скачать рефераты

МЕНЮ


Права человека и Курдистан

Важным пунктом стало сохранение контроля курдов над местной милицией, известной под названием пеш мерга, которая, согласно проекту, должна быть преобразована в Национальную гвардию иракского Курдистана. Проект предлагает курдскому парламенту «заниматься вопросами кадрового обеспечения, регулирования и управления» Национальной гвардией. Хотя курдские лидеры и готовы позволить министерству гражданской обороны, расположенному в Багдаде, осуществлять номинальный контроль над гвардией, реальное командование ею должно осуществлять Курдское региональное Правительство.
Документ также запрещает размещение солдат из других районов страны на территориях, занятых курдами, без согласия курдского парламента. «Это гарантирует право курдского народа на самооборону», - сказал Ровщ Шавайс, президент Курдской национальной ассамблеи (регионального парламента). Пеш мерга, длительное время возглавлявшая сопротивление правительству Хусейна, стала единственным видом вооруженных сил Ирака на курдских территориях с момента приобретения ими автономии. Поскольку в годы последней войны американские войска не могли проникнуть в Ирак со стороны Турции, именно пеш мерга воевала на северном фронте против режима бывшего президента. После войны она продолжала обеспечивать безопасность в районах, населенных курдами.
На протяжении трех десятилетий своего правления Хусейн неоднократно отдавал приказы о проведении военных операций против курдов, которые, как он считал, занимались подрывной деятельностью. Курдские официальные лица заявляют, что во время этих операций было убито более 180 тысяч курдов, в том числе - и с использованием химического оружия.
Предложенный проект временной конституции запрещает создание любых вооруженных группировок, не входящих в состав официальных вооруженных сил и сил безопасности страны. Администрация Буша выразила пожелание, чтобы пеш мерга вошла в состав новой иракской армии или подразделений гражданской обороны, находящихся под контролем национального правительства.

Курдские лидеры хотят сохранить собственную судебную систему и собственный уголовный кодекс. Они также хотят, чтобы проект новой конституции Ирака, который будет вынесен на национальный референдум, получил одобрение большинства населения Курдистана.

«Это - наша гарантия от экстремизма», - заявляет Шавайс. - «Если большинство населения Ирака захочет прихода к власти религиозного правительства, мы должны сохранить за собой право иметь светское правительство, которому отдает предпочтение наше население». Чандрасекаран Р. Курдский вопрос в Ираке. // www.islam.ru

Курдские лидеры также хотят, чтобы временная конституция регламентировала процесс возвращения домов выселенным из них курдам, а также пересматривала границы провинции Киркук, которые в свое время были изменены правительством Хусейна в целях победы на выборах.

Кроме того, специальные согласительные комиссии в будущем парламенте должны будут уточнить административное деление страны, т.к. остро стоит вопрос о границах и арабизации. Курдские лидеры отвергают идею сохранения своего автономного региона в тех границах, которые начертил для него еще в 1974 году Саддам Хусейн (что тогда привело к курдскому национальному восстанию). Лидер Демократической партии Курдистана Масуд Барзани уже не раз вступал в острую полемику по этому вопросу с лидерами арабских партий Ирака, а также с представителями оккупирующих держав.

Позиция, занятая курдами - этнической группой, составляющей почти 20% населения страны, может воспрепятствовать принятию временной конституции. Она может привести к очередной неудаче администрации Буша, пытающейся создать суверенное правительство переходного периода. Арабские лидеры противостоят почти что всем требованиям курдов, которые фактически могут привести к созданию автономного мини-государства курдов на севере Ирака со своей собственной армией, собственными законами, парламентом, налогами и судебной системой.

Арабы-сунниты, проживающие в провинциях, расположенных непосредственно к югу от районов, населенных курдами, обеспокоены требованием последних о восстановлении контроля в тех областях, куда правительство Саддама Хусейна переселило большое количество арабов, проводя кампанию по вытеснению курдов. Арабы-шииты, проживающие на юге страны и составляющие 60% ее населения, опасаются, что позиция курдов ослабит правительство переходного периода, которое они надеются взять под свой контроль.

Хотя администрация Буша также не приветствует большинство требований курдов, представитель американской администрации в Ираке Пол Бремер проводил экстренные встречи с курдскими и арабскими политиками с целью достижения компромисса. Но ни одна из сторон не проявила готовности пойти на значительные уступки. Арабы Ирака утверждают, что курды не должны получить никаких особых привилегий, а курды упорно не желают расстаться со многими из тех прав, которыми они обладали на протяжении 12 лет фактической независимости после войны в 1991 году.

«Наша сторона стремится к добровольному союзу с Ираком, однако это возможно лишь при условии, что система правления в стране будет федеративной и демократической. Это позволило бы нам сохранить тот контроль над своей территорией, который мы осуществляли на протяжении более чем 10 лет», - сказал Кабад Талабани, сын курдского лидера Джалала Талабани. Чандрасекаран Р. Курдский вопрос в Ираке. // www.islam.ru

Важный вопрос, от решения которого зависит сохранение целостности Ирака, - найти способ учесть интересы курдов, не вызвав при этом гнев арабов.

Создатели проекта планируют обсудить требования курдов, а также другие поправки, внесенные членами Правительственного совета - арабами. Администрация Буша надеялась на то, что окончательный вариант проекта конституции будет готов к 28 февраля 2004 г., однако как показывает время обсуждения продолжаются до сих пор.

Такое аморфное политическое состояние вопроса о курдском самоопределении не исключает и вариант распада Ирака и независимости Курдистана. Усиление роли курдов в центральных органах Багдада гарантирует их как от попыток реванша арабских элит внутри страны, так и от вмешательства соседних государств. В противоположность этому, гипотетическая независимость Иракского Курдистана чревата сложностями как экономического плана (Курдистан, как известно, не имеет выхода к морю), так и внешнеполитической уязвимостью. Тем не менее, ситуация в Ираке остается неопределенной, и нельзя исключать варианта, что Курдистан получит независимость даже вопреки желаниям самих курдов. Нельзя забывать, что Ирак в современных границах является образованием, искусственно созданным из трех разнородных территорий: шиитского юга, суннитского центра и курдского севера. До сих пор единственным связующим звеном между ними была авторитарная диктатура арабско-суннитского меньшинства. Вопрос в том: может ли единство Ирака держаться на иных основах? Тем более при полном отсутствии демократических традиций в обществе и разгроме старой политической элиты. Нынешние события показывают, что американцам, при всем их старании, трудно будет создать себе практическую опору в арабском обществе Ирака. В то время, когда на юге господствуют фундаменталистские настроения - сунниты, превратившиеся теперь в обыкновенное меньшинство, очевидно, никогда не простят американцам утраты господствующей роли в государстве. В этом отношении можно сделать вывод, что, чем более антиамериканскими будут центр и юг - тем сильнее будут американцы ставить на лояльный им курдский север. Вопрос о независимом Курдистане, как «запасном плане» для Вашингтона, уже открыто обсуждается в американской прессе. Бабакр Х. Курдистан: перспективы курдской государственности. // www.kurdistan.ru

Можно сказать, что курдское национальное движение уникально - нет даже тени стремления к политической реформе. Основные политические партии, как и сорок лет назад борются со своими политически противниками, получая помощь от их врагов. Даже события последнего десятилетия серьезно не повлияли на общую картину. Осман С. Курдское государство: воображение или действительность.// www. kurdistan.ru

Легко спрогнозировать, что курдская проблема, приобретая глобальный характер, будет все более и более обостряться, вовлекая в свою орбиту все больше участников, поэтому уже сегодня становится актуальной задача поиска путей решения этого застарелого конфликта.

Курдская проблема в начале третьего тысячелетия приобретает характер крупнейшей гуманитарной катастрофы на нашей планете.

Речь идет о чудовищной дискриминации, ведущей к уничтожению одного из древнейших этносов, носителей богатейшего культурного наследия.

Решение этой мировой проблемы - вот широкое поле деятельности для многочисленных правозащитных организаций. Вот где можно приложить усилия мирового сообщества, в том числе международных организаций, для реализации провозглашаемых принципов защиты прав человека и национальных меньшинств. Как известно, право любого народа свободно осуществлять свое экономическое, социальное, культурное и политическое развитие декларировано резолюциями ООН и не подлежит обсуждению. К сожалению, ООН не слишком настаивала на его претворении в жизнь ни тогда, когда в Турции запрещался курдский язык, ни тогда, когда Саддам Хусейн травил курдов газами. Однако в настоящее время реально создалась ситуация, когда ООН может и должна приложить все усилия для гармонизации и демократизации национальной ситуации в Ираке.

Публицист Марек Хальтер в статье “Уроки Косова” пишет: “… Впервые в истории главы государств и правительств приняли решение, ссылаясь не на непосредственный экономический или политико-стратегический интерес, а на мораль”. Безусловно, курды также заслужили того, чтобы к решению их проблем международное сообщество подходило с точки зрения морали и справедливости. Ю. Набиев. Права человека и курдская проблема. // www.nabiev.ru

(подтвердить гипотезу о том, что курды, подобно любой нации мира, имеют естественное право на независимое государство, но время для этого еще не пришло, т.к. не однозначен подход международного сообщества и самой политической элиты курдов. Государство не будет настолько сильно, чтобы обеспечить все права человека.)

+

курды-заложники политики.

Глава 3. Политико-правовые аспекты в содержании школьного исторического образования

3.1. Теоретико-методологические основы правового воспитания

В последнее время в России остро встал вопрос о необходимости обновления гуманитарного образования, что связано с модернизационными процессами в обществе и государстве, которые строятся на основе демократических ценностей. Гуманитарное образование позволяет воспитать не узкого специалиста-технократа, а человека думающего, обеспокоенного судьбой духовных и нравственных ценностей, с широким социальным кругозором, не ограниченного лишь умением быстро извлекать и применять нужную информацию.

Необходимость совершенствования гуманитарного образования, базирующегося на социально-гуманитарных науках, подтверждается и психологами, и социологами, которые констатируют нарастание тревожности, неуверенности в будущем, страха при низком уровне ответственности современных подростков и юношей. К неблагоприятным явлениям, носящим все более выраженный характер, относят бытующую в среде подростков немотивированную жестокость, социальный инфантилизм, преобладание потребительских настроений.

Даже тот факт, что россияне подвержены огромному влиянию со стороны аферистов, разворачивающих свою деятельность на политическом поприще, в экономической сфере, наживающихся за счет вкладов необразованного населения в финансовые пирамиды, формирующих электорат за счет жалких подачек, свидетельствует о низкой политической, правовой и экономической культуре населения, которому необходим последовательный ликбез. А учитывая, что школа во многом утратила воспитательный характер воздействия на своих питомцев, реально сложилась ситуация плюрализма ценностных установок, моральных ориентиров и культурных норм, то необходимо остро ставить вопрос о значимости научных знаний об обществе и о себе в нем.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью». Один из важных путей к решению этой задачи - создание и совершенствование системы обществоведческого образования.

Под обществоведческим образованием понимается необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного «я». Л.Н. Боголюбов, А.Т. Кинкулькин. Состояние и перспективы современного обществоведческого образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 1. - С. 19

Обществоведческое образование включает в себя несколько учебных курсов (граждановедение, обществознание, политология, правоведение), способствующих реализации приоритетных задач, обозначенных в Национальной доктрине. Осуществление такого образования в современной российской школе позволяет выполнить требование общества о становлении гражданина, который в современных условиях наделяется такими свойствами как: умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умением устанавливать контакты с другими людьми, готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятие агрессии, жестокости и насилия над личностью. Н. Элиасберг. Система этико-правового образования и гражданского воспитания: первые итоги. // Народное образование. - 2001. - № 4. - С. 117

Условием выполнения образованием своей миссии является модернизация. Новые вызовы российской школе обуславливают необходимость организации эффективного гражданского образования, реализации на практике комплексного подхода, использование всего образовательного арсенала в интересах достижения основных целей учебно-воспитательного процесса. Под гражданским образованием понимается системная, комплексная деятельность участников образовательного процесса и общественных институтов, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, умений, навыков, развитие гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта посредством формирования у учащихся базовых социальных компетентностей, понимаемых как способность применения знаний, умений и навыков в жизненной ситуации. О развитии гражданского образования в России. // ПИиОШ. - 2003. - № 7. - С. 21

В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г.», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-Р, целью гражданского образования должно стать формирование социально-гражданской компетентности личности. Социально- гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике. А.В. Баранников, В.А. Березина. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Инструктивное письмо. // ПИиОШ. - 2003. - № 6. - С.17 В соответствии с Концепцией гражданского образования в общеобразовательных учреждениях социально-гражданская компетентность понимается как гражданственность, включающая в себя:

- понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;

- личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством;

- действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора, моральных убеждений и побуждений, идеалов равноправия граждан и суверенитета народа по отношению к власти;

- способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями;

- осознание своей гражданской идентичности - принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // ПИиОШ. - 2002. - № 4. - С. 19

Стержнем социально-гражданской компетентности является правовая и политическая культура, формируемая посредством правового образования, а оно необходимо в условиях развития правовой системы страны, закреплением в Конституции огромного пласта прав и свобод человека, с одной стороны, и значимостью сохранения правопорядка в условиях социальной нестабильности - с другой. Правовое образование - специфическая область воспитательно-образовательной работы в сфере граждановедения, направленная на формирование развитого правосознания и высокой правовой культуры.

Правосознание определяется как совокупность представлений, чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как общечеловеческой ценности. Правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. Т.Б. Соломатина. Проблемы формирования правосознания молодежи. // Дополнительное образование. - 2001. - № 5. - С.38

Правовая культура - это комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государства и должностных лиц. А. Данилова. Традиции и законы. // Граждановедение. - 2000. - № 50. - С. 7

Правовая культура, являясь частью общей культуры, входит в совокупность социальных достижений общества. Уровень правовой культуры индивида находится в тесной взаимосвязи с состоянием правовой культуры общества в целом. В качестве одного из показателей правовой культуры выступает правовая воспитанность каждого человека, под которой следует понимать «высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле увидеть утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации». Е.В. Марковичева. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 2. - С. 11-12 Деятельным показателем сформированности правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в социальной и политической жизни страны.

А.Ф. Никитин представил правовую культуру личности в виде «дома», в котором три этажа.

На первом этаже разместились правовые знания и умения ими пользоваться. Так называемый, «смысловой компонент».

Современный взгляд на гражданское образование конкретизирует и расширяет точку зрения Никитина, добавляя к ряду теоретических основ, знания о правах и свободах личности, законодательства Российской Федерации, о правопорядке, существующем в обществе, путях и способах его укрепления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.