скачать рефераты

МЕНЮ


История государства и права зарубежных стран

45. Основные группы населения в Древнем Риме

В общине Рима выделяются 3 племени. Племя состоит из 10 курий, каждая из которых включает 10 родов. Род - это совокупность нескольких семей. Дела рода решаются общим собранием и выборным старшиной. Делами всей общины занимаются куриатные собрания, совет старейшин родов и выборный вождь (реке).

VI-V вв. до н. э. За счет расширения территории римской общины, завоевания новых племен и развития обмена население Рима увеличивается. Пришлое население (плебс) не включается в состав римского народа (патрициев). Плебеи лишены многих прав римлян. Плебеи, сконцентрировавшие в своих руках значительные богатства, начинают борьбу с исконным населением Рима за равенство в правах. Рекс Сервий Тулий проводит реформу организации населения: он делит римский народ и плебеев на 6 имущественных разрядов.

Плебсу даруются некоторые права римлян. Разряды состоят из более мелких частей - центурий, являющихся военными подразделениями, политическими и налоговыми единицами. За каждым разрядом закреплено определенное количество центурий. Наряду с имущественным существует деление населения по территориальным округам, в которые зачисляются все граждане независимо от их имущественного положения. Долгое время сохраняют свое значение курии коренных римских жителей.

В начале V в. до н. э. плебеи добиваются признания своих трибунов, обладающих правом наложить вето на решения римских должностных лиц. Затем и самим плебеям даруется возможность занимать высшие государственные должности, а в III в. до н. э. плебейские собрания наделяются полномочиями по изданию общеобязательных законов. Рост имущественного неравенства, появление классов и борьба плебеев за равноправие с патрициями становятся причинами возникновения римского государства.

46. Декларация прав человека и гражданина 1789г.

Решающий удар по феодально-абсолютистскому строю нанесла Французская революция 1789 - 1794 гг. Она сыграла важную роль в процессе утверждения конституционного порядка и новых демократических принципов организации государственной власти. Французская революция XVIII в. дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, расчистила почву для дальнейшего развития капитализма как передового для своего времени общественно-политического строя, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилизации. Революция 1789 - 1794 гг. явилась закономерным результатом длительного и прогрессировавшего кризиса изжившей себя и ставшей главной помехой на пути дальнейшего развития Франции абсолютной монархии. Неизбежность революции была предопределена тем, что абсолютизм: перестал выражать общенациональные интересы; защищал средневековые сословные привилегии; защищал исключительные права дворянства на землю; поддерживал цеховой строй; установил торговые монополии и др. В конце 70-х гг. XVIII в. торгово-промышленный кризис, вызванный неурожаями голод привели к росту безработицы, к обнищанию городских низов и крестьянства. Начались крестьянские волнения, перекинувшиеся вскоре в города. Монархия вынуждена была пойти на уступки - 5 мая 1789 года были открыты заседания Генеральных штатов, не собиравшихся с 1614 г. 17 июня 1789 года собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля - Учредительным собранием. Попытка королевского двора разогнать Учредительное собрание привела к восстанию в Париже 13-14 июля. Ход Французской революции 1789 - 1794 гг. условно делится на следующие этапы: * первый этап - создание конституционной монархии (14 июля 1789 года -. 10 августа 1792 года); * второй этап - установление Жирондистской республики (10 августа 1792года - 2 июня 1793 года); третий этап - утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года -27июля 1794 года). 26 августа 1789 года Учредительным собранием был принят программный документ революции - Декларация прав человека и гражданина. Декларация провозглашала принципы демократического государственно-правового строя - народный суверенитет, естественные и неотъемлемые права человека и разделение властей, - а также устанавливала взаимосвязь этих принципов. Ст. 1 Декларации заявляла: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". В качестве естественных и неотъемлемых прав в ст. 2 провозглашались:* свобода; * собственность; * безопасность; * сопротивление угнетению. Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому (ст. 4). Статьи 7, 9, 10 и 11 утверждали свободу личности, свободу совести, вероисповедания, слова и печати. Ст. 9 провозглашала принцип презумпции невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Идея о суверенитете была закреплена ст. 3. Она служила обоснованием принципа народного представительства. Ст. 6 декларировала право всех граждан лично или через своих представителей участвовать в образовании закона, который объявлялся выражением общей воли. Статьи 13 и 14 устанавливали порядок, размеры налогов, а также продолжительность их взимания. Ст. 15 провозглашала право граждан требовать отчета от каждого должностного лица по вверенной ему части управления. Ст. 17, последняя, объявляла право на собственность неприкосновенным и священным.

47. Государственное устройство Франции по Конституции 1791г.

Революция. Зимой 1848 г. Народ Парижа поднялся на вооруженное восстание после расстрела мирной демонстрации. Восставшие добились отречения Луи-Филиппа от престола. Была провозглашена республика и сформировано временное правительство. Правительство пообещало ввести всеобщее избирательное право и облегчить положение рабочих. Также был ряд других демократических свобод. Сформирована наемная гвардия. Вскоре ВП увеличило налоги (что очень возмутило крестьян). Весной этого года состоялись выборы в Учредительное собрание (для учреждения Конституции) и большая часть членов собрания были буржуа , военачальники, крупные собственники и землевладельцы. Они решили перейти в наступление на народ. Были отменены все демократические права и свободы. Рабочие 4 дня сражались на баррикадах, но были разбиты армией.

Крупная буржуазия стремилась задержать революцию. Она поворачивает вправо. Расстрел мирной демонстрации 1791 года убедил людей, что верхушка крупных собственников стала контрреволюционной силой. 13 сентября 1791 года была срочно утверждена Конституция, по которой за королем сохранялись значительные права . Декларация прав человека и гражданина стала преамбулой К. Вторая часть этого закона была посвящена органам власти. По форме правления государство утверждалось как конституционная монархия. Высшая законодательная власть вручалась 1-палатному законодательному корпусу. Граждане делились на активных ( не менее25 лет, живущие в данной местности не менее 1 года, платившие прямой налог, не находящиеся в услужении, состоящие в национальной гвардии) - они имели право избирать, и пассивных - они не имели право избирать. Цензовое избирательное право явно противоречило декларации. Исполнительная, административная власть передавалась королю и министрам, ответственным перед ним. Король мог наложить отлагательное вето на принятые законы, являлся главой армии и флота, заботился о поддержке общественного порядка. Судебная власть осуществлялась выборными и несменяемыми лицами. Конституция закрепляла политические интересы крупной буржуазии. Ее действие не распространялось на колонии. Т.о. К. отошла от революционных принципов декларации.

48. Обязательственное право по законам XII таблиц

Общая характеристика. Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V в. до н. э. (451 450 гг.). Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, в его политическом центре Форуме. Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в них нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Законы таблиц регулировали сферы собственности, семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Обязательственное право: Обязательства из договоров. В условиях неразвитости товарно-денежных отношений (появление собственно монет в Древнем Риме относят к середине V в. до н.э.) такая форма фиксации обязательств как договор (контракт) использовалась крайне редко и отличалась ярко выраженным формализмом. При одностороннем характере древнейших договоров (право требования принадлежало только одной стороне, а обязательства возлагались на другую сторону) именно внешняя формальная сторона определяла характер контракта. Наиболее ярко раннерабовладельческое право отражалось в договорах самозаклада (nexum), при этом Законы XII таблиц не разделяют сделки самозаклада и отчуждения вещи, регулируя и те и другие общей статьей Законов "VI.1. Если кто заключает сделку самозаклада или отчуждения вещи (в присутствии 5 свидетелей и весовщика), то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми". В этой же форме осуществлялись и договоры займа, регулированию которых Законы уделяют особое внимание. Должник после признания за собой долга или после принятия против него судебного решения получал тридцать льготных дней (III.1.). Если же в течение этого льготного срока задолженность не погашалась, кредитор получал право "наложить руку" на должника, т.е. доставить его к месту судопроизводства (III.2.). Законы XII таблиц строго регламентируют процедуру принуждения должника к исполнению обязательств, не допуская самоуправства кредитора и однозначно требуя судебного решения для ограничения прав должника. И хотя наказание для несостоятельного должника могло быть очень жестоким, от продажи в рабство и смертной казни (III.5.) до пропорционального расчленения сообразно претензиям кредиторов (III.6.), Законы регламентировали движение ссудного капитала, ограничивая размеры взимаемых процентов (VIII. 18а), наказывая ростовщичество крупным штрафом (VIII. 18б). Только в 326 году до н. э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества. Обязательства из деликтов Законы XII таблиц определяют ряд обязательств, которые возникают вследствие причинения вреда, и рассматривают их не как правонарушение, а как посягательство на права частного лица (частные деликты), которое ставило обидчика в положение должника пострадавшего. К категории таковых частных правонарушений относились личная обида, которая наказывалась штрафом в 25 ассов (VIII. 4.). Особо жестоко наказывалась клевета или позорящие слова (смертная казнь) (VIII.1a; VIII. 1б). Обязательство в виде штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось в случае порубки чужих деревьев, неосторожного уничтожения чужого имущества, хранение краденых вещей, ростовщичество, предъявление суду поддельных вещей, потрава или кража урожая в ночное время (для несовершеннолетних). При этом наряду со штрафами сохраняется древнейший принцип талиона ("VIII.2. Кто причинит членовредительство и не помирится с (потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое"). Законам XII таблиц известны и публичные деликты, относящиеся прежде всего к посягательствам на государство. "IX.5. Закон XII таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага (римского народа к нападению на Римское государство), или того, кто предает врагу римского гражданина" Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.

49. Якобинская диктатура 1793г.

В ответ на обвинения жирондистов в узурпации власти якобинцы очень быстро подготовили проект самой демократической конституции Франции. Проект был одобрен подавляющим большинством нации. К. закрепляла республиканский режим. Для принятия важного решения голосования одного законодательного корпуса было недостаточно. Требовалось еще одобрение граждан (очевидного большинства). Декларация прав содержит более радикальное истолкование суверенитета народа. Сопротивление угнетению путем восстания объявлено не только правом, но и обязанностью граждан. Избирательное право для всех французов после 21 года. Отменялось деление избирателей на активных и пассивных. Выборы депутатов - прямые и равные. Высшая зак-ая власть принадлежала нации. Был постоянно действующий 1-палатный законодательный корпус. Срок легислатуры - 1 год (этот орган мог издавать декреты, не подлежащие одобрению народа). Функции гос-управления осуществлял Исполнительный сове из 24 человек. Он действовал на основе законов и был подотчетен законодательному корпусу. Подотчетность, выборность, сменяемость, многочисленность Совета препятствовали узурпации власти. Конституция была хорошей, но тяжелая внешняя обстановка не позволила ввести ее в действие.

50. Легисакционный судебный процесс в Древнем Риме

Легисакционный процесс представляет собой самую первую и древнюю форму процесса, который рассматривал гражданские иски.

В римском праве выделялось две стадии легисакционного процесса:

1)in iure -- стороны являлись в определенный день к магистрату и в его присутствии осуществляли ряд формально определенных действий, где истец предъявлял к ответчику свои требования, а ответчик -- свои возражения.

Если предметом спора выступала вещь, то ее необходимо было принести с собой. После совершения указанных действий начинался сам процесс, который протекал в форме борьбы за спорную вещь.

Истец и ответчик налагали на вещь определенную палочку (вендикту), при этом они должны были произнести формулу и фразу, установленные обычаем. Спор проигрывал тот, кто первый ошибется в произношении. Если ни одна из сторон не ошибалась, то вносился денежный залог. Сторона, выигравшая спор, получала залог обратно, а залог проигравшей стороны обращался в пользу казны. После этого первая стадия процесса заканчивалась, и магистрат назначал судью для рассмотрения дела;

2)in iudicio. Судья рассматривал дело по существу и выносил соответствующее решение. Сторона, не явившаяся в суд, проигрывала дело. Вынесенное судом решение вступало в законную силу немедленно и обжалованию не подлежало.

В результате развития торговых отношений и торгового оборота возникла необходимость в упрощении и изменении судебного процесса. Поэтому на смену легисакционного процесса пришел формулярный.

51. Консульство и первая империя Франции

Учредительное собрание приступило к выработке конституции. Окончательный текст конституции был составлен на основе многочисленных декретов и решений, имевших конституционный характер и принятых в 1789 - 1791 гг.: декреты об отмене деления на сословия, о церковной реформе, об уничтожении старого административного деления страны, об упразднении цехов и т. д. Конституцией утверждались основные принципы, определяющие статус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы. Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Она была утверждена 3 сентября 1791 года, а через несколько дней король присягнул на верность Конституции. Сопротивление угнетению путем восстания объявлено не только правом, но и обязанностью граждан. Избирательное право для всех французов после 21 года. Отменялось деление избирателей на активных и пассивных. Выборы депутатов - прямые и равные. Высшая зак-ая власть принадлежала нации. Был постоянно действующий 1-палатный законодательный корпус. Срок легислатуры - 1 год (этот орган мог издавать декреты, не подлежащие одобрению народа). Функции гос-управления осуществлял Исполнительный сове из 24 человек. Он действовал на основе законов и был подотчетен законодательному корпусу. Подотчетность, выборность, сменяемость, многочисленность Совета препятствовали узурпации власти. Конституция была хорошей, но тяжелая внешняя обстановка не позволила ввести ее в действие. Эпоха империи во Франции 1804--1814 С 1804года началась новая эпоха в истории Франции-- эпоха империи, которая, впрочем, была прямым продолжением предыдущей, ибо Наполеон и во время консульства в действительности был правителем государства. Царствование Наполеона было наполнено, с некоторыми перерывами, войнами, сперва чрезвычайно счастливыми для Франции, хотя и с отдельными неблагоприятными эпизодами (Трафальгарское сражение); Франция распространила свою власть и влияние почти на всю Европу, оставив глубокий след в её внутренних порядках. Начиная с неудач в Испании (см. Испано-португальская война 1807--1814 гг.) и продолжая войной с Россией в 1812году, счастье изменило империи (см. Наполеоновские войны и Наполеон I). Тем не менее экономический баланс царствования Наполеона не может считаться безусловно неблагоприятным для Франции. Оно закрепило многие завоевания революционной эпохи и создало чрезвычайно благоприятные условия для развития земледелия и промышленности. В эту эпоху во Франции (в основном при активном содействии правительства) сильно распространилась культура некоторых растений, до тех пор неизвестных или мало известных во Франции; важнейшим из них был картофель, введение которого началось ещё до революции, но шло медленно. Площадь обрабатываемых земель увеличилась весьма значительно; виноделие с 1790 по 1810гг. увеличилось в полтора раза; вывоз скота с суммы 4,5млн франков в 1790году поднялся к 1812году до 9млн; прядильная, ткацкая, шелковая промышленность получили громадный толчок и усилились в несколько раз; фабричная промышленность, весьма слабая до революции, была очень развита к концу царствования Наполеона. Кроме различных внутренних мер, принимавшихся для этих целей, Наполеон считал нужным прибегать к высоко покровительственному, частью прямо запретительному таможенному тарифу. Вывозная торговля Франции в первую половину царствования Наполеона быстро росла: в 1802--04 гг. вывоз в среднем равнялся 351млн франков, в 1805--07 гг.-- 402млн франков, и только во вторую половину начал падать, составляя в 1808--10 гг. 343, в 1811--12 гг. 356млн франков. Ввоз, затрудняемый тарифами и политическими событиями сильно колебался из года в год, но в общем падал (в 1802--465млн франков, в 1812--257млн франков). См. Континентальная система. Самая война не приносила Франции большого вреда (экономического). Она велась на чужой территории, на контрибуции и реквизиции, и Франция платила за них сравнительно мало (хотя налоги все-таки росли; см. Наполеон I); даже займы для неё не заключались. Между тем она освобождала страну от избыточных рабочих рук и давала громадные заказы собственной промышленности (ткацкая промышленность в значительной мере обязана своим ростом военным предприятиям Наполеона). Армия являлась учреждением деспотически-демократическим; в ней господствовала воля одного человека, но не было ни сословных, ни иных подобных различий; каждый солдат, независимо от происхождения, "носил маршальский жезл в своём ранце". Конскрипции, введенные революцией, были смягчены установленным во время консульства (1800) правом откупаться от воинской повинности, что примирило с войнами зажиточную буржуазию. Армия являлась крестьянской и мелкобуржуазной и была чрезвычайно популярна в народной массе. Так было преимущественно в первую половину царствования Наполеона; во вторую, когда война все же истощила народные средства и, главное, войны стали менее удачными, стране пришлось расплачиваться за свои военные увлечения и крайности протекционизма, вызвавшие страшный торгово-промышленный кризис. Империя обратилась в военную диктатуру, которая не могла быть прочной. Деспотизм Наполеона оттолкнул от него всю сохранявшую ещё любовь к свободе часть интеллигенции (цензура 1810года, высылка де Сталь, Констана и др.-- см. Наполеон I); духовенство, едва с ним примирившееся, вновь сделалось самым ожесточённым его врагом. Старая аристократия, которой он разрешил вернуться на родину и которую пытался приблизить к своему двору, не могла примириться ни с потерей прежних богатств, ни с новым положением при дворе надменного и постоянно оскорблявшего её императора. Народные массы чувствовали себя утомленными и требовали смягчения податного бремени и прекращения войн. Не терпя вокруг себя ни малейшей искры самостоятельности, Наполеон наполнил все созданные им учреждения лишёнными собственной воли и льстившими ему его креатурами. В минуту испытания нельзя было рассчитывать на их твердость и стойкость; и действительно, после вступления союзных армии в Париж (31 марта 1814года), назначенный им же сенат провозгласил 3 апреля 1814года низложение его с престола, опубликовав в своём "Акте низложения" целый обвинительный акт против него, в котором ему ставились в вину нарушения конституции, совершенные при постоянной и деятельной поддержке сената.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.