скачать рефераты

МЕНЮ


Институт главных федеральных инспекторов в субъектах РФ: место, роль и значение в государственном аппарате управления

- вносит полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе предложения в совершенствовании контрольной деятельности в субъекте Российской Федерации;

- координирует деятельность общественных приемных полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

- выполняет отдельные поручения полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и его заместителей;

- подписывает служебные документы в пределах своей компетенции. [11]

7.За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей гражданский служащий привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Гражданский служащий по поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, а также по поручению гражданских служащих, которым он непосредственно подчинен, в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей обязан принимать участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, управленческих и иных решений по вопросам, отнесенным к ведению подразделения. Сроки и процедура подготовки и рассмотрения проектов нормативных правовых актов, управленческих и иных решений определяются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Инструкцией по делопроизводству в Администрации Президента Российской Федерации и иными нормативными актами. [1]

9.Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей с гражданскими служащими других подразделений Администрации Президента Российской Федерации, государственными органами, организациями, гражданскими служащими того же государственного органа и гражданскими служащими иных государственных органов и гражданами устанавливается федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, распоряжениями полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе. [11]

10. Гражданский служащий в пределах своей компетенции принимает участие в оказании Администрацией Президента Российской Федерации государственных услуг гражданам и организациям в соответствии с функциями подразделения и его задачами.

11.Гражданский служащий в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, имеет право при исполнении должностных обязанностей использовать сведения, составляющее государственную тайну. [9]

12.Эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности гражданского служащего определяются по результатам его профессиональной служебной деятельности и деятельности подчинённых ему гражданских служащих в порядке, устанавливаемом Руководителем Администрации Президента Российской Федерации. [11]

1.3 Главный федеральный инспектор в субъекте РФ: вопросы функционирования на современном этапе

Основное предназначение главных федеральных инспекторов заключается в представлении интересов и обеспечении реализации функций аппарата на территории соответствующего субъекта РФ. Как правило, главный федеральный инспектор назначаются в каждый субъект, вместе с тем при небольших размерах территорий субъектов РФ и устойчивой общественно-политической ситуации главный федеральный инспектор может отсутствовать. В этом случае его полномочия исполняет федеральный инспектор.

Указ о полномочном представителе и иные правовые акты, регламентирующие деятельность полномочных представителей, не содержат норм, подробно фиксирующих правовой статус главных федеральных инспекторов. В наиболее полном виде он нашел закрепление в утвержденных полномочными представителями Положениях о главных федеральных инспекторах аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.[6]

Главные федеральные инспекторы занимают должности в Администрации Президента РФ и в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 2 февраля 2006 года).[9] Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года №1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» относятся соответственно к высшей и главной группе должностей категории «специалисты».[2]

Назначение на должность и освобождение от должности главных федеральных инспекторов осуществляют полномочные представители по представлению начальников управлений аппаратов, в составы которых они входят. Главные федеральные инспекторы в свою очередь вносят предложения о назначении на должность и освобождении от должности федеральных инспекторов, а также о поощрении и применении к ним мер дисциплинарного взыскания начальникам соответствующих управлений аппаратов.

Главные федеральные инспекторы подотчетны полномочному представителю, однако оперативное руководство их деятельностью осуществляет его заместители, курирующие соответствующие участки работы, непосредственное же руководство - начальники управление, в составы которых они входят. Осуществляя поставленные задачи, главные федеральные инспекторы руководствуются Конституцией России, федеральными законами, актами Президента России, распоряжениями полномочных представителей.[6]

Подробный анализ задач, функций, прав, организации и обеспечения деятельности главных федеральных инспекторов позволяет утверждать, что они в основном схожи с аналогичными характеристиками правового статуса полномочных представителей, с тем лишь отличием, что осуществляются в подведомственных им субъектах РФ и ряде случаев проецируются на полномочного представителя. Исключения составляют только полномочия, которые связаны с особенностями правового статуса полномочных представителей и реализуются ими непосредственно.[16]

Кандидат юридических наук К.В.Черкасов в своей статье «О главном федеральном инспекторе…» отмечает, что правовой статус главных федеральных инспекторов напоминает правовой статус ранее действующих полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ, полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ. В связи с этим в периодической литературе встречается ошибочная точка зрения, что главные федеральные инспекторы фактически заменили собой полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ, полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ. Автор полагает, что данное мнение не имеет юридического обоснования по следующим обстоятельствам:

Во-первых, Указом о полномочном представителе институт полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, а не в институт главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе.

Во-вторых, сфера деятельности, порядок назначения на должность и освобождения от должности, а также подотчетность полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ, полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ и главных федеральных инспекторов значительно различаются. В то время как главные федеральные инспекторы представляют на территории субъектов РФ аппараты полномочных представителей, полномочные представители Президента РФ в субъектах РФ, полномочные представители Президента РФ в регионах РФ представляли на территории субъектов РФ непосредственно главу государства.

В-третьих, в силу противоборства со стороны региональной политической элиты (особенно в республиках), институт полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ в некоторых субъектах России так и не был создан. Полномочные представители Президента в регионах РФ в ряде случаев действовали на территориях нескольких граничащих между собой субъектов РФ. Главные федеральные инспекторы назначены в каждый субъект РФ. Они обладают определенными полномочиями только в пределах территории курируемого субъекта РФ, не вправе вмешиваться в деятельность главных федеральных инспекторов, действующих в пределах территорий сопредельных субъектов в РФ и тем более инспектировать несколько субъектов РФ. [17]

До недавнего времени вопрос о целесообразности существования института главных федеральных инспекторов в юридической литературе особо остро не стоял. Не вызывал серьезного сомнения их назначение в обеспечении реализации полномочий Президента России в субъектах РФ, возвращении страны в конституционно-правовое пространство.[18] Однако в последнее время на федеральном уровне были приняты нормативные правовые акты, напрямую не затрагивающие, но своими предписаниями значительно изменяющие правовой статус главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов. В частности, такими правовыми актами явились:

· Федеральный закон от 11 декабря 2004 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон « об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и в Федеральный закон « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации»;[7]

· Федеральный закон от 19 декабря 2005 года № 202-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»[8] и в федеральный закон «О политических партиях»;[20]

· Указ Президента РФ от 27 декабря 2004 года №1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ»( с изменениями и дополнениями от 29 июня 2005 года, 11 февраля 2006 года);

· Указ Президента РФ от 2 июля 2005 года № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»;[1]

· Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 года №725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».[12]

Анализ содержания данных нормативных правовых актов выявил необходимость детального изучения вопроса о перспективах развития института главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов. На сегодняшний день видятся 3 варианта его решения. Первый - сохранение правового статуса главных федеральных инспекторов без изменений в прежнем виде и тогда они становятся дублирующими, параллельными структурами со слабо обозримой нормативно-правовой базы, излишне бюрократизирующими государственный аппарат управления. Второй вариант - расширение компетенции главных федеральных инспекторов, федеральных инспекторов, придания им большего «политического веса» и фиксирование их правового статуса непосредственно в положении о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, что тоже вряд ли рационально. Третий вариант - реорганизация (ликвидация) должностей главных федеральных инспекторов, федеральных инспекторов. Он представляется наиболее логичным и разумным по трем основным причинам.[17]

Первая. Изменение порядка и процедуры наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и предоставление этого права законодательному (представительному) органу государственной власти РФ по представлению Президента России существенно усилило президентскую и исполнительную вертикаль государственной власти в территориальном разрезе в лице руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. В свою очередь усилившаяся зависимость высших должностных лиц субъектов РФ от главы государства лишает целесообразности деятельность главных федеральных инспекторов, федеральных инспекторов в качестве неофициального инструмента «политического надзора» центральной власти за руководителями регионов.

Вторая. Процедура наделения гражданина России полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ законодательным органом государственной власти субъекта РФ по представления президента России прямо не предусматривает участие в этом процессе главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов. Важность и уникальность этого процесса диктует необходимость осуществления консультативных и совещательных функций непосредственно полномочным представителем, а не делегированными для этого субъекта - сотрудниками аппарата. Подавляющее большинство полномочий главных федеральных инспекторов, федеральных инспекторов, по-нашему мнению, полномочные представители должны и могут осуществлять непосредственно.[9]

Третья. Многие полномочия главных федеральных инспекторов, федеральных инспекторов, некогда принадлежащие им монопольно, сегодня дублируют полномочия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, высшего должностного лица субъекта РФ в силу расширения объема компетенции последнего. В частности, в настоящее время руководитель высшего исполнительного органа государственного власти субъекта РФ наделен полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта России и территориальных органов Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет правительство РФ, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам. [17]

В этих целях высшее должностное лицо субъекта РФ вправе проводить совещания и создавать консультативно-совещательные и (или) координационные органы с участием представителей территориальных органов указанных федеральных органов государственной власти. Кроме того, до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти федеральные министры обязаны согласовать кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта РФ.

Таким образом, К.В.Черкасов делает вывод о необходимости скорейшей модернизации института главных федеральных инспекторов аппарата полномочного представителя президента РФ в федеральном округе. В рамках продолжаемой в России административной реформы целесообразной представляется ликвидация должностей главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов с одновременной передачей их компетенции непосредственно полномочному представителю, а также высшему должностному лицу субъекта РФ. [17]

2. Структура аппарата главного федерального инспектора по Пензенской области

Согласно Указов Президента Российской Федерации от 13.05.2000 года №849, №1013 от 03.06.2000г., №529 от 12.04.1996г., Положения о Главном федеральном инспекторе аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, Главный федеральный инспектор по Пензенской области входит в состав аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и представляет полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе на территории Пензенской области. Должность Главного федерального инспектора относится к высшей должности Перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учрежденных в Администрации Президента Российской Федерации для обеспечения ее деятельности. [30]

Главным федеральным инспектором по Пензенской области является Фомин Владимир Васильевич. Руководителем аппарата ГФИ является Куликов А.В. Секретарь ГФИ - Локтинова Е.В. В аппарате главного федерального инспектора по Пензенской области выделяется два отдела: информационно-аналитический и контрольно-ревизионный, а также общественная приемная ГФИ.[29]

2.1 Структура информационно-аналитического отдела

Информационно-аналитический отдел состоит:

· Советник - Сиротский В.Г.

1. контроль реализации приоритетных национальных проектов

2. информационно-аналитический центр

3. Поручения главного комитета управления Президента РФ

4. экономика региона

5. инвестиционная деятельность

6. выборы

Курируемые территориальные органы федеральные органы исполнительной власти:

1. Центр Специальной Связи и Информации Федеральная служба охраны по Пензенской области

2. Пензстат

3. Управление федерального казначейства

Советник этого отдела взаимодействует с:

1. Правительством Пензенской области

2. Администрацией города Пензы

3. Пензенской городской Думой

4. Избирательной комиссией Пензенской области

· Помощник - Фомин С.А.

В область его курируемых вопросов входит:

1. выплата зарплаты в регионе

2. поручения КД

3. контроль отчетов ИАЦ

Курируемые ТОФОИВ:

1. ФГУПы

2. НИИ

3. Госинспекция труда

4. отделение ПФ РФ

5. управление ростехинвентаризации

6. ГУ ЦБ по Пензенской области

7. Представление МЭРТ РФ по Пензенской области

8. Управление ФС Россельхознадзора

9. Пензенская ЦСМС

10. Отделение ПМТУ ростехрегуляции

11. агрохимия

Помощник этого отдела взаимодействует с:

1. министерство финансов Пензенской области

2. управление сельским хозяйством Пензенской области

3. управление экономики Пензенской области

4. ОАО РЖД Пензы

· Советник - Бубнова И.М.

В область его курируемых вопросов входит:

1. Матер. по согл. Судей

2. Законность и правопорядок

3. нормотворческая деятельность

Курируемые ТОФОИВ:

1. управление судебным департаментом

2. областной суд

3. арбитражный суд

4. гарнизонный военный суд

5. прокуратура Пензенской области

6. Отд. закон. и вед. федерального реестра

7. Управление ФСКН Пензенской области

8. УФСИН Пензенской области

9. ГУ Пензенской области ЛСЭ

10. Управление ФССП Пензенской области

11. УВД Пензенской области

12. ЛУВД Пензенской области

13. ОВД г. Заречного

14. УФМС Пензенской области

15. Управление Росрегистрации Пензенской области

Советник этого отдела взаимодействует с:

1. законодательное собрание Пензенской области

2. управление обеспечения деятельности мировых судей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.