скачать рефераты

МЕНЮ


Гражданское и транспортное право

Гражданское и транспортное право

32

77. Понятие и предмет транспортного права

Транспортное право - комплексная отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области транспортной деятельности. Эти нормы формируются в составе нормативноправовых актов специального транспортного законодательства и входят в состав нормативноправовых актов фундаментальных отраслей права.

Предмет транспортного права, это то, на что непосредственно направлено отраслевое регулирование, т.е.:

оказание услуг и выполнение работ по перевозке транспортными средствами пассажиров и различных грузов, багажа и грузобагажа, почты, как в коммерческих, так и внекоммерческих целях;

выполнение различных иных функций с использованием транспортных средств;

эксплуатация путей сообщения общего пользования, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;

эксплуатация гражданами в личных целях на путях сообщения общего пользования транспортных средств, находящихся в их пользовании.

78. Метод и способы транспортно-правового регулирования

Метод правового регулирования - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм, их действенность обеспечивается государственным принуждением. Императивный метод - это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами транспортного права (например - установление транспортным законодательством различного рода ограничений, запретов со стороны государства). Диспозитивный метод - способ регулирования отношений между участниками правоотношения, являющимися равноправными сторонами. Включает дозволение, предоставление определенных прав, предоставление возможности выбора своего поведения.

Поскольку транспортное право - комплексная отрасль, то ей присущи в определенной степени оба метода. 79. Система транспортного права

Транспортное право - комплексная отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области транспортной деятельности. Эти нормы формируются в составе нормативноправовых актов специального транспортного законодательства и входят в состав нормативноправовых актов фундаментальных отраслей права.

Нормы транспортного права содержатся в: Конституции, федеральных законах (в т.ч. кодексы), подзаконных (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ) и ведомственных (т.е. инструкции, письма и пр. министерств и ведомств) нормативноправовых актах; международных договорах РФ; актах органов местного самоуправления и пр.

Основными национальными транспортными актами в настоящее время являются: Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60ФЗ (с изм. и доп. от 8 июля 1999 г.); Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81ФЗ (с изм. и доп. от 26 мая 2001 г.); Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24ФЗ; Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. № 12) (в действующей редакции); Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 2ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".

Подсистемами транспортного права и транспортного законодательства являются разделы права и соответствующие разделы законодательства, относящиеся к отдельным видам транспорта. Поэтому можно говорить, например, об автотранспортном праве и автотранспортном законодательстве или о железнодорожном праве и железнодорожном законодательстве.

80. Система транспортного законодательства

Транспортное законодательство - совокупность нормативноправовых актов по специфическим вопросам транспортной деятельности.

Подсистемами транспортного права и транспортного законодательства являются разделы права и соответствующие разделы законодательства, относящиеся к отдельным видам транспорта. Поэтому можно говорить, например, об автотранспортном праве и автотранспортном законодательстве или о железнодорожном праве и железнодорожном законодательстве.

Транспортное законодательство включает в себя: Конституцию, федеральные законы (в т.ч. кодексы), подзаконные (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ) и ведомственные (т.е. инструкции, письма и пр. министерств и ведомств) нормативноправовые акты; международные договора РФ; акты органов местного самоуправления и пр.

Основными национальными транспортными актами в настоящее время являются: Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60ФЗ (с изм. и доп. от 8 июля 1999 г.); Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81ФЗ (с изм. и доп. от 26 мая 2001 г.); Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24ФЗ; Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. № 12) (в действующей редакции); Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 2ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".

81. Транспортные правоотношения - это общественные отношения, которые возникают и складываются между участниками транспортной деятельности и предметом которых является эта транспортная деятельность.

Транспортная деятельность - деятельность, предметом которой являются:

оказание услуг и выполнение работ по перевозке транспортными средствами пассажиров и различных грузов, багажа и грузобагажа, почты, как в коммерческих, так и внекоммерческих целях;

выполнение различных иных функций с использованием транспортных средств;

эксплуатация путей сообщения общего пользования, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;

эксплуатация гражданами в личных целях на путях сообщения общего пользования транспортных средств, находящихся в их пользовании.

Участник - субъект транспортной деятельности - лицо, осуществляющее транспортную деятельность или намеревающееся приступить к осуществлению транспортной деятельности. Участник транспортной деятельности может действовать по собственному интересу, в интересах своего партнера или доверителя, либо осуществлять такую деятельность в порядке возложенных на него обязанностей или полномочий.

82. Правонарушения - совокупное понятие, охватывающее преступления (уголовные Глава 27 УК РФ «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта»), гражданскоправовые деликты (т.е. причинение вреда, например) и собственно административные правонарушения (Глава 11 КоАП). Есть, строго говоря и дисциплинарные проступки - нарушение требований и норм уставов (например, нарушение условий несения вахты на судах…).

Регулируются данные правонарушения в зависимости от своего характера соответствующими виду правонарушения законодательными актами - КоАП, УК, ТК, ГК.

Глава 27 УК - это Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта; Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; Статья 265. Оставление места дорожнотранспортного происшествия; Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта; Статья 269. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов; Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие; Статья 271. Нарушение правил международных полетов. КоАП во многом дублирует данные составы; есть правда и самостоятельные составы - «Безбилетный проезд», например.

Каждый вид правонарушения вызывает свой вид ответственности: уголовную ответственность (лишение свободы, лишение специальных прав, штрафы и пр.), дисциплинарную ответственность (согласно ТК - выговоры и пр.), административную ответственность (штрафы и пр.), гражданскоправовую ответственность (обязанность возместить ущерб, т.е. на деньги могут очень серьезно поставить…) и т.д.

83. В настоящее время федеральным органом управления транспортом является Министерство транспорта РФ (Минтранс РФ), осуществляющее свою деятельность на основании Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1038 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" (с изменениями от 18 сентября 2001 г., 29 ноября 2002 г., 18 января 2003 г.).

Транспортный комплекс включает в себя гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический (включая метрополитен), промышленный (кроме отнесенного к ведению Министерства путей сообщения Российской Федерации) транспорт и дорожное хозяйство с входящими в них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,

Министерство транспорта Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями и объединениями, в том числе общественными.

Министерство транспорта Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением. 84. За задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда (ст. 116 КВВТ).

За просрочку доставки груза железнодорожным транспортом перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов (ст. 97 УЖТ). За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает пассажиру, получателю при его выдаче на основании акта, составленного по требованию пассажира, получателя, пени в размере трех процентов платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку багажа.

Такой же размер пени установлен при перевозке пассажира за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения.

Ответственность перевозчиков за несохранность груза или багажа при внутренних перевозках на различных видах транспорта и особенности предъявления претензий.

Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Согласно ст. ст. 796 ГК РФ, 96, 107 УЖТ, ст. 119 КВВТ, п. 135 УАТ, ст. 119 ВК ущерб возмещается перевозчиком в следующем размере:

в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

утраты груза или багажа, сданного для перевозки с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Форма претензии произвольная, но ней надо указать обстоятельства произошедшего

Срок предъявления претензий к перевозчику при внутренних перевозках автомобильным, железнодорожным транспортом - 6 месяцев, в отношении штрафов и пеней - 45 дней (п. 163 УАТ, ст. 123 УЖТ). При внутренних воздушных перевозках установлен общий срок для предъявления претензий - 6 месяцев (ст. 126 ВК). При внутренних водных перевозках, претензии могут быть предъявлены в течении срока исковой давности, который устанавливается: по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов - один год; по требованиям, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, - три года (ст. ст. 161, 164 КВВТ).

85. Сертификация - это методическая и практическая деятельность специально уполномоченного органа власти, направленная на определение, проверку и документальное подтверждение действующих квалификационных требований к персоналу, процессам, процедурам или изделиям.

Понятие транспортной сертификации чрезвычайно широка. Сертифицироваться могут как транспортные (например, перевозка опасных грузов), так и связанные с ними услуги (сертификация техобслуживания транспортных средств).

Рассмотрим данный вопрос на примере системы сертификации на железнодорожном транспорте.

На железке действуют Правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения (П ССФЖТ 0196) (утв. указанием МПС 12 ноября 1996 г. N 166у) (с изменениями от 9 февраля 1998 г.) (далее - Правила)

Общие положения Правил (раздел 4) гласят: В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте", подвижной состав, в том числе специализированный, и контейнеры, элементы верхнего строения железнодорожных путей и другие технические средства и механизмы, поставляемые железнодорожному транспорту, а также услуги, предоставляемые пассажирам, должны соответствовать требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, установленным соответствующими актами, и подлежат обязательной сертификации на соответствие указанным требованиям.

Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте создается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта Министерством путей сообщения Российской Федерации и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", Федеральными законами "О федеральном железнодорожном транспорте" и "Об энергосбережении", Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, а также с ориентацией на нормативные документы Международного Союза железных дорог (МСЖД), Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК).

ССФЖТ взаимодействует на основе соглашений с международными, региональными и национальными системами сертификации ведущих в области железнодорожного транспорта зарубежных стран, а также с другими национальными системами сертификации в смежных областях деятельности.

86. лицензирование мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий

Лицензия выдается на каждый вид деятельности Министерством транспорта Российской Федерации на срок не менее чем пять лет.

Так, в сфере железнодорожного транспорта обязательному лицензированию подлежат следующие виды деятельности: перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и багажа; перевозка железнодорожным транспортом грузов; перевозка грузобагажа железнодорожным транспортом; деятельность по предоставлению инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок; транспортировка грузов (перемещение груза без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте.

На морском транспорте обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой морским транспортом пассажиров и грузов; сюрвейрское обслуживание морских судов в морских портах; погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах; деятельность по обслуживанию буксировок морским транспортом (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

На внутренневодном (речном) транспорте обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой внутренним водным транспортом пассажиров и грузов; погрузочно-разгрузочной деятельностью на внутреннем водном транспорте.

На воздушном транспорте лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой грузов и пассажиров; деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов; деятельность по ремонту воздушных судов; деятельность по применению авиации в отраслях экономики.

На автомобильном транспорте обязательному лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом; перевозки грузов емкостью свыше 3,5 тонны (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Контроль за соблюдением порядка лицензирования на железнодорожном, морском, внутренневодном, автомобильном и воздушном транспорте, в том числе за выполнением лицензионных требований и иных условий, осуществляется Министерством путей сообщения РФ и Министерством транспорта РФ непосредственно или через свои территориальные органы.

87. Правовые основы лицензирования в РФ установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11 марта 2003 г.).

Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345 "Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте" (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г.)

В настоящее время эксплуатационная деятельность внутреннего водного транспорта (ВВТ) подлежит лицензированию согласно

1) Положению о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов;

2) Положению о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.