скачать рефераты

МЕНЮ


Компетентностный подход как основа обновления содержания правового образования

Если говорить о современной ситуации в России, то к факторам мешающим выработке высокого уровня правовой культуры относится не соблюдение законов, издание противоречащих друг другу нормативно-правовых актов, перегибы в использовании властного положения, а также наследие правовой культуры СССР.

Формирование правовой культуры - сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократической, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.

Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство [34, с. 184].

Для повышения в российском обществе правовой культуры в целом и необходим компетентностный подход как основа обновления содержания правового образования.

Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального - профессионального образование. По уровню и объему содержания как общее, так и специальное образование может быть начальным, средним, высшим.

В Федеральном законе "об образовании" дается современное содержания образования.

Общие требования к содержанию образования

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

- обеспечение самоопределения личности;

- создание условий для ее самореализации;

- развитие общества;

- укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- формирование духовно-нравственной личности;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

В основе нового содержания образования должны лежать способы и техники мышления и деятельности, понимание, воображение, позиционирование, моделирование. Каждый российский ребёнок должен быть введён в систему фундаментальных способностей как главного жизненного капитала. Вместо разбухшего набора низкокачественных предметов оставить немногие, которые сопровождаются метапредметными стратегическими курсами и проектно-исследовательской деятельностью, что интенсифицирует образование, не разрушает детей многопредметьем и мелкопредметьем [28, с. 19].

Социальный конфликт между идеальным типом образованного человека, объективно требующимся современному обществу для его перспективного и позитивного развития, и конкретным образцом, востребуемым индивидом, выстраивающим стратегию собственной жизни в соответствии с конкретной социальной ситуацией, - явление не новое. Оно отражает ценностные координаты разных уровней: макроуровня общества в целом и микроуровня личности этот конфликт определяет поведение людей в сфере образования, проявляет ценностные установки населения. Ценность образования определяется двумя основными обстоятельствами.

Во-первых, удовлетворением от обладания им, связанным с присущим всем людям импульсом любознательности.

Во-вторых, образование имеет существенную инструментальную ценность, помогающую в достижении других, более значимых ценностей:

- оно выступает в качестве механизма увеличения собственного состояния - обретения лучшей работы, более высоких заработков, более высокого уровня жизни;

- оно помогает получить власть, в том числе такую её разновидность, как "экспертная власть" (хотя, конечно, не является ни единственным, ни обязательным условием этого) [10, с. 5].

Так как правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его объективной оценки, а так же степень развития юридической науки в стране, то можно сделать вывод, что все вышеперечисленное невозможно осуществить без знаний права, которое дает правовое образование, являющееся необходимым элементом правовой культуры.

Правовое образование как составная часть системы образования осуществляется в соответствии с уровнями образования.

В соответствии с Федеральным законом "об образовании" в Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни:

- основное общее образование;

- среднее (полное) общее образование;

- начальное профессиональное образование;

- среднее профессиональное образование;

- высшее профессиональное образование - бакалавриат;

- высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура;

- послевузовское профессиональное образование.

Правовое образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее общее образование.

Правовое образование детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. Оно должно начинаться с пропедевтического этапа. Цель - формирование навыков нормативной культуры. Первый шаг к формированию правовой культуры, даются только азы правомерного воспитания. Основная идея в том, что человек высоко должен оценивать жизнь по правилам. Общеправовой уровень его цель - получение базовых правовых знаний. Учащиеся получают представление о социальной норме и правовом регулирование. Познается граница своей свободы. Эти знания позволяют ориентироваться в общественных отношениях соответственно социальным ролям и степени включенности в правовую жизнь общества. Профильный уровень выполняет функцию правового аспекта социализации. Учащиеся знакомятся с эволюцией правовых взглядов, идеалов, правовых ценностей. Изучается действующее законодательство, ориентированное на общегражданские потребности. Главное назначение осознанно действовать в правовой сфере на основе юридических норм, в соответствии с представлениями о социальной ценности права как общественного регулятора. Начальное профессиональное образование имеют целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. На этом уровне существуют как общеправовые курсы, как правило, учитывающие специфику специальности и позволяющие получить знания, как общеправового характера, так и обеспечение правового регулирования профессиональной деятельности. На этом уровне получают и профессиональное юридическое образование по разным направлениям.

Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Подготовка специалиста с высшим образование, независимо от уровня бакалавриат, специалитет или магистрат не может обойтись без правового курса. На этом уровне существуют как общеправовые курсы, учитывающие специфику специальности и позволяющие получить знания как общеправового характера, так и обеспечение правого регулирование профессиональной деятельности. Получают профессиональное юридическое образование по разным квалификациям. Послевузовское профессиональное юридическое образование предполагает ещё более высокую степень овладения правовыми знаниями по конкретным направлениям. Современное правовое образование должно основываться не на механическом запоминании правовых норм и статей законов, а на глубоком проникновении в сущность самого права. При рассмотрении закономерностей его становления и развития, необходимо обратить внимание на взаимосвязь теоретических аспектов права с его практическим применением. Именно такой подход даст возможность понимания социальной сущности права, как общественного регулятора и сформировать высокий уровень правовой культуры в обществе. Успешное функционирование государства в современных условиях во многом зависит от состояния правовой культуры и правового сознания молодежи, призванной определять будущее России.

1.2 Классификация методов правового образования

В педагогике методом образования принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, навыками и умениями, на их воспитание и развитие.

Методы правового образования являются и исторической, и социальной категорией, так как они меняются в зависимости от исторических и социальных условий. Реформируются учебные учреждения, меняется содержание образования, вслед за этим меняются и способы деятельности обучающих и обучающихся. Перед образованием встают новые задачи, меняется содержание образования, а значит и изменяются методы образования. Для этого используются новые средства или совершенствуются традиционные.

Таким образом, методы правового образования - это и способы передачи знаний учащимся в готовом виде, и способы совместной деятельности педагога и учащихся при познании сути отдельных явлений, и способы организации самостоятельной практической и познавательной деятельности учащихся и одновременно - способы стимулирования этой деятельности.

Чтобы эффективнее использовать методы правового образования, необходимо представить их в определенной системе, отражаемой в соответствующей классификации. Метод образования - понятие многоаспектное.

Каждая группа методов, каждый метод реализуют определенную функцию в процессе образования, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осуществление. В любом акте образовательной деятельности всегда сочетается несколько методов, они как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и учащихся. Такой подход к рассмотрению функций и места методов в процессе образования является одним из важнейших условий решения вопроса об их выборе.

Вторым критерием эффективности выбора методов образования является комплексный учет критериев их оптимального сочетания. Первым из таких критериев является соответствие методов дидактическим принципам обучения. Реализация этого требования приводит выбор методов в соответствие с основными закономерностями эффективно построенного процесса образования, из которых вытекают сами принципы.

Третьим критерием выбора методов является их соответствие специфике содержания образования. Одно содержание может быть лучше раскрыто с помощью индуктивного, другое - дедуктивного метода, одно может позволить поисковое изучение его, другое окажется недоступным для применения такого метода и т.д. Необходима специальная оценка возможностей различных методов в раскрытии конкретного содержания.

Термин образование следует рассматривать в двух аспектах: как систему и как процесс. Система образования складывается из нормативных актов, регламентирующих как порядок формирования и функционирования образовательных учреждений, так и определяющих основные направления образовательной политики, образовательных учреждений, отношений в сфере образования. Процесс образования представляет собой сложное отношение, в рамках которого одни субъекты предоставляют образовательные услуги, используя различные методы образования, а другие ими пользуются.

Понятие метода образования является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию, можно отметить и нечто общее, что сближает эти точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод образования способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трактовке.

Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Очевидно, что и в процессе образования метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения.

В области правового образования выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования и воспитания граждан страны. Педагогическая наука и практика предлагают богатый арсенал методов правового образования. Творческая деятельность педагога состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.

Разнообразие методов создает у учащихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.

Классифицировать методы - это значит группировать, их по каким-то общим признакам. До сих пор нет единого видения структуры методов правового образования. Это дает основания еще раз обратиться к проблеме методов правового образования, их классификации и структуре.

Дидактические исследования, показывают, что классификация методов образования характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке.

Существует различные классификации методов правового образования.

Для правового образования наиболее удобна классификация методов в зависимости от уровня познавательной деятельности учащихся.

Предложение М.Н. Скаткина:

Изложение готовых знаний: информационно-рецептивный, репродуктивный.

Продуктивные методы, рассчитанные на самостоятельную поисковую деятельность: проблемное изложение, эвристический, исследовательский.

Предложение И.Я. Лернера:

Изложение готовых знаний: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Продуктивные методы, рассчитанные на самостоятельную поисковую деятельность: проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский.

Название метода свидетельствует о специфическом для него способе усвоения и организации усвоения учебного материала.

Объяснительно-иллюстративный метод часто используется для организации первоначального усвоения знаний. Это способ усвоения новой и готовой информации. Он состоит в устном изложении юридической информации, в демонстрации наглядных пособий.

Репродуктивный метод обеспечивает усвоение способов деятельности. Конструируются задания на воспроизведение действий. Пересказывание, объяснение, изложить содержание фрагмента нормативно-правового акта после его прочтения, ответить на вопрос, не требующий поиска.

Сущность исследовательского метода состоит в организованном усвоении опыта творческой деятельности, творческом усвоении и применении знаний.

Сущность эвристического (частично-поискового) метода состоит в том, что поставив проблему, трудную для самостоятельного решения, педагог делит её на подпроблемы, а затем серией взаимосвязанных вопросов подводит учащихся к её решению. Учащийся самостоятелен лишь на отдельных этапах учебного исследования. Исследовательский и эвристический методы наряду с методом проблемного изложения, когда ставится проблема и цепью рассуждений раскрывается её решение, показывается при этом противоречивость и сложность процесса познания, составляют основу проблемного метода [35, с. 69].

В современной дидактике все многообразие методов сведено в три основные группы:

- методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относят словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные;

- методы стимулирования и мотивации учебной познавательной деятельности, познавательные игры, учебные дискуссии;

- методы контроля (устный, письменный, лабораторный) и самоконтроля в процессе обучения [42, с. 298].

В связи с тем, что в реальной практике сложилось большое разнообразие методов правового образования, специалисты предложили классифицировать их по различным основаниям. Этот прием известен и самой юридической науке: так, например, нормы права могут быть классифицированы по исходящему субъекту, методу правового регулирования или по отраслевому принципу.

На основании характера познавательной деятельности в правовом образовании выделяют методы:

1. Объяснительно-иллюстративный. Его сущность состоит в том, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.