Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти в сфере дорожного строительства
Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти в сфере дорожного строительства
64
Оглавление
- Введение 2
- Глава 1. Правовые основы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов дорожного строительства 5
- 1.1 Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере дорожного строительства 5
- 1.2 Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере дорожного строительства 14
- Глава 2. Практика взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере дорожного строительства на примере Челябинской области. Пути совершенствования механизмов взаимодействия 22
- 2.1 Система управления дорожным хозяйством в Челябинской области 22
- 2.2 Предложения по усовершенствованию механизмов государственного и муниципального управления дорожным хозяйством 36
- Заключение 59
- Список использованных источников и литературы 64
Введение
Отрасль дорожного хозяйства обладает такими специфическими особенностями, которые обусловливают существенно более высокую роль, и особенный характер государственного регулирования, и особенно финансирования, чем «обычные» отрасли экономики, например, промышленность. Если отсутствует концепция государственной политики в отрасли, опирающаяся на всесторонний учет таких отраслевых особенностей, регулирование и финансирование отрасли не может быть достаточно эффективным.
Существенным общим пробелом регулирования дорожного хозяйства в Российской Федерации на уровне, как федерации, так и регионов является то, что в нормативных актах и программных документах экономической политики не определены интегральные принципы, критерии и пределы вмешательства в дела отрасли. Вследствие этого управление и финансирование дорожного хозяйства осуществляется во многом стихийно, без учета всех особенностей отрасли и возможностей повышения эффективности ее работы. Этим обусловлена актуальность данной проблемы - взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в сфере дорожного строительства.
1. В первую очередь, отсутствует четкая единая трактовка особенностей дорожной инфраструктуры, которые обусловливают ту или иную степень государственного вмешательства и финансирования этой инфраструктуры, роль государственной или муниципальной собственности на объекты дорожного хозяйства.
2. Хотя существующее распределение прав собственности и ведения в отношении автодорог в целом отвечают характеру дорожного хозяйства, в явном виде нигде не определены базовые критерии и границы государственного и муниципального участия в обеспечении нормального развития и условий эксплуатации дорожной инфраструктуры.
3. Ввиду отсутствия таких четко установленных критериев и границ, не существует системы единых принципов государственного управления и финансирования дорожного хозяйства, которые были бы приняты на федеральном уровне и соблюдались при регулировании отрасли региональными и местными администрациями.
Это относится, в первую очередь, к принципам:
- Определения роли государственных и частных источников в финансировании содержания и развития дорожной инфраструктуры;
- Формирования структуры бюджетных источников доходов на отрасль и их распределения между уровнями государственной власти, местным самоуправлением;
- Увязки государственных (муниципальных) расходов на цели поддержки отрасли с бюджетными источниками их финансирования;
- Определения соотношения между доходными и расходными полномочиями федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, роли и критериев федерального финансирования дорожной инфраструктуры регионов и муниципалитетов;
- Стратегического и среднесрочного планирования направлений бюджетного финансирования дорожного хозяйства; выбора оптимального соотношения между финансовыми средствами, направляемыми на содержание и развитие дорожной сети;
- Выбора оптимальных форм организации бюджетного финансирования отрасли, обеспечивающих максимальное соответствие расходов доходам и эффективное вложение средств (целевые бюджетные фонды, целевое назначение доходов в рамках общего бюджета, либо другие формы);
- Поддержки или ограничения участия в финансировании и управлении дорожной инфраструктурой частных инвесторов;
- Политики развития конкуренции между предприятиями дорожного хозяйства;
Организации и распределения полномочий институциональной структуры управления отраслью, соответствующей целям и принципам государственного (муниципального) регулирования.
4. Неразработанность системы принципов управления и финансирования дорожного хозяйства не позволяет выделить основные направления и формы такого регулирования и финансирования, разработать методы и подходы к их эффективному использованию.
Целью данной работы является анализ взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в сфере дорожного строительства и выработка предложений по повышению эффективности методов управления отраслью дорожного строительства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные полномочия взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере дорожного строительства.
2. Выявить ключевые проблемы и перспективы отрасли дорожного строительства.
3. Проанализировать практику взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления на примере Челябинской области.
4. Выработать предложения по совершенствованию механизмов управления дорожной отраслью и взаимодействия органов власти.
Предметом исследования является анализ взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.
Объектом исследования является дорожное строительство.
При написании данной работы были использованы научные труды как российских, так и зарубежных авторов.
Глава 1. Правовые основы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов дорожного строительства
1.1 Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере дорожного строительства
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении РФ находятся вопросы становления основ федеральной политики и федеральной программы в области дорожного строительства и развития транспортной сети.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. №1038 Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области транспортного комплекса является Министерство транспорта РФ. См.: Об утверждении Положения о Министерстве транспорта РФ: Постановление от 30 декабря 2000 г. №1038 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 5. Ст. 6070.
Министерство транспорта РФ осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство транспорта РФ в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет следующие функции в области дорожного хозяйства:
- организует исполнение федерального бюджета в части финансирования дорожного хозяйства, включая средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации;
- выполняет в установленном порядке функции по управлению федеральными автомобильными дорогами общего пользования и федеральным имуществом, необходимым для обеспечения их функционирования;
- координирует деятельность по развитию сети автомобильных дорог общего пользования во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; осуществляет перспективное и текущее планирование развития федеральной дорожной сети, совершенствование системы обеспечения ее содержания;
- организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации общественные работы в рамках федеральных и региональных программ дорожного строительства;
- рассматривает и готовит заключения по вопросам строительства, содержания и эксплуатации платных автомобильных дорог общего пользования, объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования, согласовывает их технические и эксплуатационные параметры;
- осуществляет контроль за соблюдением порядка пользования федеральными автомобильными дорогами общего пользования и правил их охраны;
- согласовывает нормативные правовые акты федеральных органон исполнительной власти, устанавливающие правила пересечения или сближения автомобильных дорог с трубопроводами, сетями и средствами связи и электропередачи и другими сооружениями, а также порядок эксплуатации железнодорожных переездов, их открытия и закрытия;
- вносит предложения о порядке использования земель, занятых автомобильными дорогами общего пользования, организует их рациональное использование в целях привлечения дополнительных средств для реализации дорожных программ и проектов, согласовывает в установленном порядке размещение в полосе отвода и придорожной полосе федеральных автомобильных дорог общего пользования сооружений и объектов;
- разрабатывает и утверждает техническую классификацию автомобильных дорог общего пользования, готовит в установленном порядке предложения по изменению и уточнению классификации автомобильных дорог общего пользования и перечней федеральных автомобильных дорог общего пользования;
- организует учет автомобильных дорог общего пользования, учет интенсивности движение транспортных средств, диагностику и оценку транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог общего пользования, информирование пользователей о состоянии этих автомобильных дорог;
- организует ежегодное планирование работ на автомобильных дорогах общего пользования, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утверждает перечень объектов, в отношении которых должны разрабатываться технико-экономические обоснования, перечни, титульные списки строек и проекты строительства объектов дорожного хозяйства, финансируемых за счет средств федерального бюджета, проводит экспертизу проектно-сметной документации;
- участвует в разработке и согласовании программ ликвидации пересечений автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей на одном уровне, рассматривает вопросы долевого финансирования строительства путепроводов в местах их пересечения;
- утверждает по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти правила пропуска по автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств со сверхнормативными нагрузками на ось, массой и габаритами;
- уведомляет в установленном порядке полномочные органы государств, заключивших с Российской Федерацией соглашения о международном автомобильном сообщении, о правовых актах, предусматривающих ограничение движения по автомобильным дорогам или устанавливающих нормативы допустимых весовых нагрузок на ось и габаритов транспортных средств, заблаговременно оповещает эти органы о времени и маршрутах введения ограничения движения по сезонно-климатическим условиям на федеральных автомобильных дорогах общего пользования;
- организует взимание установленных неналоговых сборов и платежей за проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования (в том числе платы в счет компенсации ущерба от перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов) и контроль за их целевым использованием;
- осуществляет контроль за качеством проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования в части соблюдения установленных требований, стандартов и норм, проводит проверку деятельности организаций дорожного хозяйства по выполнению законодательства Российской Федерации, стандартов и иных нормативных актов;
- участвует непосредственно или через уполномоченные Министерством организации в расследовании причин аварий и разрушений автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на них;
- устанавливает порядок определения размера платы за проезд транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, взимаемой в счет компенсации ущерба, наносимого федеральным автомобильным дорогам общего пользования и дорожным сооружениям на них;
- выдает специальные разрешения для пропуска по федеральным автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, осуществляющих международные автомобильные перевозки;
В настоящее время на федеральном уровне реализуется федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)», утвержденная Постановлением Правительства России от 5 декабря 2001 г. №848.
В состав программы входит подпрограмма «Автомобильные дороги», в соответствии с которой в области модернизации автомобильных дорог будет осуществлено:
- приоритетное финансирование модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог;
- развитие сети местных автомобильных дорог для обеспечения связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования и решения социальных проблем сельского населения;
- совершенствование системы управления дорожным хозяйством на федеральном и региональном уровнях;
- повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, опережающего развития отечественного дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии, в том числе с привлечением к решению этой проблемы предприятий оборонной промышленности;
- развитие рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет более широкого внедрения конкурсной системы предоставления подрядов.
Целевыми показателями подпрограммы являются (см. табл. 1):
Таблица 1
Целевые показатели подпрограммы модернизации автомобильных дорог, тыс. км.
Показатели
|
2000 год
|
2005 год
|
2010 год
|
|
Протяженность автомобильных дорог общего пользования
|
584,4
|
620
|
670
|
|
Протяженность федеральных автомобильных дорог
|
46,3
|
47
|
50
|
|
Протяженность территориальных автомобильных дорог
|
538,1
|
573
|
620
|
|
Протяженность многополосных автомобильных дорог
|
4,3
|
5,7
|
8
|
|
|
Для достижения поставленных в подпрограмме целей должны быть осуществлены следующие мероприятия (см. табл. 2):
Таблица 2
Мероприятия по строительству и ремонту автомобильных дорог
Показатели
|
2002-2010 годы - всего
|
В том числе
|
|
|
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006-2010 годы
|
|
Строительство и реконструкция автомобильных дорог - всего
|
72
|
6,3
|
6,3
|
7
|
7,7
|
44,7
|
|
в том числе:
федерального значения
|
11
|
0,8
|
0,8
|
1
|
1,2
|
7,2
|
|
территориального значения
|
61
|
5,5
|
5,5
|
6
|
6,5
|
37,5
|
|
Ремонт автомобильных дорог
|
316
|
27,5
|
28,5
|
30
|
33,6
|
196,4
|
|
в том числе:
федерального значения
|
48
|
3,5
|
3,5
|
4
|
5,6
|
31,4
|
|
территориального значения
|
268
|
24
|
25
|
26
|
28
|
165
|
|
|
Подпрограмма включает в себя комплекс взаимоувязанных и скоординированных мероприятий, охватывающих основные аспекты деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации. Система мероприятий включает в себя 12 комплексных проектов.
В области развития федеральных автомобильных дорог предусматривается строительство и реконструкция 11 тыс. километров автодорог. Главное внимание уделяется созданию многополосных магистралей, являющихся основой автодорожной сети. В результате протяженность дорог первой категории увеличится к 2010 году до 8 тыс. километров, или почти в 2 раза. К 2010 году основная часть федеральных дорог должна иметь капитальное покрытие, обеспечивающее пропуск современных транспортных средств с высокой нагрузкой и скоростью. Общая протяженность федеральных автомобильных дорог к 2010 году возрастет до 50 тыс. километров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|