скачать рефераты

МЕНЮ


История государства и права зарубежных стран

Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае - еще в IV-III тысячелетии до н.э.).

Зарождение государственности в Англии

К VI в. на территории Британии образуются несколько крупных государств, которые к IX в. объединяются под знаменем Уэссекса. В 1066 г. на английскую землю вступают войска герцога Нормандии Вильгельма, который провозглашается королем Англии. Король становится верховным собственником земли, все феодалы обязаны отбывать в его пользу военную службу, выставлять феодальное ополчение.

Вильгельм попытался подчинить католическую церковь своей власти. Все это создало предпосылки для установления сильной королевской власти. Органами центрального управления выступали Великий совет, королевская курия, Палата шахматной доски.

Опорой главы государства были должностные лица местного управления - шерифы.

При Генрихе II (1154-1189) происходит дальнейшее усиление центральной власти. К королевскому домену присоединяются обширные земельные владения, упорядочивается взимание налогов и сборов, ограничивается юрисдикция церковных судов, реорганизуются вооруженные силы. Со временем формируются и общегосударственные судебные учреждения (суд королевской скамьи, суд общих тяжб, суд казначейства), появляется институт разъездных судей, которых король отправляет в графства для осуществления правосудия. В королевских судах к разбору гражданских и уголовных дел привлекаются присяжные заседатели.

На местном уровне действуют мировые судьи, судебные собрания сотен и графств, а также суды отдельных феодалов.

Неудачная внутренняя и внешняя политика Иоанна Безземельного (1199-1216) вызывала недовольство во всех слоях свободного населения Англии. Король лишился поддержки в обществе, расстроенном непомерными налогами, злоупотреблениями при их взимании, конфискациями земель, внесудебными расправами, обострением конфликта с церковью.

Иоанн был вынужден пойти на компромисс с союзом дворян и горожан. Отражением этого компромисса стала Великая хартия вольностей, дарованная монархом своим подданным в 1215 г. Хартия подтверждала свободу церкви, устанавливала порядок взимания податей и фиксировала их размер, запрещала конфискацию земель за долги, упорядочивала систему мер и весов, снимала ограничения на въезд и выезд из страны, требовала соответствия наказания в зависимости от тяжести правонарушения, неприкосновенности основного имущества при наложении штрафа, ограничения произвола при привлечении к уголовной ответственности.

Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока

Понятие "восточная деспотия" характеризовалось рядом признаков. Это - монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции.

Формализованное понятие "восточная деспотия", обладающее вышеперечисленными признаками, с определенными основаниями можно отнести к централизованной империи Древнего Китая и царствам Древнего Египта.

Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными городскими общинами и пр.

Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии, например республики в городах-государствах - Финикии, Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик "восточной деспотии".

В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь - от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей.

Но в Индии, в отличие от Китая, раздробленность была правилом, а централизованное государство - исключением. В Месопотамии царскую власть можно считать наследственной с оговорками. При передаче власти одному из сыновей правителя решающее слово принадлежало жрецам-оракулам. Не был царь и высшей судебной инстанцией. Здесь, как и в Индии, почти на всех этапах развития сохранялось определенное самоуправление общин. Органы общинного самоуправления несли главную тяжесть забот о благосостоянии общины, о своевременной выплате ренты-налога в казну и об организации общественных работ.

Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.

Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а, следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ.

Источники права: обычаи, законы царей, распоряжения джати (первого помощника фараона).

Первоначальным источником права был правовой обычай. С возникновением письменности возникают и первые письменные законы. Первый в истории Месопотамии памятник законодательства "Овальная пластинка" Энметены, правителя Лагаша XXIV в. до н.э., и надписи Уруинимгины. Однако эти источники лишь излагают содержание законодательства -- возможно, устного, -- не приводя его текстуально.

Первый дошедший до нас текст законов -- Законы Шульги (прежнее название -- Законы Ур-Намму; недавно было установлено, что их действительным "автором" является сын и преемник Ур-Намму, Шульги). Этот сильно поврежденный текст состоял из "Пролога", за которым следовали конкретные правовые нормы.

Следующий из сохранившихся законодательных памятников принадлежит царю I династии Иссина Липит-Иштару. Дошедший до нас со значительными повреждениями текст написан на шумерском языке, состоит из "Пролога", примерно 43 статей, и "Эпилога".

Законы, происходящие из царства Эшнунны дошли до нас в виде двух (поврежденных) списков на аккадском языке, имеющих незначительные различия. Текст состоит из "Пролога" и 60 статей.

Первые законы Египта были якобы написаны Мином, основателем первой династии фараонов. Имеются данные о фараонах, которые составляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права не сохранились. Наличие свода законов косвенно подтверждается в речении Ипувера (XVIII в. до н.э.). Верховный сановник фараона Тутмоса III (XVI-XV вв. до н.э.) во время официальных приемов держал перед собой "сорок кожаных свитков (с законами)". Кульминацией в развитии клинописного права Древнего Вавилона явились Законы Хаммурапи. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные; к тому времени язык древних шумеров вышел из употребления. Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение Хаммурапи. Законы основывались на принципах, существенно отличных от применяемых ныне, но проводившихся в общем довольно строго и последовательно. Нормы группируются по предмету регулирования, а переход от одной нормы к другой осуществляется по принципу ассоциации. Таким образом, один и тот же предмет рассматривается в смежных нормах в различных правовых аспектах.

Напротив, в Древней Индии основным источником права были и до сих пор остаются в общинном быту религиозные книги -- веды (Ригведа), дхармасутры и дхармашастры, создаваемые брахманами. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману.

Средневековое государство в Англии - органы государственного управления, социальная структура

Положения Великой хартии вольностей не были обеспечены эффективным механизмом их соблюдения. Во время царствования Генриха III (1216-1272) происходит новое столкновение феодалов с королем, вызванное усилением налогового бремени и притеснениями церкви. В 1258 г. для обсуждения реформы государственного управления собирается парламент. Противостояние оканчивается в пользу короля, но несмотря на эту победу королевская власть, взволнованная ростом крестьянских восстаний, вынуждена пойти на уступки и смириться с ограничением своих прав полномочиями парламента.

К концу XIII в. в Англии складывается сословно-представительная монархия.

Парламент состоял из 2 палат: палаты лордов и палаты общин. Первая включала самых знатных людей королевства, а во второй заседали рыцари (мелкие феодалы) и представители горожан. Парламент давал согласие на взимание налогов, обладал правом уголовного преследования королевских советников, вносил петиции об издании новых законов (с XV в. петиции становятся готовыми законопроектами). Король либо соглашался с законопроектом, либо отвергал его; он имел право приостановить исполнение закона или освободить отдельных лиц от подчинения закону.

По вопросам, не урегулированным законами, монарх издавал указы. Статуты (законы, принятые парламентом и одобренные королем) постепенно приобретают большую юридическую силу, чем все остальные акты государственной власти.

2-я половина XV в. Падение роли парламента в политической жизни, возвышение королевской власти, упадок феодальной юстиции, которая уже не способна конкурировать с общегосударственными судами, к числу которых прибавился канцлерский суд.

В XV в. королевская власть, поддержанная "новым дворянством" и буржуазией, вмешивается в церковные дела. В 1534 г. Генрих VII объявляет себя главой церкви. Реформированная церковь получает название англиканской. Светская власть пересматривает вероучение, секуляризует церковные земли, преследует католиков и сторонников других религиозных течений.

Создаются новые органы власти: тайный совет (высший орган управления, осуществлявший управленческие и судебные функции), Звездная палата (орудие борьбы с противниками короля, разбирала дела о преступлениях, в ее работе не участвовали присяжные заседатели, а процесс был построен на инквизиционных началах), Высокая комиссия (преследовала и судила противников англиканской церкви).

Становление сословно-представительной монархии в Англии

В 1658 г. после смерти Кромвеля к власти приходит его сын, Ричард. В 1659 г. он отказывается от власти, управление государством захватывают высшие чины армии.

В 1660 г. парламент провозглашает главой государства Карла II - сына казненного в ходе революции монарха. Новый король в своей "Бредской декларации" обещает не преследовать участников революции и не пересматривать ее итогов. В реставрированной монархии полномочия короля были урезаны и расширены права парламента. Возобновляется деятельность палаты лордов, тайного совета.

Парламент раскалывается на две группы: тори - приверженцев короля и вигов - сторонников буржуазии, среднего дворянства.

В 1679 г. получившие большинство виги проводят через парламент "Habeas Corpus Act" ("Акт для лучшего обеспечения свободы подданного и для предупреждения заточений за морями"), устанавливающий процедуру проверки законности заключения под стражу подозреваемых в совершении преступления. Акт был направлен на ограждение парламентариев от незаконных преследований за их политическую деятельность.

В 1685 г. королевский трон занимает Яков II, известный своими антибуржуазными, реакционными взглядами. В этих условиях в 1688-1689 гг. тори и виги объединяют свои силы и совершают "Славную революцию". В результате без кровопролития королем

становится штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский. С восшествием на престол этого короля начинает утверждаться новая форма Правления - конституционная монархия.

В. Оранский подписывает "Билль о правах" (1689). Билль утверждает верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, устанавливает свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Определяется срок полномочий парламента (7 лет).

В 1701 г. принимается еще один важнейший конституционный акт - "Акт об устроении", или "Закон о престолонаследии". Он устанавливал порядок престолонаследия (ввиду бездетности В. Оранского и его жены) и содержал дальнейшие уточнения полномочий законодательной и исполнительной власти. Акт устанавливал принцип контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, действительны только при наличии подписи соответствующего министра.

Вводился принцип несменяемости судей. До этого они занимали свои должности, пока это было "угодно королю" и пока они "ведут себя хорошо". Отстранение от должности производилось парламентом. Проводимые меры способствовали эволюции конституционной монархии Англии от дуалистической к парламентарной и формированию парламентаризма.

Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей: введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; 282 статьи Законов; обширное заключение. Источниками при составлении сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; новое законодательство. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог, продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным, способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети; усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей); внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений: против личности; имущественные; против семьи. К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись: смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы; изгнание. При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

Великая хартия вольностей 1215г.

По мере поглощения нормандских завоевателей коренным населением Англии утихали национальные антагонизмы. Вместе с тем ослабевали и связи, существовавшие между английской знатью и троном.

Антагонизмы обострились при короле Иоанне Безземельном, неудачными войнами и еще более тяжелыми поборами доведшем страну до разорения, а подданных - до бунта. Иоанн под давлением обстоятельств вынужден был подписать документ под названием "Великая хартия вольностей".

Основные положения хартии, которым последующая политическая история Англии придала наибольшее значение, сводились к следующему:

1) король обязывается соблюдать феодальные обычаи в своих отношениях с вассалами, не вмешиваться в юрисдикцию феодальных курий;

2) налоги и сборы могут взиматься не иначе как по решению "общего совета королевства" (что означало по существу восстановление баронской курии);

3) всякий арест должен быть основан на показаниях, "заслуживающих доверия свидетелей";

4) ни один свободный человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имения, поставлен вне закона и так далее "иначе как по законному приговору", вынесенному равными по положению судьями ("пэрами"), и "по законам страны";

5) соблюдение хартии должен гарантировать совет из 25 баронов, наделенный правом "принуждать и теснить" короля "всеми способами, какими только может".

По окончании смуты Иоанн отказался от хартии. Римский Папа его не поддержал. Но хартия уцелела. В 1216 г. Иоанн Безземельный умер. Его наследник, малолетний Генрих III, уступая баронам, подтверждает хартию.

В 1265 г. коалиция горожан и рыцарей, руководимая Симоном де Монфором, одержав победу над королем и баронами, объединившимися под влиянием обстоятельств, созывает первое в истории Англии сословное собрание, получившее название парламента. Помимо баронов, которых было мало, в этом собрании находилось по четыре рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города.

Спустя некоторое время армия Монфора потерпела поражение, а сам он погиб в сражении, но парламент уничтожен не был, он превращается в постоянное законодательное собрание Англии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.