скачать рефераты

МЕНЮ


Незаконный оборот оружия

На факт - хранения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств в определенном помещении указывают: факт производства в нем выстрела или взрыва со всеми возникающими материальными следами; обнаруженные упаковка и части боеприпасов, отдельные детали оружия, а также его отпечатки в кобурах, чехлах, на одежде, на оберточных материалах, в тайниках-хранилищах. По отпечаткам отдельных деталей экспертным исследованием в ряде случаев удается определить модель хранившегося оружия, а когда оно найдено, то и отождествить его. Не исключается, что в одной кобуре или в тайнике в разные периоды хранилось оружие различных видов или моделей. Тогда может наблюдаться сдвоенность отпечатков от деталей различного оружия. Соответственно, эти следы могут совпадать с признаками оружия не одного вида (модели). Если такие совпадения установлены, то может быть сделан вывод о соответствующем количестве видов (моделей) оружия, хранившегося в кобуре или тайнике. [2.64,с.12]

На факт изготовления огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств могут указывать разнообразные объекты, носящие на себе следы преступного деяния: материалы, которые использовались для изготовления или ремонта оружия и элементов патронов,

взрывных устройств, снаряжения патронов, специальные приборы для снаряжения ружейных гильз капсюлями («Барклай», «Диана», рикопер), закрутки для заделки картонных корпусов гильз, слитки, полосы свинца, пресс-формы для штамповки и отливки снарядов, куски войлока, картона, бумаги и других волокнистых материалов, высечки для изготовления пыжей, полуфабрикаты, заготовки, чертежи и слепки отдельных частей оружия, боеприпасов и взрывных устройств (выполненные подозреваемым или другими лицами и т. п.); инструменты, в частности, пуансоны для набивания номерных знаков, а также бездымный и дымный порох, его компоненты, масса спичечных головок, химические вещества и реактивы, частицы смазочного материала, частицы металла на инструментах, применявшихся для переделки патронов, оружия, взрывных устройств. Нередко в местах изготовления, ремонта огнестрельного оружия, боеприпасов или в непо-средственной близости преступником производятся контрольные выстрелы.

При этом одно материальное следообразование, например, внедрение частиц пороха с отложением копоти выстрела на мишени, может служить в качестве объекта в различных по своему содержанию исследованиях для разрешения нескольких вопросов. Во-первых, по его характеристикам как следа-вещества (т. е. по его физическим и химическим свойствам) можно выяснить: дымный или бездымный порох использовался. Во-вторых, по его параметрам как следоповреждения (по глубине и радиусу зон внедрения частиц пороха и отложения копоти) можно определить дистанцию выстрела. В-третьих, по его признакам (по количеству, взаимному расположению и форме зон) можно установить модель применявшегося огнестрельного оружия. [2.54,с.321]

Кроме того, фактические данные об обстоятельствах изготовления, хранения, ношения, перевозки, приобретения, передачи, сбыта огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств содержатся в протоколах следственных действий (осмотра,

обыска, допроса и др.), заключениях экспертов и в приложениях к ним (фотоснимках, чертежах, фонограммах, видео-фонограммах и т. п.).

Передача, сбыт огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств обычно осуществляется по месту жительства, на улицах, рынках, вокзалах и т. д.

Для перевозки указанных предметов с учетом их количества ис-пользуются практически все виды транспорта. Отметим, что рас-сматриваемые нами преступления являются длящимися, следовательно, местом их совершения будет любое место, где в течение какого-то времени оно осуществлялось. [2.6,с.3]

Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение, изготовление огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств являются почти исключительно мужским «занятием». Доля женщин в общем числе преступников минимальна.

Рассматриваемые преступления совершаются, главным образов, взрослыми лицами. Наибольшую опасность для граждан представляют лица в состоянии опьянения, имеющие в руках оружие.

Анализ следственной практики свидетельствует о том, что незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение, изготовление огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств обычно связаны с преступлениями других видов (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, хулиганство, вымогательство и др.). Поэтому можно говорить о самостоятельном элементе криминалистической характеристики данного вида преступлений -сведениях о закономерных связях с другими преступлениями.

Знание элементов криминалистической характеристики рассматриваемой категории преступлений, корреляционных связей между ними должны учитываться следователями, оперативными работниками при планировании расследования, построении версий, розыске лиц, совершивших преступление, а также при установлении всех иных обстоятельств дела.

3.3. Использование криминалистической характеристики в

расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом

оружия.

Особенности использования криминалистической характеристики в расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия зависят от того, к какому из элементов ее структуры относятся те или иные данные об обстоятельствах совершения преступления. Информация о типичных элементах ситуаций совершения преступлений рассматриваемой категории представляет собой общую характеристику конкретного массива преступлений, позволяет ориентироваться в их признаках и особенностях совершения. Правильное определение круга типичных элементов ситуаций совершения преступлений создает необходимые предпосылки для выявления криминалистически значимых связей между ними. Сведения о последних, в свою очередь, используются для выдвижения версий о преступниках, способах преступления, местах сокрытия похищенного и т. д. Характеристика механизма следообразования учитывается при проведении следственных действий и иных мероприятий с целью обнаружения возможных источников информации, следов преступления.

Рассмотрим более подробно основные направления практического использования криминалистических характеристик.

1.Обнаружение преступлений, выдвижение версий о преступном характере того или иного события.

В процессе расследования конкретного преступления кримина-листическая характеристика находит применение для обнаружения и других преступлений, совершенных обвиняемым.

Наличие сведений о частоте рецидива пф определенной категории преступлений, связи этих преступлений с другими является важной предпосылкой установления преступной деятельности в полном объеме. [ ]

2.Выдвижение версии о личности преступника. Требование параллельной или одновременной проверки всех версий о виновных лицах многие криминалисты считают аксиоматичным. По их мнению, если отдать предпочтение одной из версий, то из-за этого может быть упущено время для проверки других. [2.29,с.19]

Однако требование параллельности проверки версий не означает, что следователь в одно и то же время с одинаковой интенсивностью работает по всем версиям. Иное понимание параллельности было бы излишне прямолинейным и догматичным. Не надо забывать, что проверка одной версии может привести к опровержению, а иногда и подтверждению конкурирующих с ней версий.[2.26,с.23 ]

Таким образом, работая в первую очередь по наиболее вероятным направлениям, мы тем самым получаем результаты, значимые для проверки маловероятных версий. Параллельность проверки последних будет выражаться и в том, что необходимо безотлагательно проводить действия, промедление с которыми может исключить или существенно затруднить в последующем проверку этих версий.

Вероятность той или иной версии оценивается на основе материалов конкретного дела, личного опыта расследования других преступлений, соответствующих криминалистических рекомендаций.

Объективность подобной оценки возрастает при использовании криминалистической характеристики преступлений, поскольку она -- результат достаточно широкого обобщения следственной практики. Сопоставление материалов расследования преступления с крими-налистической характеристикой аналогичных преступлений позволяет выдвинуть обоснованные версии о личности преступника.

3. Выдвижение версии о совершении преступления группой лиц.

4. Использование сведений о типичных местах сокрытия и реализации
похищенного для розыска предметов посягательства.

5. Применение данных о механизме следообразования для правильного определения круга возможных источников информации о преступлении, более целенаправленной работы по их выявлению, для обнаружения материальных следов преступления в ходе осмотра. [2.36,с.512]

Надо предостеречь от шаблонного, нетворческого подхода к ис-пользованию криминалистической характеристики. Важно помнить, что сведения, содержащиеся в ней, служат лишь общим ориентиром при расследовании конкретных преступлений.Обстоятельства совершения преступлений, сопоставляемые с криминалистической характеристикой, должны быть достоверно установлены и объективно оценены.

Разработка и эффективное применение криминалистических ха-рактеристик зависят от правильной оценки их современного состояния и определения путей совершенствования этой части криминалистических методик.

В заключении данной главы хочется сделать следующие выводы:в последние два десятилетия криминалисты проявляют повышенный интерес к рассматриваемой проблеме. Это, однако, не означает, что раньше соответствующие сведения вовсе не отражались в криминалистических рекомендациях и не учитывались при расследовании преступлений. Криминалисты издавна придавали важное значение изучению способов преступления, личности преступника, механизма следообразования. [2.54,с.612] Менее исследованы были качественны и особенно количественные аспекты закономерных и вероятностных связей между элементами криминалистической характеристики. Активизация работы в этом направлении связана с уточнением предмета криминалистики, ее ориентацией на познание закономерностей механизма совершения преступлений и их расследования. [2.52,с.402]

К сожалению, криминалистические характеристики в их сегодняшнем виде пока еще мало отвечают современным требованиям, служат скорее достижению сугубо научных, чем практических целей, страдают неполнотой и ошибочной интерпретацией полученных данных

Необходимо от рассуждений по поводу того, что такое криминалистическая характеристика, сколько в ней элементов и какие они, переходить к массовому изучению уголовных дел. Иначе при оценке значения тех или иных элементов и связей по-прежнему придется оперировать весьма неопределенными категориями «больше» и «меньше», «чаще» и «реже», а не точными количественными показателями. Трудно ожидать серьезных перемен к лучшему при существующем подходе к решению проблемы, поскольку проводимые исследования основываются обычно на результатах изучения 200, от силы 500 уголовных дел. Естественно, что на таком массиве сложно определить, являются те или иные связи случайными либо закономерными.

Выделение криминалистической характеристики преступлений в самостоятельный раздел частных криминалистических методик создает предпосылки для углубленного изучения проблемы, но думается, что в дальнейшем криминалистическая характеристика будет пронизывать все содержание методики расследования, использоваться для обоснования тех или иных частнометодических рекомендаций. [2.53,с.12]

Формирование учения о криминалистической характеристике преступлений способствует как развитию науки криминалистики, так и дальнейшему совершенствованию следственной практики.

4.Регулирование международной торговли оружием в Российском законодательстве

В России система норм, направленных на регулирование торговли оружием, базируется на конституционных положениях, закрепленных в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, в которой провозглашена свобода экономической деятельности, и п. «л» ст. 71 Конституции РФ, согласно которой определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества является компетенцией Российской Федерации.

Основные принципы внешнеэкономической деятельности России изложены в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»[1.8], в котором закреплены механизмы государственного регулирования внешнеэкономических связей.

Демонстрируя приверженность провозглашенному принципу свободы экономических отношений и с целью установления эффективного контроля за исполнением законодательства по обороту оружия Правительство РФ 4 сентября 1995 г. приняло постановление «О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения в Российской Федерации», которым утверждено Положение с одноименным названием. Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»[1.7], а также рядом других нормативных актов: постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 898 «О порядке выдачи лицензий на разработку и производство вооружений, военной техники и боеприпасов», указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 г. «О мерах по усилению контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (которым утверждены 3 положения: «О порядке осуществления в Российской Федерации контроля внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения», «О порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения” и «О Координационном межведомственном совете по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами»), [2.63.] письмом Государственного таможенного комитета от 5 ноября 1996 г. № 01-15/19636 «О пропуске патронов к гражданскому и служебному оружию», письмом ГТК от 14 ноября 1996 г. № 25-20/6153 «О разъяснении порядка ввоза гражданами Российской Федерации оружия», постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 574 «Об утверждении Положения о порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий», постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 575 «Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из РФ оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется» [2.63 ] и др.

За незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, а также за производство или распространение оружия массового поражения предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст. 189, 353 УК РФ).

Нормативные правила оборота вооружений, действующие в Российской Федерации, предусматривают последовательную систему мер, направленных на то, чтобы поставить под контроль государственных органов весь процесс от производства вооружений до их использования.

«Положение о порядке осуществления в Российской Федерации контроля внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения» устанавливает, что контроль внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения осуществляется в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и соблюдения ее международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания. Российские юридические лица осуществляют рассматриваемую деятельность в строгом соответствии с единым списком продукции военного назначения, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Участие в разработке списка принимает Координационный межведомственный совет по военно-техническому сотрудничеству.

Таким образом, контрольные функции по осуществлению внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения на этапе принятия решения о возможности такой сделки сконцентрированы в руках Президента России. Несколько иная ситуация на стадии лицензирования экспорта и импорта продукции, работ и услуг военного назначения. «Положение о порядке лицензирования в РФ экспорта и импорта продукции, работ и услуг военного назначения» предусматривает, что лицензия выдается при совершении каждой внешнеторговой сделки и имеет ограниченный срок действия - до 12 месяцев. Лицензия выдается только юридическим лицам Российской Федерации, получившим в установленном порядке право на внешнеэкономическую деятельность в области военно-технического сотрудничества. При этом контрольные функции и ответственность между министерствами и ведомствами распределяются следующим образом: Министерство внешних экономических связей отвечает за правомерность выдачи лицензии, Министерство обороны Российской Федерации ведает вопросами отнесения продукции, работ и услуг к категории военного назначения, оценивает в каждом случае целесообразность сделки по экспорту и импорту данных предметов, контроль за вывозом и ввозом осуществляется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. [2.59.] Следует признать, что эффективность контроля в таких условиях во многом зависит от согласованности действий всех названных ведомств.

Основные нормативные акты по товарам двойного назначения, такие как: постановление Правительства РФ № 1030 от 11 октября 1993 г. «О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях», распоряжение Президента РФ от 11 февраля 1994 г. № 74-рп “О контроле за экспортом из РФ отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники” и ряд других, названных выше, законодательно закрепляет комплекс мероприятий, направленных на выполнение обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях, а также на предотвращение несанкционированного реэкспорта из Российской Федерации товаров (услуг) двойного применения, импортированных в РФ с предоставлением гарантий использования в заявленных целях. В них определяется порядок оформления обязательств российских организаций и предприятий по использованию таких товаров в заявленных целях, осуществление государственного контроля.

Изложенное выше позволяет констатировать, что в России правительственными органами принят и действует пакет документов, способных обеспечить надлежащий контроль в области оборота вооружений и товаров двойного назначения. Кроме того, российское уголовное законодательство включает в себя ряд норм, предусматривающих ответственность за незаконные действия, совершаемые в отношении оружия, что следует рассматривать как важнейший элемент обеспечения законности оборота данной группы предметов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.