скачать рефераты

МЕНЮ


Гражданство в международном праве

· филиация

· натурализация (укоренение)

· оптация и трансферт

· смешанная система приобретения гражданства

Филиация (от лат. Filius- сын)- приобретение граждан-ства по рождению. В порядке филиации гражданство приоб-ретается на основании двух принципов:

· гражданство по принципу «права почвы» (jus soli) озна-чает, что ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился. При этом гражданство его родителей не имеет значения. Принцип «права почвы», кото-рый еще называют территориальным принципом, применяет-ся в основном в странах Латинской Америки (закреплен в за-конодательстве 14 государств этого региона), в том числе и в Аргентине. Поэтому, например, ребенок, родившийся от граж-дан Украины в Аргентине, наравне с украинским граж-данством получит и аргентинское гражданство (таким обра-зом, возникает двойное гражданство), в то время как ребенок родившийся от граждан Аргентины за границей, т.е. за преде-лами территории Аргентины, признается иностранцем. Вмес-те с тем следует учитывать, что принцип «права почвы» в чистом виде не применяется нигде;

· гражданство по принципу «права крови» (jus sangvinium)- здесь ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения. Существует две концепции «права крови». Первая из них основана на принципе «единства семьи», т.е. на главенстве в семье мужчины. Ее смысл состоит в том, что при различии гражданства родителей ребенок следует гражданству отца, и лишь внебрачный ребенок приобретает гражданство матери. Вторая концепция основана на равноправии родителей и, согласно ей,

*Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. ООН

ребенок при разном гражданстве родителей получает гражданство отца или матери.

Однако при реализации принципа крови могут возникнуть определенные сложности, которые по-разному разрешаются в законодательстве о гражданстве различных государств. В частности, это относится к случаям, когда родители ребенка являются гражданами различных государств.

Принципы «права крови» и «права почвы» сочетаются в законодательстве практически всех государств, в том числе и Украины.

В соответствии со ст.2 Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 «найденыш, находящийся на территории договаривающегося государства, поскольку его место рождения не установлено, предполагается родившимся на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства», в развитие этих положений ст.3 данной Конвенции регламентирует случаи рождения ребенка на морском или воздушном транспорте за пределами определенного государства: «В целях определения обязательств договаривающихся в соответствии с настоящей Конвенцией государств рождение на судне или на воздушном корабле считается имевшим место на территории того государства, под флагом которого это судно плавает, или на территории того государства, в котором этот воздушный корабль зарегистрирован, в зависимости от обстоятельств.»*

Приобретение гражданства по рождению следует отличать от определения принадлежности к гражданству. Принадлежность к гражданству определяется законом путем установления круга лиц, считающихся гражданами данного государства или признающихся его гражданами.

В законах о гражданстве многих государств, в том числе и государств СНГ, нормы о принадлежности к гражданству данного государства тесно взаимосвязаны с нормами о приобретении гражданства.

Например, приобретение гражданства по рождению по существу не отличается от признания ребенка гражданином государства, т.е. принадлежащим к гражданству. Признание новорожденного гражданином происходит автоматически (путем записи в книге актов гражданского состояния при наличии у ребенка «права крови» или «права почвы»). Но во-первых, такое признание происходит ежедневно и ежечасно и не обусловлено вступлением в силу закона о гражданстве.

*Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. ООН

Принадлеж-ность же к гражданству определенного круга лиц (все посто-янно проживающие в стране и некоторые категории прожи-вающих за границей), устанавливается именно на дату вступ-ления в силу закона о гражданстве. Во-вторых, решение вопроса о гражданстве ребенка не безусловно: оно зависит от гражданства родителей («принцип крови»), их взаимного согласия на гражданство детей, а также от места рождения ребенка («прин-цип почвы») и т.п. В целом, это достаточно обширная группа норм, сложившаяся в особый вид (способ) приобретения граж-данства, в особый субинститут. Поэтому признание гражданства или принадлежность к гражданству по рождению можно и практически удобнее рассматривать не среди способов при-обретения гражданства, а среди категорий лиц, принадлежа-щих к гражданству, при этом, не указывая детей, останавлива-ясь только на генетических связях (потомки граждан).

Другим примером взаимосвязи названных субинститутов

служит признание гражданства страны или права на его приобретение за лицами, находящимися за рубежом, в особенности- не по их воле или с согласия государства (депортированные, работающие по найму до вступления закона в силу и т.п.).

Определяя принадлежность к гражданству, законы большинства государств, в том числе и государств СНГ, имеют в виду лишь общие условия, применяемые ко всем постоянно живущим на территории государства или к части населения, а также к пребывающим за границей лицам, имеющим устойчивую связь с данным государством.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона Украины от 18 января 2001 года, определяющими принадлежность к гражданству Украины, гражданами Украины являются:

1. все граждане бывшего СССР, которые к моменту провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 года) постоянно проживали на территории Украины;

2. лица, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства , языковых либо других признаков, которые к моменту вступления в силу Закона Украины «О гражданстве Украи-ны» (13 ноября 1991 года) проживали в Украине и не были гражданами других государств;

3. лица, которые прибыли в Украину на постоянное прожи-вание после 13 ноября 1991 года и которым в паспорте граж-данина бывшего СССР образца 1974 года органами внутрен-них дел Украины внесена запись «гражданин Украины», а также дети таких лиц, которые прибыли вместе с родителями в Украину, если на момент прибытия в Украину они не дос-тигли совершеннолетия;

4. лица, которые приобрели гражданство Украины в соот-ветствии с законами Украины и международными договора-ми Украины.*

*Конституционное право Украины учебн. Под ред. В.Ф.Погорилка. Киев 1999 г.

2.1 Натурализация, понятие и значение.

Натурализация (укоренение) -- это прием (принятие) в гражданство иностранца по его заявлению. Ее смысл состоит в том, что любой иностранный гражданин, при условии отказа от иностранного гражданства, или апатрид могут вступить в гражданство данного государства. В международной практике сложилось положение, согласно которому обычно натурализация может иметь место после более или менее длительного проживания иностранца на территории данного государства.

Следует иметь в виду, что каждое государство самостоятельно устанавливает условия приема в его гражданство. Они обычно касаются определенного срока проживания в данном государстве, знания и уважения его языка, законов и т.п. Например соответствии с параграфом 1427 Титула 8 Свода Законов США, лицо может быть натурализовано, если заявитель прожил на территории США не менее пяти лет, после получения законного разрешения на проживание в США, проживал не менее 6 месяцев в штате, где подал заявление о натурализации, и «является лицом, обладающим высокими моральными качествами преданным Конституции Соединенных Штатов и благожелательно настроенным по отношению к действующему порядку и процветанию Соединенных Штатов».*

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федера-ции «О гражданстве РФ» в редакции от 31 мая 2002 года, де-еспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоя-щее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайство-вать о приеме в гражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социального положения, расо-вой и национальной принадлежности, пола, образования, язы-ка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Обычным условием приема в гражданство Российской Феде-рации является постоянное проживание на территории Рос-сийской Федерации: для иностранных граждан и лиц без граж-данства -- всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом Российской Федерации, до-говором Российской Федерации, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории Российской Федера-ции считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации для учебы или лечения не более чем на три месяца. Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство Российской Федерации, то есть дающими право на сокращение до одного года

*М.А.Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003г.

являются: а) состояние в граж-данстве бывшего СССР в прошлом; б) состояние в браке с гражданином РФ не менее трех лет; в) наличие высоких достиже-ний в области науки, техники и культуры, а также обладание

профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; г) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ; д) предоставление политического убежища на территории Российской Федерации; е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве по рождению; ж) признание лица беженцем в порядке, установленном законом.

В практике натурализации различают семейный и внесемейный порядок приобретения гражданства. Под внесемейным порядком понимают ординарный (обычный) порядок приоб-ретения гражданства. Семейный порядок регулирует приоб-ретение гражданства при вступлении в брак или усыновлении.

Наиболее часто здесь речь шла об изменении гражданства вступившей в брак женщины, причем нередко такое измене-ние носило автоматический характер. Конвенция о граждан-стве замужней женщины от 20 февраля 1957 года в статье 1 установила, что правительства, подписавших ее государств, при-мут меры к тому, чтобы вступление в брак женщины или его расторжение не отражалось «автоматически на гражданстве жены». Вместе с тем «иностранка, состоящая замужем... может по праву приобрести по своей просьбе гражданство своего мужа». Украинское законодательство фактически распространило это право на любого из супругов (мужа или жену), всту-пающего в брак с гражданином Украины.

Однако более подробный анализ Конвенции о граждан-стве замужней женщины в данной работе будет осуществлен в последующей главе.

Относительно приобретения гражданства усыновленным, Украинское законодательство восприняло положения, общепри-нятые в международной практике. В частности, статьи 11,12,15 Закона Украины от 18 января 2001 года устанавливают, что ребенок который является иностранцем или лицом без гражданства и которого усыновляют граждане Украины или супруги, один из которых является гражданином Украины, а второй- лицом без гражданства, становится гражданином Украины с момента вступления в силу решения об усыновлении независимо от того, проживает он постоянно в Украине или за границей.

Ребенок, который является лицом без гражданства или иностранцем и которого усыновляют супруги, один из которых является гражданином Украины, а второй- иностранцем становится гражданином Украины с момента вступления решения об усыновлении независимо от того, проживает он постоянно в Украине или за границей (ст. 11).

Согласно статье 12 упомянутого Закона, ребенок, который является иностранцем или лицом без гражданства и над ко-торым установлена опека или попечительство граждан Укра-ины или лиц, одно из которых является гражданином Украи-ны, а другое - лицом без гражданства, становится граждани-ном Украины с момента принятия решения об установлении опеки или попечительства.

Ребенок, который проживает на территории Украины и яв-ляется лицом без гражданства или иностранцем, над которым установлена опека или попечительство лиц, одним из которых является гражданин Украины, а другое - иностранцем, стано-вится гражданином Украины с момента принятия решения об установлении опеки или попечительства, если он в связи с уста-новлением опеки или попечительства не приобретал граждан-ство опекуна или попечителя, который является иностранцем.

Ребенок, который является иностранцем или лицом без гражданства и воспитывается в государственном детском уч-реждении Украины, которое по отношению к нему исполняет обязанности опекуна или попечителя, или в детском доме се-мейного типа, если хотя бы один из родителей-воспитателей которого является гражданином Украины, становится гражданином Украины с момента устройства в такое учреждение, при условиях, если его родители умерли, лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими или недееспособными, либо объявлены умершими.

В случае установления отцовства ребенка, мать которого является иностранкой или лицом без гражданства, а отцом признается гражданин Украины, ребенок, независимо от места его рождения и места постоянного проживания, становится гражданином Украины.

Датой приобретения гражданства Украины в случае, предусмотренном этой статьей, является дата рождения ребенка или дата приобретения гражданства Украины отцом, если он приобрел его после рождения ребенка (статья 15).

Приобретение гражданства Украины детьми в возрасте от 15до18 лет может происходить лишь по их согласию.

2.2 Восстановление в гражданстве .

Восстановление в гражданстве может происходить двумя путями: посредством реинтеграции или репатриации.

Реинтеграция - это восстановление в гражданстве в случае его потери или предыдущего выхода из гражданства в соответствии со статьей 10 Закона Украины от 18 января 2001 года лицо, которое после прекращения гражданства Украины не приобрело иностранного гражданства и предоставило заявление о возобновлении в гражданстве Украины, регистрируется гражданином Украины независимо от того, проживает оно постоянно в Украине или за границей, при отсутствии обстоятельств, предусмотренных законодательством Украины.

Лицо, которое после прекращения гражданства Украины приобрело иностранное гражданство, возвратилось в Украину на постоянное проживание, предоставило заявление о возобновлении в гражданстве Украины, при отсутствии оснований предусмотренных законодательством, регистрируется гражданином Украины. Лицо берет обязательство прекратить иностранное гражданство и предоставить документ об этом, выданный уполномоченным органом соответствующего государства, в орган, который принял документы о возобновлении его в гражданстве Украины, в продолжение года с момента возобновления его в гражданстве Украины. Если лицо, имея все предусмотренные законодательством этого государства основания для получения такого документа, по независящим от него причинам не может его получить или ему предоставлен статус беженца или убежище , оно предоставляет декларацию об отказе от иностранного гражданства.

Лицо, которое является гражданином государства, международный договор Украины с которым, позволяет лицу обращаться для приобретения гражданства Украины, при условии если оно докажет, что не является гражданином другой договорной стороны, может предоставить заявление о возобновлении в гражданстве Украины лишь после прекращения иностранного гражданства.

Обязательство прекратить иностранное гражданство не требуется от граждан государств, законодательство которых предусматривает автоматическое прекращение лицами гражданства этих государств синхронно с приобретением гражданства иного государства или международные договора Украины с которыми предусматривают прекращение лицами гражданства |этих государств синхронно с приобретением гражданства Украины, а также от лиц, которым предоставлен статус беженца или убежище и лиц без гражданства.

Датой приобретения гражданства в указанных случаях является дата регистрации приобретения лицом гражданства. Реинтеграция обычно носит индивидуальный характер, в отличие от репатриации, которая характеризуется групповым, коллективным признаком.

Таким образом, репатриация это восстановление гражданства путем возвращения в страну своего гражданства (постоянного проживания или происхождения) определенной группы лиц, которые оказались в силу различных обстоятельств на территории других государств. Это более всего касается беженцев, освобожденных военнопленных, перемещенных лиц. Особенность репатриации заключается в том, что она является переселением с правом добровольного выбора гражданства.

Репатриация осуществляется как на договорной основе (например, репатриация военнопленных предусмотрена Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 года), так и на внедоговорной основе, но при условии существования соответствующих законов в заинтересованном государстве или государствах.

Проблема возвращения на родину была актуальной после окончания Второй мировой войны, когда из Германии и стран некоторых ее союзников возвращались на родину сотни тысяч военнопленных, принудительно угнанных на работы, гражданских лиц и т. п. При этом, как известно, часть из них отказывалась возвращаться в свои страны, принимала гражданство или на иных условиях селилась в государствах Европы, Север-ной или Южной Америки, в Австралии. В настоящее время актуализация проблемы репатриации явилась следствием распада СССР, ухудшения экономического благосостояния в новых государствах - республиках бывшего Союза (репатри-ация немцев в ФРГ, евреев в Израиль и т.д.)

Закрепленное в законодательстве многих государств, в том числе и Украины, положение касательно пожалования гражданства является прежде всего формальным выражением признательности и уважения лица за какие-либо заслуги общезначимого характера. В свое время такое пожалование весьма часто применялось к первым покорителям космоса - летчикам-космонавтам. Но известны и более ранние случаи пожалования гражданства. Так, например, в 1792 году французское гражданство было пожаловано 18 видным государственным и общественным деятелям-иностранцам: американскому президенту Дж. Вашингтону, английскому философу, социологу и юристу И. Бентаму, немецкому поэту и драматургу Ф. Шиллеру и др.

Следует отметить, что в то время пожалование гражданства не влекло за собой утраты и не требовало отказа от собственного (первичного) гражданства. Оно носило символический характер и не имело каких-либо юридических последствий, в частности, не создавало прав и обязанностей между таким гражданином и государством. Вместе с тем, такому лицу не требовалось визы для пересечения границы государства, почетным гражданином которого он являлся. В настоящее время пожалование гражданства может иметь место и по другим, чаще всего политическим, причинам, когда оно становится фактически единственным гражданством, которым обладает индивид.*

*Лазарев Л.В Иностранные граждане (правовое положение).-М., 1992 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.