Анализ мотивации персонала на предприятии общественного питания ООО Городок "Печки – Лавочки"
1) Период начальной карьеры (вхождение в организацию,
нахождение своего места в ней) – 20 – 24 года. Основными мотиваторами этого периода
являются представления о значении выполняемых задач и наличие обратной связи.
2) Этап, характеризующийся стремлением личности заявить о
себе, достичь успеха, завоевать признание в организации – около 30 лет.
Мотивационным фактором является самостоятельность.
3) Фаза достижения высокого профессионализма, упрочения
занимаемого в организации места – примерно 35 – 45 лет.
4) Фаза переоценки своих достижений, значения проделанной
работы, возможных сомнений в правильности собственного выбора – между 50 и 60
годами. В этом периоде возможно появление эгоистичных мотиваторов: путешествия,
представительские мероприятия и т.д. Важными мероприятиями для поддержания
мотивации на этой стадии являются:
систематическая проверка срока работы персонала на одной
должности и управляемое горизонтальное передвижение по службе с интервалом
примерно в 5 лет. Горизонтальное продвижение на предприятии должно обладать
определенным уровнем престижа;
обогащение содержания работы и расширение ее рамок;
активное структурное планирование организации и
применение гибких организационных форм (проектная, матричная организация);
систематическое развитие организационной деятельности,
ценность обучения и творческого подхода;
реализация новых форм взаимодействия, например, беседы
начальника и подчиненного как составная часть эффективного управления,
производственная демократия.
5) Стадия мастерства, когда высококвалифицированный
менеджер концентрирует внимание на развитии своих сотрудников. Проявляет заботу
о более молодых сотрудниках, стремится к благополучию всей организации, демонстрируя
искусство управления, после 60 лет до выхода на пенсию.
Данная схема отражает некую усредненную схему
профессионального становления работника и выполняет функцию полезного ориентира
в планировании карьеры и возможных кризисных этапов. В качестве одного из
наиболее серьезных кризисов рассматривается так называемый "кризис
середины служебной карьеры". Он приходится на временной отрезок между 35 –
40 годами. Основная отличительная черта этого периода – осознание человеком
расхождения между мечтами и намечавшимися жизненными целями, с одной стороны, и
материальными достижениями – с другой.
Именно в этот период нередко происходит переосмысление
человеком своей жизненной концепции, он освобождается от иллюзий, осуществляя
коррекцию жизненных планов в сторону более реалистической оценки желаемых
результатов и возможностей их достижения. В 20 или в 30 лет человек может быть
"подающим надежды" люди могут сказать о нем: "Вот многообещающий
молодой артист, руководитель, психолог или администратор". После 40 лет
наступает время исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что
существуют как субъективные, так и объективные ограничения служебного и
профессионального продвижения, и некоторым планам начального этапа карьеры не
суждено реализоваться.
К вышесказанному добавляется и ряд важных проблем,
связанных с наступившей зрелостью, например, проблема убывания физических сил,
привлекательности и др. Современные исследования показывают, что все эти
проблемы являются реальностью и оказывают психологическое, а часто и
физиологическое влияние, которое может стать опасным, если не попытаться
правильным образом нейтрализовать это состояние. Финские авторы Т. Санталайнен,
Э. Воутилайнен и др. обращают внимание на сложности, возникающие у
руководителей в середине служебной карьеры, где в какой-то момент наступает
этап "брожения". По мнению авторов, "в середине служебной
карьеры человек осознает, что смертен. Одновременно он видит ограниченность и
постоянное сужение собственных возможностей. У многих на первый план вновь
выступают противоречия и чувства, присущие молодости. Уход выросших детей из
дома, конфликты или эмоциональные причины изменяют в среднем возрасте отношение
к детям и жене или мужу. По этим причинам в середине служебной карьеры
снижается мотивация к работе и увеличивается число проблем на работе и
дома" [39, с. 201].
В это время продвижение обычно идет довольно медленно по
двум причинам:(1) чем ближе к вершине организационной пирамиды, тем меньше
мест, и даже если работник может работать на новом уровне, то нет вакансий; (2)
при наличии вакансии человек утратил либо возможность, либо желание ее
занимать. В зарубежных исследованиях выявлено четыре типичных синдрома,
характерных для управленцев, работающих в фирме 10-15 лет на должностях
среднего и низшего руководящего уровня: синдром "перегорания
работника" возникает у руководителей обслуживающих подразделений в
результате переутомления и чрезмерных стрессовых нагрузок. Выражается в
нервозности, частых эмоциональных срывах, приобретающих злобно-агрессивный
характер, в циничном отношении к подчиненным, 1 партнерам, заказчикам,
поставщикам;
синдром "профессионального самоубийства"
появляется у способных, энергичных руководителей. Успешно начав свою карьеру,
они внезапно "заваливают" несколько важных заданий, чувствуя
необъяснимое безразличие к своей дальнейшей судьбе и фирме, жалуются на
вялость, частые недомогания;
синдром "приобретенной беспомощности"
характеризует ситуацию, когда руководитель постоянно преувеличивает объективные
трудности, оправдывая свою инертность скоплением возникающих проблем. Он
продолжает ссылаться на эти трудности даже в ситуации, которые объективно
"работают" на их преодоление;
синдром "карьерного кризиса" возникает как
сомнение в правильности из бранного пути. Руководитель переживает чувство
разочарования, жизненного "сбоя", неудачи в своем развитии,
"проигрыша" более активным и удачливым сверстникам, сумевшим
продвинуться по служебной лестнице.
Все четыре синдрома являются результатом "отчуждения"
руководителя от организации. Причиной этого оказывается личное самоотрицание
руководителя, т.е. занижение его самооценок в условиях, когда постоянно
наваливающиеся проблемы "переламывают" его. Эта состояние
руководителя порождает парадокс "публичности одиночества",
возникающий, как правило, из – за развала команды единомышленников, отсутствия
стимулов к работе, потери "обратных связей" с собственными
работниками, которые готовы его отторгнуть как отработавшего свое.
Руководитель, приносивший свое "Я" в жертву интересам фирмы, не
оцененный по заслугам ни ее руководством, ни собственными работниками,
оказывается перед жестким выбором ухода или продолжения работы в организации
(оставаться нельзя, а уходить страшно).
Для того чтобы выйти из этой ситуации, каждому человеку
полезно задать себе ряд вопросов, например:
Как соотносятся мои мечты с действительностью?
Какую специализацию в дальнейшем мне предстоит
предпочесть более узкую или, напротив, более широкую?
Нашел ли я действительно свое место в организации?
Хорошо ли я знаю собственные сильные и слабые стороны как
человека и профессионала?
Сохраняю ли я положительное стремление к саморазвитию,
самосовершенствованию? Если человек способен ответить на эти вопросы и
разрешить отразившиеся в них трудности, то он может сохранить свое внутреннее
равновесие и мотивацию.
Для нейтрализации кризисной ситуации, связанной с
"серединой карьеры", используются консультации и предоставление
альтернатив в продвижении по службе.
Консультации. Многие фирмы держат в штате психологов,
чтобы помочь работникам справляться с проблемами, связанными с карьерой,
здоровьем, семьей. В процессе консультаций менеджеры среднего возраста
обеспечиваются профессиональной помощью, если они испытывают депрессию и
стресс. Менеджеры этого ранга обычно хорошо образованны, им часто достаточно
выговориться объективному слушателю, так как это помогает четко осознать суть
проблем, найти способ справиться с ними конструктивным образом.
Альтернативы. Эффективное разрешение проблем кризиса
требует существования приемлемых альтернатив в деятельности. Организации не
должны упускать возможность лишний раз проконсультировать своих работников на
предмет личных или семейных проблем. Если после консультаций у психолога
обнаруживается, что развитие кризиса обусловлено, прежде всего, факторами,
связанными с карьерой, то организация может стать важным источником
альтернатив. Во многих случаях необходимо просто предпринять служебные
передвижения, даже если существует сомнение в их целесообразности. Возможны три
типа таких передвижений, способных вывести персонал из кризисной ситуации:
горизонтальное перемещение, понижение и перевод на прежние должности.
Горизонтальное перемещение заключается в передвижении на
том же уроне из одного сектора организации в другой. Такого рода перемещение
потребует от менеджера в сжатые сроки изучить технические требования,
предъявляемые на новом месте, на что уйдет определенное время и усилия,
отвлекающие от проблем. Хотя при этом уровень производительности может
снизиться, зато в дальнейшем менеджер получает перспективу в обеих областях
деятельности. Понижение (перемещение на более низкий уровень) в нашем обществе
ассоциируется с неудачей. Часто эффективно работающий человек не в состоянии
понять, как понижение может быть достойной альтернативой. Тем не менее, при
наличии хотя бы одного из перечисленных ниже условий такое перемещение является
необходимой, внутренне приемлемой альтернативой: работник ценит качество жизни,
определяемое специфическим географическим месторасположением какого-то
производства, и может быть согласен на более низкую должность, чтобы переехать
на новое место; работник рассматривает такое перемещение как способ установить
и закрепить основу для будущего продвижения; работник стоит перед выбором:
увольнение или переход на нижестоящую должность; работник желает обрести
возможность к самовыражению в областях, связанных с внерабочей деятельностью:
религиозной, гражданской, политической, и по этим соображениям может с
удовольствием воспринимать более низкий уровень ответственности.
Перемещение на прежнее место – относительно новый способ,
связанный с уменьшением риска, который имеется при горизонтальном перемещении
или понижении. Он заключается в том, что перемещаемый работник может вернуться
на прежнее место, если возникли проблемы на новом. Фирма информирует каждого о
том, что существует определенный риск (связанный с новым местом работы), но
можно возвратиться и это вовсе не будет рассматриваться как "провал".
Это практика "подстраховки" высококвалифицированных специалистов.
Все вышеназванные программы, осуществляемые организациями
с целью помочь работникам справиться с кризисом "середины", не
исключают ответственности самих менеджеров за себя. Каждый сотрудник должен
понимать, что в середине служебной особенно необходима активная позиция в
отношении собственного развития. В своем трудовом коллективе необходимо
выяснить, какие перспективы с точки зрения карьеры и развития предлагает
организация. Такой подход позволит вовремя приступить к осуществлению
необходимых мероприятий с целью изменения собственной мотивации и
предупреждения кризиса середины служебной карьеры.
Предприятие общественного питания ООО Городок "Печки
– Лавочки" является молодой структурой в отношении работающего на
предприятии персонала. Средний возраст сотрудников – 25 лет, средний стаж
работы в занимаемой должности 2 – 3 года. В связи с этим проблема кризиса
середины карьеры для сотрудников исследуемого предприятия не является
актуальной.
Итак, в результате теоретического и практического
изучения мотивации труда на примере управления персоналом предприятия
общественного питания ООО Городок "Печки – Лавочки", сделаны
следующие выводы:
1) Организационная структура предприятия и работа системы
управления персоналом создают условия для формирования ряда мотивационных
факторов, в числе которых рассматриваются: организация рабочего места, условий
труда; материальное стимулирование, социальная защита; повышение
профессиональной квалификации работников.
2) В результате анализа мотивации эффективности труда
установлено, что персонал в среднем удовлетворен работой в сети ресторанов ООО
Городок "Печки – Лавочки". В качестве характеристик системы мотивации
персонала представлены; направленность на достижение успеха, преобладание
материальных стимулирующих факторов и пожелание персонала занимать более
активную позицию в системе управления предприятием.
3) Несмотря на достаточно эффективную работу системы
управления персоналом на предприятии, которая представлена отделом кадров,
юридическим отделом и отделом маркетинга, вынесены предложения по
совершенствованию процесса управления с опорой на результаты проведенного
исследования.
Глава
3. Направления по совершенствованию системы мотивации и управлением персонала
на предприятии общественного питания ООО Городок «Печки – Лавочки»
3.1
Определение ценностей ориентации работников
В процессе анализа проблемы управления трудовыми
ресурсами было установлено, что эффективность управляющих воздействий в любой
организации зависит от учета особенностей наиболее общих регуляторов поведения,
присущего персоналу предприятия. К числу подобных регуляторов относятся
ценностные ориентации личности и ее ценности.
В самом общем виде ценности – это объекты, явления, их
свойства или абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и
выступающие благодаря этому как эталон должного.
Каждому человеку свойственна индивидуальная,
специфическая иерархия, личностных ценностей, служащих связующим звеном между
духовной культурой общества и духовным миром личности. Как правило, для личностных
ценностей, характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в виде
ценностных ориентации и служат важным фактором регуляции социальных
взаимоотношений и поведения индивида.
По мнению Б. Шледера, основными признаками ценностей
являются целостность, их ориентирующая функция и относительная стабильность.
Следует отметить, что в отечественной психологии в
последнее десятилетие осуществлен целый ряд масштабных исследований,
посвященных особенностям и динамике ценностных ориентации отдельных социальных
групп в условиях различных форм собственности и в изменяющихся экономических
условиях. В исследованиях В.А. Хащенко , Н.А. Журавлевой, внимание
сосредоточено на наиболее широкой системе ценностей, включающей терминальные и
инструментальные ценности. Вместе с тем, исследователями выделяется иной пласт
ценностей, определяющих идентификацию с конкретными системами, в частности, с
организацией. Организационные ценности, отражая осознанное отношение работника
к различным организационным факторам, являются компонентом организации как
социальной системы.
Вместе с тем, специфика организационных ценностей
позволяет понять взаимоотношения оцениваемых реальностей, в частности, те
актуальные противоречия, которые отражены в опыте представителей
соответствующих организаций.
Для изучения ценностных ориентаций персонала предприятия
общественного питания ООО Городок "Печки – Лавочки" был использован
сокращенный вариант методики "Ценностные регуляторы организационного
поведения". Далее приводится перечень организационных ценностей и
соответствующие им формулировки, использованные в стимульном материале (см. приложение
Г).
Каждый сотрудник ресторана, принимавший участие в
исследовании, получил список ценностей и описывающих их высказываний. Процедура
диагностики состояла в ранжировании предложенных высказываний в зависимости от
личностных ценностных ориентации.
В результате анализа данных в целом по группе были
получены следующие результаты:
1 – 3 место поделили между собой шкалы 17, 21
(материальные ценности); 15, 19 (стабильность в организации), 5 (перспективы,
новые достижения, связанные с риском).
4 – 7 позицию заняли ценности, охарактеризованные шкалами
9 (оценка работника руководством); 11 (традиции организации); 5 (минимизация
усилий) и 12 (собственная безопасность, стабильность положения).
8 – 10 место заняли утверждения, относящиеся к шкалам 10
(причастность к власти); 16 (карьера); 20 (стабильность содержания
деятельности).
Таким образом, по результатам исследования ценностных
регуляторов организационного поведения можно сделать выводы о том, что
усовершенствование мотивирующей системы на предприятии должно опираться на
новые способы материального стимулирования работников, стабилизации положения
дел "в самой организации и в отношении каждого сотрудника и предоставление
возможности участия в новых проектах.
Сила мотивации представляет собой свойство мотивационной
системы человека, связанное со степенью выраженности его побуждений к
деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Одной из первых теорий, где данная характеристика
получила свою разработку, является общая теория мотивации Д. Аткинсона, в
которой объясняется поведение человека, направленное на достижение определенной
цели. В его теории описаны явления инициации, ориентации и поддержки
поведенческой активности человека на определенном уровне. Эта теория также
является одним из первых примеров символического представления мотивации. Сила
стремления человека к достижению поставленной цели по Аткинсону (М), может быть
установлена при помощи формулы (3.1).
3.1
где, М – сила мотивации (стремления);
-
сила мотива достижения успеха как личностной диспозиции;
- субъективно
оцениваемая вероятность достижения поставленной цели;
-
личностное значение достижения данной цели для человека.
Если найти способ измерения перечисленных переменных и
подставить их значения в правую часть формулы, то можно вычислить силу
внутреннего стремления человека к достижению соответствующей цели [33, с. 281].
Измерение силы той или иной группы мотивов позволяет руководителям предприятий
сформировать систему воздействий, побуждая тем самым персонал к активизации трудовой
деятельности.
При этом необходимо учитывать действие закона Йеркса –
Додсона, который выражает зависимость между силой мотива и результатом
деятельности. Суть этого закона состоит в том, что мотивация относится к
эмоциональной сфере, а достижение результата – к сфере разума. Если
мотивирующие факторы обладают высокой степенью значимости, то они препятствуют
достижению результата, так как эмоции берут верх над разумом, вызывая высокую
степень тревожности и психологическое напряжение [28, с. 135].
Таким образом, сила мотивации должна соответствовать
оптимальному уровню, позволяющему целенаправленно планировать и осуществлять
мероприятия по достижению намеченных целей.
Результаты исследования силы мотивов различных групп
(материальных, ценностно-ориентированных, мотивов достижения успеха)
рассмотрены в соответствующих параграфах работы. Общим результатом изучения
силы мотивов является вывод о том, что мотивация на достижение более высокого
материального уровня является преобладающей, что препятствует достижению
оптимального сочетания мотивов различного уровня и направленности.
В дополнение была использована анкета для руководителя,
косвенно выявляющая силу мотивов трудовой деятельности у сотрудников компании.
Руководителю был предложен список утверждений, из которых он выделил признаки,
характеризующие работу его персонала.
Характеристики работы персонала [32, с. 11]: Высокая
текучесть кадров, постоянный уровень прогулов, нерациональное использование
рабочего времени, низкая производительность, явная лень, плохое здоровье, отсутствие
духа сотрудничества, плохие взаимоотношения между работниками, низкое качество
работ, сопротивление переменам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|