скачать рефераты

МЕНЮ


История государства и права зарубежных стран

Семья и наследственное право. Распространены браки между родственниками, на ранних этапах проявляются пережитки матриархата. Женщина всегда занимала высокое положение в семье. Права мужчин постепенно расширялись, у египтян появлялись гаремы. Брак оформлялся заключением договора. После вступления в брак женщина сохраняла принадлежащее ей имущество. Родители должны были поддерживать своих детей, а дети были обязаны кормить своих престарелых родителей. Дети наследовали имущество умерших родителей (и отца, и матери) поровну, дочери наравне с сыновьями. На старшем наследнике лежали обязанности по разделу наследства. Если у покойного не было детей, имущество переходило братьям и сестрам. Египтяне (в том числе и женщины) могли составлять завещания.

Преступления и наказания. Смертная казнь назначалась за измену, разглашение государственной тайны, чародейство, умышленное убийство священного животного, загрязнение Нила нечистотами. За кражу, подлог, подделку монет преступнику отрубали руку. За прелюбодеяние у женщины отрезали нос, а мужчину кастрировали.

Судопроизводство. Суд не был отделен от управления. Высшие чиновники являлись и высшими судьями. Верховным судьей выступал сам фараон. Процесс не делился на гражданский и уголовный.

Возникновение государств в Индии. Династия Маурьев

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более 4 тыс. лет назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Мехенджо - Даро. Примерно в 3 тысяче л. до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитое землевладение, торговля, имущественное расслоение населения .Наука располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии.

Полнее представлены исторические свидетельства по ведическому периоду (втор.полов.2 тысяч. до н.э.- серед.1тысяч.до н.э) когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует проникновение на территорию Индии с севера - запада индоарийских племен. Во второй половине 1 тысячелетия до н.э - 1в.н.э, в магадхо - маурийский период, сложилось и процветало самое крупное государство не только Др.Индии но и всего Др.Востока - империя Маурьев (IV в до н.э - IIв до н.э).

1период - разложение первобытно - общинного строя и образование отдельных рабовладельческих государств (2-я пол. 2го тысяч-я до н. э.). 2 период - рабовладельческие гос - ва в долинах Инда и Ганга (первая половина первого тысячелетия до н. э.). 3 период - централизованное гос - во Маурьев (1- е тыс. до н.э. - до 1 в н.э.), период складывания самого крупного на Древнем Востоке гос-ва, этот период назывался - магадхско - маурийский.

Государственно-правовые и общественные институты Древней Индии существенно отличались от рабовладельческой деспотий стран Древнего Востока. В экономическом плане - общинная система, отсутствие гост - ной собственности на землю. Индия - страна многоязычная, многонациональная, народы стояли на разных ступенях общественного развития. Огромное влияние религии (индуизм и буддизм), идеи героев - мучеников. Жизнь понималась как цепь перерождений (сансара), новое перерождение определялось накопленной кармой - суммой добрых и злых дел человека. Концепция сансари на века обезопасила Индию от потрясений социального характера: жизнь в нищете воспринимались как следствие предыдущей греховной жизни, вина самого человека, а не государственных устоев. История Древней Индии почти не содержит данных о варварском уничтожении городов, массовых убийствах, истязаниях мирного населения. Гуманность - характерная черта этой цивилизации. Своеобразие общественного строя (кроме кланов, сословий имелись варны). Варны - сословия по происхождению.

Правители первых государственных образований (протогосударств), раджи, выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов, знать, собирали ренту - налог. Для Магадхо - Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

Во главе государства стоял царь, передававший власть по наследству одному из сыновей, который назначал наследником еще при жизни. Царь возглавлял мощный государственный аппарат и обладал законодательной властью. Он был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Принцип наследования власти соблюдался строго.

Вместе с тем власть царя нельзя назвать деспотичной. Помощники царя; придворный жрец, казначей, сборщик налогов. Имелась шпионская служба. Войско состояло из царской дружины, отрядов конницы, в которой служили Кшатрии. В нее входили подразделения боевых слонов. Имелись два совещательных органа паришад и раджасабха. Во главе селений и мелких городов стоял вождь, раджа. Сельские дела решал выборный панчаят. Далее староста и управители деревень. За свою службу они получали земельные наделы.

Важную роль играли царский жрец, выходец из влиятельного брахманского рода, и советы при царе: паришад(совет царских сановников);тайный совет; раджа-сабха, или царский совет. Паришад состоял из военной и жреческой знати. В эпоху Маурьев роль паришада была сведена к выполнению совещательных функций при царе(он приобрел функц.политического совета), а некогда широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения приобрело черты царского совета - раджа-сабхи.

Территориально государство Маурьев делилось на 4 главные провинции, управляемые царевичами и имевшие особый статус; обычные провинции(джанапады), которыми управляли раджуки, крупные чиновники; области(прадеши); деревни. Деревни считались низшей административной единицей.

Образование Священной Римской империи германской нации. Общественный и государственный строй

Римское государство является последним образцом типа рабовладельческого государства. Периодизация Римского государства следующая:

1) период разложения родового строя и возникновение римского рабовладельческого государства (753--509 гг. до н. э.);

2) период республики (509-27 гг. до н. э.). Период высшей ступени развития рабовладельческого общества и государства в Риме;

3) период монархии (27 г. до н. Э.-476 г. н. э.). Последний делится на два этапа:

а) принципат (27 г. до н. Э.-284 г. н. э.);

б) доминат (абсолютная монархия) (284--476 гг .н. э.). На данном этапе происходит кризис и разложение римского рабовладельческого общества и государства.

Первоначально территорию Рима занимали три племени (трибы): латиняне, собиняне, эльтруски.

Каждое из них состояло из ста родов, объединенных в 10 курий. Род был единственной сложившейся единицей и, подобно греческому роду, был отцовский.

Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации среди римлян возникает неравенство.

В противовес роду усилилась патриархальная семья, выделились отдельные знатные семьи, члены которых стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на право вступать в Сенат, становиться военными вождями - эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи пополняли слой кабальных рабов и людей, находящихся в различных видах зависимости. Происходит разложение родовой организации римлян.

Этот процесс усугубился тем, что на расширявшейся благодаря завоеваниям территории Рима оказалось новое население из коренных, преимущественно латинян, и добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы получили название плебс, т. е. множество. Плебеи были свободными, добились права частной собственности на землю, занимались ремеслом и торговлей, обязаны были платить налоги, отбывать военную службу, могли приобретать имущество, т. е. обладали гражданской правоспособностью, за исключением права вступать в брак с патрициями.

Первоначально плебеи не входили в родовые организации коренных римлян, были политически бесправны, лишены права участвовать в Народном собрании, занимать различные должности и получать свою долю земли из земель государственного фонда. Кроме патрициев и плебеев, существовала еще одна социальная группа - клиенты. Клиент находился в личной и наследственной зависимости от патрона (покровителя).

На становление государства в Древнем Риме большое влияние оказало противостояние патрициев и плебеев в борьбе плебеев за политические права и свободы.

Ранний Рим еще сохраняет черты военной демократии, для решения важнейших вопросов римский народ собирается по куриям. В куриях участвовали все взрослые мужчины. Куриатные комиции ведали делами, относящимися к культуре, семейными отношениями и делами, касающимися жизни всей общины. На комициях происходили выборы царя, решались вопросы войны и мира, комиции могли судить граждан.

Во главе всей общины стоял царь (реке), который был военачальником, верховным жрецом, вершил суд по делам об измене. Рядом с царем стоит Сенат. Важными полномочиями обладали жреческие коллегии.

Социальная структура индийского общества

Самые первые центры с явными чертами урбанистической культуры и ранние протогосударственные образования в Северной Индии, в первую очередь в долине реки Инд, возникли в III тысячелетии до н. э.

Первые памятники развитой городской культуры датируются археологами XXIV в. до н. э. по раскопкам в Хараппе и Махенджо-Даро.

Благодаря историко-религиозному памятнику культуры - Ведам - можно понять, что племенам, решившим переселиться на территорию Древней Индии, пришлось вести борьбу с коренным населением.

Устройство городских поселений говорит о высокоразвитой материальной культуре, о высокой степени организации административного управления.

Появившись на территории Индии, индоарии постепенно осваивали малозаселенные долины реки Ганг.

Будучи изначально по характеру своей деятельности кочевниками-скотоводами, расселившись по этой территории, они постепенно перенимают и совершенствуют технику земледелия.

Племена индоариев в ранних ведических текстах предстают коллективами, с одной стороны, единым целым, но с другой - уже знакомыми с имущественным и социальным расслоением. Завоевательная политика этих племен привела к тому, что весьма быстро начинает происходить обогащение и усиление роли в обществе родовой и военной знати.

Из среды рядовых общинников выделялись две влиятельные прослойки. Первая - жрецы - брахманы (они были хранителями ритуально-культовой практики племени), вторая - правители - военачальники, или, как их еще можно назвать, аристократы -кшатрии. Со временем должность раджи становится наследственным институтом власти.

Правитель являлся главой аппарата администрации, функционирование которого обеспечивалось за счет распределения избыточного продукта в виде ренты-налога, собираемого с простого населения.

Остальная (большая) часть общества была представлена свободным, но незнатным населением.

В основной своей массе это были ремесленники и крестьяне, рабы и представители завоеванного и практически бесправного населения. Значение в обществе советов и собраний старейшин и представителей знати было весьма велико. Так, постепенно возникает троичное противостояние элементов общества. Первый элемент был представлен жрецами-брахманами, власть которых состояла в монополии на ритуально-культовую практику общества и ее хранение. Вторыми являлись аристократы-кшатрии,

непосредственные руководители общества. Третьим элементом становятся общинники-производители. Все это приводит к формированию кастового общественного устройства.

Постепенно начинает окончательно оформляться такое понятие, как "варна", что можно трактовать как "вид" или "разряд". Благодаря Ригведе, основному источнику для изучения первичных государств индоариев, известно, что на тот момент в Индии оформились четыре основные варны.

Из уст Пуруши - первочеловека, по преданию, возникла варна жрецов-брахманов, из его рук - варна кшатриев, из бедер - варна простых земледельцев и скотоводов, или рядовых членов общины вайшья, и наконец из ступней первочеловека возникает четвертая варна неимущих и неполноценных членов общества - варна шудр.

Золотая булла 1356г. - общая характеристика

"Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов -- Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья - избиратели большинством голосов определяли выбор императора.

"Золотая булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

"Золотая булла" признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях.

Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам -- заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой буллы".

Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).

С XIV--XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения -- рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв, "имперский день"), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей. Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья -- княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности. Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гоф-рата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель -- императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей -- "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь. Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны. Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме государственного единства.

Источники права Древней Индии. Законы Ману - общая характеристика

В Древней Индии понятие "право" было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Источники права Древней Индии: дхармашастры, артхашастры, Законы Ману.

Сочетание морально-этических, религиозных и правовых норм. Отражение варно-кастовой структуры в Законах Ману. Регулирование имущественных и семейных отношений. Уголовное право и судебный процесс. Особенности правового положения брахманов. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (Ману - мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. до н.э. и 2 в. Н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме 2-стиший (шлок). Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение, согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

Закрепление кастового строя в законах Ману.

Кастовый характер права усматривается в системе преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответственность за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр, людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.