Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти в сфере дорожного строительства
Протяженность автомобильных дорог в Челябинской области с твердым покрытием (км)
Наименование
|
1990
|
1995
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
Изменение с 1990 по 1995 г.
|
Изменение с 1995 по 2002 г.
|
|
Протяженность автодорог с тв. покр.
|
15150
|
15861
|
15132
|
15042
|
15032
|
14170
|
13971
|
4,69%
|
-11,92%
|
|
в т.ч. дорог общего пользования
|
6835
|
7872
|
8000
|
8029
|
8108
|
8137
|
8065
|
15,17%
|
2,45%
|
|
|
Таблица 2
Протяженность и структура автомобильных дорог Челябинской области общего пользования по тех. категориям, 1999-2002
Показатели
|
Ед. изм.
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
|
Протяженность по категориям:
|
|
|
|
|
|
|
I
|
км
|
38
|
44
|
47
|
51
|
|
II
|
км
|
457
|
451
|
448
|
439
|
|
III
|
км
|
1491
|
1531
|
1531
|
1573
|
|
IV
|
км
|
5373
|
5414
|
5770
|
5678
|
|
V
|
км
|
18
|
18
|
222
|
403
|
|
Структура по категориям:
|
|
|
|
|
|
|
I
|
%
|
0,5
|
0,6
|
0,6
|
0,6
|
|
II
|
%
|
6,2
|
6,0
|
5,6
|
5,4
|
|
III
|
%
|
20,2
|
20,5
|
19,1
|
19,3
|
|
IV
|
%
|
72,8
|
72,6
|
72,0
|
69,7
|
|
V
|
%
|
0,2
|
0,2
|
2,8
|
4,9
|
|
|
В приводимой ниже таблице (табл. 3) перечислены органы власти, отвечающие за состояние дорожного хозяйства в Челябинской области и входящих в ее состав других муниципалитетов.
Таблица 3
Органы власти, отвечающие за состояние дорожного хозяйства в Челябинской области (в том числе - по отдельным регионам)
|
Орган управления
|
|
Челябинская область
|
Главное управление дорожного хозяйства
|
|
г. Челябинск
|
Управление транспорта, связи и благоустройства
|
|
г. Магнитогорск
|
Управление благоустройства
|
|
|
Обращает на себя внимание тот факт, что во многих случаях отсутствует четкое разграничение полномочий и ответственности между различными организациями в секторе дорожного хозяйства.
Органы управления дорожной отраслью в регионах сохраняют за собой хозяйственные функции, в частности, это касается технического контроля качества строительных и ремонтных работ, осуществления проектно-изыскательских работы и подготовки сметной документации. Подряды на работы по содержанию, ремонту и строительству дорог распределяются на конкурсной основе, но зачастую формальные требования конкурсной документации дополняются неформальными представлениями о необходимости поддержки дорожных предприятий "советского" типа, исторически аффилиированных с органом управления дорожным хозяйством. В ряде случаев такие положения даже закреплены в нормативных актах, например Главное управление дорожного хозяйства Администрации Челябинской области может ежегодно выделять средства в размере до 10 % от сметной стоимости работ по содержанию дорог и дорожных сооружений для финансирования строительства объектов производственной базы и социальной сферы подрядчиков. Этот пример достаточно хорошо иллюстрирует сложившуюся в регионах практику, по которой предприятия с государственной или муниципальной долей в собственности получают преимущества по отношению к предприятиям с исключительно частной долей в собственности.
В целях финансирования, содержания и устойчивого развития сетей автомобильных дорог общего пользования, являющимися собственностью Челябинской области, а также затрат на управление дорожным хозяйством, в области в соответствии с Законом Челябинской области №14-30 от 31.05.2001 г. образован целевой бюджетный дорожный фонд. Законом определен источник его образования, пополнения, порядок планирования и использования средств фонда.
В Главном управлении по дорожному хозяйству Челябинской области работает 130 человек. Большинство -- это инженеры, специалисты с высшим, специальным образованием. В структуру организации входит три управления. Во-первых это управление содержания дорог. Его считаем основным, так как оно обеспечивает постоянное, ежедневное содержание дорог области. Это подразделение дает диагностику состояния дорог и формирует планы по развитию всей ремонтной сети. Во-вторых, финансовое управление. Оно обеспечивает финансирование подрядчиков. В-третьих, это управление по имуществу. Оно управляет имуществом, которое находится в аренде у подрядчиков. Управление следит за тем, насколько эффективно это имущество используется подрядчиками, решает вопросы его пополнения. В состав управления кроме того, входит плановый отдел проектно-экспертный отдел, ряд иных технических служб.
Динамика и структура доходов территориального дорожного фонда за 1999-2002 гг. представлена в таблице 4.
Доходная часть бюджетов ТДФ исполнена во всех исследуемых периодах. Доходную часть бюджета ТДФ 2002года с предполагаемой долей исполнения 98 и с учетом погрешности экстраполяции также можно считать исполненной.
Таблица 4
Плановые и фактические доходы ТДФ Челябинской области (тыс. руб.)
Год
|
Запланировано к поступлению
|
Фактически поступило
|
Факт/План
|
|
1999
|
1 556 890
|
1 587 208
|
102
|
|
2000
|
2 541 908
|
2 623 547
|
103
|
|
2001
|
3 014 272
|
4 733 594
|
157
|
|
2002
|
3 286 928
|
3 223 038
|
98
|
|
|
Особенно значительное перевыполнение плана по доходам имело место в 2001 году (157).
Таблица 5
Рост фактических доходов ТДФ Челябинской области
Года
|
Номинальный рост (тыс. руб.)
|
Номинальный рост ()
|
Инфляция ()
|
Реальный рост ()
|
|
2000/1999
|
1 036 339
|
65
|
46
|
19
|
|
2001/2000
|
2 110 047
|
80
|
36
|
44
|
|
2002/2001
|
-1 510 556
|
-32
|
14
|
-46
|
|
|
Номинальный и реальный рост доходов ТДФ имел место в 2000 и 2001 годах. Особенно успешным был 2001 год, в котором 80-ный номинальный рост обеспечил 44-ный реальный рост. Однако в 2002 году был отрицательный номинальный (-32) и реальный (-46) рост доходов.
Таблица 6
Фактические доходы ТДФ Челябинской области в 2000-2002 годах (отсортировано по убыванию последней графы)
№
|
Наименование доходной статьи
|
2000
|
2001
|
2002
|
|
|
|
тыс. руб.
|
тыс. руб.
|
тыс. руб.
|
доля ()
|
|
1
|
Налоги в ТДФ
|
1 349 801
|
2 329 404
|
4 108 145
|
96
|
|
2
|
Аренда государственного имущества
|
|
|
108 000
|
3
|
|
3
|
Прочие доходы
|
61 611
|
120 760
|
70 219
|
2
|
|
4
|
Средства за провоз тяж. и круп. грузов
|
|
|
648
|
0
|
|
5
|
Субвенции и дотации из Федерального бюджета и ФДФ
|
45 206
|
5 210
|
|
0
|
|
|
Итого
|
1 456 618
|
2 455 374
|
4 287 012
|
100
|
|
|
Самым значительным источником доходов ТДФ являются налоги (96 в 2002 году). Причем имеет место стабильный рост этой доли в исследуемых периодах (93 в 2000 году и 95 в 2001 году).
Вторым по величине источником ТДФ является арендная плата за использование государственного имущества (3 в 2002 году). Однако этот источник имел место только в 2002 году.
Остальные источники доходов ТДФ Челябинской области не имеет определяющего значения.
Таблица 7
Поступление налогов в ТДФ Челябинской области 1998 - 2000 годах
Наименование доходной статьи
|
2000
|
2001
|
2002
|
|
|
тыс. руб.
|
доля ()
|
тыс. руб.
|
доля ()
|
тыс. руб.
|
доля ()
|
|
Налоги в ТДФ, всего
|
1 349 801
|
100
|
2 329 404
|
100
|
4 108 145
|
100
|
|
Налог на пользователей а/дорог
|
1219384
|
90,3
|
2174077
|
93,3
|
3 895 784
|
94,8
|
|
Налог с владельцев транспортных средств
|
85943
|
6,3
|
89934
|
3,9
|
90583
|
2,2
|
|
Налог на приобретение транспортных средств
|
44474
|
3,4
|
64271
|
2,7
|
119 876
|
2,9
|
|
Единый налог на вмененный доход
|
-
|
-
|
1122
|
0,1
|
1902
|
0,1
|
|
|
За анализируемый период объем налогов, поступающих в ТДФ Челябинской области, увеличился. Наибольшие темпы роста объемов налоговых поступлений отмечены по налогу на пользователей автомобильных дорог (объемы поступлений выросли в 3,2 раза). Это основной источник налоговых поступлений в ТДФ области - его доля в структуре всех налоговых поступлений достигла в 2002 году практически 95.
Доли остальных налогов в структуре налоговых поступлений в ТДФ, несмотря на рост их абсолютной величины, имеют устойчивую тенденцию к сокращению и составляют в общей структуре налоговых поступлений менее чем по 3, а по поступлениям от налога на единый вмененный доход - менее 1.
Вторым по величине налоговым источником формирования ТДФ является налог на приобретение транспортных средств (к 2001 году объемы выросли в 2,7 раза). Рост абсолютной величины объемов налоговых поступлений по Налогу с владельцев транспортных средств и Единому налогу на вмененный доход в 2000-2002 гг. был незначительным.
Представление о финансовом состоянии ТДФ Челябинской области можно составить на основе баланса Главного управления дорожного хозяйства Челябинской области за 2002 год. Хотя отождествление Главного управления и ТДФ было бы не совсем правомерным. Далее будет идти речь о финансовом состоянии Главного управления на 31.12.2002 и динамике показателей в течение 2002 года.
Общая сумма активов Главного управления - 16,7 млн. руб.
Активы Главного управления на 85 формируются за счет основных средств. В течение года эта доля увеличилась на 3. Вторым по значению активом являются объекты незавершенного строительства - 8, доля которых в течение года увеличилась также на 3.
Доля дебиторской задолженности в валюте баланса, напротив, сократилась в течение года на 4 и составила в конце года 4.
Таким образом, структура активов характеризуется преобладанием наименее ликвидных активов, а именно - внеоборотных активов, доля которых составила на конец года 93.
Структура пассивов интересна тем, что значение строки «Добавочный капитал» точно соответствует значению строки «Основные средства» на начало и конец года. Соответственно доля добавочного капитала в пассивах равна доле основных средств. Вторым по значению пассивом являются целевые финансирование и поступления - 13, доля которых уменьшилась в течение года на 4.
Доля кредиторской задолженности составляет 2. В течение года кредиторская задолженность увеличилась в два раза.
Таким образом, структура пассивов характеризуется абсолютным преобладанием собственного капитала - 2000-2001. Практически полное отсутствие обязательств обусловливает безрисковое существование активов в наименее ликвидной форме.
Сведения о расходах бюджета г. Челябинска на дорожное хозяйство сведены в таблицу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|