допускает лишь однократное восприятие произведения аудиторией. Если произведение изобразительного искусства может неоднократно восприниматься публикой, то для повторного восприятия публично исполненного произведения требуется его повторное исполнение.

В качестве иных различий указывают на то, что право на публичный показ может быть осуществлено лишь в отношении произведений, зафиксированных на каком-либо материальном носителе; исполняться же могут и выраженные в устной форме произведения2.

Общей чертой, характерной для обоих правомочий является признак публичности. Так, например, музицирование в кругу близких друзей или исполнение произведения во время прослушивания не составляет публичного исполнения.

Осуществление данного права не ставится в зависимость от наличия непосредственного контакта с аудиторией. Например, возможно исполнение произведения в механической записи на танцевальной площадке, а также во время проведения во время проведения какой-либо церемонии или мероприятия (шоу-концерта,презентации, выставки, и т.д.).

6. Право на передачу в эфир.

В соответствии с новым законодательством (ст. 16, п.2 Закона ) автор вправе сообщать свое произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир.

На сегодняшний день, радио и телевидение становятся важнейшими способами использования произведения, дающими возможность самого широкого его распространения. Именно поэтому данный вид использования произведения представляет особый интерес автора, несомненно нуждающийся в защите. Тем не менее, до недавнего времени советское законодательство допускало воспроизведение по радио и телевидению любых опубликованных произведений, включая и их транслирование непосредственно из места исполнения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения (п.4 ст.492 ГК РСФСР 1964 г.). Указанное обстоятельство явилось существенным препятствием на пути присоединения Советского Союза к Бернской и Всемирной (в редакции 1971г.) конвенциям. Несмотря на то, что Основы 1991г. уже предусматривали отмену свободного использования произведений по радио и телевидению, только с принятием Закона данному правомочию стало придаваться должное значение.

Согласно российскому законодательству (ст. 4) передача в эфир означает сообщение произведения (фонограммы, исполнения и т.д.) для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (ст. 4 Закона). Иными словами, в содержание данного права входит трансляция произведения для широкой аудитории по эфирным средствам массовой информации, прежде всего по радио и телевидению. Под эфирной трансляцией понимается передача знаков, звуков и изображения посредством электромагнитных волн, посылаемых от передатчика и принимаемых в других местах на приемники и снова преобразуемых в знаки, звуки и изображение. Поэтому для трансляции программы владельцы передающей станции должны иметь разрешение автора передаваемого произведения. Прием передачи с помощью принимающего устройства не попадает под действие права на передачу в эфир. Однако если при приеме происходит транслирование произведения для широкой аудитории, то это с точки зрения Закона уже новый акт воспроизведения, который должен производиться лишь с согласия автора.

Под теле- и радиотрансляцией понимается также прямая трансляция через спутник, когда программа передается наземной передающей станцией на спутник, а сигналы со спутника принимается непосредственно приемными устройствами на земле. При этом передача произведений (фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания) до всеобщего сведения не зависит от их фактического приема публикой (ст.4 Закона).

Произведение может быть передано в эфир не только первоначальной, но и другой радио- или телевизионной станцией (ретрансляция). В последнем случае произведение становится доступным новому кругу потребителей, и вознаграждение со стороны первой передающей станции уже не может являться полной компенсацией. Поэтому необходимо иметь специальное разрешение автора. То же самое относится к повторным передачам и передачам на других волнах в другое время, так как это также позволяет пользоваться данным произведением новому кругу слушателей (зрителей).

К повторным передачам относятся также передачи через распределительные спутники. Это программы передаваемые наземной станцией на спутник и затем принимаемые одной или несколькими наземными приемными станциями и транслирующие данную программу местным слушателям (зрителям). Для такой трансляции необходимо иметь разрешение автора. Пока нельзя однозначно ответить на вопрос, является ли трансляцией уже передача от наземной станции на спутник. Эту передачу публика на земле непосредственно воспринимать не может, но косвенно она служит для показа программы на земле. Поэтому ее следует рассматривать как передачу для которой необходимо получить разрешение автора. Если же разрешение от него получено, то оно включает и трансляцию через распределительные спутники публике, так как без передачи на распределительные спутники трансляция невозможна.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.