скачать рефераты

МЕНЮ


Авторское право и библиотеки

Авторское право и библиотеки

36

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ ДО 1 ЯНВАРЯ 2008 г

РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

РАЗДЕЛ 3. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА АВТОРСКОГО И СМЕЖНЫХ ПРАВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Библиотеки является в России одним из наиболее распространенных и действенных социальных институтов, призванных предоставить каждому свободный доступ к отечественным и мировым информационным ресурсам. Во все времена общественным назначением библиотеки было формирование, сохранение собираемых в библиотечные фонды источников, информирование об их наличии и предоставление пользователям.

Но в процессе реализации своей миссии библиотекари сталкиваются с рядом взаимосвязанных правоотношений, среди которых: публичное право (право граждан на доступ к информации); частное право (право автора на защиту его произведения).

Ранее, когда информация воспроизводилась только на твердых носителях и не копировалась с помощью технических средств, такие правоотношения сосуществовали достаточно мирно: автор издавал произведение, читатель получал к нему доступ в библиотеке и т.д. Однако с развитием технологий у людей возникла потребность в получении информации в более полном объеме и в более сжатые сроки, что побудило библиотеки развивать новые технологии библиотечного дела. Сначала появилось репродуцирование произведений, затем произошла революция в области МБА - удаленные читатели стали обслуживаться с помощью электронной доставки документов. В результате публичное право стало конфликтовать с частным: читатели заинтересованы в получении информации наиболее мобильным способом, библиотеки заинтересованы в предоставлении читателю информации способом, наиболее удобным и для читателя, и для самой библиотеки, а автор заинтересован в соблюдении его личных и имущественных прав.

Интерес библиотек к законодательству об авторском праве связан с тем, что читатель, получая нужный ему документ в библиотеке (вне зависимости от его формы и носителя) должен быть уверен, что получает и использует его на законных основаниях, знать свои права на какие-либо действия с документом и обязанности перед библиотекой.

Должны знать права на использование хранящихся документов и библиотекари. Ибо только таким образом можно обеспечить гарантированно легальное использование всех документальных ресурсов.

Авторское право для библиотек -- это право на определенные действия (распространение, воспроизведение, копирование и т. д.) по отношению к объектам права (произведениям -- результатам творческой деятельности, зафиксированным на материальных носителях с реквизитами, позволяющими их идентифицировать) -- обнародованным и введенным в общественное пользование произведениям.

Руководителям и специалистам библиотек в последние годы приходится сталкиваться с рядом проблем в сфере авторского права: обеспечение нормативно-правового обоснования организации и функционирования разнообразных информационных ресурсов и услуг; регулирование прав владельцев, собственников и пользователей электронными библиотечно-информационными ресурсами; решением вопросов авторского права, в основном касающихся доступа к информации в электронной форме; а так же недостаточным знанием, как российскими библиотекарями, так и российскими читателями, законов по защите авторских прав; отсутствие правовой культуры, заставляющей задумываться о необходимости соблюдения основных положений существующего законодательства.

Степень научной разработанности темы. Активное изучение законодательства об авторском праве в деятельности российских библиотек началось с середины 90-х гг. Проблемы его правоприменения начали активно обсуждаться библиотечной общественностью и находить отражение в профессиональной периодической печати. В мае 1996 г. на Международной конференция «Библиотеки, издательства и авторское право», а затем и в мае 1998 г. на Международном семинаре «Авторское право, библиотеки и издательства в век электронных коммуникаций» [11] впервые был поднят вопрос правоприменения норм законодательства авторского права в библиотечной практике. Впоследствии вопросы авторского права в контексте практической деятельности библиотек становились предметом обсуждения на различных по своей основной тематике конференциях и совещаниях, и прежде всего на тех, где рассматривались проблемы использования новых информационных технологий [10, 73, 87].

В 2000 г. Российской государственной библиотекой была создана межведомственная рабочая группа по проблеме «Доступность библиотечных фондов и авторское право». Ее основные задачи заключались в анализе отечественного и международного опыта в области авторского права с учетом интересов библиотек, экспертиза действующего законодательства, выработка предложений по обеспечению доступности документов в библиотеках с соблюдением авторских и имущественных прав владельцев. В составе рабочей группы изучением вопросов авторского права занимались следующие специалисты: А.Б. Антопольский, О.Ф. Бойкова, Н.О. Ерохина, Л.И. Подшибихин, Н.З. Стародубова, В. М. Хургин, а так же Я.Л. Шрайберг и другие.

А.Б. Антопольский отмечал необходимость разработки методического пособия для библиотек по правовым основам воспроизведения и предоставлению пользователям разнообразных информационных объектов, исходя из специфики охраны авторских прав электронных изданий [13, 14].

Проблемы авторского права и доступности библиотечных фондов в связи с использованием новых информационных технологий, созданием электронных библиотек, вопросы копирования, а так же вопросы защиты авторских прав сотрудников библиотек - составителей разнообразных библиографических пособий и методических рекомендаций, поднимает в своих статьях О. Ф. Бойкова [17 - 32].

Необходимость соблюдения интересов библиотек при копировании документов для восстановления библиотечных фондов, выдаче их по межбиблиотечному абонементу, доставке документов по электронным сетям отмечала Н.О. Ерохина [49].

Л.И. Подшибихин рассматривал проблемы приведения российского законодательства в области авторского права в соответствие с международными документами (Женевской и Берноской конвенциями). Им подчеркивалась необходимость введения в российское законодательство правовой нормы, разрешающей библиотекам и архивам репродуцировать особо ценные издания для создания цифровых копий, применять положение о копировании документов для обеспечения деятельности электронных библиотек [70, 71, 72].

Н.З. Стародубова анализировала опыт зарубежных библиотек в правоприменения норм авторского права [78, 79].

Проблемы полноты и доступности предоставляемой библиотеками информации, связанные с авторскими правами рассматривал В.М. Хургин [84].

Вопросы открытого доступа к информационных ресурсов, а так же вопросы соблюдения авторских прав при работе с электронными документами, базами данных рассматривал Я.Л. Шрайберг [86, 87, 88].

Объектом исследования является авторское право.

Предметом исследования является авторское право в библиотечной деятельности.

Цель дипломной работы проанализировать правоприменительную практику норм законодательства об авторском праве в библиотеке.

Данная цель обуславливает решение следующих задач:

- рассмотреть законодательство об авторском праве до 2008 г.;

- рассмотреть новые нормы законодательства об авторском и смежных правах и их влияние на деятельность библиотек;

- проанализировать правоприменительную практику Белгородской государственной универсальной научной библиотеки (БГУНБ).

Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования, обобщение и систематизация полученных данных, контент-анализ, синтез, интервьюирование сотрудников библиотеки, наблюдение.

Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение и приложение.

В первой главе «Законодательство об авторском праве до 1 января 2008 г.» рассматривается история развития авторского права, первые известные в этой сфере документы, состояние законодательства в советские годы. Субъекты и объекты авторского права. А так же нормы Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» в редакции от 20.07.2004 г.

Во второй главе «Современное законодательство в сфере авторских прав» рассматривается новое законодательство, регламентирующее вопросы авторского права, анализируется его нововведения, а так же влияние этих нововведений на деятельность библиотек.

В третьей главе «Правоприменительная практика авторского и смежных прав в Белгородской государственной универсальной научной библиотеке» рассматривается изменения, произошедшие в библиотеке после принятия нового законодательства в сфере авторского права, реакция пользователей на нововведения, а так же соответствие деятельности БГУНБ новым правовым нормам.

Библиографический список состоит из 88 библиографических записей.

ГЛАВА I. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ ДО 1 ЯНВАРЯ 2008 г.

Понятие авторского права можно рассматривать в двух смыслах: в субъективном и объективном. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном же смысле авторское право - это неимущественные и имущественные права конкретных лиц, создавших конкретные произведения литературы, науки и искусства [64, с. 34].

Авторское право является подотраслью гражданского права и регулирует правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, воспроизведением, копированием и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности [35].

Главным действующим лицом авторского права является автор. Автором же признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. А также лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.

Развитие авторского права началось с появлением книгоиздательского дела. Так до 1816 г. в России правоотношения авторов и издателей не являлись предметом регулирования. И отсутствие каких бы то ни было правовых норм, обеспечивающих интересы авторов, неизбежно приводило к полному произволу издателей. Когда, например, А.С. Пушкин готовил новое издание «Кавказского пленника», некий Естафий Ольдекоп получил от цензурного комитета разрешение на выпуск «Кавказского пленника» с приложением немецкого перевода. По просьбе А.С. Пушкина его отец, С.Л. Пушкин, заявил протест против такого разрешения и подал в цензурный комитет жалобу о том, чтобы никакие сочинения сына не печатались без письменного позволения самого автора. В ответ цензурный комитет сослался на отсутствие такого законодательного положения, которое обязывало бы рассматривать права на произведение. Участившиеся в первой четверти ХIХ века случаи явного мошенничества со стороны отдельных издателей, в частности, сознательное введение публики в заблуждение относительно авторов распространяемых книг, вынудили правительство принять соответствующие меры. В 1816 г. Министерством народного просвещения было издано распоряжение о том, чтобы при представлении рукописей на цензуру к ним прилагались доказательства прав издателя на подачу рукописи к напечатанию. Таким образом, с появлением указанного распоряжения вопрос о правах издателя впервые ставился в зависимость от авторского права создателя произведения.

Однако первый прогрессивный в России законодательный акт, касающийся вопросов авторского права, появился 22 апреля 1828 г. Это был Цензурный Устав, который содержал специальную главу «О сочинителях и издателях книг». По данному закону сочинитель или переводчик книги (закон касался только литературных произведений) имел исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и его продажей по своему усмотрению. При этом срок авторского права устанавливался в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение становилось «собственностью публики» [51, с.18-19].

Первым же законом об авторском праве считается акт, изданный ранее в Англии в 1710 г. во времена королевы Анны, что нашло отражение в его названии - «Статут королевы Анны». Этот законодательный акт впервые закрепил личное право автора на охрану опубликованного произведения от неразрешенного использования другими. Автору было предоставлено исключительное право разрешать переиздание и копирование своего произведения в течение ограниченного времени, определенного законом. Охранялись, согласно «Статуту королевы Анны», только книги. Охрана, предоставленная Статутом, была обусловлена рядом формальностей, а именно: регистрацией авторами произведений под своим собственным именем и депонированием девяти экземпляров произведения для университетов и библиотек.

В числе стран, где ухе в XVIII в. были приняты первые законы или декреты об авторском праве, можно назвать также Францию, США, Германию, Данию, Норвегию, Испанию. К началу XIX в. многие государства приняли национальные законы об авторском праве, которые впоследствии пересматривались и изменялись под влиянием новых технических средств и технологических достижений [39, с. 145].

Вернемся в Россию. Через два года после принятия Цензурного Устава, в 1830 году было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило существовавшие правила, решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т. д.

В дальнейшем законодательство пошло по пути расширения авторских правомочий, признаваемых законом. В 1845 г. авторство было признано на музыкальную, а в 1848 г. - и на художественную собственность. С 1857 года срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет, что по существу опережало соответствующие законодательные нормы ряда стран Европы [51, с. 20].

Первый специальный закон в сфере авторского права в России был принят 20 марта 1911 г. и назывался «Положение об авторском праве». Оно содержало Общую часть, в которой раскрывались основные понятия - круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты, а так же отдельные главы посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения [64, с. 36].

После Октябрьской революции в 1917 г. Положение об авторском праве 1911 г. было отменено. Кроме того, был принят ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства.

С середины 20-х годов вплоть до 1962 г важную роль в регулировании отношений в области авторского права играли Основы авторского права 1925 и 1928 гг., а также Закон РСФСР «Об авторском праве» 1928 г., одной из особенностей которого являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли, а так же то, что устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.

Совершенно новый этап развития советского авторского права начался с внесения изменений в 1973 г. в Основы гражданского законодательства, а в 1974 г. - в ГК РСФСР и в гражданские кодексы других союзных республик. Эти изменения были связаны с тем, что СССР присоединился с 27 мая 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве, а потому потребовалось увеличить срок охраны авторских прав (до 25 лет, считая с года смерти автора), ввести охрану права на перевод, несколько сузить сферу свободного использования произведений.

В СССР было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), которое не только являлось посредником при заключении договоров о приобретении прав иностранных авторов для использования в СССР и о продаже за рубеж прав советских авторов, но и занималось сбором и распределением авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений в СССР, а также общими вопросами защиты авторских прав в СССР [51, с. 41-42].

В 80 гг. законодательство об авторском праве было представлено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, типовыми авторскими договорами, разделами «Авторское право», содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик, многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре. Это законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав. Вместе с тем, оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР.

К началу 90-х гг. в Российской Федерации начинается постепенная смена законодательства. Так 3 августа 1992 года на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Раздел IV Основ («Авторское право»), предусматривал новую регламентацию авторских прав, а также вводил правовую охрану смежных прав. Однако он действовал на территории России недолго, всего один год. С 3 августа 1993 г. вступил в силу Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», который приобрел ключевое отраслевое значение. Указанный Закон состоял из 5 разделов: общие положения, авторское право, смежные права, коллективное управление имущественными правами, защита авторских и смежных прав [68]. Позже в закон вносились поправки. Последние изменения Закон претерпел в 2004 г.

Рассмотрим более подробно данный Закон, так как он лег в основу современного законодательства в сфере авторских и смежных прав.

Начнем с того, что авторские права на произведения науки, литературы и искусства возникают в силу факта их создания (ст. 6) Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или какого-то другого специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Как следует из ст. 6, п. 1 Закона, произведение - это результат творческой деятельности. Творческая деятельность есть мыслительный процесс создания нового, ранее неизвестного, оригинального.

Творческая деятельность дает не материальный, а идеальный, интеллектуальный результат, поэтому само произведение является не материальным, а интеллектуальным объектом.

Вместе с тем, охрана по авторскому праву возникает лишь с того момента, когда этот идеальный результат будет выражен в какой-либо объективной (материальной) форме. Наиболее типичные формы выражения произведений указаны в ст. 6 п. 2 закона. Это следующие формы существования произведений:

- письменная (рукопись, машинопись и т, д.);

- устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);

- звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т, д.);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.