скачать рефераты

МЕНЮ


Авторское право и библиотеки

Применительно к массовым пользователям (а библиотека часто выступает и в такой роли) допускается особый порядок заключения договора: путем изложения его типовых условий на передаваемых экземплярах. Речь идет об особом виде авторского договора, так называемой «оберточной» лицензии. И здесь необходимо обратить внимание библиотек на необходимость знакомства с условиями этого договора и их выполнением, что особенно важно при определении перечня видов работ библиотек с этими носителями. Оберточная лицензия, обычно, не дает покупателю широких прав на дальнейшее использование.

Нормы ГК РФ так же затрагиваю вопросы организации работы библиотек с нетрадиционными носителями. Необходимо помнить, что без заключения лицензионного соглашения с правообладателем (изготовителем или распространителем) некоторые варианты использования объектов авторских прав являются нарушением законодательства, так как законом не предусматривается поправки (исключения), дающие библиотекам определенные права в этом плане (исключением является изготовление библиотеками в единственном экземпляре страховой копии или копии взамен утерянной и репродуцирование при посредничестве библиотек для учебных и исследовательских целей отдельных статей и других малообъемных материалов) (ст. 1275).

Некоторые библиотеки изготавливают копии видеоматериалов аудиоматериалов в качестве страховых (в законодательстве сделано исключение на воспроизведение фонограммы для учебных и научных целей) (ст. 1274). Надо отметить, что практически во всех приобретаемых кассетах в оберточных лицензиях оговаривается запрет на снятие копий. Это, безусловно, ограничивает перечень услуг, которые библиотеки могли бы предлагать своим читателям. В некоторых библиотеках, например, предполагалась такая услуга, как перезапись имеющихся в фондах грампластинок на аудиокассеты и выдача этих материалов на дом (грампластинки с уникальными записями на дом не выдаются), а также изготовление высококачественных копий аудиокассет и видеоматериалов, имеющихся в библиотеке, и также их выдача на дом. Такая услуга может осуществляться при наличии соответствующей лицензии. Еще одна немаловажная деталь -- выдавая аудио-, видеоматериалы и компакт-диски на дом, библиотеки не ставят читателям никаких ограничений (помимо сроков), связанных с условиями их дальнейшего использования в соответствии с законодательством.

В соответствии с ГК РФ без соответствующего договора библиотеки с правообладателем она не имеет права выдавать материалы на нетрадиционных носителях и брать за это плату. Сдача всех материалов в прокат -- исключительное право правообладателя. Хотя в существующих в нашей стране экономических условиях это может быть выгодно и читателю, и библиотеке. И в законодательстве можно было бы оговорить определенное количество экземпляров материалов на нетрадиционных носителях, предоставляемых библиотеке для выдачи в прокат без специального разрешения правообладателя. Сейчас же библиотеки, которые оказывают платные услуги, выдавая компакт-диски, пытаются выйти из этого положения, оговаривая, что плата берется не за использование компакт-диска, а за машинное время [82].

Не правомерна и такая распространенная в библиотеках платная услугу как «ночной абонемент». Читатель получает на руки на ночь хранящийся в библиотеке материал - это можно рассматривать как предоставление в прокат. Сдача же материалов в прокат является исключительным правом правообладателя (ст. 1299).

Среди прав на использование, также очень близко касающихся библиотек, особенно публичных, исключительное право правообладателя на публичный показ и публичное исполнение. Практически на всех приобретаемых библиотеками материалах на нетрадиционных носителях (в первую очередь, это касается видеокассет) в оберточной лицензии стоит запрет на публичную демонстрацию (причем не указывается, что это касается лишь платных публичных показов). В законе же исключения для библиотек специально не оговариваются (ст. 1317).

Следовательно, можно сделать вывод, что библиотеки, в соответствии с законодательством, осуществляющие эту деятельность, должны оговаривать это в договоре или получать специальное разрешение у правообладателя.

Это же относится и к публичному исполнению, например, музыкальных произведений, записанных на аудиокассетах или копакт-дисках. Случаи публичного исполнения без согласования с правообладателем в законе перечисляются, но различные мероприятия библиотек, предусматривающие публичное исполнение, в законе не оговариваются (ст. 1324).

Стараясь быть законопослушными, некоторые библиотекари ставят под сомнение правомерность служб ЭДД в новых условиях. Но это преувеличенный страх. Ст. 1275 ГК РФ, разрешающая репродуцирование, допускает создание в цифровой форме временных копий произведений, предназначенных для осуществления репродуцирования. Оцифровка может использоваться как промежуточный технологический процесс для осуществления репродуцирования [50, с. 13].

Безусловно, услуга ЭДД претерпела существенные изменения. Раньше пользователь приходил в библиотеку один раз, заключал договор и в течение определенного времени получал необходимые для работы материалы по электронной почте на домашний или рабочий компьютер. По новому законодательству это делать запрещено. Теперь, пользователь каждый раз должен приходить в библиотеку, получать распечатанный документ или читать его с монитора компьютера в библиотеке, с исключением возможности сделать копию. При этом сам смысл услуги - электронная доставка - теряется. Конечно, существует специальное ПО, которое удаляет автоматически исходный файл, что бы не допускать копирования и за рубежом давно разработаны системы контроля за обслуживанием, но все это недоступно для российских библиотек, за неимением достаточного финансирования [81, с. 16].

Одна из сфер, которую так же затрагивает ГК РФ, это базы данных.

Работа с базами данных - неотъемлемая часть библиотечной технологии: достаточно назвать процесс формирования библиотечных каталогов или пользование заимствованными каталожными записями.

По сравнению с предыдущими версиями законов об авторском праве Часть 4 ГК РФ содержит существенные уточнения в разделе о базах данных.

Статья 1260 «Переводы, иные производные произведения. Составные произведения) дает ключевое определение: под базой данных понимается объективная форма представления и организации совокупности данных (cтaтeй, расчетов и т.д.), систематизированных таким образам, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ». При этом требование оригинальности отсутствует.

Помимо уже использовавшихся в предыдущем законодательстве понятий автор, правообладатель, введено понятие составителя, что формулируется следующим образом «составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство)» (cт. 1260).

Статья 1286 дает право без разрешения и без оплаты вносить (технические) изменения в БД для обеспечения ее функционирования и копировать для архивных целей или взамен утраченной. Но применение настоящей статьи не должно наносить неоправданного ущерба нормальному использованию БД и не должно ущемлять законные интересы автора или правообладателя.

Очень серьезно в прописаны вопросы служебных БД, т.е. созданных в порядке выполнения служебного задания работодателя, данного работнику (автору) в пределах установленных для него трудовых обязанностей. В таких случаях исключительное право принадлежит работодателю, если договором не предусмотрено иное. Работник имеет право на вознаграждение за создание и использование БД: размер определяется договором (или судом). Тот же подход используется и для БД, созданных по заказу, договору подряда (приоритет - заказчику), а также по государственному или муниципальному контракту (приоритет в данном случае исполнителю (ст. 1296, 1297, 1298).

В разделе о смежных правах (ст. 1333) законодателем помимо автора, заказчика, работодателя, вводится новое понятие изготовитель БД (ее автор или иное лицо, организовавшее создание базы данных и работе по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов). Различие понятий автор, составитель и изготовитель законодателем не прописывается.

Что касается определения длительности сроков защиты произведения (ст. 1335), то все множество баз данных можно условно разделить на два типа - перманентные (постоянные) и обновляемые. Какая-то небольшая часть баз данных создается один раз и навсегда, т. е. однократно. Для примера, это может быть БД «Полное собрание сочинений А.С. Пушкина с научными комментариями». Ее сделали, и она может использоваться без существенного редактирования 16-20 лет и более. В этом смысле такая БД очень близка к обычному литературному произведению.

Однако большинство БД принципиально имеют другой характер. Они обязательно должны обновляться и пополняться (иногда используется термин актуализироваться), в этом зачастую основной смысл их существования. Примерами могут послужить БД «Законодательство по авторскому праву и соответствующие судебные решения», «Метеонаблюдения на территории Российской Федерации», «Электронный каталог ГПНТБ России»: можно привести огромное количество и других. Без постоянного обновления использование баз данных такого типа теряет смысл, они будут невостребованными (разве что останется исторический интерес). Установленный в ст. 1335 срок защиты таких баз данных 15 лет после последнего обновления [53, с. 25].

Еще одна новация: исключительное смежное право изготовителя БД, содержащей более 10 тыс. самостоятельных информационных элементов (материалов), извлекать из БД материалы и осуществлять их использование в любой форме и любым способом. Под извлечением понимается перенос содержания (всего или существенной части) на другой информационный носитель (ст. 1334).

Но не совсем ясно, что такое - «самостоятельные информационные элементы (материалы)» - ведь с равным основанием это могут быть отдельные слова, фразы, элементы записи в полях, запись в целом. Далее законодателем вводится показатель «10 000 самостоятельных информационных элементов» в качестве правоприменительного параметра, который означает, что закон по отношению к маленьким базам не действует и они фактически не защищены.

В данной главе мы рассмотрели новое законодательство в сфере авторских и смежных прав, вступившее в силу 1 января 2008 г., лишь в тех моментах, где оно непосредственно затрагивает деятельность библиотек: приобретение и использование библиотеками материалов на нетрадиционных носителях; вопросы репродуцирования; изменения в работе ЭДД; охрана законом базы данных; права на материалы, размещенные в сети Интернет. И стало понятным, сколько вопросов, требует детального рассмотрения, обсуждения и правового урегулирования. Остается надеяться, что эти вопросы будут решаться законодателями при непосредственном участии библиотек и с учетом накопленного в различных странах опыта.

ГЛАВА III. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА АВТОРСКОГО И СМЕЖНЫХ ПРАВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Белгородская государственная универсальная научная библиотека (БГУНБ) имеет статус центральной библиотеки региона и является крупнейшей библиотекой области, региональным хранилищем произведений печати, научно-методическим и научно-информационным учреждением, центром общественной и культурной жизни. Сотрудники библиотеки стремятся предоставить каждому свободный доступ к отечественным и мировым информационным ресурсам.

Библиотека располагает крупнейшим в области универсальным научным фондом изданий, насчитывающим 2,5 млн. единиц хранения. Фонд включает книги, газеты, журналы, ноты, грампластинки, аудио- и видеокассеты, нормативно-технические документы и патенты. Ежегодно в библиотеку поступают свыше 20 тысяч экземпляров документов, в том числе - местный обязательный бесплатный экземпляр печатной продукции.

Диапазон правоприменения законодательства по авторскому праву в деятельности библиотеки обширен, охватывает все основные направления: комплектование, доступность библиотечных фондов, библиотечно-информационное обслуживание, издательскую деятельность и т. д.

Для того, чтобы более детально изучить правоприменительную практику норм законодательства об авторском праве в БГУНБ, рассмотрим работу структурных подразделений библиотеки.

Отдел комплектования. Сотрудники отдела комплектования тщательно следят за тем, что бы все документы, которые заказывает, приобретает и получает в дар библиотека, являлись правомерно введенными в гражданский оборот, т.е. не были контрафактной продукцией. По комплектованию фондов, особенно на традиционных носителях, никаких особых трудностей не возникает.

Что же касается документов в электронном виде, в настоящее время существует множество пиратской (не лицензионной) продукции на оптических носителях (CD и DVD-дисках). По утверждениям специалистов, в США уровень контрафакта составляет 20-25 процентов от общего числа продаваемых дисков, а в России - 60 процентов [42]. Отличить контрафактный CD от лицензионного по внешнему виду сложно, но сотрудники библиотеки в процессе своей деятельности выработали некоторые способы определения подлинности товаров на оптических носителях.

При определении подлинности диска необходимо обратить внимание на следующие факторы:

- Место покупки дисков. Если диск приобретен на рынке, в подземном переходе или в ларьке, вероятность того, что он не является лицензионным, весьма велика. Однако большая часть лицензионной продукции продается через сеть специализированных магазинов. Лучше договориться с издательством и приобретать продукцию непосредственно у официального изготовителя. Именно так чаще всего поступают сотрудники отдела комплектования.

-Упаковка. Лицензионные диски обычно упакованы в серые пластиковые боксы keep case с 2-3-х лепестковыми держателями диска или в прозрачные jewel case (R5), запаянные в целлофан. Диски могут быть в подарочных картонных боксах или многодисковых коробках. Пиратские DVD обычно продают в коробках абсолютно черного цвета с четырехлепестковым держателем (диск снять с него весьма сложно). Часто у пиратских копий упаковка гремит и рассыпается сама собой. Нелицензионный диск обычно имеет разводы на поверхности, вызванные неравномерностью нанесения алюминиевого слоя, отсутствуют голографические наклейки на упаковке.

- Полиграфия. Вложенный в диск буклет или описание треков отсутствует. Полиграфия обложки обычно копирует издания, но часть текста переведена на русский язык, а часть сохранена на английском (на лицензионных дисках такого быть не может). При этом разрешение печати небольшое, картинки могут выглядеть расплывчато. На обложке лицензионного диска цветовая гамма часто намного ярче, чем на пиратской копии.

Печать на самом диске (если она есть) обычно цветная, но низкого качества.

- Лицензия DVD-диска - обычно в комплект к лицензионному диску прикладывается лицензионное соглашение фирмы производителя, в пиратских дисках она отсутствует.

Следует отметить, что в соответствии с основными принципами, изложенными в российских законодательных актах по защите авторских прав, использование продуктов, являющихся объектами авторских прав, должно осуществляться на основании договора с правообладателем (ст. 1235). То есть продавцы программного обеспечения, компакт-дисков, аудио-, видеоматериалов вправе распространять их только на основании договора с правообладателями, заключенного в письменном виде, где оговариваются их права на дальнейшее использование. При работе библиотек с данными фирмами или физическими лицами, библиотеки должны убедиться в наличии подобной лицензии. Более того, если при покупке продуктов библиотека выступает как юридическое лицо, она должна заключать с продавцом соответствующие соглашения, где оговариваются дальнейшие права на использование.

К сожалению, в отделе комплектования, таких договоров не оказалось. Данное обстоятельство свидетельствует о том, при покупке дисков библиотека выступала как массовый пользователь, в таком случае допускается особый порядок заключения договора: путем изложения его типовых условий на передаваемых экземплярах. Речь идет об особом виде авторского договора, так называемой «оберточной» лицензии. Но оберточная лицензия не дает покупателю широких прав на дальнейшее использование.

- Сигнатура (подпись) диска. Это надпись на внутреннем ободе издания - с той стороны, которая проигрывается в плеере. На пиратских дисках она обычно содержит такой набор - например: Godfather-1-DVD-9-FD-0021; по ней в базе данных антипиратских структур легко различить пиратский релиз (впрочем, пираты могут скопировать сигнатуры с оригинальных дисков).

Помимо сигнатуры на поверхность диска может также наноситься информация во время выплавления. Это информация постоянна и не может быть изменена, так как она занесена на поверхность зеркала (часть устройства, в котором при высокой температуре сам диск выплавляется из поликарбоната). Такой информацией, как правило, бывает SID CODE, который выдается с целью идентификации продукции каждого конкретного легального завода. Пиратские заводы такие коды, конечно же, не ставят. То есть внутреннее кольцо диска будет чистым.

Отдел абонемента. В отделе абонемента читателям выдаются книги прошедшие тщательную проверку еще на стадии комплектования.

Фонд отдела насчитывает более 120 000 экземпляров книг по экономике, политике, государству и праву, языкознанию, литературоведению, религии, а также естественно-научную и художественную литературу. Ежегодно объем новых поступлений составляет около 4 000 экземпляров книг и более 40 наименований литературно-художественных и научно-популярных журналов.

Часть фонда отдела предоставлена читателям для свободного выбора.

В отделе читатели могут свободно реализовать свое право на доступ к информации, не опасаясь получить контрафактное издание. Ведь библиотекари четко следят за соблюдением авторских прав.

А вот что касается соблюдением авторских прав читателем, то тут никто не гарантирует, что пользователь, взяв книгу домой, не отсканирует ее. Библиотекари просто полагаются на порядочность своих читателей.

На наш взгляд, в дальнейшем, дабы исключить возможность такого нарушения авторских прав, и повысить гражданскую ответственность с читателями могут быть заключены пользовательские соглашения, в которых будет прописана их ответственность за осуществление противоправных действий. А так же в зале можно повесить объявление или плакат с выдержками из IV Части ГК РФ. В таком случае можно будет сказать, что библиотекари сделали все, дабы обеспечить исполнение норм законодательства об авторском праве. Пока же, на наш взгляд, разъяснительная работа ведется в недостаточном объеме.

Отдел межбиблиотечного абонемента (МБА). Выполняет заказы абонентов, используя ресурсы БГУНБ.

Если читатель живет в Белгородской области и в библиотеке его населенного пункта нет необходимой литературы, то межбиблиотечный абонемент предоставит возможность получить издания из Белгородской государственной универсальной научной библиотеки.

Отдел МБА выдает литературу предприятиям и организациям города Белгорода и области. Производится на основании заключенных договоров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.