Анализ и планирование оптового оборота предприятия
· анализ оптового оборота по формам продаж и видам продаж за ряд предшествующих лет;
· анализ состояния и эффективности использования товарных запасов оптового предприятия и их плановый размер по общему объему и а разрезе ассортимента;
· характеристика выбытия товаров в пределах норм естественной убыли;
· оценка тенденций развития объема и удельного веса транзитного оборота в составе общего оптового оборота предприятия;
· анализ и оценка заключенных договоров на поставку товаров в плановом периоде;
· сравнительная характеристика основных поставщиков товаров в оптовое предприятие;
· анализ уровня инфляции в районе деятельности оптового предприятия и уровня средних цен в опте и рознице и т.д. [7. C.61].
2 этап. Расчет плана поставок товаров, определяемый на основе балансовой формулы увязки товарных ресурсов:
Ппл =Осклпл + Впл + Зкпл + Знпл
(18)
где
Ппл
- плановый объем поставки товаров оптовым предприятием,
тыс.руб.
Впл
- плановое выбытие товаров на оптовом предприятии в
пределах норм естественной убыли, тыс.руб.
Зкпл
- плановые запасы на конец периода, тыс.руб.
Знпл
- плановые запасы на начало периода, тыс.руб.
3 этап. расчет плана закупки товаров оптовым предприятием определяемый как сумма планового объема поставки товаров и планового объема транзитного оптового оборота:
Зпл=Ппл + Отрпл
(19)
где
Зпл
- планируемые закупки товаров, тыс.руб.;
4 этап. Расчет степени товарного обеспечения оптового оборота в плановом периоде:
Собес = Зд / Зпл * 100
(20)
где
Собес
- степень товарного обеспечения оптового оборота
в плановом периоде, %;
Зд
- объем закупки по заключенным договорам в плановом
периоде, тыс.руб.
5 этап. Определение источников покрытия потребностей в товарных ресурсах в плановом периоде с обоснованием выбора конкретных поставщиков потребительских товаров и определения объемов поставок товаров по каждому поставщику.
Таким образом, рассмотрев теоретические и методологические аспекты планирования оптового оборота торгового предприятия, проведем его исследование на примере оптовой базы «Следкоежка» ИП Хало С.Н. в следующей главе курсовой работы.
2. Анализ оптового оборота ИП Хало С.Н.
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Субъектами предпринимательства являются малые предприятия и индивидуальные предприниматели, то есть предприниматели, действующие без образования юридического лица.
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Хало С.Н. осуществляет свою торгово-хозяйственную деятельность с 2000 года на потребительском рынке г. Абакана. Как предприниматель без образования юридического лица, он вправе от своего имени заключать гражданско-правовые сделки, в том числе и хозяйственные договоры, быть самостоятельным в уплате налогов, использовать труд наемных работников, получать банковский кредит, а также имеет возможность защищать свои права в суде. В сфере потребительского рынка индивидуальный предприниматель, с правовой точки зрения, выступает на равных с юридическими лицами.
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Хало С.Н. имеет свой расчетный счет в банке, личную печать.
Целью работы предпринимателя является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли
Предметом деятельности предпринимателя Хало С.Н. является коммерческая деятельность, а именно, оптово-розничная торговля, купля-продажа, товарообменные операции и т.д.
Индивидуальный предприниматель Хало С.Н. осуществляет деятельность, а именно, оптовую торговлю кондитерскими изделиями, на торговой базе «Сладкоежка», расположенной по адресу: г. Абакан, ул. Гагарина, 2.
Основными покупателями базы «Сладкоежка» являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю продуктами питания и предприятия общественного питания.
Основными поставщиками являются различные производители кондитерских изделий, такие как: «Абаканская кондитерская фабрика», «Черногорский пищевой комбинат», «Минусинская кондитерская фабрика», Крекерный завод «Пиком» и другие производители г. Томска, Кемерово, Омска и т.д. Кроме этого, предприниматель Хало С.Н. осуществляет закупки партий товаров на других оптовых базах в г. Новосибирмке, г. Красноярске.
Руководство деятельностью оптовой базой «Сладкоежка» осуществляется самим предпринимателем.
Режим работы базы с 8 до 17 часов с перерывом на обед с 12 до 13 часов, выходной - воскресенье.
Найм работников осуществляется на договорной основе. Руководство оптовой базы самостоятельно разрабатывает формы, системы и размеры оплаты труда работников. Все работники подлежат обязательному социальному и медицинскому страхованию.
Для осуществления своей деятельности индивидуальный предприниматель Хало С.Н. применяет линейную структуру управления персоналом (рис. 4).
Оптовую базу «Сладкоежка» возглавляет директор, а именно, сам индивидуальный предприниматель.
В подчинении у директора находится главный бухгалтер, который осуществляет финансовый учет, составляет отчетность, проводит инвентаризации, определяет оптовые и розничные цены на товары. Главному бухгалтеру в свою очередь подчиняются два бухгалтера. Они занимаются расчетами и составлением бухгалтерских документов, которые подаются в МНС и другие государственные органы.
Также в обществе имеется коммерческий директор, в функции которого входит организация и контроль за поступлением и сбытом товаров; товаровед, в компетенцию которого входит поиск поставщиков, закупка товаров и формирование товарных запасов предприятия, а также организация рекламных мероприятий.
В подчинении у директора находятся и заведующий складом, которому в свою очередь подчиняется кладовщик.
Вспомогательным персоналом на оптовой базе «Сладкоежка» являются водители, грузчики, уборщицы.
Рис. 4 - Организационная структура оптовой базы «Сладкоежка»
Таким образом, организационная структура оптовой базы представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Для того, чтобы более полно оценить финансово-экономическое состояние оптовой базы на данный момент, следует проанализировать динамику основных экономических показателей деятельности (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности
оптовой базы "Сладкоежка" за анализируемый период
Показатели
Ед. изм.
2005
2006
Отклонение (+;-)
Темп изменения,%
А
Б
1
2
3
4
Оптовый оборот
тыс. руб.
38500,0
46000,0
7500,0
119,48
Складская площадь
м2
700,0
700,0
-
-
Оптовый оборот на 1м2 складской площади
тыс. руб./м2
55,0
65,71
10,71
119,47
Численность работников всего
чел.
27
30
3
111,11
В т.ч. работников торгово-оперативного персонала
чел.
10,0
12,0
2,0
120,0
Производительность труда одного работника
тыс. руб./чел.
1425,92
1533,33
107,41
107,53
Производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала
тыс. руб./чел.
3850,0
3833,33
-16,67
99,57
Фонд заработной платы
- сумма
тыс. руб.
1231,2
1843,5
612,3
149,73
- уровень
%
3,2
4,01
0,81
-
Среднемесячная заработная плата одного работника
тыс. руб.
3,8
5,12
1,32
134,74
Среднегодовая стоимость основных фондов
тыс. руб.
737,5
906,0
168,5
122,85
Фондоотдача
руб. /1 руб.
552,2
50,77
-1,43
97,26
Фондовооруженность труда одного работника
тыс. руб./
чел.
27,31
30,2
2,89
110,58
Коэффициент эффективности использования основных фондов
тыс. руб. /1 руб.
4,88
6,8
1,92
138,34
Среднегодовая стоимость оборотных средств
тыс. руб.
2737,0
2569,5
-167,5
93,88
Время обращения оборотных средств
дни
25,6
20,11
-5,49
78,55
Скорость обращения оборотных средств
обороты
14,07
17,9
3,83
127,22
Коэффициент участия оборотных средств в каждом рубле оборота
тыс. руб./1 руб. ОРТ
0,07
0,06
-0,01
85,71
Коэффициент рентабельности оборотных средств
тыс. руб./1 руб. ОС
1,32
2,4
1,08
181,8
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг
тыс. руб.
31836,0
35153,0
3317,0
110,42
продолжение таблицы 2.1
А
Б
1
2
3
4
Валовая прибыль
- сумма
тыс. руб.
6664,0
10847,0
4183,0
162,77
- уровень
%
17,3
23,58
6,28
-
Издержки обращения
-сумма
тыс. руб.
1842,0
2675,0
833,0
145,22
- уровень
%
4,78
5,82
1,04
-
Прибыль (убыток) от продаж
- сумма
тыс. руб.
4822,0
8172,0
3350,0
169,47
- рентабельность продаж
%
12,52
17,77
5,25
-
Проценты к получению
тыс. руб.
-
-
-
-
Проценты к уплате
тыс. руб.
138,0
96,0
-58,0
69,56
Доходы от деятельности других организаций
тыс. руб.
-
-
-
-
Прочие доходы
тыс.руб.
125,0
157,0
28,0
132,18
Прочие расходы
тыс. руб.
72,0
116,0
37,0
166,07
Прибыль (убыток) до налогообложения
- сумма
тыс. руб.
4737,0
8117,0
3380,0
171,35
- рентабельность предприятия
%
12,3
17,65
5,35
-
Отложенные налоговые активы
тыс. руб.
-
-
-
-
Отложенные налоговые обязательства
тыс.руб.
-
-
-
-
Текущий налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
тыс.руб.
1137,0
1948,0
811,0
171,33
Чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода