скачать рефераты

МЕНЮ


Кримінологія

Социально-демографические признаки включают в себя сведения о поле, возрасте, уровне образования, роде заня-тий, стаже работы, семейном положении, местожительства, принадлежности к определенной социальной группе и дру-гие данные о социальном статусе лиц, совершающих пре-ступления. Перечисленные признаки сами по себе не явля-ются криминогенными; они, взятые в отдельности, не ха-рактеризуют конкретное лицо как преступника. Между тем взятые в большой совокупности на уровне преступности в целом либо на уровне отдельного вида преступлений и под-вергнутые статистической обработке в сопоставлении с данными официальной демографической статистики, со-держат ценную криминологическую информацию о лич-ности преступников. При таком сопоставлении мы устанав-ливаем связи личности преступника с типичными харак-теристиками всего общества.

Сопоставляя, например, долю мужского и женского на-селения, втянутого в орбиту преступности, исследователи приходят к выводу, что соотношение между женской и мужской преступностью составляет в среднем 1:8. В по-следнее время отмечается тенденция роста женской пре-ступности.

Соотношение различных возрастных групп в массе пре-ступности показывает, что наибольшей криминальной ак-тивностью обладают лица в возрасте 25-29 лет, затем идут 18-24-летние, далее следуют 14-17-летние, и, наконец, 30--40-летние. Подавляющее число преступлений соверша-ют, таким образом, люди молодого возраста. Касаясь обра-зования лиц, совершивших преступления, в сопоставлении со сводными данными об образованности членов общества в целом, мы убеждаемся, что уровень их образования зна-чительно ниже, чем у законопослушных граждан.

Самое низкое образование у лиц, совершающих насиль-ственные и корыстно-насильственные преступления (гра-бежи и разбои), кражи имущества граждан, хулиганство.

В целом, распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже чем среди холостяков и разведен-ных. В большинстве случаев, как показывают наблюдения, семья стимулирует положительное поведение. Анализ пре-ступности за последние годы свидетельствует о повышении количества преступников за счет лиц без определенных занятий, безработных и мигрантов.

Из приведенных примеров видно, что социально-демо-графические признаки дают существенную информацию о личности преступников, которая может быть использована как в научных, так и прикладных целях, в частности, при разработке и реализации мер профилактики.

20. Кримінально-правові ознаки особи.

Личность преступника также может быть расчленена на ряд элементов с учетом значительного количества ее раз-личных признаков, свойств, черт, особенностей.

Социально-демографические признаки включают в себя сведения о поле, возрасте, уровне образования, роде заня-тий, стаже работы, семейном положении, местожительства, принадлежности к определенной социальной группе и дру-гие данные о социальном статусе лиц, совершающих пре-ступления. Перечисленные признаки сами по себе не явля-ются криминогенными; они, взятые в отдельности, не ха-рактеризуют конкретное лицо как преступника.

Самое низкое образование у лиц, совершающих насиль-ственные и корыстно-насильственные преступления (гра-бежи и разбои), кражи имущества граждан, хулиганство.

В целом, распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже чем среди холостяков и разведен-ных.

Из приведенных примеров видно, что социально-демо-графические признаки дают существенную информацию о личности преступников, которая может быть использована как в научных, так и прикладных целях, в частности, при разработке и реализации мер профилактики.

Личностно-ролевые свойства выявляются, изучаются и оцениваются при «ролевом подходе» понимания личности преступника, исходные положения которого заключаются в следующем: поведение человека зависит от социальных позиций, занимаемым им в обществе, это во-первых, и, во-вторых, от понимания и выполнения им своих ролевых обязанностей и функций, которые вытекают из данных со-циальных позиций. Человек в обществе занимает ряд по-зиций и исполняет (по крайней мере, обязан исполнять) различные «роли».

Социальная позиция -- это своеобразный узел отноше-ний в социальной системе. Индивид одновременно занимает множество социальных позиций. В семье, к примеру, он отец (мать), брат (сестра), сын (дочь); на производстве ру-ководитель, квалифицированный или подсобный работник; в общественной жизни -- активный член определенного объединения (формирования) либо уклоняется от всех форм социально-полезного общения и т.д. Имеет существенное значение при этом то обстоятельство, как человек относит-ся к выбору своей жизненной позиции: проявляет при этом активность либо пассивно занимает уготовленное ему по-ложение, обусловленное средой его обитания с присущим ей издавна сложившимся укладом.

Социально-психологические особенности. Любая соци-альная реакция человека, весь строй его жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались на базе его психических состояний и процессов в ходе собствен-ного социального опыта: от направленности его личности, мотивационной сферы, от потребностей и стремлений, установок и интересов, то есть от системы его отношений к действительности.

Определяет целостную структуру личности прежде все-го ее направленность, в основе которой лежит возникающая в процессе жизни доминирующая система мотивов, под-чиняющая себе все остальные мотивы и выступающая ядром мотивации его поведения. Мотивационная сфера является «центром» внутренней структуры личности, ин-тегрирующим ее активность.

Потребность отражается в сознании человека как мотив его возможного поведения. Потребности и связанные с ними стремления имеют большей частью социальный характер. Решающая роль в их возникновении принадлежит соци-альной среде. Они источники человеческой активности.

21. Морально-психологічні ознаки особи.

Социально-психологические особенности. Любая соци-альная реакция человека, весь строй его жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались на базе его психических состояний и процессов в ходе собствен-ного социального опыта: от направленности его личности, мотивационной сферы, от потребностей и стремлений, установок и интересов, то есть от системы его отношений к действительности.

Определяет целостную структуру личности прежде все-го ее направленность, в основе которой лежит возникающая в процессе жизни доминирующая система мотивов, под-чиняющая себе все остальные мотивы и выступающая ядром мотивации его поведения. Мотивационная сфера является «центром» внутренней структуры личности, ин-тегрирующим ее активность.

Потребность отражается в сознании человека как мотив его возможного поведения. Потребности и связанные с ними стремления имеют большей частью социальный характер. Решающая роль в их возникновении принадлежит соци-альной среде. Они источники человеческой активности.

Непосредственным толчком действий людей, направлен-ных на удовлетворение потребностей и стремлений, явля-ется интерес. Осознания потребности выступают в форме интересов, последние же решающим образом воздействуют на возникновение и формирование новых потребностей.

Главное, центральное звено в психологической структуре человека занимает его личностная установка, которая ха-рактеризует не какие-то отдельные качества личности, а всю личность в целом. Руководствуясь ею, он оценивает конкрет-ные жизненные обстоятельства и делает выбор линии пове-дения, отдавая предпочтение тем или иным влечениям.

Все перечисленные социально-психологические компо-ненты человека применительно к лицам, совершившим общественно опасные деяния, имеют свои особенности. На-правленность их личности -- антисоциальна; мотивация их поведения -- анархична, эгоистична, цинична, корыстно-стяжательская. Их потребности социально неоправданны, и личностно-необоснованные, отличаются «бедностью», носят извращенный характер; способы их удовлетворения -- общественно порицаемые. Вообще их личностные установки и интересы не совпадают с интересами и целями общества и подавляющего большинства его членов. Некоторым из них свойственно психологическое отчуждение, выражающееся в отсутствии эмоциональных контактов с людьми и в специ-фическом восприятии окружающего мира как чуждого и враждебного им.

Названные социально-психологические особенности в структуре личности преступника свидетельствуют обычно о его постоянной внутренней готовности к преступному по-ведению.

Жизнь людей в обществе регулируется не только права-ми, но и нравственными принципами. Нравственность, как исторически сложившаяся система, включает в себя мно-жество, как правило, неписанных социальных норм. Исходными категориями нравственности являются добро, зло, совесть, достоинство личности, нравственный долг.

Добро представляет собой нравственное выражение того, что способствует интересам общества и счастью людей. Злая воля, злоба, вражда, ненависть, презрение к обществу, человеконенавистничество -- все это именуется злом. Со-весть являет собой способность личности осуществлять моральный самоконтроль, испытывать чувство личной от-ветственности за свои действия. Она есть не что иное, как внутренний суд над своими собственными чувствами, же-ланиями, помыслами и поступками; говоря другими сло-вами, суд над самим собой.

22. Поняття особи злочинця та межі її дослідження.

Понятие личности человека вообще -- это сложное ин-тегрирующее понятие, включающее в себя и биологические, и психологические, и социальные его стороны. Совокуп-ность и единство названных сторон образует его самого.

Личностью признается и преступник -- вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, виновно совершившее общественно опасное деяние. Невзирая на свои негативные качества, оно остается участником обще-ственных отношений, продолжает взаимодействовать с другими людьми и обществом в целом. Факт осуждения не лишает его полностью прав гражданина, а лишь ограничи-вает в известной мере некоторые из них, не освобождает его от обязанностей, видоизменяет, но не освобождает от них.

Преступники, само собой, представляют особый разряд личности; это личность более низкого социального уровня, которая в своем поведении допускает отклонения от требо-ваний социальных норм. Им присущи, как правило, сло-жившиеся особые отношения к окружающей действитель-ности еще до совершения общественно опасного деяния, у них появляется отрицательный взгляд на мир, на смысл жизни, своя собственная отличительная житейская фило-софия, не совпадающая со взглядами и суждениями зако-нопослушного большинства на тот счет, игнорируются нормы морали и требования закона. Будущие, вероятные субъекты преступлений задолго до его совершения обычно ведут недостойный образ жизни. Они совершают грубые, безнравственные поступки, дисциплинарные проступки, административные деликты, гражданские правонаруше-ния. Криминализация их личности происходит постепенно и индивидуально.

Однако на этом этапе развития личности преступника следует отмечать только его социальную запущенность и нет оснований признавать его таковым.

О личности преступника можно говорить только в связи с наступлением юридически значимого события -- совер-шения деяния, предусмотренного уголовным законом. Иначе и быть не должно, ибо свойства и качества любого человека, в том числе и преступника, находят свое объек-тивное выражение не иначе как в его действиях и деятель-ности.

Отдельные преступники, наряду с отрицательными со-циальными признаками и свойствами, характеризуются определенными негативными биопсихологичоскими осо-бенностями. Некоторым из них присущи стойкие психические отклонения, отчетливо выраженные волевые, эмоциональные дефекты. Они, конечно же, оказывают также оп-ределенное влияние на поведенческую сторону человека.

Общественная опасность, согласно теории уголовного права, является материальным признаком преступления. И лицо, совершая его, приобретает то же свойство, -- свой-ство общественной опасности. До того момента личность преступника таким свойством, повторяем, не обладает. Общественная опасность рассматривается обобщенным признаком личности преступника, в котором находят свое концентрированное выражение все остальные взаимосвя-занные и взаимообусловленные свойства и особенности лица, совершившего общественно опасное и уголовно на-казуемое деяние.

Личность преступника, -- как определенное состояние его признаков и свойств, -- понятие, ограниченное извест-ным отрезком времени, определенными временными рам-ками. Содержание личности человека, как уже отмечалось, динамично и постоянно изменяющееся. Ее асоциальность, появившись, постепенно зреет, растет и на момент совер-шения преступления окончательно оформляется, проявля-ется наиболее выпукло и четко, что дает основания для качественно новой оценки личности, на этот период уже личности преступника. Следовательно, начальный момент появления «личности преступника» совпадает с фактом совершения преступления.

Она прекращает свое существование после отбытия осуж-денным наказания за совершенное преступление, после достижения целей наказания, после утраты им свойства общественной опасности. Бывает, как показывает практика, исправление осужденных может и не наступить. Однако даже в этом последнем случае нужно говорить не о личности преступника, а о лице, представляющем потенциальную опасность для общества. В связи с чем над ним учреждается административный надзор, к нему применяются иные пре-вентивные меры.

Выявленные и описанные выше признаки, свойства и особенности личности преступника позволяют дать следу-ющее определение этому феномену: личность преступни-ка -- это совокупность существенных и устойчивых со-циальных свойств и признаков, биопсихологических осо-бенностей индивида, которые, объективно реализуясь в конкретном совершенном преступлении, придают учиненному деянию характер общественной опасности, а виновному в нем лицу свойство общественной опасности, в связи с чем оно и привлекается к ответственности, пред-усмотренной уголовным законом.

23. Структура особи злочинця.

Личность преступника представляет собой целостное образование, состоящее из нескольких элементов, совокуп-ность которых образует ее структуру.

Личность преступника также может быть расчленена на ряд элементов с учетом значительного количества ее раз-личных признаков, свойств, черт, особенностей.

Социально-демографические признаки включают в себя сведения о поле, возрасте, уровне образования, роде заня-тий, стаже работы, семейном положении, местожительства, принадлежности к определенной социальной группе и дру-гие данные о социальном статусе лиц, совершающих пре-ступления. Перечисленные признаки сами по себе не явля-ются криминогенными; они, взятые в отдельности, не ха-рактеризуют конкретное лицо как преступника.

Самое низкое образование у лиц, совершающих насиль-ственные и корыстно-насильственные преступления (гра-бежи и разбои), кражи имущества граждан, хулиганство.

В целом, распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже чем среди холостяков и разведен-ных.

Из приведенных примеров видно, что социально-демо-графические признаки дают существенную информацию о личности преступников, которая может быть использована как в научных, так и прикладных целях, в частности, при разработке и реализации мер профилактики.

Личностно-ролевые свойства выявляются, изучаются и оцениваются при «ролевом подходе» понимания личности преступника, исходные положения которого заключаются в следующем: поведение человека зависит от социальных позиций, занимаемым им в обществе, это во-первых, и, во-вторых, от понимания и выполнения им своих ролевых обязанностей и функций, которые вытекают из данных со-циальных позиций. Человек в обществе занимает ряд по-зиций и исполняет (по крайней мере, обязан исполнять) различные «роли».

Социальная позиция -- это своеобразный узел отноше-ний в социальной системе. Индивид одновременно занимает множество социальных позиций. В семье, к примеру, он отец (мать), брат (сестра), сын (дочь); на производстве ру-ководитель, квалифицированный или подсобный работник; в общественной жизни -- активный член определенного объединения (формирования) либо уклоняется от всех форм социально-полезного общения и т.д. Имеет существенное значение при этом то обстоятельство, как человек относит-ся к выбору своей жизненной позиции: проявляет при этом активность либо пассивно занимает уготовленное ему по-ложение, обусловленное средой его обитания с присущим ей издавна сложившимся укладом.

Социально-психологические особенности. Любая соци-альная реакция человека, весь строй его жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались на базе его психических состояний и процессов в ходе собствен-ного социального опыта: от направленности его личности, мотивационной сферы, от потребностей и стремлений, установок и интересов, то есть от системы его отношений к действительности.

Определяет целостную структуру личности прежде все-го ее направленность, в основе которой лежит возникающая в процессе жизни доминирующая система мотивов, под-чиняющая себе все остальные мотивы и выступающая ядром мотивации его поведения. Мотивационная сфера является «центром» внутренней структуры личности, ин-тегрирующим ее активность.

Потребность отражается в сознании человека как мотив его возможного поведения. Потребности и связанные с ними стремления имеют большей частью социальный характер. Решающая роль в их возникновении принадлежит соци-альной среде. Они источники человеческой активности.

24. Типологізація злочинців та їх відмінність від класифікації.

Типология представляет собой прием (процедуру) на-учного мышления и эмпирического познания. Она заклю-чается в расчленении объектов и явлений на отдельные элементы (типы) по наиболее существенным признакам и выявлении различия между ними. Типология использует-ся при анализе структуры общественных отношений, различных социальных явлении, человеческой личности, в частности, личности преступников. В последнем случае в ее основе лежат признаки, причинно связанные с преступ-ным поведением.

осно-ваниями (критериями) ее построения должны быть:

Характер антиобщественной направленности лич-ности преступников и содержание мотивации их преступного поведения.

Степень глубины антиобщественной направленности личности преступников и стойкость их криминоген-ной мотивации.

По первому критерию всех преступников следует под-разделить на такие четыре типа:

Первый -- это насильственный тип личности преступ-ника. Для него характерно явное негативно-пренебрежи-тельное отношение к человеческой личности и ее важней-шим благам: жизни, здоровью, телесной и половой неприкосновенности, спокойствию. Сюда относятся преступники, совершающие преступления против личности и иные пре-ступления, сопряженные с посягательством на личность (например, убийство, причинение телесных повреждений, изнасилование, бандитизм, террористический акт и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.