Маркетинговые исследования рынка, стимулирование сбыта
Такие товары, как правило, размещаются в мес-тах, близких к проходу в торговом зале. Обычно именно здесь наиболее оживленная продажа благо-даря хорошему обозначению товара и его удобному для покупателя размещению.
Совмещенная продажа
Она применяется к взаимодополняющим товарам, ни один из которых не является обязательным ком-понентом другого. Цена комплекта ниже суммы цен продаваемых товаров.
При совмещенной продаже нескольких видов про-дукции одного производителя имеется существен-ная скидка.
Что касается производителя, этот вид продажи позволяет объединить уже зарекомендовавшую се-бя продукцию с новой продукцией, тем самым об-легчается задача внедрения нового продукта на ры-нок. Он позволяет также объединить продукцию, сбыт которой затруднителен, с продукцией высокой оборачиваемости, что в итоге приводит к увеличе-нию сбыта продукции предприятия.
Зачет подержанного товара при покупке но-вого
В основном применяется при продаже дорогосто-ящей техники и оборудования, которые не обладают высокой степенью оборачиваемости.
Принятый обратно товар не обменивается и не подлежит перепродаже. Обычно он идет на свалку или на слом.
Мы имеем дело со снижением цены, которое со-провождается предоставлением услуги (избавлени-ем потребителя от ненужных вещей).
Размеры возвратной стоимости обычно соответ-ствуют снижению цены на 10%, однако эта форма стимулирования очень привлекательна для потреби-теля.
Дополнительное количество товара бесплатно
Являясь одной из форм немедленного, хотя и кос-венного, снижения цен, этот вид стимулирования внушает потребителю две идеи:
- речь идет о такой же экономии средств, как и в случае любого другого снижения цен;
- потребитель имеет дело с щедрым производите-лем.
В момент выпуска товара на рынок бесплатное предложение 20% товара или снижение цены на 20% не одно и то же для покупателя. Психологическое воздействие гораздо мощнее, когда бесплатно предлагается больше товара.
Купонаж и возмещение с отсрочкой
Потребителю предлагается купон, дающий право на по-лучение скидки с цены товара. Такие купоны либо поме-щаются на упаковке товара, либо доставляются на дом, либо распространяются через прессу.
Как производители, так и торговая сеть прибегают к данному виду стимулирования в случаях:
- в момент выпуска нового товара на рынок, когда необ-ходимо побудить потребителя опробовать его;
- в момент повторного выпуска товара, сбыт которого переживает застой и необходимо расширить круг его покупателей.
Простое возмещение с отсрочкой
Снижение цены происходит не в момент покупки, а спу-стя некоторое время, если покупатель направляет свой купон, дающий право на скидку.
Возмещение в виде определенной суммы денег выпла-чивается при предъявлении нескольких доказательств покупки.
Покупатель направляет по указанному адресу доказа-тельства покупок и получает чек, возмещающий ему либо полную стоимость одного из товаров, либо заранее опре-деленную сумму денег.
Данный вид снижения цен применяется во многих от-раслях различными предприятиями.
Например, фирма «Филипс» предлагает скидку в раз-мере 4$ предъявителям доказательства покупки 8 элект-рических батареек своего производства; фирма, производящая чай «Элефант», предлагает 2$ скидку при покупке двух пакетиков чая и т.д.
Совмещенное возмещение с отсрочкой
Объединение нескольких товаров разных производите-лей в рамках одной операции. Используются новые приемы:
а) Цепочка купонов. Несколько товаров объединены в одном купоне, распространяемом через прессу. Потре-битель покупает товары в магазине по своему выбору, на-клеивает доказательства покупки на талон, публикуемый в прессе, и получает возмещение с отсрочкой на более крупную сумму.
б) Проба качества. Купон имеет форму книжечки, со-стоящей из трех страниц и представляющей 10 предва-рительно отобранных товаров, которые предлагаются в магазинах со скидкой. Общая сумма скидки может дости-гать 100 тысяч рублей.
Потребитель получит эту сумму банковским чеком, оп-робовав 10 предложенных ему образцов.
в) Подарок-качество. Этот прием имеет в основе тот же принцип, что и описанный выше. Применяется в отноше-нии товаров, которые могли быть в качестве подарка.
Потребитель может приобрести различные предметы для подарка и получает при этом значительную скидку.
Учетные купоны ( перекрестный купонаж)
Возмещение с отсрочкой определенной суммы денег в случае, если совершается покупка двух очень разных то-варов, не продающихся в одной торговой точке.
Снижение цен, совмещенное с общественно-полезным мероприятием
Для повышения интереса к снижению цен с отсрочкой выплаты скидки и наиболее полного использования пре-стижа марки некоторые производители привлекают по-требителей к какому-нибудь общественно-полезному ме-роприятию.
Как простые, так и более сложные формы сниже-ния цены имеют одну общую черту: в любом случае речь идет о более или менее крупном выигрыше в деньгах, независимо от того, происходит ли это сра-зу или с отсрочкой выплаты.
Стимулирование натурой
В зависимости от природы товара стимулирование на-турой осуществляется в следующих формах:
- Прямые премии (скидка, предоставляемая в момент по-купки товара) или премии с отсрочкой выплаты (т.е. при условии предоставления покупателем доказательств по-купки).
- Образцы или вручение покупателю небольшого количе-ства товара с тем, чтобы предоставить ему возможность опробовать данный товар.
Стимулирование натурой имеет две цели:
- Дать потребителю дополнительное количество товара, что принципиально отличается от снижения цен, целью которого является экономия денег;
- Придать более разносторонний и предметный характер контактам между предприятием и потребителями.
Премии
Виды премий
а) Прямая премия.
Она вручается потребителю в момент покупки, так как она:
- либо заключена в самом товаре;
- либо прикреплена к упаковке товара;
- либо выплачивается покупателю в кассе на выходе из магазина.
Премия должна быть привлекательной для потребите-ля. Ее получение имеет целью повторную покупку товара. Существует несколько видов прямых премий, напри-мер:
- премия для детей:
представляет собой коллекции уменьшенных моделей, элементов головоломок (плоская картинка, которую необ-ходимо составить из множества частей, цветных наклеек). Такая премия обращена к детям, часто являющимся ини-циатором покупок;
- полезная премия:
адресована взрослым покупателям и призвана убедить их в практичности того или иного товара и побудить их со-вершить покупку.
Например, фирма «Цептер» широко использует этот вид премий, предлагая покупателям в качестве подарков кас-трюли стоимостью более двухсот долларов, книги с кули-нарными рецептами и другие полезные товары.
Всякая полезная премия должна каким-либо образом дополнять товар.
б) Предложение прямой премии с привлечением торго-вой точки.
Если стоимость товара недостаточно высокая по срав-нению с размерами премии, вполне соответствующей имиджу данного товара, то к стимулированию продаж можно привлечь торговую точку. В дополнение к покупке товара, являющегося объектом стимулирования, покупа-тель должен сделать другие покупки на определенную сумму.
в) Премия с отсрочкой.
Покупатель не может немедленно после покупки полу-чить премию, так как он должен направить по определен-ному адресу доказательства покупки. После чего ему бу-дет вручена премия по почте.
Эта премия используется в тех случаях, когда произво-дитель желает создать постоянную клиентуру в отноше-нии недорогих товаров с быстрой оборачиваемостью.
Такая премия обходится производителю дешевле, чем прямая премия, так как она вручается только тем потреби-телям, которые заявили о покупке.
Примером премии с отсрочкой может служить предло-жение кассеты с фотопленкой при покупке какого-либо товара. После получения от потребителей доказательств покупки ему отправляется кассета с фотопленкой, со-провождаемая предложением о ее последующей обра-ботке. Выгоду от операции имеет фирма по обработке фотоматериалов, которая и осуществляет управление операцией.
г) Упаковка, пригодная для дальнейшего использовании.
Такие премии используются производителями стиральных порошков в бочонках большой емкости, горчицы в банках, блюд - полуфабрикатов и т.д., упаковка кото-рых, после использования продукта, превращается в му-сорите корзины, стаканы, герметичные стеклянные ем-кости.
д) Самооплачивающаяся премия.
Этот прием особенно популярен в Англии. Его основной принцип заключается в том, что потребителю предлага-ется высококачественный товар по довольно низкой цене при условии представления доказательств покупки дру-гого товара.
е) Постоянная премия.
Для некоторых товаров премия стала составляющей товара. Например, «Киндер-сюрприз» - шоколадное яйцо, вну-три которого находится пластиковая игрушка - премия.
Выбор премии
Для выбора премии целесообразно ответить на следу-ющие «опросы:
1. Законно ли применение премии?
2. Известен ли потребителям товар? (Он должен быть достаточно известен, чтобы использование премии было оправданным).
3. Имеет ли премия достаточную привлекательность в глазах покупателей?
4. Вписывается ли премия в рамки рекламной кампа-нии, стимулирующей продажу товара?
5. Отвечает ли премия сложившемуся имиджу товара?
6. Является ли премия предметом, известным потреби-телям? Она должна быть не только оригинальной и мод-ной, но и обладать определенной значимостью для по-требителей.
7. Соответствуют ли друг другу премия и объект стиму-лирования?
8. Отвечает ли премия ожиданиям потребителей, кото-рые покупают данный товар или товар конкурирующей марки.
9. Соответствует ли премия особенностям сети распре-деления (условия обращения с товаром, планировка тор-говых залов, риск нанесения ущерба товару)?
10. Хорошо ли закреплена премия на упаковке товара или внутри журнала?
Необходимо сохранить премию от кражи и поврежде-ния, так как без нее будет трудно продать товар?
11. Возможна ли немедленная поставка премии в тре-буемом количестве?
Образцы
К некоторым товарам, а также к большей части услуг, такая форма стимулирования, как распределение бесплатных образцов, неприменима, так как такие товары и услуги неделимы и не могут быть проданы по частям. В таких случаях прибегают к бесплатному опробованию в течение короткого отрезка времени. Этот прием используют производители пишущих машинок.
Если предложенный образец воспринимается покупателем как нечто незначительное, премия теряет свою привлекательность и превращается в "жалкую подачку". Поэтому необходимо найти такие размеры образца и формы его представления соответствовали требованиям законодательства и пожеланиям покупателей.
Применение образцов
Данная операция стимулирования сбыта имеет единственную цель - ознакомить покупателя с товаром, дать ему попробовать товар. Распространение образцов осуществляется в следующих вариантах:
- во время выпуска товара в обращение;
- в случае повторного выпуска товара, который в момент своего появления на рынке встретился с препятствиями, однако опережает по своим качествам конкурирующие товары.
Распространение бесплатных образцов обходится дорого, так как их себестоимость включает затраты на производство, накладные расходы, связанные с распределением, а также затраты на рекламу, сопровождающую стимулирование.
Параллельно с подготовкой самих образцов необходимо продумать техническое обеспечение мероприятий (создание запасов образцов, изготовление упаковки для них, решить вопросы распределения образцов: с товаром или отдельно от него).
Основные методы распределения образцов:
- от двери до двери: доставка на дом;
- по почте: когда необходимо воздействовать на определенные группы населения;
- через прессу: целенаправленное распределение образцов через журналы. Например, образцы косметики распределяются через журналы для женщин, образцы авторучек распределяются через журнал “Канцелярское дело” .
- в месте продажи: прямая раздача образцов розничными торговцами или совмещенная с покупкой другого товара.
Для использования последнего способа распространения образцов необходимо предусмотреть в бюджете дополнительные статьи расходов на:
- оплату стандартной рекламной полосы;
- оплату налога на предоставление места образцу в печатном издании;
- затраты на вклеивание образцов; почтовые расходы.
Распространением образцов занимаются различные специализированные фирмы. Кроме того, получает все большее развитие распространение образцов с помощью специально назначенных служащих на входе в магазины.
Активное предложение
Под этим понимается стимулирование, которое требует активного участия потребителя. Например, лотереи игры, конкурсы.
Игровой характер мероприятия является сильным воздействием на покупателя, а возможность получения бесплатного приза является мощным побудительным мотивом участия.
Производители товаров и торговая сеть используют эти приемы на разных этапах жизненного цикла товара, преследуя цель- создать предрасположенность потребителя к торговой марке для увеличения объема продажи.
Конкурсы
Побудительным мотивом участия в конкурсе является привлекательность игры и дух соревнования. От всех участников требуется сделать некоторое усилие, чтобы получить что-то взамен: быть лучшим или одним из лучших.
Требования к конкурсам
Конкурс должен отвечать требованиям закона, а следовательно:
- решение не должно быть найдено большинством участников;-
- первый приз должен быть достаточно ценным;
- вопросы должны быть разделены на основные и дополнительные;
- необходимо обеспечить контроль честности и правильности игры.
Лотереи и игры
В отличие от конкурсов лотереи и игры обладают тем преимуществом в глазах публики, что они носят развлекательный характер и не связаны с поиском решений или выполнением какой-либо работы.
Виды игр: лотереи, включающие "тотализатор" и “чемпион торговли”; игры, основанные на теории вероятностей; стимулирующие игры типа лото и производственные от него.
Таблица 4.
Стимулирование продажи и сбытовой аппарат
Маркетинг изменил отношения между предприятием -производителем и торговой сетью. Сбытовой аппарат может сказать многое о производителе, так как от его уровня зависит эффективность деятельности предприятия.
Если сбытовики не заинтересованы в товаре, то торговая сеть не проявит к нему интереса и товар перестанет быть рентабельным.
Приведем схему, показывающую основных работников сбыта предприятия:( Таблица 5).
Приемы стимулирования
Для того чтобы дать сбытовикам необходимую мотивацию производитель применяет различные приемы: предоставляет им финансовые льгота, организует конкурсы, устраивает поездки - все это является стимулированием сбыта.
Не все сбытовики приветствуют такие мероприятия.
Обобщённый портрет продавцов готовой продукции по мнению Центра передовой коммуникации: летуны, невосприимчевые, восходители и энтузиасты продаж.
Основными побудительными мотивами сбытовиков, заставляющими их благожелательно отнестись к стимулированию, являются: вкус к игре, стремление превзойти свои результаты, желание выдвинуться, привлекательность призов и премий,
В США такие приемы стимулирования применяются с 1929 года, с тех пор, когда Е. Ф. Макдональдс предложил идею стимулирования.
Инструменты стимулирования
1. Премии к зарплате или при выполнении годовых показателей могут достигать от одного до трех месячных окладов.
Однако продавца стремятся стимулировать в течение всего года. Премия делится на несколько частей, размеры котрых рассчитываются в зависимости от процента выполнения плана. Это в какой-то мере лишает премию ее стимулирующего значения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|