скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ

Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ

АННОТАЦИЯ

Дипломная работа на тему «Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ по материалам ФГОУ ДПО «Дальневосточного института повышения квалификации Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков» г. Хабаровск».

Работа состоит из Введения, Двух глав, Заключения.

Во введении представлены обоснования актуальности данной темы, указаны цели, предмет, объект исследования, обозначены практическая значимость работы, методологические основы ее написания, показана эмпирическая база, использованная в работе. Выведены необходимые задачи, способствующие достижению цели работы.

Первая глава «История возникновения и развития уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» состоит из трех пунктов:

- Возникновение и развитие государственного уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Российской империи, СССР и за рубежом;

- Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (проанализированы международные соглашения в сфере противодействия наркомании и преступлений в данной сфере);

- Модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков в зарубежных странах (на примере таких стран, как Белоруссия, США, Китай и др.).

Вторая глава так же состоит из трех пунктов:

- Анализ ситуации потребления наркотиков, торговли наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом в настоящее время (приведены статистические данные международного, государственного и регионального уровней, выделены основные направления борьбы с наркоманией и наркобизнесом)№

- Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации (раскрыты основные идеи и направления антинаркотической политики России и регионов);

- Совершенствование системы мер по сокращению наркомании и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (изложены предложения ученых и соображения автора работы по совершенствованию и улучшению состояния и мер по борьбе с преступлениями в данной сфере в РФ и Дальневосточном регионе).

В Заключении сделаны основные выводы по дипломной работе, проводится анализ и подводятся итоги проделанного исследования. Предлагаются конкретные способы улучшения современного законодательства.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ

1.1 Возникновение и развитие государственного уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Российской империи, СССР и за рубежом

1.2 Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров

1.3 Модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков в зарубежных странах

2. СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ

2.1 Анализ ситуации потребления наркотиков, торговли наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом в настоящее время

2.2 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации

2.3 Совершенствование системы мер по сокращению наркомании и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

Судебная практика

Статистические данные

Специальная и научная литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ВВЕДЕНИЕ

Наркотики - это чудовище, заглотившее людей больше, чем Вторая мировая война, захватило не только отдельные страны, но и целые континенты. Откуда же взялась эта дьявольская напасть?

Наркотики известны человечеству уже тысячелетия. Но только за последние полтора века они превратились в реальную угрозу жизни на Земле.

Сначала Европа, а затем и Америка развили в мировом масштабе производство, торговлю и контрабанду табака, алкоголя, марихуаны, гашиша, опиума, кокаина. Китаю свободную торговлю опиумом навязала викторианская Англия при поддержке Франции. Более полувека тысячи тонн наркотиков (шесть тысяч ящиков в 1820 году и 100 тысяч ящиков в 1880-м) губили эту страну. Игнорируя запреты китайского императора на ввоз и употребление наркотиков, Англия продолжала расширять их рынок сбыта в Китае, получая на этом бизнессе огромные прибыли. Именно Англия навязала и выиграла в Китае две войны (1839 и 1856 годы), получившие название «опиумные» и закрепившие в то время за Великобританией ипостась самого крупного торговца наркотиками.

Сколько же сегодня в мире наркоманов? По сведениям ООН, на планете более пятидесяти миллионов человек регулярно употребляют наркотики. Но это лишь зафиксированные наркоманы. Не менее серьезные специалисты, не имеющие отношения к ООН (например, известнейший исследователь наркобизнеса Жан-Луи Бро), утверждают, что наркоманов (хроников и эпизодически хватающихся за наркотики, кстати, количество таких растет ускоренными темпами) насчитывается на Земле более одного миллиарда человек! По данным сената США, незаконный, нелегальный оборот всех видов наркотиков на планете оценивается суммарно в 500 миллиардов долларов ежегодно! Это означает, что подпольный наркобизнес опережает по обороту нефтяной рынок.

При всей актуальности проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств ее нельзя признать урегулированной в международном праве. В частности, нет единого подхода ни в отношении комплекса противоправных действий, подпадающих под понятие незаконного оборота наркотических средств, ни в отношении используемой терминологии.

Кроме того, в национальном законодательстве не всегда учитываются и находят закрепление отдельные стадии незаконного оборота, предусмотренные в международных соглашениях.

Так, для некоторых государств могут быть неактуальными преступные действия, сопряженные с совершением определенных стадий незаконного оборота наркотических средств (не везде можно культивировать наркокультуры, преступные группировки, осуществляющие свою деятельность на территории государства, могут специализироваться на какой-либо определенной стадии незаконного оборота и т. д.), но ответственность за такую деятельность должна быть предусмотрена. Если не признать в национальном законодательстве уголовно наказуемыми все стадии незаконного оборота, то могут возникнуть проблемы с выдачей преступников. Институт экстрадиции может быть использован только в том случае, когда преступное деяние рассматривается в качестве такового в обоих государствах, решающих вопрос о выдаче. Отсюда вытекает необходимость научного анализа правовой регламентации понятия незаконного оборота наркотических средств.

Данное понятие получило закрепление в международных конвенциях универсального характера, регламентирующих вопросы сотрудничества государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Так, в статье 1 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. незаконный оборот наркотических средств определяется как «культивирование или любое действие по сбыту наркотиков в нарушение постановлений настоящей Конвенции».

Россия вот уже 15 лет подвергается массовому воздействию со стороны международного наркобизнеса. Небывалых масштабов достигло распространение на территории страны жестких наркотиков. В первую очередь - героина и других опиатов. Происходит постоянный рост связанных с наркотиками преступлений. Армия наркоманов продолжает втягивать в свои ряды все более молодых рекрутов (по статистике, средний возраст лиц, впервые употребивших наркотики, снизился до 13-14 лет). Растут и другие негативные тенденции.

Наркобизнес и наркомания активно обсуждаются в средствах массовой информации, ученых кругах, властных структурах и пр.

Ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков всё более обостряется и является наиболее серьёзной и глобальной проблемой в современной России. Наркомания и связанная с ней преступность приобретает всё более значительные масштабы и сказывается на морально - психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок. Данное утверждение можно подтвердить рядом исследований и экспертных оценок, в соответствии с которыми число лиц, регулярно потребляющих наркотики, достигает в стране почти 2,5 млн. человек, а число лиц, пробовавших наркотики, - ещё 4 млн. человек.

Таким образом, проблема наркомании в России приобрела сегодня общенациональное значение.

Все более отчетливо выстраиваются в единую цепь наркобизнес, незаконные операции с оружием, отмывание денежных средств, полученных преступным путем, и терроризм. Все это несет прямую угрозу национальной безопасности Российской Федерации, а значит, входит в сферу деятельности органов государственной безопасности.

Это обуславливает безусловную актуальность темы данной дипломной работы в настоящее время.

Актуальность поставленной проблемы в теоретико-методологическом плане обусловлена ее недостаточной разработанностью в отечественном информационном праве. Вместе с тем, весьма важные аспекты данной проблематики исследовались различными учеными достаточно длительное время.

Проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков изучались и изучаются многими авторами.

Очень много публикаций идет в периодических изданиях: газетах, журналах.

В процессе работы над исследованием были изучены работы ученых, посвященные проблемам в сфере незаконного оборота наркотиков, в частности: P.M. Готлиба, Т. Емельянова, В.Д. Иванова, В. Авербуха, О. Журмана, А. Долиной, С. Баймухаметова, А. Рокоссовской, А. Тимонина, Б. Целинского, Л.И. Романовой, З.А. Бабаяна, А.В. Власова, В.М. Егоршина и других.

Дипломная работа выполнена на базе сравнительного анализа соответствующего законодательства и научной литературы.

Правовой базой исследования являются Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральное законодательство, регламентирующее ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков.

Для раскрытия темы нам показалось нужным представить работу в двух главах.

В первой главе рассмотреть исторический и правовой аспект возникновения и развития борьбы с незаконным оборотом наркотиков в России и за рубежом.

Во второй же главе представлен анализ современной ситуации борьбы с незаконным оборотом наркотиков, как в нашей стране, так и на международном уровне и предложен ряд мер по ее улучшению.

Целями написания данной работы является изучение проблем борьбы с незаконным оборотом наркотиков, изучение антинаркотической политики РФ и зарубежных стран.

Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:

- определить историческое развитие наркомании и преступлений в данной сфере;

- рассмотреть способы и стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в таких странах как США, Китай, Белоруссия и другие;

- проанализировать современное состояние в РФ по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- выявить проблемы борьбы с преступлениями в данной сфере;

- раскрыть и представить предложения по совершенствованию антинаркотической политики.

Методологической основой исследования служил диалектический и исторический методы познания, а также формально-юридический, сравнительно-правовой и социологических исследований.

Предметом исследования является антинаркотическая политика государства РФ.

В работе представлены наши соображения по поводу легализации наркотиков, обзор мирового рынка наркотиков, а также представлены материалы уголовной практики по организации розыска и задержания преступников, занимающихся незаконным оборотом наркотиков.

Анализ состояния применения уголовно-правовых мер борьбы с наркоманией показывает, что эти меры еще не в полном объеме обеспечивает решение задач освоения активности борьбы с незаконным распространением и потреблением наркотических средств, недопущения и устранения социальных последствий данного деяния.

Практическая значимость исследования определяется прикладным характером ряда выводов и предложений, а также тем, что его результаты могут быть использованы в:

- аналитической работе организационно-инспекторских аппаратов ФСКН России;

- учебном процессе образовательных учреждений, в том числе и ФСКН России и системе служебной подготовки сотрудников наркоконтроля.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ

1.1 Возникновение и развитие государственного уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Российской империи, СССР и за рубежом

Изначальные писаные законы, которые с большой степенью вероятности можно отнести к юридическим мерам, направленным на пресечение изготовления, хранения, сбыта и иного использования наркотиков без ведома государства, можно обнаружить еще в древних памятниках права. К их списку относятся различные варианты Княжеских уставов, Княжеские грамоты.

Во всех редакциях Русской Правды (Пространная Правда или Правда Руськая; Сокращенная Правда или Правда Роськая) нет статей, прямо указывающих на такого рода правонарушения. Однако другая картина обнаруживается в более поздних источниках отечественного права, например, Уставе князя Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных». Российское законодательство X-XX веков. Т. 1. М.: Совюриздат, 1984.- с. 148-150.

Возникновение этого памятника права относят к XI-XII вв., а время действия - до XIII-XIV вв., Уставе князя Ярослава Владимировича «О церковных судах». Правоприменительную значимость Устава князя Ярослава Вл. определяют с XI по XVIII вв., где регламентация вышеуказанных деяний зафиксирована. В частности, согласно ст. 9 Устава князя Владимира Святославовича зелинничьство запрещается, а ст. 16 возлагает лечение больных на церковных людей. Российское законодательство X-XX веков. Т. 1. М.: Совюриздат, 1984.- с. 214.

В течение трехсотлетнего периода самодержавия семьи Романовых, российской государственности также приходилось реагировать на все расширяющееся распространение наркотиков среди населения Империи. Это выражалось в первую очередь в постепенном развитии системы антинаркотических норм права, правда, без должной унификации и кодификации законодательства.

Законодательство СССР на разных этапах по разному решало вопрос об уголовной ответственности за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами. Так, в УК РСФСР 1922 года отсутствовал состав преступления, устанавливающий ответственность за незаконные действия с наркотиками. Однако применялась статья 215 УК РСФСР, устанавливающая уголовную ответственность за приготовление, хранение и сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ в виде штрафа или принудительных работ. Хоменкер, М.Л. Борьба с хищением, незаконным изготовлением, распространением и потреблением наркотических веществ: Автореф. дис. канд. юрид. Наук / М.Л. Хоменкер. - М., 1966.- 13 с .

Постановление СНК РСФСР от 6 ноября 1924 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами» запрещало свободное обращение всех сильнодействующих веществ, разрушающих народное здоровье: кокаин, морфин, героин и др. 22 декабря 1924 года в УК РСФСР была введена статья 140-д: «Изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения - карается лишением свободы на срок до 3 лет»; Хоменкер, М.Л. Борьба с хищением, незаконным изготовлением, распространением и потреблением наркотических веществ: Автореф. дис. канд. юрид. Наук / М.Л. Хоменкер. - М., 1966.- с.15. то же преступление, совершённое в виде промысла наказывалось лишением свободы на срок не менее 3 лет со строгой изоляцией.

Статья 104 УК РСФСР 1926 года устанавливала ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфина, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения и предусматривала наказание в виде лишения свободы или исправительно-трудовых работ на срок до 1 года. Занятие указанной деятельностью в виде промысла предусматривало наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет со строгой изоляцией.

В УК РСФСР 1960 года предусматривал ряд составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: преступления, нарушающие порядок использования наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств; хищение наркотических средств и другие. Калачев, Б.Ф. Что мы об этом знаем? Из истории распространения наркотиков и наркомании в России. Эйфория распада / Б.Ф. Калачев. - М.: Молодая гвардия,1991.- 34 с.

Развитие отечественного законодательства в данной сфере соответствовало общемировым тенденциям. Еще в 1912 году, в Гаване, была подписана первая международная конвенция по запрещению опиума. После её подписания многие страны приняли национальные законодательства, запрещающие или ограничивающие производство, импорт, хранение и использование наркотиков.

В 1925 - 1953 годах был принят целый ряд международных документов, ограничивающих наркобизнес и злоупотребление наркотиками: 1925 - Женевская международная конвенция по запрещению опиума; 1931 - Женевская международная конвенция об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств; 1936 - Женевская международная конвенция по борьбе с незаконным оборотом вредных лекарственных веществ.

Наркотические вещества распространены в растительном мире, и, с самого начала формирования государств, перед ними, наряду с прочими, встала и задача ограничения неконтролируемого употребления населением наркотических веществ - в целях стабильности создаваемых общественных и властных структур. Существовала такая проблема и на территориях Древней Руси.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.