скачать рефераты

МЕНЮ


Компетентностный подход как основа обновления содержания правового образования

Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.

В настоящее время в результате процесса глобализации компетентностный подход к образованию особенно востребован в рамках Болонского процесса, позволяя преодолеть устоявшиеся когнитивные ориентации высшего образования, с новой стороны взглянуть на существующее содержание образования, методы и средства обучения.

Сегодня в обществе требуется модернизация образования, обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества.

Именно в профессиональном образовании сделаны наиболее существенные шаги в определении качества полученного результата образования. Это связано с тем, что уровни компетенций рассматриваются, как признак профессиональной квалификации.

Специалист XXЙ века должен владеть не только знаниями, умениями, навыками, но и компетенцией. То есть он должен быть подготовлен, не только на основе традиционного знаниевого подхода, но и на основание компетентностного подхода.

Понятие "компетентность", как оно в настоящее время употребляется в контексте образования, первоначально не содержало педагогических аспектов и разрабатывалось на стыке интеграции психологии труда, психологии мотивации и менеджмента, тесно связанных между собой. В обыденном восприятии понятия "компетентность", "профессионализм", "квалификация" очень часто сливаются и используются как синонимы.

Можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

- Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

- Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

- Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

- Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения [30, с. 3].

Компетентностный подход как основа обновления правового образования объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Эти составляющие выступают зачастую в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от их применения в практически ситуациях. В понятии компетентности заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата [14, с. 31].

Смысл применения компетентностного подхода в правовом образовании, в том чтобы в ходе обучения развивались способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт студентов. В условиях России требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки к жизни, в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Именно юридическое образование будет способствовать созданию полноценного гражданского общества, с искоренением таких негативных явлений как правовой нигилизм и делентантизм.

Приоритетным ориентиром развития общего образования становится создание информационной образовательной среды, в поле которой учебный процесс получит реальную возможность учета потребностей, интересов, склонностей, уникальных качеств активно развивающейся личности учащегося как главной смыслообразующей ценности образования.

Термин компетентность характеризует более сложную, чем грамотность систему действий, включающую и умения, и другие компоненты действия, обеспечивающие возможность достигать желаемого результата и соответствовать требованиям общества.

Если традиционная квалификация специалиста подразумевала функциональное соответствие между требованиями работодателя и целями образования, а подготовка сводилась к усвоению учащимся более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков, то компетенция предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность.

Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу изначально закладываются параметры описания того, что обучаемый будет знать и уметь после окончания обучения.

Основной целью образования является приобретение человеком культурного опыта, востребованного обществом и обеспечивающего вхождение человека в культуру в широком понимании этого слова. Произошедшие за последние годы социо-экономические изменения заставляют нас сегодня говорить не о повышении "старого" качества, а о придании образованию новых качественных характеристик, принципиально отличающихся от тех, которые существовали хотя бы 20 лет назад [23, с. 37].

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. У обучаемого развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных. Особенно это актуально в правовом образовании, так как с необходимостью применения тех или иных правовых норм, сталкивается каждый человек каждый день.

Образовательные компетенции позволяют решать проблему, типичную для российского образования, хорошее овладение набором теоретических знаний, но значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает усвоение не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексным набором, в котором для каждого направления имеется соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

Компетентностный подход отвечает таким современным требования как обеспечение непрерывного образования. Отдельно выделен элемент познавательной компетентности - способность учиться всю жизнь.

Тенденция движения от понятия квалификации к понятию компетенции является общеевропейской. Эта тенденция выражается в том, что движение к информационному обществу в современном общественном производстве не охватывается традиционным понятием профессиональной квалификации специалиста. Более адекватным становится понятие компетентности.

Переход экономики России на рыночные отношения выявил проблемы, связанные с соответствием российской системы образования новым социально-экономическим условиям. Это:

- быстро меняющаяся конъюнктура рынка; его неравномерная насыщенность: дефицит одних специалистов, при избытке других;

- неустойчивый спрос на специалистов со стороны потребителей;

- ликвидация государственного регулирования рынка труда и распределения рынка труда и распределения выпускников;

- усиление конкуренции вследствие увеличения числа негосударственных вузов и расширения платного образования в государственных вузах;

- низкая эффективность образовательных процессов вследствие использования устаревших методик обучения.

Разрешить эти проблемы возможно, соблюдая одно из важнейших условий подготовки специалистов - обеспечение качества образования, на что и направлена модернизация российского образования [25, с. 65].

Образовательный результат - компетентность, соответствует общей цели образования - подготовке гражданина, способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

Компетентностный подход представляет собой один из путей повышения качества образования. Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания не только в качестве специалиста, профессионала, но и как личности и члена социума, он является гуманитарным в своей основе. Целью гуманитарного образования является не только передача определённой совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие кругозора, способности к нестандартным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических общемировых ценностей.

Специалист в области права должен уметь сам находить, новые необходимые ему знания, правильно их интерпритировать и применить на практике. А такого специалиста можно подготовить только на основании компетентностного подхода в образовании.

Компетенции понимаются как результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом на основе их свойства быть действенными. Именно они позволяют достигать людям личностно значимых для них целей - независимо от природы этих целей и социальной структуры, в которой эти люди живут и работают. Поэтому термин компетенции или ключевые компетенции имеет сравнительно недавнюю историю и употребляется в настоящее время в самых разных областях, но преимущественно в правовой и экономической сфере.

Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе правового образования, заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов - создание условий для неограниченного доступа к информации. Сегодня необходимо говорить об информационной компетентности в обучении праву, особенно это актуально с поиском законодательства через сеть Интернет, а также системы "Гарант" и "Консультант". В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те люди, организации, страны, которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем, а это одна из основополагающих задач правового образования.

Центром маркетинговых и социологических исследований Кадрового дома "Супер Джоб" (http://www.superjob.ru) был проведен опрос на тему "Что такое хорошее образование? Мнения 1600 респондентов разделились следующим образом: престижный вуз, престижный факультет - 11,8%; образование, которое формирует навыки, ключевые компетенции - 32,8%; образование, которое учит "самообразовываться" и приобретать знания самостоятельно всю жизнь - 52,7%, другое - 2,7% [20, с. 181].

Таким образом, респонденты выбрали - образование, которое формирует навыки, ключевые компетенции - 32,8% и образование, которое учит "самообразовываться" и приобретать знания самостоятельно всю жизнь - 52,7%. Эти 2 пункта входят как основные элементы в компетентностный подход. В сумме мы получаем, что 85,5% голосов респонденты отдают за применение компетентностного подхода, что свидетельствует о действительной необходимости его применения в нашем образовании.

Сегодня уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Данный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Отмечаются многие достоинства отечественного образования, но в то же время в меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности. Важным условием решения этой задачи определялась интеграция образования, науки и практики, переход к новым принципам их взаимодействия. В этой связи отечественному образованию предстоит усилить практикоориентированность учебной деятельности [9, с. 9]. Уровень образованности в правовой сфере тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых человек способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет.

Подготовка в правовом образовании предполагает:

- формирование системы обучения нового типа для всестороннего гармоничного развития личности обучающегося с учетом его способностей, мотивов, ценностных ориентаций, потенциальных возможностей самообучения;

- приобретение высоких профессиональных знаний и умений, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта и запросам предприятий - заказчиков рабочей силы;

- интеграцию содержания профессионального образования, достижение международных стандартов;

- обеспечение гибкости, вариативности и непрерывности обучения;

- деятельностный подход в содержании образовательных программ;

- формирование высокой профессиональной компетентности [8, с. 48].

Всё чаще сегодня в правовой сфере работодателю нужна не квалификация, которая определяется умением производить те или иные операции, а компетентность, в который сочетается и определенной набор навыков - квалификация, но и способность работать в группе, инициативность, креативность, умение переносить знания из одной области в другую.

Переход к компетентностному подходу при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования является своевременным и необходимым, так как оценка качества подготовки выпускника может быть наиболее полно получена только при определении его компетентности в выбранной области профессиональной деятельности;

Смысл применения компетентностного подхода в правовом образовании, в том чтобы получить человека с активной гражданской позицией, понимающего социальную ценность права и умеющего отстаивать свои права.

ГЛАВА II. МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

2.1 Специальные компетенции будущего учителя права: проблема определения и классификации

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, в первую очередь системы образования.

Модернизация означает изменение содержания элементов системы, замену элементов или даже целых их блоков внутри системы. Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям страны, запросам личности, общества, государства. Среди ее задач следует выделить расширение доступности и улучшение качества общего и профессионального образования, повышение его эффективности.

Модернизация системы высшего образования и повышение эффективности интеграционных процессов в научно-образовательном комплексе России требуют особого внимания к проблемам модернизации содержания правового образования.

Система образования, на которую возложена обязанность подготовки новых поколений к жизни в информационно перенасыщенной среде, вынуждена пересматривать образовательные идеалы прошлого, ставя задачи, соответствующие новым потребностям [12, с. 139].

Изменяются требования к специалистам-профессионалам. Главная проблема существующей системы образования заключается в ее неэффективности. Высокоэффективная система образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого роста и развития экономики и общества любой страны.

Подготовка педагога относится к числу проблем, которые всегда актуальны: меняются социально-экономические задачи общества, возникают новые требования к подготовке подрастающего поколения и это естественным образом отражается во взглядах на систему профессиональной подготовки преподавателей.

Мало быть хорошим специалистом, надо еще быть хорошим сотрудником. Место исполнительного и эффективного справляющегося со своими обязанностями сотрудника занял образ сотрудника инициативного, умеющего брать на себя ответственность и принимать решения в неопределенных ситуациях, умеющего эффективно работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы - работника компетентного [22, с. 5].

Удовлетворение потребностей общества требует от современного педагога высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности.

В начале XXI в. проблема содержания профессионально-личностных компетенций преподавателя приобрела черты, ранее ей не свойственные. Во-первых, это связано с изменением социально-профессиональной роли педагога, задача которого теперь уже не ограничивается передачей суммы знаний. Учитывая необычайно возросшие требования к подготовке современного специалиста, преподаватель сегодня ориентируется на создание таких условий образовательного процесса, которые бы способствовали осознанию студентами необходимости самостоятельного приобретения и модернизации знаний, упорной работы по саморазвитию и самосовершенствованию.

Поставленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.

Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации.

Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего учителя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических условиях.

Целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Выпускник, который обучался по принципам системного управления (чёткое пошаговое продвижение к цели по намеченному пути), попадает в систему ситуационного управления, когда не только варианты продвижения к цели могут варьировать, но и сама цель может видоизменяться в зависимости от стратегии развития организации. Новый социальный заказ требует и введения новых образовательных областей, предметов, дисциплин, новых методик преподавания и нового качества получаемых знаний - это уже не набор знаний, умений и навыков по отдельным предметам, а компетенции [19, с. 191].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.