скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ и планирование оптового оборота предприятия

1.3. Методы планирования оптового оборота

Основной этап планирования оптового оборота предприятия, главным образом, заключается в расчете планируемого объема оптового оборота торгового предприятия на будущий год. Планирование оптового оборота торгового предприятия имеет свою специфику и осуществляется с применением различных методов.

Для планирования оптового оборота по видам продаж используются различные методы, выбор которых зависит как от наличия необходимой информации, требований точности и достоверности плана, так и от наличия квалифицированных специалистов, программного обеспечения и т.д.

Методы планирования оптового оборота по реализации представлены в приложении 1.

Для планирования межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оптового оборота целесообразно применение следующих методов:

· метод прямого счета, основанного на расчете плановой суммы объема оптового оборота на основе заключенных договоров поставки товаров, государственных программ и заказов;

· метод экспертных оценок, основанного на плановом расчете объема и структуры отдельных видов оптового оборота на основе суждений высококвалифицированных специалистов [7 C.54].

Для планирования оптового оборота по формам продаж, включающего в себя планирование складского и транзитного оборотов, используются методы, представленные в приложении 2.

При планировании оптового оборота по формам продажи следует учитывать следующие условия:

· увеличение доли складского оборота, чтобы повысить удельный вес товарных запасов в оптовой торговли;

· рациональнее распределить их между оптовыми и розничными предприятиями;

· создать благоприятные условия для маневрирования товарными ресурсами;

· обеспечение постоянного наличия на складах оптовых предприятий товаров в количестве и ассортименте, достаточном для своевременной подсортировки и снабжения розничной торговли.

Для определения планируемого общего объема оптового оборота является расчет валового оборота:

Овалпл=Орпл+Омрпл+Омгпл+Овспл

(1)

где

Овалпл

- плановый объем общего (валового) оптового оборота, тыс.руб.

Орпл

- плановый объем оборота по реализации, тыс.руб.;

Омрпл

- плановый объем межрегионального оптового оборота, тыс.руб.;

Омгпл

- плановый объем межгосударственного оптового оборота тыс.руб.;

Овспл

- плановый объем внутрисистемного оптового оборота, тыс.руб.

Овалпл=Осклпл+Отрпл

(2)

где

Осклпл

- плановый объем складского оборота, тыс.руб.;

Отрпл

- плановый объем транзитного оборота, тыс.руб.;

Планирование оптового оборота по периодам года включает в себя следующие методы:

1. Планирование на основе средних удельных весов квартальных оборотов в годовом объеме оборота. Использование данного метода предполагает расчет средних удельных весов квартальных оборотов в годовом объеме оптового оборота за последние два - три года работы предприятия по формуле средней арифметической:

Уд.-в.1 кв. = Уд.в.1 года 1 кв.+ Уд.в.2 года 1 кв.+ Уд.в3 года 1 кв. и т.д.

3

(3)

где

Уд.-в.1 кв.

- средний удельный вес оборота первого квартала в общем объеме оптового оборота, %

Тогда квартальный оптовый оборот соответствующего квартала на будущий год рассчитывается следующим образом:

Опл.1 кв.. = Опл. год х Уд.-в. 1 кв.

100

(4)

где

Опл.1 кв.

- планируемый оптовый оборот первого квартала, тыс.руб.

2. Планирование квартальных оборотов оптовой торговли с помощью индексов сезонности. Данный метод заключается в расчете среднеквартального оптового оборота на будущий год:

О -кв. пл. = О пл. год. / 4

(5)

где

О -кв. пл

- среднеквартальный планируемый оптовый оборот на будущий

год, тыс.руб.

Далее рассчитывается планируемые квартальные оптовые обороты путем умножения среднеквартальных оборотов предприятия в будущем году на индексы сезонности соответствующего квартала. При этом индексы сезонности рассчитываются как отклонение фактического уровня соответствующего квартала к уровню, рассчитанному по методу скользящей средней.

Опл. 1 кв. = О-кв. пл. х Iсез. 1 кв.

(6)

где

Iсез. 1 кв

- индекс сезонности первого квартала

Расчеты структуры планируемого оптового оборота предполагают определение оборота по отдельным товарам и товарным группам или по продовольственным или непродовольственным товарам.

Методы планирования оптового оборота по структуре включают:

1. Метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней.

2. Метод на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объеме оптового оборота, который заключается в расчете средних удельных весов оборотов конкретных товарных групп за последние два-три года, который осуществляется по формуле средней арифметической:

Уд.-в. тов. гр.= Уд.в.1 года i-й тов. гр. + Уд.в.2 года i-й тов. гр + Уд.в.3 года i-й тов. гр

3

(7)

где

Уд.-в. тов. гр

- средний удельный вес оборота товарной группы в общем

объеме оптового оборота, %

Оптовый оборот какой-либо товарной группы рассчитывается следующим образом:

опл. i-й тов. гр. = опл. год х Уд.-в. тов. гр

100

(8)

где

опл. i-й тов. гр

- планируемый оптовый оборот по отдельной товарной

группе, тыс.руб.

Планирование оптового оборота предприятия также включает в себя планирование и нормирование товарных запасов.

Планирование товарных запасов - это комплексный процесс, включающий анализ состояния товарных запасов, динамики развития по местонахождению, по назначению, установлению оптимального их состояния по звеньям товародвижения, а также определению необходимых размеров этих запасов [15. С 87].

Планированию подлежат все виды товарных запасов, классифицируемые по назначению (текущего хранения, сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения).

Важнейшим элементом планирования товарных запасов является их нормирование. При этом нормированию подвергаются товарные запасы только текущего хранения. Нормативы товарных запасов являются критерием оценки деятельности предприятий, торговли. Их закладывают в расчеты товарного обеспечения товарооборота и в другие расчеты показателей.

Основными показателями нормирования товарных запасов являются:

· Норма товарных запасов - относительный показатель, рассчитываемый в днях.

· Норматив товарных запасов - запас, необходимый для обеспечения бесперебойной реализации с целью наиболее полного удовлетворения объема и структуры покупательского спроса [9. С. 88].

Норматив товарных запасов устанавливается в абсолютных размерах (натуральных и денежных единицах) и рассчитывается следующей формуле:

Норматив ТЗ = НТЗ х О-дн.

(9)

где

НТЗ

- норма товарных запасов, дни;

О-дн

- среднедневной оптовый оборот, тыс.руб.

Нормирование товарных запасов может, осуществляется несколькими методами (рис. 2).

69

Рис. 2. - Методы нормирования товарных запасов

1. Эвристические методы.

1.1. Опытно-статистический метод основан на анализе динамических рядов, характеризующих товарооборачиваемость и статистической отчетности, где анализируются:

· состояние и динамика товарных запасов;

· состав товарных запасов;

· оборачиваемость и степень обеспеченности оптового оборота;

· размещение товарных запасов.

1.2. Метод экспертных оценок - основан на субъективном понимании ситуации и перспектив развитии несколькими специалистами-экспертами.

Данный метод используется, в основном, если ставится задача, методы решения которой неизвестны или если получение информации, связано с большими затратами (материальными и трудовыми).

На практике метод экспертных оценок используется:

при нормировании товарных запасов досрочного завоза, текущего хранения;

при дифференцировании нормативов товарных запасов между оптом и розницей;

для характеристики степени соответствия товарных запасов спросу населения [12. С.89].

3. Метод пропорционального отклонения. В основе данного метода заложен принцип, согласно которому отклонение фактического запаса от среднего всегда должен быть вдвое меньшим, чем отклонение объема реализации от среднемесячного товарооборота.

, (10)

где

ТЗ нач.мес.

- товарные запасы на начало месяца, тыс.руб.;

- средние товарные запасы, тыс.руб.;

О мес.

- оборот за месяц, тыс.руб.;

О ср.мес.

- среднемесячный оборот, тыс.руб.

2. Метод технико-экономических расчетов (нормативный) включает в себя несколько этапов

I этап - расчет нормы товарных запасов по элементам, по отдельным товарам и группам. Для осуществления расчета нормы товарных запасов по данному методу товарные запасы нужно представить как совокупность составных элементов в зависимости от их назначения в процессе реализации (рис. 3) и определить следующей формулой:

НТЗ = З торг. + З страх. + Вп, (11)

где З торг. - торговый запас, дни;

З страх. - страховой запас, дни;

Вп - время на приемку и подготовку товара к реализации, дни.

Торговый запас является основной частью нормы товарного запаса и складывается из торгового запаса и запаса пополнения:

З торг. = РЗ + ЗП, (12)

где РЗ - рабочий запас, дни;

ЗП - запас пополнения, дни.

Рабочий запас - это масса товаров, находящихся в торговом зале для показа и непосредственного отпуска покупателя, которая включает в себя представительный ассортиментный набор и запас в размере однодневного оборота.

Представительный ассортиментный набор - это демонстрационный запас, находящийся в торговом зале, который должен содержать все количество ассортиментных разновидностей:

ПАН = А х Ц, (13)

где ПАН - представительный ассортиментный набор, тыс.руб.,

А - количество ассортиментных разновидностей, которыми торгует предприятие, ед.;

Ц - средняя цена единицы товара, тыс.руб.

69

Рис. 3 - Элементы товарного запаса

Запас в размере однодневного оборота - это масса товаров, хранящаяся также в торговом зале, ежедневно пополняемая за счет запаса пополнения, предназначенная для непосредственного отпуска товаров покупателям.

Таким образом, рабочий запас можно представить следующей формулой:

(14)

где О ср. дн. - среднедневной оборот, тыс.руб.

Запас текущего пополнения - это масса товаров, находящихся на складах предприятия, предназначенная для обеспечения бесперебойной реализации товаров в период между поставками. Запас текущего пополнения зависит от частоты завоза товаров и комплектности поступления, которая характеризует среднее количество ассортиментных разновидностей, обновляемое каждой партией поставки. При этом, чем выше частота завоза, т.е. меньше интервал между поставками, и комплектность поставки, тем меньше величина запаса текущего пополнения:

И

2 х Кк

ЗП= (15)

где И - интервал поставки товаров, дни;

Кк - коэффициент комплектности:

Кк = а / А, (16)

где а - количество разновидностей товаров, поступающих в одной партии, ед.

Страховой запас предназначен для обеспечения бесперебойной продажи товаров в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (резкое возрастание спроса, невозможность осуществить своевременную закупку и поставку товаров и т.д.) . Страховой запас устанавливается по каждой группе товаров в процентах ко всему торговому запасу из следующего расчета:

- по невзаимозаменяемым товарам - в размере до 100% товарных запасов;

- по отдельным продовольственным и непродовольственным товарам - до 50%.

Время на приемку и проверку качества товаров, подготовку их к продаже устанавливается на основании данных изучения затрат времени на эти операции, а также с учетом опыта и дальнейшей рационализации приемки и подготовки товаров к продаже.

II этап- расчет норматива товарных запасов по отдельным товарам и группам, основан на применении формулы (10).

На основе проведенного нормирования товарных запасов по отдельным товарным группам в целом по предприятию определяют прирост норматива по сравнению с нормативом прошлого года (D):

DНтз = Норматив тз IVкв.будущего года - Норматив тз IVкв.отчетн. года, (17)

Распределение прироста норматива товарных запасов по кварталам года происходит следующим образом:

при равномерном распределении оптового оборота будущего года по кварталам - по 25% прироста норматива товарных запасов;

при неравномерном распределении оптового оборота по кварталам будущего года - в соответствии с удельными весами квартальных оборотов в общем объеме оборота будущего года [12. С. 92].

Заключительным моментом планирования оптового оборота является расчет товарного обеспечения оптового оборота, целью которого является экономическое обоснование объема товарных ресурсов, необходимых для обеспечения оптового оборота по направлениям и формам продаж и по отдельным товарным группам [7. С.60].

Товарное обеспечение может быть рассчитано как в натуральных, так и в стоимостных показателях.

Расчет товарного обеспечения оборота включает в себя:

· расчет планового объема поступления и закупок товаров на оптовом предприятии;

· планирование источников поступления товаров на оптовое предприятие с оценкой выбора поставщиков и определением объемов и сроков поставок товаров.

Планирование товарного обеспечения оптового оборота осуществляется в несколько этапов.

1 этап. Изучение экономических предпосылок расчета товарного обеспечения оборота на плановый период, включающий в себя:

· анализ внешней и внутренней среды оптового предприятия и их изменения в плановом периоде;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.