скачать рефераты

МЕНЮ


Кримінологія

39. Якісні характеристики злочинності. Структура злочинності та її формула. Динаміка злочинності.

Структура преступности означает отношение отдель-ного вида либо группы преступлений ко всей массе преступ-ности в том или ином регионе за конкретный период. Она определяет долю (удельный вес) выделенных по определен-ным основаниям различных категорий преступности. Бла-годаря этому показателю выявляются строение преступ-ности, ее внутренняя форма.

Каждое социальное явление, включая и преступность, состоит из ряда частей (элементов), находящихся в соот-ношении друг с другом. Функциональное назначение по-нятия структуры состоит в том, чтобы отобразить устойчи-вую упорядоченность такого соотношения в данных усло-виях.

При определении структуры преступности вся преступ-ность (П) берется за 100%, а интересующий нас вид (группа) преступлений (В п) принимается за икс (X). Отсюда искомый показатель выводится по такой формуле:

Он выражается в процентах и характеризует преступ-ность с качественной стороны.

Структура преступности может быть построена по со-циально-демографическим, уголовно-правовым и крими-нологическим группировочным основаниям. Сколько и какие такие основания надо учитывать, решает исследова-тель. Важно, чтобы они были объективными и способство-вали реальной действительности, а также максимально способствовали решению стоящей перед исследователем задачи.

Структура преступности возможна и по следующим кри-минологическим группировочным признакам: по разным сферам хозяйственной деятельности, где совершены пре-ступления; по характеру межличностных отношений (в сфере служебных, семейных, бытовых отношений); по от-дельным регионам страны (таким путем мы определяем так называемую «географию» преступности); по доминирующей антисоциальной мотивационной направленности личности преступников (насильственные, корыстные преступления); по месту и времени совершения преступлений; по характе-ру взаимоотношений виновных и потерпевших и т.д.

Динамика преступности -- показатель, отражающий ее движение во времени. Поскольку преступность подвер-гается непрерывным изменениям, постольку исследовате-лям (практикам и ученым) необходимо знать не только уровень и структуру преступности на конкретную дату, но и движение названных показателей в течение определен-ного времени. Достигается это путем установления отноше-ния уровня и структуры преступности настоящего либо иного периода времени к ее уровням и структуре за пред-шествующие периоды. Поэтому данный показатель явля-ется комплексным. Он характеризует преступность с коли-чественной и качественной стороны.

На динамику преступности оказывает влияние ряд со-циальных и правовых факторов, а именно:

изменение социально-экономических условий жизни
общества;

состояние и характер тех социальных явлений и про-цессов, которые детерминируют преступность;

-- складывающаяся демографическая ситуация в стране и отдельных ее регионах (рост рождаемости и смертности населения, изменение его возрастной структуры, активизация миграции граждан из других мест, например, под влиянием интенсивного промышленного освоения региона и т.д.);

- изменения уголовного законодательства (кримина-лизация -- введение в УК новых составов преступлений или декриминализация -- отмена уже имеющих-ся составов либо частичное изменение их конструк-ций);

-- состояние и меры эффективности правоохранительной и правоприменительной деятельности (повыше-ние и снижение активности органов уголовной юстиции в широком смысле слова, несовершенство реги-страции преступлений и т.д.).

40. Поняття латентної злочинності. Латентність злочинності: природна і штучна.

Латентність злочинності -- ознака, яка відображає існування в країні тієї реальної ситуації, коли певна частина злочинності зали-шається неврахованою. В усіх державах фактична злочинність пе-ревищує ту кількість злочинів, які зареєстровані їх органами. За межами обліку залишається латентна (прихована) злочинність, так звана «темна цифра» злочинності.

більш пра-вильно розглядати латентну злочинність як сукупність фактично вчинених злочинів, які, однак, не були виявлені або внаслідок інших обставин не стали відомими правоохоронним і судовим органам, відомості про які в зв'язку з цим не знаходять відображення в офіційній кримінально-правовій статистиці. Латентна злочинність у кримінологічному аспекті (в нашому розумінні, означеному вище) -- це сукупність не виявлених і не включених в статистичну звітність злочинів. Під латентною зло-чинністю в криміналістичному значенні розуміються не виявлені і не розкриті злочини. Латентну злочинність у кримінально-процесуаль-ному значенні становлять ті злочини, вчинення яких не потягло за собою виникнення юридичних наслідків -- порушення і вирішення кримінальної справи в порядку кримінального судочинства.

В структуре латентной преступности по механизму ее образования можно выделить четыре разновидности.

Первая охватывает собой совокупность преступлений, о факте совершения которых ни правоохранительным орга-нам, ни представителям администрации предприятий, организаций и учреждений, ни отдельным гражданам ни-чего не известно. О преступном событии знает только винов-ный и его сообщники, не заинтересованные в разглашении сведений о нем.

Вторую разновидность латентной преступности состав-ляет большой массив преступлений, которые, хотя и из-вестны должностным лицам -- руководителям соответству-ющих подразделений или учреждений, отдельным граж-данам, -- но ни те, ни другие не сообщают о них в соответ-ствующие органы. Третью разновидность латентной преступности обозна-чают иногда термином «пограничные ситуации». Она пред-ставляет собой группу тех преступлений, информация о которых стала известна правоохранительным органам, но конкретный работник которого ошибочно, добросовестно заблуждаясь, либо не имея достаточной профессиональной подготовки, дал неправильную юридическую оценку дея-нию, не усмотрел в нем признаков состава преступления, в связи с чем оно оказалось вне статистического учета.

И последнюю разновидность латентной преступности составляют те преступления, которые стали известны пра-воохранительным органам, но их представитель по различ-ным соображениям не регистрирует их.

41. Характеристика сучасної злочинності в Україні та її особливості.

Основные периоды:

I. 1972- 1977 гг.- относительная стабильность, колличество преступлений- 170 тыс, прирост +1,7

II. 1978-1983гг.- значительный рост преступности, 237 тыс преступлений, прирост +9

III. 1984- 1988 гг. относительная стабилизация, 237 тыс преступлений, прирост +0,6

IV. 1989-1995 гг.- стремительный рост преступности, преступность возросла в 2,6 раза по сравнению с предыдущим периодом, прирост +15, 1

V. 1996-1999 гг.- стабилизация и уменьшение преступности, колличество преступлений 559 тыс, коэфициэнт прироста -3,4.

42. Поняття причин і умов злочинності як соціального явища.

43. Кримінологічна характеристика профілактичної діяльності.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ или иначе называемая - ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ. Эти два термина (с точки зрения этимологии) идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими.

По своей сути предупреждение преступности - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

Все рассмотренные основные элементы предмета криминологии:

1. органично взаимосвязаны;

2. изучаются не только этой наукой.

Например, преступность может привлекать внимание социологов при исследовании ими социальных отклонений; проблема личности преступника имеет наряду с криминологическим криминалистический, оперативно-розыскной и другие аспекты; вопросы, связанные с предупреждением преступности путем назначения и исполнения наказания, изучаются в уголовном и исправительно-трудовом праве.

В общем виде такая специфика проявляется в следующем:

1. Криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность.

2. Специфика криминологического познания состоит и в том, что в нем делается выраженный акцент на причинном объяснении изучаемых этой наукой социально-правовых явлений и процессов.

3. Во главу криминологических исследований ставится задача предупреждения преступности.

4. Криминология принимает участие в разработке не только правовых, но и иных по содержанию средств борьбы с преступностью, ее предупреждения (социально-экономических, культурно-воспитательных и т.д.).

Некоторыми отечественными учеными предмет криминологии дополняется историей криминологической науки, организацией и методикой изучения преступности, криминологическим прогнозированием и т.п. В настоящее время этот вопрос остается открытым и мы позволим себе лишь наблюдать за его решением, определив устоявшееся и апробированное представление о криминологии как социально-правовой науке, которая изучает сущность, закономерности и формы проявления преступности, ее причины и иные детерминанты, личность преступника и других категорий правонарушителей, могущих встать на преступный путь, а также систему предупреждения преступности и на этой основе разрабатывает общую теорию предупредительного воздействия на преступность и меры криминологической профилактики.

Криминология - самостоятельная социально-правовая (социолого-правовая) наука. В ее предмете выделяются по содержанию четыре основные составные части, четыре группы изучаемых социальных явлений:

· преступность;

· личность преступника;

· причины и условия преступности (детерминанты);

· предупреждение (профилактика) преступности.

44. Класифікація профілактичних заходів.

По уровню, различаются меры:

общесоциальные, специально-криминологические и индивидуальные.

По масштабу применения меры преду-преждения преступности делятся на общегосударственные, региональные, локальные и индивидуальные.

По содержа-нию: экономические (например, снижение безработицы); политические (защита конституционных прав граждан); социальные (повышение заработной платы, защита инте-ресов малообеспеченных слоев населения); организационно-управленческие (совершенствование деятельности право-охранительных органов); культурно-воспитательные (ува-жение к праву, к закону); правовые и иные меры (демогра-фические, медицинские, технические, технологические и т.д.).

По моменту применения: меры криминологической профилактики с ее подвидами; меры предотвращения и меры пресечения.

По субъектам деятельности: меры, при-меняемые специализированными государственными орга-нами и их подразделениями (органы внутренних дел, орга-ны прокуратуры, органы службы безопасности, таможен-ного контроля, органы налоговой милиции и др.); обще-ственными организациями и гражданами.

По механизму действия: меры, упреждающие, ограничивающие, устра-няющие негативные явления и процессы; меры защиты; меры переубеждения; принуждения; предосторожности; меры помощи и др.

Как интегративная система организованного противо-действия преступности, объединяющая различные преду-предительные меры, предупреждение преступности осу-ществляется на трех уровнях: общесоциальном, специаль-но-криминологическом и индивидуальном.

Общесоциальное предупреждение преступности -- это такие всесторонне обоснованные экономические, социаль-ные, политические, идеологические, культурно-воспита-тельные, организационно-управленческие, правовые и иные по характеру меры, которые разрабатываются и осу-ществляются в государстве с целью ослабления и устране-ния деструктивных явлений и процессов, обусловливающих преступность. Меры общесоциального предупреждения внедряются через государственные и региональные планы социально-экономического развития. Предупредительный потенциал этих мер состоит в том, что их реализация умень-шает социальные противоречия, криминогенное противо-стояние различных слоев населения, снижает уровень безработицы, повышает стандарт жизни людей, создает необходимые условия для легализованного получения до-статочных доходов граждан, содействует построению креп-кого фундамента нормального функционирования всех социальных сфер, воспитанию и контролю над несовершен-нолетними и молодежью, оздоровлению морального кли-мата в обществе, закреплению приоритетности общечело-веческих ценностей и благ, соблюдению демократических основ и т.п.

Специально-криминологическое предупреждение пре-ступности -- это совокупность мер, направленных на упреждение, выявление, ограничение и устранение нега-тивных явлений и процессов, порождающих преступность, и недопущение совершения преступлений на различных стадиях преступного поведения, т.е. на стадиях возникно-вения умысла и принятия преступного решения, приготов-ления и покушения. Преступное поведение имеет свое начало, развитие и за-вершение. Важно не допустить как формирование умысла, преступного намерения, так и совершение самого преступ-ления.

Индивидуальное предупреждение преступлений -- раз-новидность предупреждения преступности путем осущест-вления предупредительной работы с конкретными лицами. В основе таковой лежат обоснованное предположение, про-гноз и правовые основания, что поведение тех или иных лиц свидетельствует о реальной возможности перехода их на пре-ступный путь. Устранение опасности вероятности соверше-ния ими преступлений -- главная задача индивидуального предупреждения. На практике оно сводится к выявлению лиц, склонных к совершению преступлений, оценке вероят-ности такового, оказанию на них позитивного воздействия с целью недопущения совершения преступлений.

45. Профілактична діяльність, яка здійснюєтъся правоохоронними органами.

К числу субъектов, для которых предупреждение пре-ступности является одной из главных функций в сфере правоохранительной деятельности, относятся правоохра-нительные и правоприменительные органы, их службы и
специализированные подразделения: органы прокуратуры, внутренних дел, юстиции, службы безопасности Украины, таможенные органы, органы охраны государственной гра-ницы, органы государственной налоговой администрации
и ее службы, органы государственной системы исполнения наказаний Украины, государственная контрольно ревизи-онная служба, органы рыбоохраны, государственная лесная охрана, иные органы и службы, которые осуществляют
также и функции предупреждения преступности.

Органы прокуратуры. Можно вы-делить такие направления такой деятельности: 1) Крими-нологический анализ преступности и участие на этой осно-ве в разработке мер по предупреждению преступности. 2) Надзорная функция прокуратуры, служащая целям предупреждения преступ-ности. Криминологический аспект в обще надзорной работе прокуратуры состоит в контроле за тем, чтобы претворялись законы, программы, постановления именно о предупреж-дении преступности. 3) Участие в комплексном планирова-нии и разработке мероприятий по предупреждению пре-ступности, в содействии при составлении планов преду-преждения преступлений и иных негативных явлений и процессов, их порождающих. 4) Активизация деятельности общественности по предупреждению преступности. 5) Ор-ганизация криминологической осведомленности населения о преступности и правовой пропаганды и участие в таких мероприятиях. 6) Координация предупредительной дея-тельности правоохранительных органов, что позволяет придать ей необходимую целенаправленность и наступательность, умело сочетать их возможности и ресурсы.

Органы внутренних дел. . Как орган, имеющий довольно сложную их струк-туру, обладающий оперативностью, мобильностью, инфор-мацией, средствами, техникой и специалистами, органы внутренних дел проводят самую различную работу по укре-плению правопорядка и законности, профилактике, предот-вращению и пресечению преступлений, индивидуальному предупреждению.

Служба безопасности Украины. на эти органы возлагается: защита государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потен-циала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности ино-странных спецслужб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.

Органы охраны государственной границы. Вместе с иными правоохра-нительными органами они осуществляют оперативно-ро-зыскную деятельность, используют меры по недопущению перехода, переезда правонарушителями государственной границы, в необходимых случаях их административного задержания, личного осмотра, а также транспортных средств, предотвращение и пресечение незаконного перехода границы с различной целью (миграция, торговля людьми, профессиональное бродяжничество и попрошай-ничество, контрабанда и др.).

Таможенные органы Украины. эти органы осуществляют широкомасштабную деятельность по специально-криминологическому преду-преждению таможенной преступности, т.е. совокупности преступлений, связанных с нарушением порядка переме-щения товаров и ценностей через таможенную границу (контрабанда, наркобизнес, незаконный экспорт и импорт товаров, транспортных средств и др.) Основными направ-лениями предупреждения таможенной преступности явля-ются: совершенствование процедуры таможенного оформ-ления товаров и механизма функционирования пунктов пропуска через государственную границу;

Государственная налоговая служба Украины. осуществление кон-троля за соблюдением налогового законодательства; вы-явление, исследование и устранение причин и условий его несоблюдения; выявление лиц, склонных к совершению налоговых преступлений и профилактическую работу с ними; целенаправленную предупредительную работу с на-логоплательщиками; предотвращение и пресечение нало-говых преступлений; возмещение причиненного государ-ству ущерба и пр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.