скачать рефераты

МЕНЮ


Авторские и смежные права в шоу-бизнесе

7. Право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю.

Право автора сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю) в общих чертах схоже с рассмотренным выше правомочием. Иным является сам метод посредством которого произведение доводится до аудитории.

При данном способе использования произведения круг слушателей или зрителей не расширяется, поскольку трансляция ведется только для абонентов соответствующих каналов (радиоцентров).

Однако частный прием радио- или телепередачи не подпадает под действие Закона. Радиослушатели и телезрители должны лишь заплатить абонентскую плату радиостанции и телевизионному каналу, которые в свою очередь выплачивают автору вознаграждение за разрешение на трансляцию его произведения. Таким образом отдельные лица косвенно платят автору за предоставленную им возможность пользоваться его произведением.

В настоящее время в России наблюдается повсеместное введение кабельного телевидения, возникают частные теле- и радиокомпании. В этой связи закрепление данного правомочия за создателем произведения видится весьма актуальным.

8. Право на перевод.

Перевод литературного произведения, например текст сценария исполнительских шоу номеров) довольно редко производится самим автором, поэтому фактически указанное правомочие сводится лишь к праву давать согласие на использование перевода. Свое согласие на перевод автор, как правило, выражает в форме договора с организацией пользователем. Особенностью такого договора является сохранение неприкосновенности произведения в процессе перевода. В этой связи автору предоставлено право на осуществление авторизации перевода, т.е. его просмотра с последующим одобрением или неодобрением. Если в результате авторизации обнаружилось искажение оригинального произведения, например нарушена его целостность, автор может запретить использование конкретного перевода.

Согласие автора на использование его произведения в переводе в большинстве случаев не носит характера исключительной лицензии. Автор может разрешить осуществление перевода иным лицам наравне с организацией пользователем. Однако в силу принятого на себя обязательства автор может отказаться от уступки данного права третьим лицам в течение определенного срока.

Осуществление перевода произведения в личных целях не может быть запрещено автором. Таким образом, заключение авторского договора приобретает значение лишь в случае последующего использования переведенного произведения. В этой связи некоторые специалисты указывают на несамостоятельный характер этого права.

9. Право на переработку.

Действующее законодательство закрепляет за автором возможность переделывать, аранжировать, либо иным образом перерабатывать произведение (ст. 16, п.2). Автор вправе самостоятельно переработать произведение в другой вид, форму или жанр, а также разрешить переработку своего произведения другим лицам. При этом использование произведений, созданных в результате творческой переработки, может осуществляться только с согласия авторов оригинальных произведений.

Характерной чертой переработки является сохранение в ней некоторых элементов формы первоначального произведения.

От производных произведений в форме которых использованы элементы или части формы другого произведения, следует отличать случаи использования в содержании произведения элементов содержания другого произведения. Поскольку элементы содержания произведения сами по себе авторским правом не охраняются (п.4 ст. 6 Закона), произведение, созданное с использованием элементов содержания другого произведения, не является производным.

Поскольку производное произведение должно быть основано или включать в себя ранее существующие произведения, нарушение права на переработку почти всегда будет сопровождаться нарушением права на воспроизведение (при условии, что произведение зафиксировано на материальном носителе). В то же время самовольная адаптация такого произведения как шоу-концерт, балет или пантомима является нарушением исключительного права обладателя на создание производных произведений, даже если такая переработка и не была зафиксирована в материальной форме.

Рассматриваемое правомочие применяется ко всем видам произведений. Согласно гражданскому законодательству 1964 г. оно действовало лишь в отношении переработки повествовательного произведения в драматическое либо в сценарий и наоборот, а также переработки драматического произведения в сценарий. В остальных случаях чужие изданные произведения могли без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, использоваться для создания нового, творчески самостоятельного произведения (п.1 ст.492 ГК РСФСР 1964г.).

В русском дореволюционном законодательстве право автора на переработку повествовательного произведения в драматическую форму (или наоборот) обозначалось как право драматизации. Согласно ст.31 Положения об авторском праве 15 марта 1911 г. такая переработка не могла осуществляться «без согласия автора и его наследников».

На данном принципе основано постановление ст. 42 Положения в соответствии с которой авторское право на музыкальные произведение включало в себя исключительное право его переложения на отдельные инструменты или целый оркестр, на один или несколько голосов, а также его переинструментовку.

В настоящее время согласие автора необходимо на любую переработку его произведения. Применительно к программам для ЭВМ и базам данных переработка именуется модификацией и означает любые их изменения, кроме тех, которые осуществляются исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя2.

После смерти автора наследники вправе давать согласие на переработку произведения в течение всего срока действия авторских прав.

10. Право следования.

Основной причиной законодательного закрепления права следования стала необходимость защиты имущественных интересов авторов произведений изобразительного искусства. Авторы шоу-программ, музыкальных или литературных произведений имеют возможность постоянно получать доходы от использования результатов своей творческой деятельности, тогда как для художника, продавшего оригинал это, как правило, невозможно даже в том случае, если само произведение становится известным, а его стоимость существенно возрастает. В этой связи право следования, закрепленное в п.2 ст. 17 Закона об авторском праве стремится обеспечить автору произведения изобразительного искусства долю от выручки (5 % от перепродажной цены) при каждой последующей продаже оригинала.

Право следования или долевого участия применяемое во многих западных странах, очевидно было введено в российское законодательство под влиянием норм Бернской конвенции (ст. 14 ter). Конвенционная норма трактует данное правомочие более широко, включая в его объем не только произведения изобразительного искусства, но и оригиналы рукописей писателей и композиторов.

Согласно российскому законодательству право следования распространяется лишь на оригиналы произведений изобразительного искусства. Под действие данного права не подпадают, в частности, произведения архитектуры, фотографии и прикладного искусства.

Автор может претендовать на получение вознаграждения лишь в случае публичной перепродажи своего произведения, а именно через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин. При этом отчисления обязан производить продавец, а в случае комиссионной продажи - как комитент, так и комиссионер. Чисто частные продажи во внимание не принимаются.

Автор может претендовать на получение вознаграждения лишь в случае, когда цена, по которой реализуется произведение превышает предыдущую не менее, чем на 20 %. Данное условие рассчитано на реальное повышение цены при его перепродаже1. Между тем законодательство некоторых зарубежных стран, например, ФРГ, не ставит возможность осуществления данного права в зависимость от того получает ли продающий при вторичной продаже дополнительную выручку, а предоставляет его долю даже в том случае, если имеет место уменьшение стоимости. Важно лишь, чтобы выручка от продаж не составила менее 100 немецких марок (§26 Закона ФРГ об авторском праве и смежных правах 1965 г.). Данное положение непосредственным образом направлено на упрощение процедуры реализации права следования. По этой же причине автору предоставлено право на получение информации и контроля, которыми он может воспользоваться через общество по реализации предметов искусства.

При жизни автор не может отказаться от права долевого участия. Данное ограничение направлено на предотвращение вынужденного отказа автора от своей доли (вознаграждения), ибо, художники, как известно нередко идут на уступки, чтобы продать произведение.

Право следования является неотчуждаемым и после смерти автора переходит к его наследникам по закону. Данное ограничение объясняется «алиментарным характером» рассматриваемого права. В этой связи А.П. Сергеев пишет, что «выручка от продаж ... произведений изобразительного искусства и, соответственно, часть прибыли от их последующих продаж рассматривается как основной источник дохода авторов. Поэтому в случае смерти автора право долевого участия закрепляется законом только за теми лицами, которые реально пользовались ... этими доходами. Поскольку круг этих лиц обычно совпадает с кругом наследников по закону, закон и относит последних к субъектам права следования. Дальнейший переход права следования к иным лицам исключается, так как в законе говориться лишь о наследниках самих авторов».

В юридической литературе справедливо указывают на то, что право следования находится в несоответствии с принципом «исчерпания авторских прав». Тогда как п.З ст. 16 Закона объявляет дальнейшее распространение экземпляров произведения правомерно введенных в гражданский оборот в принципе свободным, здесь Закон налагает на продавца обязанность производить отчисления. Такое особое отношение к дальнейшему распространению произведений изобразительного искусства оправдано тем, чтобы предоставить художнику возможность участия в увеличении стоимости оригинала. Очень часто художнику приходится довольно дешево продавать свои произведения, особенно юношеские работы. Если же автор приобретает известность, то владелец оригинала может получить значительную прибыль основанную не на его собственном труде, а на работе художника. С этой точки зрения было бы справедливо предоставить автору возможность участия в повышении стоимости собственного произведения. Таким образом, продавец, выступая в качестве посредника представляет произведение новому кругу потребителей, за что он и обязан выплатить автору компенсацию.

1.4 Срок действия авторских прав

Авторское право действует в течение определенного срока, после чего прекращается и произведение становится неохраняемым или, как говорится в Законе (ст.28), перешедшим в общественное достояние.

По общему правилу, авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти (ст.27, п.1 Закона). Указанный 50-летний срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора, и соответственно истекает в конце последнего 50-го года срока. Правило о том, что авторское право прекращается лишь в конце календарного года, установлено для удобства подсчета срока и несколько отличается от порядка исчисления сроков, закрепленного в главе 11 Гражданского кодекса РФ.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования. В случае раскрытия автором своей личности или в силу каких-либо обстоятельств личность автора более не оставляет сомнений, срок действия авторского права будет определяться по общему правилу, описанному выше.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. В этом существенное новшество, установленное в пользу других наследников. До тех пор, пока коллективное произведение охраняется, все наследники умерших авторов пользуются правами, независимо от сроков смерти их наследодателей.

На практике нередко встречаются случаи, когда произведения умерших авторов обнародуются и начинают использоваться за пределами указанных выше сроков или в самом их конце. Учитывая это, новый закон установил еще одно исключение из общего правила о сроке действия авторских прав. В соответствии с п.5 ст.27 указанного Закона авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его опубликования. Данному положению близка ситуация, касающаяся сроков защиты произведений репрессированных авторов. Если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, 50-летний срок охраны прав на произведение начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Наконец, предусматривается увеличение на 4 года срока охраны авторских прав на произведения тех авторов, которые участвовали в Великой Отечественной войне или работали в этот период.

Авторское право юридических лиц, возникшее до введения в действие авторского закона, прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения или создания произведения, если оно не было обнародовано. Данное положение возникло в связи с отказом Закона от конструкции авторства на произведения юридических лиц и было закреплено в п.4 Постановления Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.

Что же касается радио- и телепередач (передачи в эфир), в отношении которых не истек 50-летний срок с даты их правомерного обнародования или создания, если они не были обнародованы, то с момента введения в действие Закона они охраняются в течение оставшегося срока как объекты смежных прав (п. 5 Постановления).

Произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также как и произведения, срок охраны которых уже истек, считаются перешедшими в общественное достояние. При соблюдении права авторства, права на имя и права на защиту репутации они могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.

Правительством Российской Федерации могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование произведений, перешедших в общественное достояние. Нормой закона определен максимальный размер такого отчисления - он не может превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений. Установлено, что суммы отчислений переводятся в профессиональные фонды авторов, а также в организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.

В настоящее время подобные отчисления в России не введены. Тем не менее ранее в СССР при публичном исполнении произведений, объявленных достоянием государства, начислялись обычные суммы авторского гонорара, которые затем использовались как «культурный налог». Такие отчисления существуют и в некоторых зарубежных странах.

Глава 2. Современное состояние правового регулирования авторского права в сфере шоу-бизнеса

2.1 Правовое обеспечение государственной политики в области авторского права и смежных прав в сфере шоу-бизнеса

Историю законодательства об авторском праве на протяжении трех последних столетий можно рассматривать как поиск разумного баланса интересов, своего рода «социального контракта» между автором и обществом, или как беспрерывный ряд попыток «сбалансировать» потребности общества в свободном потоке идей и знаний с заинтересованностью автора в справедливом вознаграждении за творческий труд.

Правовые основы борьбы с нарушениями авторских и смежных прав в аудиовизуальной сфере были заложены Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», характерной чертой которого является его рыночная направленность. Этот закон значительно расширил возможности обладателей авторских и смежных прав по свободному распоряжению своими правами. Опосредованно из него проистекает, что именно государство призвано поддерживать «неустойчивое равновесие» между правами личности и интересами общества.

Принятие Закона «Об авторском праве и смежных правах» позволило в значительной степени унифицировать российское законодательство с аналогичными законодательными актами европейских стран, США и Японии, благодаря чему стало возможным присоединение России к Бернской конвенции.

Мировой опыт правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности имеет комплексный характер, то есть включает положения конституционного, гражданского, административного, финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права. Практика большинства стран с высоким уровнем охраны интеллектуальной собственности показывает, что одними гражданско-правовыми санкциями «пиратство» искоренить нельзя. Принятые в США поправки к уголовному законодательству предусматривают за нарушение авторских прав тюремное заключение сроком до 10 лет. Действующее законодательство предусматривает гражданскую, уголовную и административную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Соответствующие нормы внесены в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Кодекс об административных правонарушениях.

Уместно задать вопрос: почему, когда в России создана тождественная европейскому уровню правовая база для охраны авторских и смежных прав, положение в этой сфере остается из ряда вон скверным.

Вероятно, дело в том, что наибольшие проблемы возникают с применением законодательства, о чем, в частности, свидетельствует немногочисленная, но противоречивая судебная практика.

Блез Паскаль сказал однажды, что единственная прерогатива власти - это защита. И это справедливо, ведь если закон дает право, то он должен давать также и средства его защиты. Собственно защита права есть не что иное, как его реальное, в необходимых случаях принудительное осуществление. Причем государство призвано обеспечить распределение «расходов и доходов» людей в зависимости от их поведения по отношению к праву.

Решение этой задачи в настоящее время затруднено. Законодательство содержит достаточно эффективные механизмы защиты от незаконного использования объектов авторского права и смежных прав, однако далеко не всегда эти механизмы реализуются на практике. Наиболее распространенное нарушение авторского права и смежных прав - использование соответствующих объектов без оформления договорных отношений с правообладателями. Причины такого положения нередко кроются не только в экономических, но и во внеэкономических факторах, которые порой влияют на уровень защищенности ничуть не меньше.

В настоящее время, когда создание законодательной базы практически завершено, основной задачей, которая стоит перед Россией в области авторского права, является организация надежно действующего правоприменительного механизма. Это, в свою очередь, означает, что необходим некоторый импульс для силовых ведомств, поскольку права бороться с видеопиратством, у них, как мы видим, есть.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.