скачать рефераты

МЕНЮ


История государства и права зарубежных стран

* законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;* финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы; * по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу; * внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на: * ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

* экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам: * выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями; * срочность - один год (за исключением диктатора); * коллегиальность; * безвозмездность; *тветственность.

38. Конституция США - общая характеристика

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г., действует в стране до сих пор - с внесенными в нее 27 поправками. Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами: экономические трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти. В 1781 г. конгресс из представителей штатов принял первый конституционный документ, получивший название "Статьи конфедерации", на основе которых в 1787 году Конгресс Представителей Штатов принял К. К. состоит из преамбулы и 7 довольно общих статей.

Основой явился принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшая законодательная власть вручалась Конгрессу из 2-х палат (палата представителей и сенат). К. наделяет сенат правом контроля за деятельностью высших должностных лиц, включая президента. Только с согласия сената президент заключал международные договоры, назначал послов, членов Верховного суда и т.д. Сенат обладал более обширными полномочиями , чем палата представителей. Конгресс имел право издавать законы, регулирующие торговлю, чеканке монет, армию, объявлять войну и т.д. Передача многих прав из ведения штатов федеральным органам свидетельствовала о концентрации власти.

Исполнительная власть вручалась президенту. Он избирался на 4 года. Президент - глава государства и федеральной администрации. Он не мог быть отрешен от должности конгрессом. Президент - главком, назначает и смещает любого из членов своего кабинета, осуществляет ф-ции представительства (принимает послов), назначает членов Верховного суда и остальных судей, имеет право помилования. Всякий билль, принятый конгрессом нуждается в подписи президента. Президент может наложить отлагательное вето на любой законопроект. Президент - глава правительства.

Высшая судебная власть находится в ведении Верховного суда США. Его члены назначаются президентом с согласия сената и служат пожизненно. Верховный суд позднее присвоил себе право решать - соответствуют ли законы и акты исполнительной власти К. Правовое положение Верховного суда является уникальным.

По К. устанавливалось федеративное устройство и провозглашалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов.

Текст К. 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к К. ставших известными как Билль о правах.

Принципиальной идеей, положенной в его основу, являлось признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний (ст. 1). Право иметь и носить оружие (ст. 2). В мирное время запрещался постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст. 3). Признавалось недопустимым задержание лиц, обыски без обоснованных разрешений (ст. 4). Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных. Запрет на жестокие наказания (ст. 8). В сочетании с этими положениями конституция приобрела большую прогрессивную направленность.

К. в главных своих положениях функционирует и в настоящее время., что связано с четкой разработанной системой сдержек и противовесов. Механизм К. автоматически препятствовал одной из ветвей власти сконцентрировать в своих руках больше власти, чем ей отводится, т.е. узурпировать власть.

39. Социальная структура римского общества периода республики. Народные собрания

Конец 6-ого - начало 5-ого вв. до н.э.

Основным социальным делением Рима было деление на свободных и рабов. Свободное население делилось на граждан, латинов и перегринов. Полную правоспособность имели только свободнорожденные римские граждане. Вольноотпущенники были ограничены рядом политических и частных прав, оставались в определенной зависимости от бывших хозяев.

На правовое положение римского гражданина большое влияние оказывало семейное положение. Только глава семейства - домовладыка - был лицом своего права, самостоятельно пользовался всем комплексом частных прав, все остальные члены семьи считались подвластными.

Римляне делились на ряд сословий по экономическому уровню и количеству привилегий:

1. Нобили - представители знатных патрициев и богатейших плебеев, имели исключительное право избираться в сенат и занимать основные посты в государстве, становиться магистратами.

2. Всадники - крупные торговцы и финансисты.

В Римской республике существовало три вида народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные, в их компетенцию входило принятие законов, избрание высших должностных лиц - консулов, преторов, цензоров, объявление войны.

Трибутные собрания избирали низших должностных лиц, плебейских трибунов, рассматривали апелляции по штрафным санкциям.

Куриатные собрания после реформы Туллия потеряли свое значение и были заменены собранием тридцати представителей курий, которые формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями.

Народные собрания созывались по инициативе высших должностных лиц, которые определяли вопросы, подлежащие решению. Должностные лица были подотчетны народному собранию.

40. Государственное устройство США по Конституции 1787г. Федерализм

Содержание Конституции явно свидетельствует о компромиссе между рабовладельцами и крупной буржуазией. К. юридически оформила систему органов власти независимой американской республики. Принцип разделения властей. Высшая законодательная власть вручалась Конгрессу из 2-х палат (палата представителей и сенат). К. наделяет сенат правом контроля за деятельностью высших должностных лиц, включая президента. Только с согласия сената президент заключал международные договоры, назначал послов, членов Верховного суда и т.д. Сенат обладал более обширными полномочиями , чем палата представителей. Конгресс имел право издавать законы, регулирующие торговлю, чеканке монет, армию, объявлять войну и т.д. Передача многих прав из ведения штатов федеральным органам свидетельствовала о концентрации власти. 16-я поправка предоставила Конгрессу право устанавливать подоходный налог. Исполнительная власть вручалась президенту. Он избирался на 4 года.

Президент - глава государства и федеральной администрации. Он не мог быть отрешен от должности конгрессом. Президент - главком, назначает и смещает любого из членов своего кабинета, осуществляет ф-ции представительства (принимает послов), назначает членов Верховного суда и остальных судей, имеет право помилования. Всякий билль, принятый конгрессом нуждается в подписи президента. Президент может наложить отлагательное вето на любой законопроект. Президент - глава правительства. Высшая судебная власть находится в ведении Верховного суда США. Его члены назначаются президентом с согласия сената и служат пожизненно . Верховный суд позднее присвоил себе право решать - соответствуют ли законы и акты исполнительной власти Конституции.

Все три ветви власти имели различные источники формирования (палата представителей - народом, сенат - легислатурами штатов, президент - коллегией выборщиков, суд - совместно президентом и сенатом). Все органы гос. власти имели различный срок полномочий, что не допускало одновременной смены их состава. Каждая из ветвей власти могла ограничивать узурпаторские поползновения другой, взаимоответственность друг перед другом.

К. заложила основы федеративной формы государства, хотя такого понятия нет в ее тексте. Федерация явилась классовым компромиссом буржуа и рабовладельцев, напуганных народными волнениями и конфедеративной неурядицей. К. положила в основу федерации дуалистический принцип - устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное - к ведению штатов. Важнейшее значение для прочности федерации имела ст.6, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов.

41. Римское государство в период империи. Принципат, доминат. Органы государственного управления

Успешная завоевательная политика, расширение территории Римского государства, развитие рабовладельческих отношений приводят к обострению классовых и социальных противоречий, ставят серьезные проблемы управления государством. Старое политическое устройство не способно справиться с возникшими проблемами. Римская республика вступает в период кризиса. Серия гражданских войн и военно-диктаторских режимов приводит к падению республики в Риме и началу периода империи.

Период империи делят на два этапа:

Принципат - 1 в.до н.э. - 3 в.н.э. - сохраняется видимость собрания, сената и магистратуры, но реальная власть в руках императора - принцепса (первый сенатор). Он командует армией, заключает мир и объявляет войну, руководит внешней политикой, ему принадлежит право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы, комплектовать сенат. Ни один из магистров не решает чего-либо без доклада императору. Сенат формально получает статус законодательного органа, поскольку компетенция народных собраний ограничена делами города Рима. Его постановления получают силу закона, но все законопроекты исходили от императора. Императорский двор становится средоточием высших учреждений государства.

Доминат. 3 - 5 в.в. - в конце 3 в. с приходом к власти Диоклетиана в Риме устанавливается неограниченная монархия. Сенат превращается в городской совет, а магистраты - в муниципальных чиновников. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких ведомств, руководимых назначенными императором сановниками. Верховная власть в государстве в период домината принадлежала целиком и полностью одному лицу. Вместо принцепса вводится титул доминус - владыка, внешние признаки - корона, пышный церимониал. Император - единственный источник права, сам абсолютно не связанный законом. Жители - подданные. Гос аппарат приобретает централизованный характер, чиновники назначаются или утверждаются императором на 1 год. Должности делятся на придворные, гражданские и военные. Складывается иерархия чинов.

При императоре Диоклетиане происходит раздел империи на западную и восточную части, которые с 395 г оформляются в самостоятельные государства, связанные одной правящей династией; выпускаются новые золотые и серебряные монеты; натуральное налогообложение заменяется денежным; вводится рекрутский набор в армию; Рим выделяется в отдельную провинцию.

42. Новый курс Рузвельта: причины, сущность, итоги

В XX в. деятельности, американского государства появились новые направления одним из них стало регулирование экономики и социальных отношений. Необходимость в таком регулировании была окончательно осознана в 30-е гг., когда страну поразил исключительной силы экономический кризис охвативший к тому времени все основные капиталистические страны. Около 17 млн. человек потеряли работу. Находившееся в этот период у власти правительство президента Г. Гувера в надежде на постепенный стихийный выход из кризиса фактически, ничего существенного не предпринимало.

Социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932г. победил Франклин Делано Рузвельт кандидат от демократической партии.

Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как "Новый курс". Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений.

Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили крупные кредиты и субсидии: оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение -- Национальную администрацию восстановления промышленности. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия.

Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства, которая на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня 1909 - 1914 гг. Это осуществлялось главным образом путем оплачиваемого сокращения посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение).

В целях уменьшения безработицы снижения её негативных последствий принимаются экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации где занимались "строительством и ремонтом мостов и т.д.

Проведение "Нового курса" потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов в распоряжении правительства Рузвельта.

В итоге "Новый курс", являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу социально - экономических отношений и включавший значительные элементы регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса. Ревизия "Нового курсам". По мере выхода из кризиса корпорации главным образом через Верховный суд стали добиваться отмены законодательства "Нового курса". В целях смягчения будущих кризисных явлении стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые главным образом с помощью финансово-экономических средств. После окончания второй мировой войны произошел отход от завоёванных позиций в области трудового законодательства

43. Социальная структура римского общества периода империи. Правовое положение

Квиритское право - главенствующая правовая система этого времени, распространялась лишь на коренных жителей Рима и не затрагивала иностранцев, отличалась формализмом. Крупнейшим источником права являлись Законы XII таблиц (3 XII т.).

Имущественные отношения по 3 XII т. Прав о частной собственности уже рассматривалось как абсолютная власть собственника над своей вещью. 3 XII т. содержат положения об институте общественной собственности, в них есть нормы об ограниченном праве пользования чужими вещами, возникающем на основании сервитута. Основаниями приобретения вещных прав служили: договор, приобретательная давность, захват вещи и наследование. Среди форм договора различались: 1) нексум и манципация (особо торжественные формы договоров, применявшиеся для приобретения рабов, скота, земли и др.); 2) ин юре цессио (отчуждение вещи путем отказа от права собственности на эту вещь при судоговорении перед претором);3) стипуляция - устная форма договора займа. Способами обеспечения обязательств, возникающих из договоров, служили поручительство и залог. Кредитор по

договору, заключенному в форме нексум, имел право заковать в колодки нерадивого должника. Если должник отказывался исполнить обязательство, он обращался в рабство или же предавался смертной казни. брак, семья и наследование. В брак могли вступить лишь римские граждане. Некоторое время законом не признавались браки патрициев и плебеев. Для заключения брака использовался фиктивный договор покупки жены в форме манципации. Власть мужчины над женщиной устанавливалась и фактом давностного сожительства. Римская семья отличалась патриархальным характером. 3 XII т. предоставляют римским гражданам возможность составлять завещания. При отсутствии завещания имущество и долги умершего делили его ближайшие родственники. Судебный процесс по делам, не затрагивающим государственные интересы. Судебный процесс был построен на состязательных началах и состоял из двух актов: ин юре и ин юдицио. На стадии инюре стороны в торжественной форме заявляли свои требования и возражения магистрату (претору), а магистрат назначал судью для разрешения спора. Большое значение при этом уделялось соблюдению заранее установленных форм. Действия сторон на этой стадии назывались легис акцио. Судебный процесс рассматриваемого периода принято именовать легисакционным. На стадии in iudicio судья рассматривал дело по существу.

44. Основные этапы Великой французской революции

Учредитнль собр. Декларац пр и свобод. Коренной причиной рев явилось достигшее мах остроты противоречие между производительными силами и господствовавшими в стране феодальными производственными отношениями. Не была довольна своим положением основная часть промышленников, купцов, торговцев(больш налоги). Торговле мешало множество внутренних таможен. В 1788г Фр поразил эк кризис. Вследствие очередного неурожая крестьяне и городская беднота большей части страны оказались под угрозой голода. Свертывалось пр-во и многие тысячи горожан остались без работы. Начались крестьянские волнения вскоре и в городах. Но солдаты отказывались выступать против народа. Правительство вынуждено было идти на уступки. Оно объявило о созыве Ген штатов. Они должны были помочь монархии преодолеть финанс трудности, одобрив введение нов налогов. В мае 1789- ген штаты. Правящие круги потребовали голосования - каждое сословие имеет 1 голос. А 3-е сословие хотело- принятие большинством голосов. На отказ правительства принять новый порядок голосования депутаты 3-го сословия в июне 1789 объявили себя национальным собранием, спустя месяц - Учредительным собранием, те выступая от имени Фр народа, они заявили о своем праве отменять старые и приним нов законы. От короля и знати собрание спас народ - он поднялся в Париже на вооруженное восстание. 14 июля- день взятия Бастилии и день рождение новой Франции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.