скачать рефераты

МЕНЮ


Права человека и Курдистан

Права человека - составляющая часть политико-правовой культуры. В методической науке существует многообразие формулировок понятия «правовая культура». Наполнением данного понятия конкретным содержанием занимались А.Ф. Никитин Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? - М.: Просвещение, 1988, А. Данилова Данилова А. Традиции и законы.// Граждановедение. - 2000. - № 50., Е.В. Марковичева Марковичева Е.В. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования.// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 2. и др. Ученые едины во мнении, что формирование правовой культуры возможно осуществлять при использовании всего арсенала наук гуманитарного цикла, а при этом происходит и параллельный процесс обновления гуманитарного образования. Более подробно данный аспект рассматривается в третьей главе.

В современной России назрела и проблема стандартизации правового образования. Данной проблемой занимается Н.И. Элиасберг, разработавшая проект стандарта правового образования и в рамках него требования к уровню подготовки учащихся Элиасберг Н.И…...

В рамках обновления гуманитарного образования остро стоит вопрос о внесении корректив в содержание школьного исторического образования. Историческое образование сегодня можно рассматривать как одно из средств формирования политико-правового сознания, неотъемлемой частью которого является осознание прав человека. Поэтому, основываясь на принципе междисциплинарности и применяя интегративный подход, базирующийся на использовании единых смысловых блоков, ученые-методисты, а также школьные учителя обновляют содержание исторического образования. Одним из показателей обновления является использование основных составляющих системы прав человека в преподавании истории. В специальных периодических изданиях публикуются теоретические разработки проблемы интеграции школьных курсов истории и обществознания, предлагаемы Л.Н. Боголюбовым Боголюбов Л. Н. Межкурсовые и межпредметные связи при изучении истории и обществоведения.// Преподавание истории в школе. - 1965. - № 1., А. Ф. Никитиным Никитин А. Ф. Педагогика прав человека. М., 1993., Гурьевым А.И. Гурьев А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования. // Наука и школа. - 2002. - № 2., а также практические разработки интегрированных уроков. Широко элементы интеграции отражены в практических разработках А. Иоффе, О. Кишенковой Иоффе А., Кишенкова О. От античности до наших дней.// Граждановедение. - 2002. - № 52.

Иоффе А., Кишенкова О. От античности до наших дней. // Граждановедение. - 2003. - № 1., О. Качиной Качина О. Судебники, писцовые книги. // Граждановдение. - 2003. - № 32..

Таким образом, накопленный опыт преподавания прав человека показывает, что методологические и методические принципы избраны правильно и реализуемы на практике. Уровень развития современной методической науки позволяет реализовать такие цели гуманитарного образования как формирование общегуманитарного мировоззрения и воспитание толерантности мышления.

Изучение проблематики прав человека позволяет сформулировать объект и предмет исторической и методической части работы.

Объектом исследования исторической части являются права человека как отрасль современного международного права.

Предметом исследования в исторической части является механизм гарантий прав и свобод человека на международном и региональном уровнях.

Объектом исследования методической части работы является обучение правам человека.

Предметом исследования методической части работы обучение правам человека с использованием материала новейшей истории.

Историческое исследование охватывает период со второй половины 40-х гг. ХХ века до начала ХХI века - с принятия Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), где отражены основные принципы, которым должно следовать человечество для сохранения мира на Земле, до настоящего времени.

Территориальные рамки - в соответствии с предметом исследование охватывает международный и региональный уровни (иракский регион расселения курдов).

Цель данной работы - исследование механизма гарантий прав человека в мире и его функционирование в иракском регионе при режиме С. Хусейна и раскрытие возможностей реализации политико-правовых аспектов в содержании школьного исторического образования.

Задачи работы конкретизируют цель:

1. изучить теоретические основы прав человека, включающие генезис данного института;

2. изучить нормативно-правовое обеспечение системы прав человека;

3. охарактеризовать один из аспектов «третьего поколения» прав человека - право народов на самоопределение;

4. определить формы нарушений прав человека со стороны иракских властей по отношению к курдам в процессе осуществления права на самоопределение последними;

5. выявить уровень политико-правовых знаний и умений школьников в результате проведения констатирующего эксперимента;

6. обобщить основные подходы к формированию правовой культуры учащихся, составляющим элементом которой является «культура мира»;

7. определить значение школьного исторического образования в первом концентре с преимущественным использованием материала новейшей истории для развития представления о правах человека как важнейшего фактора в поддержании мира в международном сообществе.

Формирование системы прав человека, а также системы образования в области прав человека сопровождается и обеспечивается источниковой базой.

Источники

В работе использованы источники юридического характера - Всеобщая декларация прав человека, Международные Пакты о правах человека, Декларация о правах лиц, принадлежащих к нациоанльным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним, Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него, Исламская декларация прав человека, Арабская хартия прав человека.

Международные соглашения, касающиеся прав человека в современном мире можно разделить на три группы.

В первую входят такие международные документы, как Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам и др., которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира.

Во вторую группу входят международные конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера - отдельные положения Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны, а также четыре Женевские конвенции 1948 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 году.

В третью группу входят документы, в которых регламентируется ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов - Нюрнбергский устав и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге, Токио, Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него, Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Общая теория прав человека (под. ред. Лукашевой Е.А.). - М.: Норма, 1996. - С. 448-449

По мере расширения нормативно-правовой базы по правам человека накапливался богатый материал для систематизации документов по различным разделам в сборниках. Во все сборники включены Международный Билль о правах, включающий Всеобщую декларацию прав человека, Международные Пакты о правах человека, документы по гуманитарному праву, Конвенции о правах женщин, детей.

Всеобщая декларация прав человека была провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. В ее основе лежит естественно-правовая доктрина прав человека. В преамбуле воспроизводится положение, впервые сформулированное в Великой Хартии вольностей, провозглашенной впоследствии Декларацией независимости - если закон, права и вольности не соблюдаются народ имеет право на восстание; свержение правительства, попирающего права человека - не только право, но и обязанность народа. Этот тезис выражен следующим образом: «…Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения».

Принятие данного документа было вызвано событиями второй мировой войны, которая обнажила все недостатки международного регулирования прав и свобод человека и сопровождалась массовым попиранием человеческого достоинства. Сама ООН - ответ народов на агрессию и преступления против человечества, совершенными фашизмом.

Всеобщая декларация базируется на Уставе ООН, принятом на Конференции в Сан-Франциско в 1945 - «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п.3. ст. 1).

Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях соблюдения прав человека и возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская никакой дискриминации.

Всеобщая декларация содержала обогащенный перечень прав и свобод, включающий уже не только гражданские и политические, но и социальные, экономические и культурные права.

Декларация закрепила права первого и второго поколения. Всеобщая декларация была принята в виде резолюции ООН (48 голосов, 8 - воздержались) и поэтому она носит лишь рекомендательный характер. В то же время, оценивая юридическую силу этого документа, нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором значительную роль играет и обычай, который формируется в результате мировой практики государств и постепенно признается как правовая норма. Провозглашенные во Всеобщей декларации основные права и свободы рассматриваются в настоящее время большинством в качестве юридически обязательных норм. Конституции многих государств непосредственно ссылаются на этот документ.

Вслед за принятием Всеобщей декларации была начата разработка двух международных пактов о правах человека: одного - о гражданских и политических правах, другого - об экономических, социальных и культурных правах, - чтобы придать обязательную юридическую силу правам, провозглашенным в Декларации.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный Протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах были единогласно приняты Генеральной Ассамблеей 16 декабря 1966 года. Для помощи в реализации Пакта об экономических, социальных и культурных правах был создан Комитет по экономическим, социальным и культурным делам.

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принципы современного международного права, согласно которому фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации (в том числе, и в вооруженных конфликтах).

Отдельный договор - Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах. Протокол зафиксировал основные функции Комитета по правам человека - принимать и рассматривать жалобы отдельных лиц только в случае, если государство, под юрисдикцией которого они находятся - участник Пакта. Протокол вместе с Пактом вступили в силу 23 марта 1976 года. К 30 июня 1989 года 87 государств ратифицировали Пакт (в том числе, Ирак) или присоединились к нему и 45 государств ратифицировали Факультативный протокол или присоединились к нему.

15 декабря 1989 года Ассамблея приняла второй Факультативный протокол, направленный на отмену смертной казни.

Все эти пять документов образуют Международный Билль о правах человека.

В настоящее время большинство государств - многонациональны, а согласно Пактам народы имеют право на самоопределение, но механизмы регулирования отношений государств с меньшинствами в международном сообществе на практике не отработаны и история дает несколько примеров нарушения прав этнических, языковых, религиозных меньшинств, приводящих к геноциду, дискриминации (нарушения прав арабского населения в Израиле, геноцид курдов в Ираке, Турции, Сирии, геноцид албанцев в бывшей Югославии, дискриминация русских в Прибалтике), поэтому в 1992 году была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (резолюция ГА 47/135).

Декларация призвана содействовать мирному урегулированию межнациональных, межэтнических конфликтов внутри государств и между государствами, если в них существуют этносы, связанные единством исторического, языкового и другого происхождения. Декларация не противоречит первоначальным принципам Всеобщей декларации прав человека.

Одним из структурных элементов системы прав человека является региональный уровень развития идеи прав человека. Не остался в стороне от правотворчества и мусульманский мир. «Исламская» группа государств - членов ООН (Ирак, Иран, Пакистан, Египет и др.) принимали участие в обсуждении Всеобщей декларации. В конечном итоге лишь два государства не проголосовали за принятие этого документа - Северный Йемен участия в голосовании не принял, а Саудовская Аравия воздержалась. Таким образом, исламским государствам стало ясно, что для преодоления изоляции необходима интеграция в мировое сообщество, одной из форм которых должна стать разработка механизма защиты прав человека в исламе. Таким шагом на пути интеграции стала Всеобщая исламская декларация прав человека, увидевшая свет в Париже в сентябре 1981 года.

Всеобщая исламская декларация охватила все три поколения прав человека.

Преамбулу Всеобщей исламской декларации прав человека пронизывает мысль о богоданности всех человеческих прав и свобод, поэтому они не могут быть упразднены или ограничены. Дискриминация недопустима «из-за различий по расе, цвету кожи, полу, происхождению или языку». Барковская Е. Ислам сегодня и права человека. // Азия и Африка сегодня. - 2000. - № 8. - С. 21

Важно чтобы эта декларация нашла отклик у международного сообщества и стала нормативно-правовым документом, отражающим региональную специфику прав человека.

Всеобщая исламская декларация была принята в рамках ЮНЕСКО, поэтому у нее нет такой юридической силы как у аналогичных документов, принятых Генеральной Ассамблеей.

Еще один шаг к закреплению концепции прав человека в исламском регионе - принятие Арабской хартии прав человека в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ). Работа над проектом хартии началась в Комиссии по правам человека ЛАГ в 1970 году, к 1985 году проект был подготовлен, но его рассмотрение и принятие неоднократно откладывалось. Наконец, в январе 1993 г. Комиссия по правам человека ЛАГ на своей 11-й сессии утвердила подготовленный проект. Хартия базируется на принятой в1990 году Каирской декларации. Некоторые положения Каирской декларации являются прямыми заимствованиями из шариата. Основные права и свободы человека в исламе рассматриваются как часть мусульманской религии, они дарованы человеку Богом в виде откровений Священного писания или переданы пророком в виде действий и изречений. С учетом божественного происхождения основные права и свободы не подлежат нарушению людьми или изменениям их действиями.

Также в тексте Хартии упоминаются Всеобщая декларация прав человека, Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах.

Содержание Хартии, а вернее перечень прав и свобод, защищаемых Хартией, в основном совпадает с содержанием других международных документов по правам человека (и универсальных, и региональных). Шестаков Л.Н. Ислам и права человека. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1997. - № 5. - С. 68

Указанные документы носят лишь рекомендательный характер и поэтому возникают большие трудности в реализации принципов, заложенных в них.

В рамках системы прав человека и подсистемы - нормативно-правовое обеспечение в исламском регионе - следует рассмотреть еще один документ, который непосредственно касается прав иракских курдов - проект Конституции Иракского Курдистана. Данный документ разрабатывается при сотрудничестве региональных курдских властей и администрации Д. Буша. В связи с известными событиями в Ираке, связанные со свержением С. Хусейна, появилась возможность изменить структуру власти и административное деление страны, создав из Ирака федеративное государство, и, следовательно, реализовать идеи полной и истинной автономии для Курдистана и других прав и свобод человека, которые в открытую попирались режимом Хусейна. Автономия считается первым шагом на пути к независимости. Данный документ вызывает к жизни много проблем, связанных с вопросом о территориальной целостности и вмешательством третьих держав. Необходимость рассмотрения курдской конституции объясняется тем, что она в концентрированной форме отражает историю проблемы, ее суть (описывается в Преамбуле), а также обрисовывает проблемы, которые необходимо разрешить международному сообществу.

Анализируя курдскую проблему необходимо обратиться к документам, предполагающим наказание за явное попирание человеческих прав - Конвенция по предупреждению преступлений геноцида и наказании за него (Ирак присоединился к ней в 1959 году), Международная Конвенция по ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), четвертая Женевская конвенция 1949 года (Ирак присоединился к ней в 1956 году), а также непосредственно к документам, защищающим права курдов в Ираке (резолюция СБ ООН № 688 1991 г.).

Вторая мировая война и последовавшие за ней войны и вооруженные конфликты во многих регионах мира сопровождались огромными потерями среди гражданского населения, десятки миллионов были уничтожены в концлагерях, подвергнуты геноциду, депортации, умерли от голода и болезней. Вопрос о защите гражданского населения стал крайне актуальным, а создание системы гарантий защиты и установления принципов их соблюдения и ответственности - совершенно необходимыми.

Существенный вклад в решение данной проблемы на правовом уровне внесла четвертая Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г., которая предусмотрела нормы общей защиты гражданского населения. Эти нормы относятся ко всем лицам, затронутым вооруженным конфликтом: они касаются как граждан стран, участвующих в конфликте, так и граждан других стран, граждан нейтральных государств и граждан государств, не подписавших конвенции и протоколы.

Четвертая Женевская конвенция гарантирует оказание различных видов помощи, необходимой для выживания гражданского населения. Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (ДП I), принятый через 28 лет в 1977 г., значительно расширяет сферу оказания гуманитарной помощи, которая должна осуществляться без какой-либо дискриминации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.