скачать рефераты

МЕНЮ


Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти в сфере дорожного строительства

Протяженность автомобильных дорог в Челябинской области с твердым покрытием (км)

Наименование

1990

1995

1998

1999

2000

2001

2002

Изменение с 1990 по 1995 г.

Изменение с 1995 по 2002 г.

Протяженность автодорог с тв. покр.

15150

15861

15132

15042

15032

14170

13971

4,69%

-11,92%

в т.ч. дорог общего пользования

6835

7872

8000

8029

8108

8137

8065

15,17%

2,45%

Таблица 2

Протяженность и структура автомобильных дорог
Челябинской области общего пользования по тех. категориям, 1999-2002

Показатели

Ед. изм.

1999

2000

2001

2002

Протяженность по категориям:

I

км

38

44

47

51

II

км

457

451

448

439

III

км

1491

1531

1531

1573

IV

км

5373

5414

5770

5678

V

км

18

18

222

403

Структура по категориям:

I

%

0,5

0,6

0,6

0,6

II

%

6,2

6,0

5,6

5,4

III

%

20,2

20,5

19,1

19,3

IV

%

72,8

72,6

72,0

69,7

V

%

0,2

0,2

2,8

4,9

В приводимой ниже таблице (табл. 3) перечислены органы власти, отвечающие за состояние дорожного хозяйства в Челябинской области и входящих в ее состав других муниципалитетов.

Таблица 3

Органы власти, отвечающие за состояние дорожного хозяйства
в Челябинской области (в том числе - по отдельным регионам)

Орган управления

Челябинская область

Главное управление дорожного хозяйства

г. Челябинск

Управление транспорта, связи и благоустройства

г. Магнитогорск

Управление благоустройства

Обращает на себя внимание тот факт, что во многих случаях отсутствует четкое разграничение полномочий и ответственности между различными организациями в секторе дорожного хозяйства.

Органы управления дорожной отраслью в регионах сохраняют за собой хозяйственные функции, в частности, это касается технического контроля качества строительных и ремонтных работ, осуществления проектно-изыскательских работы и подготовки сметной документации. Подряды на работы по содержанию, ремонту и строительству дорог распределяются на конкурсной основе, но зачастую формальные требования конкурсной документации дополняются неформальными представлениями о необходимости поддержки дорожных предприятий "советского" типа, исторически аффилиированных с органом управления дорожным хозяйством. В ряде случаев такие положения даже закреплены в нормативных актах, например Главное управление дорожного хозяйства Администрации Челябинской области может ежегодно выделять средства в размере до 10 % от сметной стоимости работ по содержанию дорог и дорожных сооружений для финансирования строительства объектов производственной базы и социальной сферы подрядчиков. Этот пример достаточно хорошо иллюстрирует сложившуюся в регионах практику, по которой предприятия с государственной или муниципальной долей в собственности получают преимущества по отношению к предприятиям с исключительно частной долей в собственности.

В целях финансирования, содержания и устойчивого развития сетей автомобильных дорог общего пользования, являющимися собственностью Челябинской области, а также затрат на управление дорожным хозяйством, в области в соответствии с Законом Челябинской области №14-30 от 31.05.2001 г. образован целевой бюджетный дорожный фонд. Законом определен источник его образования, пополнения, порядок планирования и использования средств фонда.

В Главном управлении по дорожному хозяйству Челябинской области работает 130 человек. Большинство -- это инженеры, специалисты с высшим, специальным образованием. В структуру организации входит три управления. Во-первых это управление содержания дорог. Его считаем основным, так как оно обеспечивает постоянное, ежедневное содержание дорог области. Это подразделение дает диагностику состояния дорог и формирует планы по развитию всей ремонтной сети. Во-вторых, финансовое управление. Оно обеспечивает финансирование подрядчиков. В-третьих, это управление по имуществу. Оно управляет имуществом, которое находится в аренде у подрядчиков. Управление следит за тем, насколько эффективно это имущество используется подрядчиками, решает вопросы его пополнения. В состав управления кроме того, входит плановый отдел проектно-экспертный отдел, ряд иных технических служб.

Динамика и структура доходов территориального дорожного фонда за 1999-2002 гг. представлена в таблице 4.

Доходная часть бюджетов ТДФ исполнена во всех исследуемых периодах. Доходную часть бюджета ТДФ 2002года с предполагаемой долей исполнения 98 и с учетом погрешности экстраполяции также можно считать исполненной.

Таблица 4

Плановые и фактические доходы ТДФ Челябинской области (тыс. руб.)

Год

Запланировано к поступлению

Фактически поступило

Факт/План

1999

1 556 890

1 587 208

102

2000

2 541 908

2 623 547

103

2001

3 014 272

4 733 594

157

2002

3 286 928

3 223 038

98

Особенно значительное перевыполнение плана по доходам имело место в 2001 году (157).

Таблица 5

Рост фактических доходов ТДФ Челябинской области

Года

Номинальный рост
(тыс. руб.)

Номинальный рост ()

Инфляция ()

Реальный рост ()

2000/1999

1 036 339

65

46

19

2001/2000

2 110 047

80

36

44

2002/2001

-1 510 556

-32

14

-46

Номинальный и реальный рост доходов ТДФ имел место в 2000 и 2001 годах. Особенно успешным был 2001 год, в котором 80-ный номинальный рост обеспечил 44-ный реальный рост. Однако в 2002 году был отрицательный номинальный (-32) и реальный (-46) рост доходов.

Таблица 6

Фактические доходы ТДФ Челябинской области в 2000-2002 годах (отсортировано по убыванию последней графы)

Наименование доходной статьи

2000

2001

2002

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

доля ()

1

Налоги в ТДФ

1 349 801

2 329 404

4 108 145

96

2

Аренда государственного имущества

108 000

3

3

Прочие доходы

61 611

120 760

70 219

2

4

Средства за провоз тяж. и круп. грузов

648

0

5

Субвенции и дотации из Федерального бюджета и ФДФ

45 206

5 210

0

Итого

1 456 618

2 455 374

4 287 012

100

Самым значительным источником доходов ТДФ являются налоги (96 в 2002 году). Причем имеет место стабильный рост этой доли в исследуемых периодах (93 в 2000 году и 95 в 2001 году).

Вторым по величине источником ТДФ является арендная плата за использование государственного имущества (3 в 2002 году). Однако этот источник имел место только в 2002 году.

Остальные источники доходов ТДФ Челябинской области не имеет определяющего значения.

Таблица 7

Поступление налогов в ТДФ Челябинской области 1998 - 2000 годах

Наименование доходной статьи

2000

2001

2002

тыс. руб.

доля ()

тыс. руб.

доля ()

тыс. руб.

доля ()

Налоги в ТДФ, всего

1 349 801

100

2 329 404

100

4 108 145

100

Налог на пользователей а/дорог

1219384

90,3

2174077

93,3

3 895 784

94,8

Налог с владельцев транспортных средств

85943

6,3

89934

3,9

90583

2,2

Налог на приобретение транспортных средств

44474

3,4

64271

2,7

119 876

2,9

Единый налог на вмененный доход

-

-

1122

0,1

1902

0,1

За анализируемый период объем налогов, поступающих в ТДФ Челябинской области, увеличился. Наибольшие темпы роста объемов налоговых поступлений отмечены по налогу на пользователей автомобильных дорог (объемы поступлений выросли в 3,2 раза). Это основной источник налоговых поступлений в ТДФ области - его доля в структуре всех налоговых поступлений достигла в 2002 году практически 95.

Доли остальных налогов в структуре налоговых поступлений в ТДФ, несмотря на рост их абсолютной величины, имеют устойчивую тенденцию к сокращению и составляют в общей структуре налоговых поступлений менее чем по 3, а по поступлениям от налога на единый вмененный доход - менее 1.

Вторым по величине налоговым источником формирования ТДФ является налог на приобретение транспортных средств (к 2001 году объемы выросли в 2,7 раза). Рост абсолютной величины объемов налоговых поступлений по Налогу с владельцев транспортных средств и Единому налогу на вмененный доход в 2000-2002 гг. был незначительным.

Представление о финансовом состоянии ТДФ Челябинской области можно составить на основе баланса Главного управления дорожного хозяйства Челябинской области за 2002 год. Хотя отождествление Главного управления и ТДФ было бы не совсем правомерным. Далее будет идти речь о финансовом состоянии Главного управления на 31.12.2002 и динамике показателей в течение 2002 года.

Общая сумма активов Главного управления - 16,7 млн. руб.

Активы Главного управления на 85 формируются за счет основных средств. В течение года эта доля увеличилась на 3. Вторым по значению активом являются объекты незавершенного строительства - 8, доля которых в течение года увеличилась также на 3.

Доля дебиторской задолженности в валюте баланса, напротив, сократилась в течение года на 4 и составила в конце года 4.

Таким образом, структура активов характеризуется преобладанием наименее ликвидных активов, а именно - внеоборотных активов, доля которых составила на конец года 93.

Структура пассивов интересна тем, что значение строки «Добавочный капитал» точно соответствует значению строки «Основные средства» на начало и конец года. Соответственно доля добавочного капитала в пассивах равна доле основных средств. Вторым по значению пассивом являются целевые финансирование и поступления - 13, доля которых уменьшилась в течение года на 4.

Доля кредиторской задолженности составляет 2. В течение года кредиторская задолженность увеличилась в два раза.

Таким образом, структура пассивов характеризуется абсолютным преобладанием собственного капитала - 2000-2001. Практически полное отсутствие обязательств обусловливает безрисковое существование активов в наименее ликвидной форме.

Сведения о расходах бюджета г. Челябинска на дорожное хозяйство сведены в таблицу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.