скачать рефераты

МЕНЮ


Организация системы контроля в городских, районных органах внутренних дел

При разграничении этих понятий нужно исходить из философских категорий содержания и формы. Содержание, будучи определяющий стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойства, внутренних процессов, его связей и т.п., а форма есть внутренняя организация содержания, ее структура, обозначающая способ взаимодействия элементов целого, как между собой, так и с внешними условиями. В данном случае содержанием являются контроль, а форма выражает способы организации этого контроля, ее внешнее практическое выражение в определенных контрольных действиях1

Различные формы контроля реализуются с помощью целого набора методов, т.е. определенных путей, тактических приемов достижения поставленной цели.

По способу организации контроля в органах внутренних дел в настоящее время сложилось пять научно-обоснованных форм контроля:

комплексное инспектирование,

контрольная проверка,

целевая (специальная) проверка,

текущий (оперативный) контроль,

зональный (оперативно-зональный) контроль.1

При комплексном «инспектировании» бригадой МВД РФ в марте 1998 года УВД Пермской области, в том числе УВД г. Березники, по всем направлениям деятельности, управленческая деятельность УВД была оценена удовлетворительно.

Проверяющие из аппарата МВД РФ согласились с нашей системой контроля.

Однако данные формы наиболее приемлемы для вышестоящих структурных уровней (МВД, УВД). На уровне же городских, районных органов внутренних дел в настоящее время сложились следующие формы контроля:

а) сквозные проверки отраслевых служб и подразделений городских, районных органов внутренних дел;

____________________

1 Философская энциклопедия, М., Политиздат., т. 5,1991 г.

2 Капорцев А.Г. «Контроль в управленческой деятельности», м-. Академия МВД СССР, 1981 г.

б) контрольные проверки хода выполнения того или иного управленческого решения;

в) целевые (предметные) проверки;

г) заслушивание отчетов руководителей служб и подразделений на заседании руководства горрайоргана внутренних дел о проделанной работе и ее результатах, приказом начальника Березниковского УВД организована работа постоянно действующего оперативного совещания и в зависимости от изменений оперативной обстановки, проводятся заслушивания руководителей служб и подразделений УВД по наиболее актуальным вопросам, которые стоят на постоянном контроле у руководства. По всем рассматриваемым вопросам принимаются обоснованные управленческие решения с указанием конкретных, лиц ответственных за исполнение, методов и сроков контроля выполнения решения (Приказ УВД г.Березники №485 от 31.12.97);

д) проверка эффективности функционирования служб и подразделений горрайоргана внутренних дел путем систематического анализа оперативной и статистической информации о состоянии преступности, результатов оперативно-служебной деятельности, в ходе выполнения планов работы и отдельных заданий руководства МВД, УВД, ГРОВД и т.д.

Форм контроля очень много. Более того, начальник вправе создать новые формы контроля, которые не ведут к нарушению законности, ущемлению достоинства сотрудников, принятие от них зачетов по тем или иным дисциплинам, и инструктаж, и простую беседу с подчиненным, если она нацелена на выявление обстоятельств, имеющих значение с точки зрения повышения эффективности профессиональной деятельности. Следует указать и на то обстоятельство, что на уровне ГРОВД контроль иногда трудно отличить от ряда других управленческих функций.

Из известной совокупности форм выбираются, те которые целесообразны с точки зрения наибольшей эффективности. Требования, на основе которых производится выбор форм, обуславливается различными причинами. Одни из них непосредственно вытекают из того, какое место занимает субъект управления в системе городских и районных органов внутренних дел и из объема его полномочий. Другие обусловлены закономерностями функционирования контролируемого объекта, знанием и учетом особенностей управления им в определенной управленческой ситуации, деловыми качествами исполнителей. При осуществлении контроля субъекты имеют дело с факторами, обусловленными различными причинами и действующими с различной силой, поэтому оправданно использовать не одну, а совокупность различных форм контроля в определенной последовательности. Это позволит выявить объективное состояние объекта, недостатки и причины их проявления, а главное определить пути их устранения.

Функция контроля реализуется с помощью целого набора методов, т.е. определенных путей, тактических приемов дос-тижения цели.

В широком смысле слова под методом понимаются приемы и способы, при посредстве которых оказывается воздействие на управляемые объекты с целью практического осуществления задач, стоящих перед субъектом управления. Термин "метод" означает подход, способ, действие, процесс, прием, процедуру, правило, технику.1

Методы управления неразрывно связаны с целями и принципами управления и выступают в качестве способов их реализации.2

Они носят избирательный характер, то есть их можно выбирать, заменять один другим с точки зрения наибольшей эффективности. Применительно к управлению метод означает не деятельность, а способ её осуществления, следовательно, метод управления отвечает на вопрос, каким способом реализуется задача управленческой деятельности.3

_____________________

1 Сафонов Р.А. «Прогностический метод государственного управления», «Советское государст-вои право», № 8,1971 г., стр. 75

2 Пнскотин М.И. «Методы организации деятельности аппарата управления», «Советское госу-дарство и право», № 9,1970 г., стр. 16

3 Козлов Ю.М. «Управление народным хозяйством СССР». М., МГУ, 1969 г., стр. 102-103

Арсенал методов осуществления контроля велик и разнообразен. Поэтому главное состоит в умении определить необходимость и целесообразность использования наиболее рационального из них.

М.И. Пискотин предпринял попытку разделить методы деятельности на ряд больших групп:

а) методов воздействия на управляемые объекты;

б) методы работы самих органов государственного управления;

в) методы выработки и принятия управленческих решений и контроля за их исполнением.1

Поскольку нас интересует контрольная деятельность, то автор считает необходимым подчеркнуть, что содержанием контроля охватывается все перечисленные группы методов.

во-первых, контроль, несомненно выступает в качестве метода воздействия на управляемые объекты.

во-вторых, будучи необходимым элементом организации работы любого аппарата управления, он выступает в качестве метода работы этих органов.

в-третьих, чтобы контролировать, необходимо знать методы работы по реализации любой другой функции, то есть контроль должен быть компетентным, что равнозначно обладанию необходимыми познаниями в контролируемой области.

в-четвертых, реализация контрольной функции связана с необходимостью применения собственных методов.

Форма же контроля представляет собой разнообразные внешние стороны его проявления. Эти два понятия взаимосвязаны, их связь проявляется в том, что систематическое применение определенной формы деятельности порождает метод, и наоборот, использование определенного метода влечет за собой конкретную форму его применения.

Метод выражает содержание деятельности, а форма является способом выражения данного содержания.

___________________

1 Пискотнн М.И. Указанная работа, стр. 135

Поскольку осуществление контроля связано с его организацией, сбором и анализом информации, то можно согласиться с точкой зрения В.Д.Малкова, который формы контроля рассматривает в качестве организационных методов и подразделяет все методы контроля на две большие группы:

Первая - методы организации и осуществления контроля.

Вторая - методы сбора и обработки информации о ходе процессов управления и о состоянии управляемых объектов.1

Аналогичный взгляд на соотношение форм и методов ранее высказывал Г.Х. Попов. Он пишет: «Представляется правильным толкование организационной формы управляющих воздействий».2

Именно с этой точки зрения ВД.Малков вывел два основных метода контроля - метод ведения и метод слежения.3

Метод ведения заключается в осуществлении жесткого контроля за исполнением и предполагает постоянное внесение поправок в их деятельность. Этот метод характерен для контроля в подразделениях городских и районных органов внутренних дел. Его широко применяют начальники отраслевых служб в процессе осуществления ежедневного контроля за работой своих подчиненных.

Данный метод реализуется практически только в форме непосредственного непрерывного ознакомления с работой сотрудников. Чаще всего он используется в тех случаях, когда руководитель не уверен в достаточной квалификации и добросовестности исполнителей, а также когда в связи со сложностью решаемых задач, он сам принимает непосредственное участие в исполнении решений. Недостатком данного метода является то, что его применение сковывает инициативу исполнителей.

______________________

1 Малков В.Д. «Организация и осуществление контроля в ОВД» под редакцией Зуйкова Г.Г. и Гейдарова А.Н.,гл. 1, Академия МВД СССР, 1976 г, стр. 29

2 Попов Г.Х. «Методы управления социазшстическимггроизводством», М., 1973 г., стр. 36

3 Маяков В.Д. Указанная работа, стр. 124

Метод слежения заключается в том, что, сформулировав и поставив конкретные задачи перед исполнителем, всесторонне обеспечив их деятельность, руководитель представляет им достаточную самостоятельность, сосредотачивая основное внимание на контроле за функционированием системы в целом и достижением общей цели.

Это связано с тем, что, сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, сотрудники горрайорганов внутренних дел вынуждены лично принимать решения и пока они действуют в рамках нормативных предписаний, сковывать их инициативу нежелательно.

Контрольная деятельность представляет собой разновидность управленческой деятельности, заключающейся в основном в оперировании информацией. Поэтому в ее основе лежат информационно-аналитические методы:

а) метод сбора информации для оценки работы той или иной службы подразделения горрайоргана - изучение документов, беседы, индивидуальное и массовое наблюдение;

б) методы анализа собранной информации - метод динамических рядов;

в) сопоставление, сравнение, графические методы.

При изучении методов данной группы необходим диалектический подход, учет возможных изменений оперативной обстановки, конкретных условий функционирования контролируемого органа. Контроль должен осуществляться с помощью таких из них, которые лучше всего обеспечивают достижение цели, потребности в информации о работе различных служб и сотрудников городского, районного органа внутренних дел.

1. Организация контроля за выполнением планов горрайоргана.

Выполнение планов работы в значительной степени обеспечивается контролем за реализацией планируемых мероприятий. Контроль является необходимым элементом любого плана, входит в его структуру.

В каждом плане имеется специальный раздел «Контроль и проверка исполнения». Представляется, что в этом разделе, помимо определения сроков исполнения и конкретных исполнителей, как это принято сейчас в большинстве горрайорганов, целесообразно указывать лиц, ответственных за контроль за ходом выполнения планируемых мероприятий, определить поэтапно, промежуточные сроки и способы контроля и тем самым своевременно реагировать на возможные отклонения от предусмотренного планом порядка выполнения решений.

Общий контроль за выполнением планов оперативно-служебной деятельности в УВД г. Березники осуществляет штаб УВД, заместители начальника УВД. В этих целях в установленные сроки в штаб предоставляются письменные сведения и материалы в виде отчетов и справок о выполнении плановых мероприятий. Штабным аппаратом проверяется их фактическое исполнение. Начальник штаба еженедельно по понедельникам докладывает начальнику УВД о результатах выполнения плановых мероприятий по тем или иным направлениям деятельности, о выполнении решений руководства горрайоргана, решений постоянно действующего оперативного совещания при начальнике УВД. Вносятся предложения о необходимости принятия дополнительных мер по улучшению выполнения планируемых мероприятий, а в некоторых случаях, наиболее актуальных, вопросы вносятся для рассмотрения на оперативном совещании при начальнике УВД.

2. Способы контроля за исполнением заявлений и сообщений о преступлениях.

При контроле за исполнением сотрудниками горрайоргана заявлений и сообщений о преступлениях начальник в полной мере использует весь комплекс способов проверки деятельности подчиненных, предписанных ему приказаний МВД РФ о порядке учета заявлений и писем граждан, сообщений должностных лиц, учреждений, предприятий и организаций о преступлениях. К числу таких способов можно отнести:

- рассмотрение рапортов (материалов), подготавливаемых дежурной частью, о количестве зарегистрированных в течение суток преступлений и происшествий;

- рассмотрение ежедекадной справки о состоянии работы по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях.

К числу способов, используемых при осуществлении контроля за исполнением заявлений и сообщений о преступлениях, следует отнести и рассмотрение руководством органа материалов (справок) об изучении в суде рассмотренных уголовных дел, а также материалов об отказе в возбуждении уголовных дел в связи с неустановлением личности правонарушителя.

Для обеспечения контроля за полнотой учета заявлений и сообщений о преступлениях, принятых непосредственно от заявителя, введен талон-уведомление. Указанный талон является документом строгой отчетности и выдается дежурным ОВД и подразделения ГАИ, участковым инспектором милиции, а также при необходимости другими должностными лицами, имеющими право осуществлять прием заявлений и сообщений о преступлениях, заявителям.

Корешок талона, содержит сведения о характере заявления и данных о заявителе, остается у должностного лица. Корешки талонов - уведомлений хранятся в секретариатах (канцеляриях) 3 года. По истечению срока хранения уничтожаются в установленном порядке. Они и являются средством контроля.

В целях контроля за правильностью регистрации информации, поступающей по телефону, в дежурных частях органов внутренних дел производится магнитная запись. Магнитная лента должны регулярно прослушиваться начальником ОВД или другим работником по его поручению, которые сверяют полноту регистрации записей на ленте с книгой учета заявлений и сообщений о преступлениях и журналом о другой информации.

Информация, записанная на магнитную ленту, хранится у дежурного в течение 30 суток, затем уничтожается в установленном порядке.

3. Способы контроля за работой по раскрытию преступлений. К числу таких способов следует отнести:

а) заслушивание руководителей оперативных групп, выезжавших на место происшествия, о результатах их работы;

б) изучение материалов уголовных и оперативно-розыскных дел и проверка данных по ним указаний;

в) заслушивание руководителей следственно-оперативных групп, созданных в целях раскрытия неочевидных преступлений и нераскрытых преступлений прошлых лет;

г) изучение и проверка выполнения согласованных оперативно-следственных планов работы, дача по ним указаний, принятие участия в реализации наиболее важных оперативно-розыскных мероприятий;

д) заслушивание конкретных исполнителей, занятых раскрытием преступлений, истребование необходимых материалов о проделанной работе по выполнению указаний ( распоряжений) руководства;

е) проверка своевременности дактелоскопирования лиц, содержащихся в ИВС и приемнике-распределителе, помещение их данных в массив АДИС «Папилон», в экспертно-криминалистический отдел УВД для проверки по следотеке;

ж) личное рассмотрение руководителем органа (начальником и его заместителем), а также начальниками отделений (служб) бюллетеней оперативно-розыскной информации и нераскрытых преступлениях и дача соответствующим сотрудникам указаний о установлении контактов, работы по раскрытию преступлений с другими органами с обязательной последующей проверкой исполнения этих указаний;

з) проведение служебного расследования по материалам раскрытия наиболее опасных преступлений (как раскрытых, так и оставшихся нераскрытыми);

и) рассмотрение материалов о сроках направления сотрудниками спецзаданий в ИТК и следственные изоляторы и сроках рассмотрения ими сообщений, поступивших из этих органов.

4. Способы контроля за своевременным выполнением приказов и распоряжений вышестоящих органов, следующие:

а) оформление специальной папки (паспорта) на каждый приказ, указание, поступившие в горайорганы из вышестоящего звена системы. В этой папке сосредотачиваются план мероприятий по выполнению поступившего приказа (распоряжения) с указанием сроков его выполнения форм и методов, фамилии исполнителей, материалы по выполнению приказа. Папка ведется первым исполнителем;

б) взятие под личный контроль руководителями органов исполнение приказов и указаний вышестоящих органов;

в) заслушивание докладов и отчетов руководителей служб и непосредственных исполнителей о результатах исполнения документов;

г) составление секретариатом горрайоргана ежемесячной сводки по неисполненным документам, рассмотрение этих материалов и дача по ним указаний.

Секретарь отдела регистрирует документы в специальном журнале (книге приказов) и заполняет на него контрольную карточку (в 2-х экземплярах), одна из которых передается исполнителю, а другая хранится в картотеке исполняемых решений. По мере истечения сроков исполнения решения секретарь напоминает исполнителю об этом. В случае своевременного исполнения решения секретарь снимает его с контроля, о чем делает соответствующую отметку в контрольной карточке. Саму же карточку переставляет из раздела картотеки «исполняемые решения» в раздел «исполненные решения». Если же сотрудник не выполняет решение в указанный срок, то секретарь докладывает об этом руководителю горрайоргана. В конце каждого месяца секретарь обычно представляет начальнику органа справку и состоянии исполнения решений.

Сроки исполнения решений указывает сам начальник горрайоргана.

5. Способы контроля за повседневной деятельностью служб.

В процессе контроля за повседневной деятельностью служб руководством органа используются самые разнообразные способы. К числу наиболее распространенных из них относятся:

а) ознакомление с материалами статистической отчетности; характеризующей деятельность контролируемых подразделений, служб;

б) разработка и внедрение для каждой службы перечня сведений об основных показателях ее работы за определенный отрезок деятельности, который служба должна представить руководству органа;

в) выяснение состояния дел в службе (подразделении) посредством заслушивания руководителя службы;

г) непосредственная проверка работы отдельных исполнителей;

д) изучение состояния дел путем проведения совещаний;

е) ознакомление с материалами инспекторских проверок;

ж) организация периодической отчетности сотрудников перед населением;

з) осуществление контрольных проверок несения службы нарядами горрайоргана;

и) использование различных технических средств для целей контроля за деятельностью сотрудников (телефонных розеток, установленных на маршрутах патрулирования, телевизионных устройств, радиосредств и др.);

к) изучение общественного мнения о работе горрайоргана по письмам, жалобам, заявлениям, сообщениям печати, материалам социологических исследований.

§ 3 Пути дальнейшего совершенствования контрольной

деятельности в городских и районных органах внутренних дел.

Всемерное повышение уровня организа-торской работы горрайорганов внутренних дел, является значительным резервом улучшения работы органов внутренних дел на местах, поэтому требования по ее совершен-ствованию в полной мере относятся и к организации контро-ля.

Применительно к контрольной деятельности горрайорга-нов следует говорить о ее правовом, организационном и тех-ническом обеспечении.

Правовой основой организации контроля в горрайоргане являются законы, подзаконные нормативные акты, регла-ментирующие этот вид работы.

В них рассматриваются в основном общеорганизационные вопросы контроля безотносительно к конкретным системам и объектам контрольной деятельности. В практической же ра-боте горрайорганов нередко возникает потребность в более четкой правовой регламентации контроля. Автором в §_ гл. 1 детально исследуется вопрос, была предложена разработка и издание инструкции по организации контроля в УВД, которая бы наделила субъекты контроля определенными правами и обязанностя-ми, способствовала упорядочению контроля и создала реаль-ные условия для его эффективного осуществления. Не рас-сматривая вновь эту проблему, отметим лишь необходимость ее быстрейшего разрешения.

Не менее важную роль в совершенствовании контрольной деятельности горрайорганов играет организационное обеспе-чение, которое предполагает устранение причин и условий, препятствующих осуществлению контроля.

К числу условий, способствующих осуществлению кон-троля, можно отнести создание системы контроля, обеспече-ние субъектов контрольной деятельности, оказание необхо-димой помощи субъектами контроля.

Организационный путь совершенствования контрольной деятельности можно представить следующим образом:

совершенствование организационной структуры горрайоргана;

четкое распределение должностных обязанностей среди субъектов контроля по осуществлению личного планирова-ния руководителей;

использование информационных стендов и т.д.

Существующие в настоящее время в горрайорганах систе-мы контроля, к сожалению, недостаточно совершенны. Они трудоемки, отличаются излишним многообразием форм и далеко не всегда базируются на научной основе. Из-за это-го руководитель горрайоргана зачастую несвоевременно уз-нает о результатах исполнения. А это приводит к повторности принятия решения, увеличению количества документов, к лишним затратам рабочего времени, ослаблению исполни-тельской дисциплины, что в итоге снижет эффективность ра-боты городских и районных органов внутренних дел.

Серьезным направлением совершенствования контроль-ной деятельности в системе горрайорганов внутренних дел является рационализация имеющихся форм и методов кон-троля. С ростом объема и усложнения задач, увеличивается поступление документов, а поэтому организовать системати-ческую и своевременную проверку их, пользуясь устаревши-ми формами и методами, становится все труднее, а иногда практически невозможно.

Система контроля будет результативный тогда, когда она разрабатывается с учетом особенностей ГРОВД, когда более совершенной технологии контроля.

К организационным средствами контроля относится раз-нообразные картотеки, планы, графики, диаграммы, карты, контрольные и контрольно-наблюдательные дела, позво-ляющие судить о развитии процесса управления, стенды, отображающие особенности оперативной обстановки, рас-становку сил и средств. На уровне горрайоргана внутренних дел целесообразно разработать карты для накопительного анализа, на них наносить преступления по линии уголовного розыска, показывать раскрываемость, остаток нераскрытых преступлений, преступность среди несовершеннолетних, уровень преступности, рецидив. К данной карте должна при-лагаться карта-схема оперативно-розыскной деятельности, отображающая силы и средства аппарата, его качественные изменении, расстановку по местам концентрации преступно-го элемента и по отрасли народного хозяйства.

Умелое и рациональное использование технических средств, которыми с каждым годом все больше оснащаются органы внутренних дел непременное условие успешной их деятельности. Особое значение эти средства имеют для ор-ганизации четко налаженного контроля за деятельностью служб, подразделений и отдельных сотрудников горрайорганов.

Техническое обеспечение контрольной деятельности пред-полагает внедрение для более эффективного осуществления трудовых операций по контролю различных средств. К ним можно отнести различные запоминающие устройства, вы-числительную и оргтехнику, а также средства малой механи-зации. В настоящее время в целях повышения кон-троля за исполнительской дисциплиной и результатами дея-тельности служб и подразделений УВД г.Березники ведется освоение программы «Контроль» (в настоящее время используется в работе секретариата УВД) на базе локальной компьютерной сети УВД. В настоящее время локальная компьютерная сеть УВД города насчитывает более 70 персональных компьютеров, имеется выход в базу дан-ных УВД Пермской области, к примеру круглосуточный выход в базы данных ГУВД Пермской области имеет компьютер ДЧ УВД и компьютер стационарного поста ГИБДД при въезде в город, что позволяет оперативно, в дежурные сутки проверять автотранспорт (на предмет обнаружения угнанного или похищенно-го), получать сведения о владельцах, о судимостях, об оружии, подучетных лицах и другой необходимой информации, активно ведется работа по формированию электронной адресной базы данных населения города. Разработаны конкретные программы в зави-симости от специфики деятельности подразделений и служб.

Серьезного внимания заслуживает вопрос о дополнительной разработке на-учно обоснованных, объективных критериев оценки служб, подразделений и конкретных сотрудников. В УВД города Березники ежеквартально подводятся итоги работы служб УВД, ответ-ственные за подведение - заместители начальника УВД. За основу берутся критерии оценок по основным направлениям деятельности, утвержденные приказом МВД РФ № 252дсп- 97г, и специально разработанные критерии - такие как, количе-ство раскрытых, расследованных и выявленных преступле-ний, количество и результаты проведенных оперативных и профилактических меро-приятий и т.д., в сравнении с прошедшей декадой и месяцем текущего года и аналогичным периодом прошлого года (соотношение количественного и в процентах). Для сосредо-точения документов и информации, по этому направлению, имеется специальное литерное дело. Итоги подводятся с принципиальной и объективной оценкой результатов дея-тельности каждого сотрудника. По окончании каждой декады начальник УВД проводит оперативное совещание с замести-телями начальника УВД, на котором рассматриваются ре-зультаты работы в целом службы, возглавляемой заместите-лем и результаты деятельности коллектива УВД в целом, по выполнению стоящих перед ним задач, за декаду. Вносятся предложения по улучшению работы, ставятся задачи на сле-дующую декаду. По аналогичной схеме подводят итоги на оперативных совещаниях заместители начальника УВД по своим службам и подразделениям, начальники подразделений со своими сотрудниками

Как было сказано ранее, одним из требований, предъявляемых к контролю, является объективность. Препятствием реализации этого требования является отсутствие в настоящее время ряда научно обоснованных критериев, по которым можно было бы судить о действительном положении дел. Отсутствие четких критериев зачастую создает условия для необъективного подхода к оценке деятельности, как отдельных сотрудников, так и горрайоргана внутренних дел в целом.

Одним из важных путей повышения эффективности контроля является сокращение потока "бумаг", направленных на места из ГУВД и других вышестоящих инстанций, которые затрудняет организацию контроля. Ярким отрицательным примером может служить работа по реализации указа Президента РФ № 1199 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Критерии оценки работы служб СКМ и МОБ не в полном объеме совпадают с обобщенной отчетностью УВД по форме «5-4» и «3-АЛК», что приводит к снижению объективности подведения итогов работы, возрастанию дискретности. Необходимо постоянно обобщать и распространять передовой опыт по применению новых методов контроля, шире использовать их на практике.

В заключении хотелось бы остановиться на психологическом аспекте контрольной деятельности.

Руководитель горрайоргана внутренних дел призван побуждать подчиненных ему людей к инициативе и творчеству расставлять сотрудников в коллективе соответственно способностям, с целью получения высоких результатов работы коллектива в целом. Это тем более важно, что инициативу, творчество и другие сложнейшие интеллектуально- психологические качества невозможно сформулировать только приказами, распоряжениями и другими административными актами.

Здесь необходимо воздействовать и на психологические качества человека, вызывать в нем внутреннее желание работать творчески, инициативно. Но психика различных людей не одинакова, индивидуальна; а поэтому, более полный учет индивидуальных черт подчиненных становится первостепенной задачей руководителя, особенно среднего звена управления.

Использование руководителями власти предполагает осу-ществление действенного контроля за работой подчиненных. При этом обязательно нужно определить масштаб, рамки контроля.

Масштабы контроля зависят не только от организацион-ной обстановки, сферы деятельности руководителя, но и его личных качеств и качеств его подчиненных. Чем выше эти качества, больше масштаб контроля. Нужно помнить , что в любом случае недопустимы мелочная опека, детальная рег-ламентация действий подчиненных. Они дезориентируют исполнителей, сковывают их инициативу, подавляют их уве-ренность в себе, самостоятельность мышления и т.п. А отсю-да недалеко и до обстановки настороженности, недоверия и подозрительности в коллективе в целом, что отрицательное сказывается и на результатах его работы.

Непременным условием взаимопонимания руководителя и подчиненных является, наличие хорошо отработанных фор-мальных и неформальных, служебных и просто человеческих связей, прямых и обратных. Все это в совокупности влияет на психологический климат, в котором осуществляется кон-троль.

Климат, сопутствующий контролю, является неудовлетво-рительным, если для него характерны не гармония и со-трудничество, а игра в "прятки": начальник горрайоргана и другие субъекты контроля выявляют, а подчиненные скры-вают. Эта "игра" оказывает деморализующее влияние на всех ее участников.

Деморализация сопутствует любому контролю, проводи-мому под флагом идеологии "контрольного факта", то есть, по принципу, что контролирует лишь событие, в процессе которого нарушена норма.

Контроль, фиксирующий только так называемые "контрольные факты", может легко привести к сведению сче-тов. Ибо в любом интенсивно работающем горрайоргане внутренних дел мелочный контроль может обнаружить ряд недостатков, представляющих второстепенный и побочный результат на фоне плодотворной и в принципе правильной деятельности всего коллектива.

Убеждение, что субъект контроля одинаково заинтересо-ван в отыскании как негативных, так и положительных сто-рон деятельности, будет способствовать тому, что каждый объект контроля будет способствовать его эффективному осуществлению.

Таким образом можно будет решить важную проблему общего значения, то есть перенести упор в контроле с про-шлого на будущее. Ибо лучше с 75 % уверенностью предви-деть ошибку, которая может случиться в будущем, если не предпринять определенные шаги, чем иметь 100 % знание о происхождении ошибки, которая произошла. Ибо в конечном счете несравненно полезнее контроль факторов чреватых по-тенциальными ошибками, нежели контроль, ориентирован-ный на вскрытие ошибок.

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев ВТ. «Научное управление обществом» (опыт системного исследования). М., Политиздат; 1973.

Бурмистров В.Л., Иванов Н.Н., Шелякин Н.Д. «Организация и существование контроля в ОВД». Лекция, Академия МВД СССР; 1976.

Васильев В.Н. «Контроль и проверка исполнения». В кн.:«Как организовать управленческий труд», М.,1971

Годунов В.В. «Введение в теорию управления». М., 1967.

Закон РФ от 18.04.91г. №1026-1 "О милиции".

Капорцев А.Г. «Контроль в управленческой деятельно-сти». М., Академия МВД СССР; 1981.

Керженцев П.М, «Принципы организации». М., Юридиче-ская литература; 1968.

Лебедев М.П. «Государственные решения в системе управления социалистическим обществом». М., Юридиче-ская литература; 1974.

Малков В. Д. «Контроль в управленческой деятельности органов внутренних дел». М., Юридическая литература;1976.

Майдыков А.Ф. «Содержание работы начальника город-ского (районного) органа внутренних дел». М,, Академия МВД РФ; 1989.

Основин В. С. «Основы науки социального управления». М., Юридическая литература; 1989.

«Основы научной организации управления и труда в ор-ганах внутренних дел». Под ред Зуйкова Г.Г.; Юридическая литература; 1974.

Попов Г.Х. «Методы управления социалистическим про-изводством» .М., 1973.

Приказ МВД РФ от 1994 г. № 260 «О введении в дейст-вие Наставления по организации работы городских, район-ных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте».

Приказ МВД РФ № 420 от 14 сентября 1993 г. "О мерах по совершенствованию организации работы городских, рай-онных органов внутренних дел и линейных органов внут-ренних дел на транспорте".

Приказ МВД РФ № 252дсп - 97г. «Об утверждении нормативных актов, регламентирующих вопросы инспектирования органов внутренних дел».

Тихомиров Ю.А. «Управленческое решение», М., 1972.

Туманов Г.А. «Организация исполнения управленческих решений». В кн.: «Основы научной организации управления и труда в ОВД». М., Юридическая литература. 1974.

Чекалин К. С. «Контроль деятельности советской мили-ции». М., 1976.

Шелякин Н.Д. «Организационные и правовые проблемы контроля в МВД, УВД». Диссертация; Академия МВД СССР; 1977.

Шелякин Н.Д. «Организация и осуществление начальни-ком ГРОВД контроля за оперативно-служебной деятельно-стью подчиненных».М., Академия МВД РФ; 1994.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.