скачать рефераты

МЕНЮ


Гражданское и транспортное право

Ответственность сторон аналогична договору перевозки груза, строится по принципу вины. Есть свои особенности, которые регулируются КТМ, КВВТ.

104. По договору морского посредничества посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования.

Морской брокер входит в число видов коммерческих представителей (ст.184 ГК), особенности правового положения которых определяются законодательством (морской агент, биржевой брокер, фондовый брокер, страховой брокер).

В отличие от морского агента, который может выступать как от имени судовладельца-принципала, так и от своего имени, морской брокер всегда выступает от имени доверителя.

В главе XIV не содержится положений о форме договора морского посредничества, однако следует иметь в виду, что такой договор должен заключаться в простой письменной форме. Это требование содержится в подп.1 п.1 ст.161 ГК, устанавливающей, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.

102. Договор аренды транспортных средств с экипажем заключается в том, что арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

По данному договору все расходы, включая текущий и капитальный ремонт, несет арендодатель.

Состав экипажа и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора. Например, лица, управляющие воздушными судами, должны соответствовать требованиям Воздушного кодекса. Экипаж воздушного судна должен иметь сертификат. В силу ст. 54 КТМ лица, управляющие морскими судами, должны иметь дипломы квалификационного свидетельства. Аналогичный подход устанавливает законодатель к аренде транспортного средства без экипажа. Члены экипажа являются работниками арендодателя (ст. 635 ГК РФ) и подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации.

Расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель, с которым они состоят в трудовых отношениях.

Арендатор несет расходы, возникающие с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе на оплату топлива, если иное не предусмотрено договором.

В случае гибели или повреждения транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если арендодатель докажет, что гибель или повреждение произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает.

Ответственность за вред, причиненный третьим лицам, несет арендодатель в соответствии с гл. 59 ГК РФ. Он вправе предъявить регрессное требование к арендатору о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора.

- заключаются только в письменной форме независимо от срока, действия, состава участников;

- к договорам аренды транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу в силу ст. 130 ГК РФ (воздушные, морские суда, суда внутреннего водного плавания) не применяются правила п. 2 ст. 609 ГК РФ о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества;

- не распространяются правила о возобновлении их действия на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора;

- особенности аренды отдельных видов транспортных средств устанавливаются транспортными Уставами и Кодексами (аренда воздушных судов осуществляется по договору фрахтования -- воздушный чартер ст. 104 ВК; КТМ в аренде морских судов выделяет две главы -- фрахтование судна на время-тайм -- чартер и фрахтование судна без экипажа -- бербоут-чартер).

106. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа -- также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа -- и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).

Юридическая квалификация договора: двусторонне обязывающий, возмездный, реальный (применительно к перевозке пассажиров городским транспортом), консенсуальный (применительно к перевозке пассажиров железнодорожным, водным, воздушным транспортом). Договор является публичным, когда используется транспорт общего пользования.

Стороны договора: перевозчик -- специализированная организация; пассажир -- физическое лицо.

к отношениям по перевозке пассажиров применяются нормы Закона РФ «О защите прав потребителей», в том числе возможность компенсации морального вреда (ст. 15 Закона);

в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира перевозчик несет ответственность по правилам гл. 59 ГК «Обязательства вследствие причинения вреда».

Существенные условия договора: предмет.

Предмет договора -- услуга по доставке пассажира и багажа в пункт назначения.

Форма договора: простая письменная. Заключение договора перевозки и факт оплаты проезда подтверждается выдачей пассажиру билета установленной формы, а сдача багажа -- багажной квитанцией. Утерянный билет не возобновляется, а при утрате багажной квитанции багаж выдается на основании письменного заявления пассажира.

Особенности договора перевозки багажа:

прибывший багаж хранится бесплатно в течении суток;

если багаж не востребован в течение 30-ти суток -- он продается;

утраченным считается багаж, который не выдан в течение десяти суток с момента прибытия. 103. Договор аренды транспортных средств -- договор, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору транспортное средство во временное владение и пользование.

Договор фрахтования судна без экипажа (бербоутчартер)разновидность аренды транспортного средства, аренда без предоставления услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации.

Арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ).

Арендатор обязан в течение всего срока поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, в том числе производить как текущий, так и капитальный ремонт.

Арендатор своими силами осуществляет управление и техническую эксплуатацию транспортного средства. Он несет обязанности по страхованию транспортного средства, вправе без согласия арендодателя сдавать арендное транспортное средство в субаренду, заключать от своего имени договоры перевозки и иные договоры с третьими лицами.

Ответственность за вред, причиненный третьим лицом транспортному средству, несет арендатор.

- заключаются только в письменной форме независимо от срока, действия, состава участников;

- к договорам аренды транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу в силу ст. 130 ГК РФ (воздушные, морские суда, суда внутреннего водного плавания) не применяются правила п. 2 ст. 609 ГК РФ о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества;

- не распространяются правила о возобновлении их действия на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора;

- особенности аренды отдельных видов транспортных средств устанавливаются транспортными Уставами и Кодексами (аренда воздушных судов осуществляется по договору фрахтования -- воздушный чартер ст. 104 ВК; КТМ в аренде морских судов выделяет две главы -- фрахтование судна на время-тайм -- чартер и фрахтование судна без экипажа -- бербоут-чартер).

107. Согласно ГК РФ, ответственность перевозчика различна в случаях:

1) статья 793 «Ответственность за нарушение обязательств по перевозке». В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2) статья 794 «Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств»: Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие: непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий; прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом; в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

3) статья 795 «Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира» - см. вопрос 33

4) статья 796 «Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа» - см. вопрос 32

5) статья 800 «Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира» см. вопрос 33

108. Статья 796 ГК РФ. Статья сохраняет ранее принятые в праве РФ принципы имущественной ответственности перевозчика: он отвечает при наличии его вины (п.1) и в пределах стоимости перевозимого груза и багажа (п.2).

Сверх стоимости груза и багажа перевозчик возвращает клиенту соответствующую провозную плату. В п.1 статьи не говорится о вине перевозчика как основании его ответственности, однако формула, согласно которой перевозчик не отвечает при наличии обстоятельств, которые он "не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело", есть иное словесное обозначение вины. Эта же формулировка содержится в ТУЖД и УАТ. В п.1 ст.118 ВК дана иная редакция: "были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять". В КТМ вина перевозчика прямо называется как основание его ответственности (ст.160 КТМ). При этом вина перевозчика презюмируется, и он вправе доказывать ее отсутствие. Для облегчения разрешения споров в транспортных уставах и кодексах содержится перечень обстоятельств, доказав наличие любого из которых, перевозчик освобождается от ответственности за несохранную перевозку. Этот перечень не носит исчерпывающий характер, поэтому перевозчик вправе доказывать и иные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии его вины. В ст.796 нет указаний, согласно которым в транспортных уставах и кодексах могут быть предусмотрены случаи, когда доказательство вины перевозчика в несохранности груза возлагается на грузовладельца. Однако такие случаи установлены ТУЖД, которая содержит перечень обстоятельств, при наличии любого из них презюмируется отсутствие вины перевозчика. В указанных в этой статье случаях для возложения ответственности на перевозчика необходимо, чтобы клиент доказал его вину в несохранности груза. Аналогичные положения предусмотрены и для водного и автомобильного перевозчиков грузов (УАТ). Для установления цены несохранного груза и багажа согласно п.2 может использоваться более широкий круг сведений, нежели называемый в транспортных уставах и кодексах, которые содержат отсылки только к счету продавца, а в отношении багажа к государственным ценам. Допускается применение цены договора, а также цен на аналогичные товары. В условиях значительной дифференциации цен в отдельных регионах РФ их определение может вызывать споры, которые должны разрешаться судом. 796. статья уравнивает ответственность перевозчика в отношении несохранности багажа с ответственностью за несохранность груза. Теперь она ограничена стоимостью перевозимого багажа или размерами его объявленной ценности. В отличие от ответственности за несохранность груза вина перевозчика за несохранность багажа всегда презюмируется. ВК в отличие от других транспортных уставов и кодексов вводит предел ответственности перевозчика за груз. Согласно ст.119 ВК возмещение за утрату, недостачу или повреждение груза, принятого к перевозке без объявления его ценности, не может превышать двух минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса груза. Возврат соответствующей части провозной платы п.3 предусматривается не только при утрате и недостаче груза, но также в случае его повреждения (порчи), что является новым правилом. Аналогичное правило действует и для случаев несохранности багажа. Новый ВК возмещение провозной платы при повреждении (порче) груза не предусматривает.

В п.4 796 статьи в числе доказательств в отношении ответственности перевозчика и его клиентуры названы только документы. Это, однако, не дает основания считать, что другие доказательства по такого рода спорам исключаются, и суды вправе их использовать и оценивать по общим правилам допустимости и оценки доказательств.

В ст.796 нет правил в отношении ответственности перевозчика за ручную кладь, имеющуюся у пассажира. В этом вопросе надлежит руководствоваться нормами транспортных уставов и кодексов и дополняющих их правил перевозок. 109. 795 ГК РФ - имущественная ответственность за задержку перевозки. Содержание статьи шире ее наименования: в ней устанавливается ответственность перевозчика не только за задержку отправления, но и за опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения. Статья вводит в п.1 новую норму транспортного права, направленную на повышение ответственности транспортных организаций за обслуживание пассажиров. ТУЖД устанавливает, что за задержку отправления или опоздание поезда на станцию назначения (кроме пригородного сообщения) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% от стоимости проезда за каждый час задержки, но не более стоимости проезда. Правилами воздушных перевозок Аэрофлота предусмотрена выплата пассажиру, отправление которого задержано по вине перевозчика, небольшой денежной компенсации (до 25% от стоимости билета). Практическая реализация правил п.1 требует внесения соответствующих дополнений в действующие транспортные уставы и кодексы. Ответственность перевозчика, в силу п.1, наступает при наличии его вины, которая предполагается, и перевозчик вправе свою ответственность оспаривать.

800 ГК РФ - причинение вреда жизни и здоровью пассажира

Статья сохраняет норму гражданского права РФ, согласно которой ответственность перевозчика за жизнь и здоровье пассажира независимо от заключения им договора перевозки носит характер внедоговорной (деликтной) ответственности вследствие причинения вреда и наступает по правилам гл.59 ГК.

Такое решение означает установление более строгой ответственности перевозчика, ибо согласно ст.1079 ГК использование транспортных средств рассматривается как деятельность с повышенной опасностью для окружающих и ответственность причинителя вреда наступает независимо от его вины.

Повышенная ответственность перевозчика может быть предусмотрена законом или договором перевозки. Повышенная ответственность за вред, причиненный здоровью пассажира радиационным воздействием транспортных средств, использующих ядерные реакторы, вытекает из ст.3, 53 и др. статей Закона об атомной энергии. Такая ответственность наступает без вины и исключается вследствие непреодолимой силы, военных действий, вооруженных конфликтов и умысла потерпевшего (ст.54 Закона). Однако предел такой ответственности может быть ограничен (ст.55 Закона). При международных перевозках ответственность перевозчика перед пассажиром определяется условиями соответствующих международных соглашений (транспортных конвенций), обязательных для РФ, и может быть ими ограничена определенным максимальным пределом.

112. Статья 284 КТМ: «Понятие общей аварии и принципы ее распределения». Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, судна, фрахта и перевозимого судном груза. Общей аварией признаются только такие убытки, которые являются прямым следствием действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия,

Общая авария является древнейшим институтом морского права и, по некоторым данным, насчитывает около трех тысяч лет. Впервые общая авария упоминается в Кодексе Юстиниана в начале шестого столетия нашей эры, а первое дело в английском суде было рассмотрено в 1285 г. (считается, что Англия обязана появлению общей аварии Вильгельму Завоевателю).

Для того чтобы убытки были признаны общей аварией, необходимо, чтобы одновременно были выполнены следующие условия:

а) опасность должна быть общей для всего морского предприятия судна, фрахта и перевозимого судном груза;

б) убытки должны быть понесены вследствие намеренных расходов или пожертвований;

в) расходы и пожертвования должны быть разумными;

г) расходы и пожертвования должны быть чрезвычайными.

Общая опасность для всего морского предприятия является одним из основных условий. Если судно не перевозит груз и следует в балласте, расходы будет нести только судовладелец. Не обязательно, чтобы общая опасность угрожала во время рейса. Если общая авария имеет место при погрузке или выгрузке груза, груз, находившийся в этот момент на борту судна, участвует в общеаварийных расходах.

Когда судно находится в портоубежище и ему необходим длительный ремонт, часто является разумным перегрузить груз на другое судно и отправить его по назначению. Однако в этом случае общее морское предприятие оканчивается с момента выгрузки груза с первого судна. Для того чтобы избежать таких последствий, грузовладелец подписывает специальное соглашение 110. Виды несохранности грузов определяются транспортными кодексами по-разному; в основном это - утрата, недостача, повреждение (порча) (см., напр., ст. 119 ВК).

Утрата - полное (частичное) отсутствие грузов

Недостача фактическая нехватка грузов (сверх установленных норм потерь), зафиксированная в установленном порядке при их приемке или по результатам инвентаризации.

Повреждение (порча) - частичная или полная утрата товаром его потребительских свойств; т.е. товар наличествует в надлежащем количестве, но не надлежащем качестве.

Оформляется несохранность груза, как правило, актом (коммерческим актом).

В Кодексе имеется новелла, которая имеет принципиальное значение в деле повышения ответственности перевозчика за необеспечение сохранности перевозимого груза (багажа). Имеется в виду норма, согласно которой коммерческий акт и другие документы о причинах несохранности груза или багажа, составленные перевозчиком в одностороннем порядке, должны оцениваться судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа (п. 4 ст. 796).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.