скачать рефераты

МЕНЮ


Права человека и Курдистан

В таблице 3 показано, каким образом опираясь на исторические знания можно закреплять правовые. В данной модели (разработана для 9 класса) учитываются разделы и темы, предлагаемые в имеющихся программах Всеобщая история 5-9 классы. Программы. Авторский коллектив: С.В.Колпаков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин, С.В.Тырин.// Программно-методические материалы. История. 5-9 классы. Сост. Т.И.Тюляева. М.: Дрофа, 2000. Введение в обществознание. Программа для 8-9 класса. (рук. авторского коллектива Л.Н. Боголюбов). // История. Обществознание 5-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001 и учебниках по истории Кредер А.А. Новейшая история. ХХ век. Часть 2. М., 2000 и обществознанию Никитин А.Ф. Политика и право. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1995. Введение в обществознание. Учебник для 8-9 класса (отв. ред. Л.Н. Боголюбов). М.: Просвещение, 2000 (которые наиболее распространены в общеобразовательных школах), а также внесены элементы, позволяющие обновить содержание курса новейшей истории и права. В некоторых разделах исторические знания рассматриваются как опорные, т.к. их формирование приходится на первое полугодие, а правовые знания, вводимые в процесс обучения будут выступать средством закрепления.

Таблица 2

Модель интеграции политико-правового материала в содержание школьного исторического образования

Исторический курс

Основные аспекты интеграции материала

Исторические знания (понятия, факты, даты), указанные в стандарте

Способы деятельности

Ценности,

оценки

История

первобытной эпохи

«неолитическая революция», община, старейшина, вождь

характеристика первых элементов народовластия, определение роли вождя

Осознание того, что человек включается в систему связей, определяемых правами и обязанностями

История Древнего Востока

восточная деспотия, фараон, рабы, государство, законы Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.), конфуцианская мораль

Характеристика законов Хаммурапи, выделение элементов свободы, обозначенных в законах; выделение характерных черт конфуцианской морали

Понимание значения моральных ценностей - мудрости, добродетели для положения в обществе. Осознание того, что религия и мораль определяла положение людей и несвобода воспринималась как естественное состояние

История Древней Греции и Древнего Рима

Полис, демос, афинская демократия, народное собрание, политика, граждане, государственная власть, тирания, республика, империя

Характеристика афинской демократии (равенство всех граждан, выборы представителей власти). Характеристика различных государственных форм - республика, империя (на примере Рима).

Через содержание понятий демократия, республика, граждане осознается значение человеческой свободы в рамках системы отношений с обществом и государством, выстроенной на основе слияния этики и права

История средних веков

(V - XVвв.)

Сословие, феодализм, сословно-представительная монархия, парламент, Великая хартия вольностей, гуманизм

Характеристика сословно-представительной монархии во Франции (XI - XV вв.); описание особенностей королевской власти в Англии и борьбы баронов против короля, характеристика Великой хартии вольностей; раскрытие особенностей процесса становления представительной формы правления на примере английского парламента (1265), французских Генеральных Штатов (1392); выделение основных черт зарождающегося гуманизма (Данте, Петрарка)

Постепенное осознание ценности человеческой личности, ограничения ее от посягательств со стороны власти

История Нового времени (кон. XV- нач. XXвв.)

Возрождение, гуманизм, абсолютизм, «Славная революция» (1688), конституционная монархия, гражданское общество, правовое государство, общественный договор, система разделения властей, Декларация прав человека и гражданина (1789г.); консерватизм, либерализм, конституционализм, модернизация

Описание политического строя Англии в XVI - сер. XVIIвв.), установление конституционной монархии в Англии. Характеристика первых правовых актов о правах человека - Петиция о правах, Habeas Corpus Act, Билль о правах.

Анализ основных идей представителей Просвещения - теория общественного договора, идеи правового государства, теория разделения властей.

Определение особенностей влияния идей Просвещения на политические события во Франции и США - характеристика Декларации Марата (1789), Билля о правах в США (1791).

Характеристика общественных движений в Европе - диалог и конфронтация идеологий консерватизма и либерализма. Сравнение монархий Англии и Германии. Описание борьбы за демократическую республику во Франции. Раскрытие целей деятельности либеральных партий - их вклад в дальнейшее расширение спектра политических прав.

Оценка вклада европейских и американских просветителей в развитие идеи гражданского общества, правового государства, идеи о естественных и неотчуждаемых правах человека.

Определение роли либеральной идеологии в политической жизни Запада в XIX веке

Новейшая история

(1918 - настоящее время)

Модернизация, фашизм, либерализм, нацизм, тоталитаризм, социальные реформы, политические блоки, разрядка, «государство благосостояния», неолиберализм, терроризм, интеграция, права человека, межнациональные конфликты, ООН, Всеобщая декларация о правах человека, СБСЕ.

Анализ процессов, положивших начло формированию второго поколения прав человека - вторая индустриальная революция, рабочее движение, социальное законодательство в Англии, «новый курс» Ф. Рузвельта, утвердивший основы демократии в США, тоталитарные режимы в Германии, Испании, СССР.

Характеристика «государства благосостояния», базирующегося на концепции неолиберализма (социального либерализма). Раскрытие роли международных институтов и организаций - ООН, НАТО, СБСЕ. Характеристика нормативных документов по правам человека - Всеобщая декларация прав человека, Международные Пакты, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Хельсинский Заключительный акт участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Характеристика этнических процессов в мире с выходом на анализ документов, относящихся к третьему поколению прав человека - Конвенций о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него, о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992). Классификация прав человека по трем поколениям.

Оценка роли международно-правовых актов по правам человека, показывающих, что идея и принцип обеспечения прав человека перестали быть внутренним делом государства, а становятся предметом заботы международного сообщества. Национальные институты защиты прав человека дополняются международными в целях максимального обеспечения прав и свобод индивида. Человек становится субъектом международного права. Позитивная оценка демократических правовых систем, выстраивающихся вокруг главной универсальной идеи - обеспечения прав человека, в которых выражены основные притязания человека на определенные блага и условия его нормальной жизнедеятельности, что эти права являются естественными и неотъемлемыми, и от осознания этого факта и реализации прав человека зависит устойчивость любой системы (национальной и международной).

История Отечества XIX - XX вв.

Декабристы, «Конституция» Н.Муравьева, «Русская правда» П. Пестеля, западники и славянофилы,

либерализм, Государственная Дума, многопартийность, диссиденты, Перестройка, гласность, Конституция Российской Федерации

Характеристика основных положений документов декабристов, выделение основных черт либеральной идеологии в спорах западников и славянофилов о судьбе России.

Сравнительно-правовой анализ либеральных идей России и Западной Европы.

Анализ общественной мысли в 70-е гг. ХХ века (диссиденство), выделение основных методов борьбы за права, предлагаемые правозащитниками СССР в условиях тоталитарного режима. Анализ Конституции РФ.

Должны определить все негативные стороны авторитарного режима, под игом которого русский народ существовал в течение нескольких веков (в том числе, и при СССР), увидеть, что личность здесь не рассматривалась в качестве носителя индивидуальных прав, власть подавляла личность, диктовала ей строго определенную модель поведения, постоянно напоминая о долге перед государством и правителем - помазанником Божьим. Именно поэтому русскому народу так трудно осваивать современную концепцию прав человека. Должны оценить вклад некоторых ярких личностей, деятельность которых была направлена на развитие общечеловеческих ценностей, на борьбу за права русского народа, приведшей к смене приоритетов в политике, к конструктивному диалогу между властью и обществом, к взаимодействию с международным сообществом на основе признания всех слагаемых правового идеала, включающего права

человека и гражданина, достоинство личности, мирное разрешение конфликтов, гуманизация политики, формирование правовой культуры.

Таблица 3

Реализация межпредметных связей на материале новейшей истории и права

Тема

Исторические знания

Правовые знания

1. Европа после 1 мировой войны:

1.1. Версальско-Вашингтонская система

1.1. «14 пунктов» В.Вильсона,

мандатная система, Лига Наций

1.1. Форма государственного правления, политический режим, правовое государство, гражданское общество

2. Мир в период экономического кризиса:

2.1. экономический кризис в США;

2.2. установление тоталитарных и авторитарных диктатур;

2.3. страны Азии и Африки между мировыми войнами

2.1. Неолиберализм, «новый курс» Ф. Рузвельта, законы о труде в Англии

2.2.фашизм, нацизм

2.3. модернизация, колониализм, Севрский договор

2.1. этатизм, социальное законодательство, правовое регулирование трудовых отношений, охрана труда, право на социальное обеспечение

2.2. Тоталитаризм, диктатура (формы контроля государства над правовой сферой общества)

2.3. меньшинства (религиозные, национальные, языковые), суверенитет, правовые отношения между метрополией и колонией

3. Международные отношения после 2 мировой войны (1945- сер. 80-х гг.):

3.1. Раскол послевоенного мира на Запад и Восток;

3.2. Страны Запада во 2-й половине ХХ века;

3.1. ООН, НАТО, «холодная война», Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Женевские конвенции, «политика разрядки», Хельсинский

Заключительный акт

3.2. «государство благоденствия», неоконсерватизм, лейбористы, движение за гражданские права (М.Л. Кинг), права человека

3.1. декларация, конвенция, ратификация, дискриминация, международное право, международное гуманитарное право

3.2. Международный Билль о правах, Комитет по правам человека, экономические, социальные, культурные права, гражданские и политические права, социальное государство;

формы нарушения прав человека (апартеид, геноцид, дискриминация, расизм), диссидентство

4. Страны Азии и Африки после 2 мировой войны:

4.1.Традиционализм и национализм в странах Азии и Африки:

4.1.1. страны Персидского залива и Аравии

4.1. социально-политическая неустойчивость, политический ислам, исламский фундаментализм

4.1.1. режим Хомейни, С.Хусейн, партия Баас, ирано-иракская война, агрессия против Кувейта

4.1. Исламская декларация прав человека, Арабская хартия прав человека, право наций на самоопределение

4.1.1. нормы международного гуманитарного права (противоречия между нормами, регулирующими экономические отношения и международно-правовыми нормами)

5. Мир в конце ХХ века:

5.1. международные отношения после «холодной войны»;

5.2. глобальные проблемы человечества

5.1. региональные конфликты

5.2. мировая экономическая и политическая интеграция, роль ООН, международных и региональных организаций в современном мире, миротворческие усилия международного сообщества, демографические, экономические, экологические, этнические проблемы

5.1. нормы международного права

5.2. международные организации, координирующие деятельность по решению глобальных проблем - ЕЭС, ЕС, ЕАС, ЕОУС, НАТО, Greenpeace, ЮНЕП, Комиссия по устойчивому развитию, Глобальный экологический фонд, «Друзья планеты», «Дикий мир», Комитет по ликвидации расовой дискриминации.

Заключение

О правах человека написано и сказано много. В литературе освещается целый комплекс проблем, связанных с реализацией прав человека, которые являются высокоорганизованной системой, состоящей из нескольких компонентов (подсистем), а функционирование последних обеспечивает устойчивость и целостность системы прав человека. Очевидным остается тот факт, что реализация норм по правам человека становится фактором стабильного и мирного существования международного сообщества. Это определяется рядом обстоятельств.

1. Стабильность существования невозможна без обеспечения свободы и автономии личности, по своему усмотрению определяющей способы и сферы своей жизнедеятельности. Эта свобода и ее границы содержатся в правах человека.

2. Права человека положили конец всевластию государства, рассматривавшего человека как подданного, слепого и послушного исполнителя государственных команд и приказов. Такая ситуация неизбежно вызывала напряженность в обществе, стремление освободиться из-под опеки всесильной власти и, нестабильность развития. Установление партнерства между гражданином и властью, вытекающего из принципов прав человека, предотвращает политические и социальные катаклизмы, способствует развитию общества, цель которого избрана и одобрена большинством народа.

3. Права человека - главный ориентир и высшая ценность, которыми должно руководствоваться государство. Обеспечение прав человека - обязанность законодательной, исполнительной, судебной властей.

4. Права человека и их реализация «маркируют» природу государства. При этом важна связь провозглашенных прав и четко отработанных механизмов, процедур, надежно обеспечивающих их реализацию. Нередко тоталитарные государства провозглашают широкий каталог прав и свобод, но они являются лишь декларацией. Поэтому только связь двух компонентов - провозглашенных прав и механизмов обеспечения их реализации - свидетельствует о подлинном демократизме государства.

5. Принцип формального юридического равенства, на котором основаны все права человека, примиряет противоречивые и разнонаправленные интересы людей, создает своего рода консенсус относительно характера их взаимодействия, объема благ и притязаний, на которые может рассчитывать каждый, определяет роль государства в отношении к правам человека и способам их защиты.

6. Значимость прав человека проявляется в их постоянном расширении и развитии, поэтому их и классифицируют как органичную систему. Они охватывают все новые сферы общественных отношений, поскольку последние проявляют неустойчивость и грозят стабильности общественного развития.

Все важнейшие компоненты стабильного существования кристаллизуются в правах человека - политических, личных (гражданских, экономических, социальных, культурных), «коллективных» прав народов (право на развитие, на самоопределение, на здоровую окружающую среду и т.д.). Это позволяет применять «человеческое измерение» как ко всей единой системе факторов стабильности, так и к каждому из них в отдельности.

Одним из факторов стабильности является политика по отношению к национальным или этническим меньшинствам. Международное сообщество приняло ряд мер, направленных на регулирование этнических проблем. Эти меры закреплены в международных и региональных документах по правам человека. Одной из общепризнанных норм является право народов на самоопределение. Это право обозначено в ряде документов - Уставе ООН 1945 г., резолюцииГенеральной Ассамблеи «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» 1962 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Декларации о праве на развитие 1986 г., Венской декларации и Программе действий 1993 г. В результате анализа данных документов было определено, что право народов на самоопределение представляет из себя комплексную характеристику, включающую определение народом своего политического, экономического, социального и культурного статуса, статуса собственника над ресурсами, что цементирует основы национально-государственного суверенитета.

Подробный анализ указанных документов, а также изучение научных позиций по вопросу права народов на самоопределение позволил выделить несколько критериев соответствия притязаний народа на самоопределение, среди них - возможность осуществления данного права в ущерб принципу территориальной целостности, если в государстве наблюдаются явные признаки дискриминации национальных или этнических меньшинств; наличие территории и связь с этой территорией историческими узами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.