скачать рефераты

МЕНЮ


Незаконный оборот оружия

Теперь эти деяния наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьми тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

Как видно, теперь из ч.1 ст.222 УКРФ исключена норма, предусматривающая уголовную ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного гладкоствольного оружия.

Иными словами, исключается ответственность не только за незаконный оборот охотничьи ружей, но и за оборот любого гладкоствольного оружия. [2.27,с.32]

Такие изменения вызвали большие прения и споры в среде юристов, но проблема не решена до сих пор.

Далее, ч.2 данной статьи теперь предусматривает уголовную ответственность лишь за перечисленные в ч.1 ст.222 УК деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору: таким образом, из ч.2 ст.222 УК исключены слова «или неоднократно».

Существенным изменениям подверглась ч.4 ст.222 УК. В ней теперь предусмотрена уголовная ответственность только за «..незаконный сбыт газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия». Норма об уголовной ответственности за незаконное приобретение или ношение газового оружия, холодного оружия, в том числе и метательного исключена.

Однако уголовное наказание за указанное выше деяние теперь усилено: обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы до двух лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Дополнения и изменения в УК РФ затронули еще и следующее. Ранее в ст.222 УК РФ содержалось весьма существенное примечание: «Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления».

К сожалению, как показала следственная и судебная практика данное примечание нередко использовалось лицами совершившими конкретные преступные деяния, предусмотренные ст.222 УК РФ, в ущерб закону. К примеру, лицо, незаконно носившее огнестрельное короткоствольное, холодное или газовое оружие, в другом кармане своей одежды предусмотрительно носило записочку, содержание которой свидетельствовало о о желании этого лица добровольно сдать это оружие. Теперь же данное примечание дополнено предложением следующего содержания: «Не может признаваться добровольной сдача предметов, указанных в настоящей статье, а также в ст.223 настоящего кодекса, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению». [2.66,с.36]

Следует добавить, что в ст.223 УК РФ «Незаконное изготовление оружия» теперь предусматривает уголовную ответственность лишь за: «..незаконные изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, совершенной группой лиц или по предварительному сговору». [2.66,с.35]

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: в нашей стране развитие правовых норм, регламентирующих порядок владения как холодным, так и огнестрельным оружием, традиционно имело запретно-ограничивающую направленность и тенденцию к увеличению санкций за незаконный оборот оружия. Единственным исключением из этого правила являются гладкоствольные охотничьи ружья, которые на протяжении нескольких десятилетий продавались в магазинах (не всегда специализированных) по предъявлению членского билета общества охотников и рыболовов.

Уголовно - правовая характеристика преступлений в сфере незаконного оборота оружия

Общественная безопасность как объект уголовно-правовой охраны в наиболее общем виде представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества. В этом смысле общественная безопасность является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересовано и государство, и общество, и граждане. [2.4,с.56] Однако главную ответственность за состояние безопасности в обществе несет прежде всего государство. Именно оно формирует систему обеспечения общественной безопасности, под которой следует понимать совокупность мер политического, правового, экономического, организационного, научно-технического характера. Данная система имеет своей основной задачей поддержание социально приемлемого уровня общественной безопасности. [2.5,с.98] В уголовном праве система обеспечения общественной безопасности носит нормативный характер и включает в себя правовые, технологические и организационные нормы, а также специальные правила безопасности.

В узком смысле общественная безопасность - это система общественных отношений по поводу создания и поддержания безопасных условий жизнедеятельности общества, функционирования и развития его институтов. [2.11,с.110]

Незаконный оборот оружия неоднократно становился предметом исследования многих авторов, как по уголовному праву, так и по криминологии, поскольку количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в России продолжает расти. [2.1,с.31]

Установление уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных веществ и взрывных устройств вызвано международными обязательствами Российской Федерации. В 1991г. Россией была подписана Монреальская Конвенция « О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения», а в 1999г.- Европейская Конвенция Совета Европы « О контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами».

В соответствии с Конвенцией 1991г. каждое государство - участник принимает необходимые и эффективные меры для запрещения и предотвращения изготовления на его территории немаркированных взрывчатых веществ [1.2], а по Конвенции 1978г. договаривающиеся стороны принимают меры к оказанию друг другу взаимной помощи через соответствующие административные органы в пресечении незаконного оборота огнестрельного оружия, а также в прослеживании и обнаружении огнестрельного оружия, перемещаемого с территории одного государства на территорию другого. [1.1] Как видим, тема оборота оружия весьма актуальна в настоящее время и вопросы ее рассматриваются на международном уровне.

2.1.Понятие, виды оборота оружия

Как уже говорилось выше - «Оружие» в Федеральном законе « Об оружии» определяется как «устройство и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов» (ст.1) и делится на три следующих вида: боевое ручное стрелковое и холодное, служебное и гражданское. [1.6]

Под основными частями огнестрельного оружия понимаются такие конструктивные его части, которые в совокупности образуют пригодное к стрельбе оружие. К ним относятся затвор, возвратная пружина, ствол со ствольной коробкой, спусковой механизм, магазин и т.д.

Боевые припасы устройства или предметы, конструктивно предназначенные для выстрела из оружия соответствующего вида. К категории боеприпасов, независимо от наличия или отсутствия у них средств взрывания, относятся артиллерийские снаряды и мины, ручные реактивные противотанковые гранаты, боевые ракеты, авиабомбы и т.д.

Под взрывчатыми веществами понимаются химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению - взрыву. К взрывчатым веществам относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, дымный и бездымный порох, твердое ракетное топливо и т.д

Оружие является особым предметом материального мира, резко выделяющимся из остальных достижений мировой культуры.

Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в России с каждым годом растет: в 2005г.- 69 910, в 2006г.- 78 647 случаев.

Растет и число преступлений с использованием огнестрельного, газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств. Так, в 2005г.- 14 255, в 2006г.- 17 313 эпизодов. [2.32,с.28]

Криминологическая характеристика лиц, занимающихся незаконным оборотом оружия дает следующие результаты: - на основе изученных материалов уголовных дел по исследованной проблеме предпринята попытка всесторонне исследовать лиц, занимающихся незаконным оборотом оружия.

Как показывает проведенное исследование, в подавляющем большинстве случаев преступления в сфере незаконного оборота оружия совершаются лицами мужского пола в возрасте от 18 до 25 лет. [2.18,с.49]

Вооружение главным образом принадлежит государственным военизированным организациям, в которых основным контингентом служащих являются мужчины, имеющие доступ к данным предметам и использующие такую возможность для совершения хищений. Данные об образовательном уровне преступников, совершивших преступления в сфере незаконного оборота оружия (незаконные приобретение, хранение, ношение, перевозка, сбыт и изготовление) следующие: незаконченное среднее образование - 4,8 % от общего числа судимых преступников, среднее и среднее специальное - 88,6 %, среднетехническое - 5,2 %, высшее -1,4%.

Приведенные данные свидетельствуют о среднем образовательном уровне лиц, совершающих преступления в сфере незаконного оборота оружия. По мнению аналитиков, это объясняется тем, что наибольший показатель (88,6 %) обусловлен наличием у военнослужащих срочной службы, совершающих их значительное количество, именно среднего и среднего специального образования.

В проведенном исследовании удалось выявить контингент лиц, совершивших незаконный оборот оружия: 76 % - военнослужащие; 23,6 % - гражданские лица; 0,4 % - сотрудники милиции. [2.13,с.15]

Высокий процент преступников-военнослужащих обусловлен значительно ухудшившимся в последние годы материальным положением военнослужащих, криминализацией призываемой на службу молодежи и, что имеет решающее значение, возможностью доступа к огнестрельному оружию и боеприпасам в силу специфики службы. [2.22,с.32]

Подавляющее большинство (90,48 %) лиц, осужденных за незаконный оборот оружия, ранее к уголовной ответственности не привлекались, лишь 7,88 % - имели одну судимость, 1,64 % -дважды до осуждения за рассматриваемые преступления привлекались к уголовной ответственности за совершение хищений чужого имущества (кражи, грабежи, разбойные нападения), угон транспортных средств, самовольное оставление воинской части или места несения службы, хулиганство. Такое соотношение можно объяснить следующим образом: большинство хищений огнестрельного оружия и боеприпасов совершается военнослужащими из воинских частей, судимые же лица имеют определенные ограничения в прохождении воинской службы, кроме того, наличие судимости является препятствием для принятия на службу в военизированные организации, а также на работу в иные организации, учреждения, предприятия, где осуществляется оборот оружия (предприятия-изготовители оружия, частные охранные предприятия, торговые предприятия, склады взрывчатых веществ). [2.18,с.114]

Словосочетание «оборот оружия» практически всегда употребляется вместе с прилагательным «незаконный». Незаконный оборот оружия неоднократно становился предметом исследований, но их авторы исходили из того, что этот термин является общеизвестным, и определений понятию «оборот», а также его законной и незаконной составляющим не давали, либо ограничивались выработкой определения понятия «незаконный оборот». [2.14,с.87]

Однако, незаконный оборот является только лишь частью законного и потому изучение проблем незаконного оборота оружия и разработка мер противодействия ему не может осуществляться в разрыве от понятий и категорий законного оборота.

Если мы вновь обратимся к статистике, то в России у граждан в легальном владении находится 6,5 млн. ед. оружия, на 21 тыс. объектов хранится 583,5 тыс. стволов огнестрельного оружия. Лицензированный персонал частных охранных структур и служб безопасности использует около 80 тыс. ед. огнестрельного и газового оружия. К этому количеству следует добавить миллионы единиц боевого оружия, которые находятся на вооружении российской армии и других силовых структур. [2.68,с.19]

В незаконном обороте оружия гораздо меньше: так, в розыске на 1 января 2006г. находилась 61 тыс. ед. По некоторым экспертным оценкам, в России только огнестрельного оружия в незаконном обороте насчитывается 1,5-21,9 млн. ед.

В незаконный оборот оружие переходит из законного, что наглядно подтверждается статистикой. В период с 2001г. по 2006г. количество зарегистрированных хищений и вымогательств оружия ( ст.226 УК РФ) последовательно растет быстрыми темпами, как и количество совершающих их лиц. Рассмотрим данные Главного информационного центра МВД РФ за 2001-2006 годы.

Таблица

Годы

2001

2002

2003

2005

2006

Зарегистрировано

преступлений в течение года

3095

3108

3205

3803

4095

Выявлено лиц, совершивших преступления

1043

1636

1711

1894

1243

Исходя из анализа таблицы, можно утверждать, что незаконный оборот оружия является производным от законного, тесно связан с ним и зависит от организации законного оборота и эффективности контроля над ним. А следовательно, законный (легальный) оборот оружия является той отправной точкой, с которой должно начинаться изучение незаконного оборота.

Легальный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на территории России регламентируется Федеральным Законом «Об оружии», постановлениями Правительства РФ « О порядке выдаче лицензий на разработку и производство вооружения военной техники и боеприпасов», «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», « Правилами оборота служебного и гражданского оружия», « О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите», инструкциями и приказами МВД и т.д.

Под законным оборотом оружия следует понимать изготовление, сбыт, передачу, приобретение, хранение, ношение, перевозку, ремонт, применение, уничтожение оружия, производимое на основании законов, постановлений Правительства и нормативных документов военизированных ведомств под контролем лицензионно-разрешительной системы органов внутренних дел или без такового. В частности, органы внутренних дел не осуществляют контроля над оборотом оружия в системе Министерства обороны, ФСО, ФСБ и других военизированных ведомств. В самой системе МВД контроль над оборотом оружия осуществляется не подразделениями лицензионно-разрешительной системы, а министрами внутренних дел республик в составе РФ, начальниками УВД, ГУВД, отделов внутренних дел, руководителями служб и подразделений. [ 2.5,с.408]

При безупречном осуществлении контрольно-надзорных мероприятий над законным оборотом оружия, по существу, становится невозможным его незаконный оборот, который в подобном случае сведется к изготовлению, сбыту и использованию кустарного или самодельного оружия.

Причины и условия, способствующие незаконному обороту оружия.

К одной из основных причин поступления в преступный оборот предметов вооружения следует отнести просчеты в политической стратегии органов государственной власти и управления, допущенные при распаде Советского Союза. В результате этого несметное количество вооружения было передано в ведение неустоявшихся политических сил республик, некогда входивших в СССР. По мере обострения политической борьбы, нередко сопряженной с вооруженным захватом власти (Азербайджан, Грузия, Молдова, Таджикистан), сепаратистскими настроениями (Абхазия, Южная Осетия, Преднестровье, Чеченская Республика), политическое руководство России принимало необдуманные решения по защите своих геополитических интересов. Стремясь повлиять на ситуации, происходящие в сопредельных республиках, командование войск, дислоцированных в указанных регионах, вооружали то одну, то другую сторону конфликта. Чаще всего делалось это под предлогом «нападений» на воинские склады, находившиеся на территории республик бывшего СССР, «передислокации» или под видом устройства «взрывов» после вывоза основной части оружия. В результате этих, по сути, криминальных сделок, осуществленных без всякого учета количественно-качественных характеристик переданного вооружения, без принятия соответствующих мер по предотвращению его распространения на территории России, был полностью потерян контроль за движением большого количества вооружения и боевой техники. [2.65,с.2]

Условиями, способствующими совершению подобных преступлений и противоправному распространению огнестрельного оружия, являются, в частности, несоблюдение правил его хранения, слабая техническая укрепленность хранилищ, отсутствие или неисправность охранной сигнализации, преступная небрежность, халатность, подчас, и предательство личного состава охраны при несении службы. [2.59,с.154]

Исследования свидетельствуют, что лишь около трети похищенного вооружения используется для собственных нужд, в то время, как остальная часть реализуется в целях наживы оптовым перекупщикам, связанным с организованными криминальными сообществами.

К условиям, способствующим совершению незаконного оборота оружия, относятся социальные факторы, среди которых следует прежде всего выделить недостатки в области учета и контроля материальных ценностей. Недостатки этой группы чаще всего проявляются в плохой работе должностных лиц по обеспечению сохранности огнестрельного оружия, боевых припасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ; в неэффективности текущего и последующего учета и контроля как функции управления. Даже располагая необходимыми силами и средствами, руководители соответствующих подразделений, чаще всего военизированных и заводов-изготовителей, не обеспечивают должным образом надлежащие учет и хранение предметов вооружения, исключающие саму возможность преступных посягательств на них. [2.7,с.484]

Перечисленные выше действия (изготовление, продажа, приобретение, хранение, ношение оружия и т.п.), осуществляемые с нарушением законов, правил и инструкций, образуют незаконный оборот оружия, который с правовых позиций является неоднородным и подразделяется на два вида.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.