скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ

«Наркомания представляет угрозу национальной безопасности и демографической ситуации в стране, а предпринимаемые действия неадекватны масштабам наркоэкспансии»,- подчеркнул Медведев. Выступление Медведева Д.А. // http: // www.lawmix.ru /comm.php?id =1005 Президент также считает необходимым ужесточить ответственность за преступления, совершённые в состоянии наркотического опьянения, или за содействие наркобизнесу.

Говоря о профилактике наркомании, Медведев подчеркнул необходимость смещать акценты с силовых и запретительных способов решения проблемы на лечение и реабилитацию, поощрять деятельность молодёжных и других организаций, выступающих за здоровый образ жизни, вести грамотную информационную политику в СМИ. Президент предложил также обсудить возможность введения в стране альтернативного наказания для наркоманов, совершивших незначительные преступления, и об обязательном тестировании учащихся образовательных учреждений для своевременного выявления заболевания.

Медведев до сих пор не реагировал на подобные идеи, однако 7 сентября 2009 г. теме наркомании в стране было посвящено заседание СБ. Вопреки ожиданиям, Медведев достаточно критично оценил работу ФСКН, указав, что «нельзя сказать, что позитивных сдвигов нет, однако коренного перелома в борьбе с наркотиками пока нет, и причины не только в глобальном характере проблемы, но и в самой организации работы, ее недостаточной эффективности». Выступление Медведева Д.А. // http: // www.lawmix.ru /comm.php?id =1005

Тем не менее, часть мер - хотя и наиболее умеренных - Медведев все же поддержал. Президент предложил ужесточить ответственность за преступления, совершенные в состоянии наркотического опьянения, и за содействие наркобизнесу, в том числе «за любые преступления, связанные с наркотиками, особенно за их распространение в публичных местах и там, где отдыхают подростки и молодежь». Выступление Медведева Д.А. // http: // www.lawmix.ru /comm.php?id =1005 По его мнению, «усиления ответственности требуют и коррупционные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков и сопутствующим отмыванием денег». Выступление Медведева Д.А. // http: // www.lawmix.ru /comm.php?id =1005

Как сообщил по итогам совещания Виктор Иванов, было решено ввести для оптовых торговцев наркотиками пожизненное заключение. Было поддержано и предложение Дмитрия Медведева о возможности добровольного выбора между лечением или уголовным наказанием для тех, кто совершил преступление небольшой или средней тяжести. Выступление Медведева Д.А. // http: // www.lawmix.ru /comm.php?id =1005

Вместе с этим, если ФСКН позиционирует себя как политическая структура, то Медведев предложил уходить от силовых методов в пользу мер профилактики, пояснив, что в действующем законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» эти нормы отсутствуют.

Дмитрий Медведев предложил создавать новые центры лечения и реабилитации больных, включить в школьные программы разъяснения о вреде наркомании, поощрять «деятельность молодежных и других организаций, выступающих за здоровый образ жизни» и, наконец, тестировать в обязательном порядке всех «учащихся всех образовательных учреждений».

Выступление Дмитрия Медведева - это не поддержка, а осторожная критика ФСКН, при этом не мешающая поручить ФСКН заниматься разработкой стратегии борьбы с наркоманией. Одновременно Медведев дал понять, что большинство инициатив ФСКН, носящих преимущественно репрессивный и силовой характер, не будут поддержаны, а основные методы борьбы должны носить профилактический и разъясняющий характер.

На Дальнем Востоке многие годы сохраняется высокий уровень распространения наркомании, однако медицинская и социальная реабилитация наркозависимых развита слабо и малодоступна. Сборник материалов по проблемам наркозависимости Хабаровского края // http://№ews.khb.ru/№ews.php3?№ews=4955

Только в четырех субъектах федерации округа действуют государственные наркологические реабилитационные центры или отделения, где принимаются больные наркоманией: в Приморье, Хабаровском крае, ЕАО и на Камчатке.

Госстатом учет численности больных наркоманией, прошедших реабилитацию, не ведется, поэтому оценить эффективность этой деятельности очень трудно. Кроме того, отсутствуют законодательные механизмы, стимулирующие обращение больных наркоманией в наркодиспансеры (лечение и реабилитация - дело сугубо добровольное).

По мнению специалистов, в течение года от приема наркотиков отказываются 20-22% пролеченных больных. Это очень условный показатель, не базирующийся на официальной статистике и не связанный с конкретными сроками ремиссии (воздержания от наркотиков). Сборник материалов по проблемам наркозависимости Хабаровского края // http://№ews.khb.ru/№ews.php3?№ews=4955

Доля наркобольных, обратившихся за медицинской помощью и направленных на медико-социальную реабилитацию, колеблется по округу от 3% до 10%. Остальные, по сути, просто обречены на вымирание.

Услуги по социальной реабилитации наркозависимых предлагают всевозможные центры, образованные религиозными организациями нетрадиционных конфессий (часто под видом не имеющих отношения к религии общественных фондов).

Антинаркотическая деятельность в большинстве случаев является одной из форм осуществления миссионерской работы, привлечения последователей религиозных течений, увеличения потока финансовых средств, жертвуемых на нужды церкви. Используя лозунг борьбы с наркоманией, они ищут поддержку со стороны местных средств массовой информации, учреждений образования и культуры. Но главная задача реабилитации наркозависимых - успешная социализация и возвращение к нормальному существованию - не решается.

Медицинские учреждения работают на основании утвержденного стандарта и полученной лицензии, а вот деятельность фондов, центров, религиозных сект и разных обществ неподконтрольна, потому что опять же нет правового механизма, регламентирующего их деятельность в этой сфере. Психике человека, решившего пройти курс реабилитации, минуя наркодиспансер, могут нанести непоправимый вред, сделать его в буквальном смысле рабом «отцов» - наставников. Рокоссовская, А. Мир не хочет захлебнуться «дурью» / А. Рокоссовская, А. Тимонин // Российская газета.- 2009.- № 178.- 75 с.

Реабилитация наркозависимых, конечно, требует длительного времени, изобретательности и гибкости в подходах, специально оборудованных помещений, решения вопросов материального обеспечения. Эффективность мер, принимаемых государственными и муниципальными органами сегодня, крайне низка. Вопросы развития системы медико-социальной реабилитации наркоманов практически не имеют отражения в региональных целевых программах по профилактике наркомании и наркопреступности.

Очевидно, что реабилитационные учреждения должны открываться с учетом реальной потребности в них в каждом конкретном регионе. Медико-социальная реабилитация больных наркоманией должна проводиться исключительно в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности.

Сегодня, к сожалению, в нашем государстве нет единой системы целостного изучения и анализа сложных проблем наркомании и наркотизма по всей стране. И особенностей их проявления в отдельных наиболее или наименее «пораженных» районах. Отсутствует и единый общероссийский банк данных о положительных и отрицательных результатах, применяемых методах, и методиках лечения потребителей, используемой системы ранней профилактики и ресоциализации в отношении к бывшим наркоманам. Этот опыт должен обобщаться, изучаться в целях использования положительного и необходимого внесения корректив в случаях получения отрицательных результатов. Для сбора полной и достоверной информации о распространении явлений наркомании и наркотизма в различных регионах страны необходим единый научный подход, выверенные методики, по которым и должны проводиться криминологические исследования. Романова, Л.И. Наркопреступность в Дальневосточном регионе / Л.И. Романова.- Владивосток.: Изд. ДВУ, 2002.- 132 с.

2.2 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации

Почти на всех конференциях, совещаниях, Круглых столах, посвященных борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, с одной стороны, раздаются упреки в адрес правоохранительных органов: мол, недостаточно активно ловят наркоторговцев. С другой - критикуется антинаркотическое законодательство, неспособствующее этой самой активности. И в том, и в другом случае есть доля истины.

Вся система антинаркотического законодательства может быть условно разделена на четыре относительно самостоятельных части:

1. устанавливающая ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками;

2. определяющая порядок легального оборота наркотиков;

3. регулирующая порядок лечения и социальной реабилитации наркозависимых лиц;

4. регламентирующая вопросы профилактики распространения наркомании и наркопреступности. Степень совершенства этих частей далеко не одинакова. Так, если правила об ответственности за правонарушения разработаны достаточно четко, то вторая и третья части созданы на сегодня гораздо менее обстоятельно, а четвертая и вовсе представлена лишь фрагментарно.

Что касается ответственности за правонарушения, то проблемы в этой части заключаются, в основном, в правильном правоприменении.

Например, в связи с запрещением в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» пропаганды и рекламы наркотиков, с 1 июля 2002 года установлена административная ответственность за нарушение этих норм.

Практика показывает, что средства массовой информации нередко занимают в этом вопросе либо нейтральную позицию, либо, преследуя цель погони за сенсацией, фактически возбуждают нездоровый интерес к проблеме наркотиков, описывают способы их изготовления, привлекают внимание людей к огромным прибылям, которые могут быть получены от незаконного сбыта наркотических средств. Некоторые страны (например, Франция) имеют в своем законодательстве нормы, которые дают возможность воздействовать на недобросовестных журналистов и редакторов, печатающих за деньги указанные материалы. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общей ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М.: Юристъ, 2009.- 431 с.

Ответственность за немедицинское потребление наркотиков была отменена в декабре 1991 года. Однако в Уголовном кодексе РФ 1996 года ответственность за это преступление введено вновь. Указанная правовая норма призвана выполнять определенную превентивную роль в сдерживании наркотизации населения, особенно на ранней стадии приобщения к наркотикам.

При этом речь не должна идти о широком применении репрессивных мер против потребителей наркотиков. Основное предназначение предлагаемых норм - выразить отрицательное отношение государства к этому явлению.

Кроме того, такая мера нужна, чтобы склонить наркопотребителей к лечению и сотрудничеству с официальными органами. Отсутствие ответственности за потребление наркотических средств без предписания врача по существу провоцирует преступления.

Так как свободного и законного рынка наркотиков в стране нет, наркоманы вынуждены самостоятельно заниматься их изготовлением из суррогатов, либо похищать в медицинских учреждениях. Не случайно проведенный ВНИИ МВД России опрос сотрудников органов внутренних дел показал, что более 80% опрошенных специалистов высказалась за введение ответственности за потребление наркотиков. Наумов, А.В. Ответственность за незаконный оборот наркотиков. Вопросы правотворчества и правоприменения / А.В. Наумов // Российская юстиция.- 2000. № 7.- с.29.

Однако возникает проблема доказывания факта наркотического опьянения у каждого конкретного лица, ведь далеко не везде есть под рукой наркологическое учреждение, где можно провести освидетельствование.

Немало проблем возникает при квалификации действий, связанных с незаконной перевозкой наркотиков. Пленум Верховного суда Российской Федерации в постановлении от 27 мая 1998 г. определил, что не может квалифицироваться как незаконная перевозка хранение лицом во время поездки наркотического средства в небольшом количестве, предназначенного для личного потребления. Что это - незаконная перевозка или незаконное хранение - суд решает в каждом конкретном случае с учетом умысла, цели использования транспортного средства, количества, размера, объема и места нахождения наркотического вещества и всех других обстоятельств дела.

К сожалению, все это не снимает вопросов, связанных с квалификацией деяния. Практически на каждом совещании или конференции, посвященным организации противодействия незаконному обороту наркотиков, содержится упрек в адрес органов внутренних дел за ослабление борьбы с наркоторговцами. Целинский, Б. Закон предполагает, суд располагает / Б. Целинский // Нарконет.- 2002.- № 9-10.- с. 34.

Значительные трудности вызывает на практике определение понятий изготовления и переработки наркотических средств или психотропных веществ.

В постановлении Пленума от 27 апреля 1993 г. разъяснялось, что под изготовлением следует понимать любые действия, в результате которых были получены готовые к употреблению наркотические средства, а также их переработку и рафинирование в целях повышения концентрации наркотика и его наркотического эффекта. Из разъяснения следовало, что переработка - это разновидность изготовления наркотических средств. Однако в УК РФ переработка наркотических средств или психотропных веществ выделена в самостоятельное действие, составляющее объективную сторону преступления. В связи с этим появилась необходимость разъяснить, что понимать под переработкой указанных средств и веществ. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общей ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М.: Юристъ, 2009.- 433 с.

Кроме того, как показало обобщение судебной практики, аналогичные по существу действия суды в одних случаях квалифицируют как незаконные изготовление или переработку наркотических средств или психотропных веществ, в других - исключают из обвинения.

Вот несколько примеров:

Я. оборвал на окраине города стебли дикорастущей конопли, измельчил ее и хранил для собственного употребления. Марксовский районный суд Саратовской области пришел к выводу о виновности Я. в изготовлении наркотических средств и осудил его по п. «в» ч. 3 ст. 228 УК РФ.

М. было предъявлено обвинение в том, что он собрал в степи дикорастущую коноплю, высушил ее и хранил дома, не имея цели сбыта. Органы предварительного расследования его действия квалифицировали как незаконное изготовление наркотических средств в крупном размере. Однако Кировский районный суд г. Саратова не согласился с этим и признал его виновным только в приобретении и хранении наркотических средств без цели сбыта.

Индустриальным районным судом г. Перми Т. был осужден по совокупности ч. 1 ст. 228 и п. «в» ч. 3 ст. 228 УК РФ за приобретение, хранение и изготовление 2,5 грамма марихуаны. Действия осужденного, начинившего измельченной марихуаной гильзы двух папирос, суд расценил как изготовление наркотического средства.

Противоположную позицию занял этот же суд по делу Б., указав в приговоре, что заполнение марихуаной освобожденной от табака гильзы сигареты нельзя считать изготовлением наркотического средства.

Незаконным изготовлением наркотического средства Курганский районный суд Курганской области счел действия С., который, приобретя наркотическое средство - опий, смешал его в кружке с водой, ангидридом уксуса и довел до кипения, после чего полученной смесью намеревался сделать себе инъекцию, но был задержан сотрудниками милиции.

В то же время Дербентский районный суд Республики Дагестан не признал виновным в изготовлении наркотических средств А., который совершил аналогичные действия. Суд указал в приговоре, что А. не изготовил наркотическое средство, а приготовил его для употребления. Судебная практика индустриального районного суда Хабаровского края // http:// industrialny hbr.sudrf.ru/modules.php?=

Подобные примеры можно было бы продолжить.

Как же должен правильно решаться вопрос о наличии или отсутствии в действиях подсудимого состава незаконного изготовления или незаконной переработки наркотических средств или психотропных веществ?

Исходя из определения понятий изготовления и переработки, содержащихся в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах», Пленум разъяснил, что под незаконным изготовлением наркотических средств или психотропных веществ следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, направленные на получение из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ одного или нескольких готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ из числа включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. При этом по смыслу закона как изготовление надлежит квалифицировать и производство наркотических средств или психотропных веществ, т. е. действия, направленные на их серийное получение.

Под незаконной переработкой наркотических средств или психотропных веществ следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, направленные на рафинирование (очистку от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо на повышение в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества. Брагин, А.А. О проблемах борьбы с незаконным оборотом наркотиков / А.А.Брагин // Право и безопасность. - № 1-2.- 2003.- с. 45.

Таким образом, по каждому делу, по которому лицу предъявлено обвинение в незаконном изготовлении или незаконной переработке наркотических средств или психотропных веществ, следует устанавливать, включено ли изготовленное средство или вещество в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, является ли оно готовым к использованию и потреблению, какие наркотические средства или психотропные вещества и в какой концентрации содержатся в препарате после его очистки от посторонних примесей либо после совершения действий, направленных на повышение в нем концентрации наркотического средства или психотропного вещества.

Выяснение всех этих обстоятельств связано с определенными трудностями, поэтому Пленум рекомендовал судам в необходимых случаях располагать экспертными заключениями о виде полученного средства или вещества, его названии, способе изготовления или переработки.

Из одного и того же исходного материала могут быть получены последовательно несколько видов наркотических средств или психотропных веществ. Например, из опийного мака получают наркотик в виде маковой соломы, из нее, в свою очередь, можно изготовить экстракт, который также является наркотическим средством, из свернувшегося сока мака - опия готовится ацетилированный опий и т. д.

В связи с этим Пленум разъяснил, что незаконное изготовление наркотических средств или психотропных веществ надлежит квалифицировать как оконченное преступление с начала совершения действий, направленных на получение готовых к использованию и потреблению указанных средств или веществ, а незаконную переработку - с начала совершения действий, направленных на рафинирование либо повышение в препарате концентрации наркотических средств или психотропных веществ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.