Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций
p> Окончание табл. 17.7
|Тип |Тип результата, |Характер |Направление деятельности |Область ответственности |Подразделения |
|струк-т|обеспечиваемый |прини-мае| | |управления |
|урного |данным модулем |мых | | |завода, |
|модуля | |решений | | |реализующие |
| | | | | |модуль |
|У43 |-"- |-"- |Обеспечение процессов |Изменение технических |ОГТ, ОКС |
| | | |преобразования образцовизделий |характеристик элементов | |
| | | |(продуктов, услуг) в |оснащения во времени | |
| | | |соответствующий тираж изделий | | |
| | | |(продуктов, услуг) элементами | | |
| | | |оснащения | | |
|Z1 |Промежуточный |Выбор |Компенсация возможных возмущений |Соответствие достигнутых |Руководство, |
| | |режима |по элементам входа и процессора |результатов деятельности |финансовый |
| | | | |установленным ограничениям |отдел, |
| | | | | |бухгалтерия |
|Z2 |-"- |Защита |Создание условий деятельности |Качество обслуживания |АСУП, |
| | |режима |руководства в хозяйственной |руководства |Канцелярия |
| | | |системе | | | Эта схема отражает организационно-экономические условия преобразования
ресурсов в полезные результаты. Контур принятия решений позволяет выделить
в каждом блоке базовой структуры классы непересекающихся решений и на этой
основе установить группы подразделений, их взаимосвязь и подчиненность,
полномочия и области ответственности. По отношению к конкретному виду
деятельности этот контур принятия решения может быть видоизменен и
детализован. Следующая задача модульного проектирования - установление области
ответственности каждого структурного модуля и характера принимаемых им
решений (типа деятельности). Устанавливая в контуре решений направления и
содержание взаимодействия блоков на каждой фазе принятия решения, можно
выделить внутри каждого блока структурные модули по признакам законченности
фазы формирования полезного результата и однородности принимаемых решений
(табл. 17.8). Таким образом, в блоке У1 выделяются две группы структурных модулей:
первая (У11, У12, У13) - привязки при планировании деятельности фирмы
ограничений на деятельность блоков У2 и У4 в форме плановых заданий для
них, вторая группа (У14, У15) на фазе выполнения плана компенсирует
возможные изменения внутренней и внешней среды. В блоке У2 - три типа структурных модулей (по назначению продукции и
услуг, условиям их поставки и обеспечению устойчивости в эксплуатации). Таблица 17.8 Соответствие структурных блоков и характера решений
|Структур|Тип деятельности |Характер |Фаза принятия решения |
|ный блок| |принимаемых | |
| | |решений | |
| | | |Выбор и |Выполнение |
| | | |координация |плана |
|У1 |Инфраструктурный |Выбор режима |У11, У12, У13|У14, У15 |
|У2 |Эксплуатационный |Защита режима |У21, У22, У23|- |
|У3 |Инновационный |Реконструкция |У31, У32, У33|У34 |
| | |функции | | |
|У4 |Эксплуатационный |Защита режима |У41, У42, У43|- |
|Z |Инфраструктурный |Выбор режима |Z1 |Z2 | В блоке У3 выделено две группы модулей: (У31, У32, У33) - формирование
изделия и его техническое и организационное обеспечение, (У34) - изменение
изделия и его ресурсного обеспечения (например, модернизация его). В блоке У4 выделены три типа структурных модулей. На стадии планирования
и координации модули У41, У42, У43 отвечают за распределение входных
потоков, а на стадии выполнения плана резервируют продукты и оснащение,
необходимые для функционирования системы. По фазам принимаемых решений можно выделить два вида блоков, т.е. всего
шесть видов структурных звеньев. Следовательно, в модели нормативной
структуры управления выделены 17 типов структурных модулей, для каждого из
которых теоретически можно установить основные направления деятельности,
область ответственности и характер принимаемых решений. Эта модель может быть использована для решения задач анализа и синтеза
структур управления. В первом случае сопоставление модели с существующей
структурой позволяет оценить полноту заполнения управленческими функциями
областей ответственности каждого структурного элемента. Алгоритм анализа состоит в следующем: 1. Анализируются функции управления, производится их разделение на
группы в соответствии с перечнем структурных модулей нормативной модели. 2. Оценивается "представительность" каждой группы в соответственно
нормативно выделенном блоке структуры. 3. Устанавливаются наименее охваченные сферы управления. 4. Дополняется список функций управления. При синтезе модуль нормативной структуры - основа установления
идентификационных характеристик, по которым проектируются новые
подразделения в структуре. 18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО 18.1. Роль фирмы в современном обществе До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества
базировался на следующих положениях: -" Что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества", -" Дело бизнеса - бизнес", - Надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль
должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества). Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом НТР возобладало
мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную
несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском
труде,минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В
то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных
цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности,
сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д. Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм
(см.18.3). Например, в США фирмы контролируются по следующим направлениям: - технические характеристики товара, объем производства, загрязнение
среды); - процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль
заработной платы, обеспечение занятости); - поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины); - прибыль (утаивание, распределение); - доступ к ресурсам; - управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью). В то же время фирма - "генератор богатства" общества (рис. 62): - генерирует товары и покупательную способность для их приобретения, - поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход
на капитал, - создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе, - обеспечивает собственный рост. Для реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и,
очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и
как их регулирует и контролирует. [pic] Рис. 58. Роль фирмы в обществе (фирма - "генератор богатства") 18.2. Стратегия отношений фирмы с обществом Анализ корпоративной стратегии отношений с обществом должен охватывать
три основных направления: - анализ целей, - анализ ограничений, - анализ внешнего силового поля, в котором действует фирма. Подход к выбору предпочтительных целей должен учитывать основные
группы,действующие в "поле" фирмы и их интересы (табл. 18.1). Таблица 18.1 Основные группы, влияющие на фирму
|Группа |Ожидаемые от фирмы результаты деятельности |
|Общество в целом |Экономический рост |
| |Поступления от налогов |
| |Уравнивание власти |
| |Уравнивание доходов |
| |Сохранение окружающей среды |
| |Сохранение природных ресурсов |
|Местная община |Ее благосостояние |
|Держателей акций |Рост стоимости акций |
|Кредиторы |Рост доходов |
| |Стабильность доходов |
|Потребители |Справедливые цены |
| |Обеспеченность выбора |
| |Удовлетворение потребностей |
|Менеджеры |Рост доходов |
| |Профессиональный интерес |
|Работники наемного труда |Занятость, уровень оплаты, досуг |
| |Условия труда, удовлетворение от работы | Поскольку интересы групп, действующих в "поле сил" фирмы, могут быть и
противоположными, и совпадающими, и нейтральными, то необходим анализ
такого поля определения возможных коалиций и выбор предпочтительной
стратегии (табл.18.2). Таблица 18.2 Баланс "поля сил" для типичной американской практики
|Группы-оппон|Менед|Лица |Профс|Держа|Местные|Правите|Коалиция |
|енты |жеры |наемног|оюзы |тели |органы |льство | |
|Группы, | |о труда| |акций|власти | | |
|выдвигающие | | | | | | | |
|предложения | | | | | | | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |За |Против |
|Менеджер |+ |+ - |- - -|+ + +|- |- - - |1, 4, 2|2, 3, |
| | | | | | | | |5, 6 |
|Лица |+ - |+ |+ + |0 |0 |+ + + |2, 3, 6| |
|наемного | | | | | | | | |
|труда | | | | | | | | |
|Профсоюзы |- - |+ + |+ + +|0 |0 |+ + |2, 3, |1, 4 |
| | | | | | | |6, 5 | |
|Держатели |+ + |- |- - -|+ |0 |- - - |1, 4 |2, 5, 6|
|акций | | | | | | | | |
|Местные |+ - |+ + |0 |0 |+ + |+ + |1, 2, | |
|органы | | | | | | |3, 5, 6| |
|власти | | | | | | | | |
|Правительств|- - -|+ |+ + |0 |+ |+ + + |2, 3, |1, 4 |
|о | | | | | | |5, 6 | | Примечание: количество одноименных знаков означает относительную силу
давления. Таким образом, разработку стратегии фирмы по отношению к обществу,
согласованную по интересам, можно представить в соответствии с рис.63.
Можно сказать, что коммерческая стратегия фирмы трансформируется в
коммерческо-социально-политическую стратегию. Соответственно фирмам и их
руководителям необходимо: - осуществить идеологическую переориентацию на действия в социальной
среде, - расширить систему информации на социально - политическую область, - научиться понимать политические процессы и политическое поведение, - создать инфраструктуру для политических действий, - учесть социальные аспекты в системе стимулов и вознаграждений, - соответствующим образом отразить все это в структуре управления
фирмой. [pic] Рис. 59. Выбор предпочтительной стратегии Хотя среди целей получение прибыли имеет ключевое значение, однако
приоритеты целей могут определяться и уровнем прибыльности фирмы (рис. 64). [pic] Рис. 60. Приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности 18.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности В современных условиях происходит усиление государственного
регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются
организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами
частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме,
аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов
регулирования. Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности
является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное
функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей
страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных
выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели
на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами
и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей
стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного
регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования
достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно
взятой стране. В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят: разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим
правовую основу и защиту интересов предпринимателей; повышение эффективности государственного регулирования и снижение
соответствующих издержек; · ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за
деятельностью предприятий; · создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке,
свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за
соблюдением правил конкуренции; · обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством
финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией; · сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики:
структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики; · содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному
развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений
административного регулирования хозяйственной сферы деятельности; · обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм
трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты
труда; · поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства
населения уровня дифференциации и распределения доходов. Характеризуя государственное регулирование экономики в современных
условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом
регулировании переместился к активному участию государства в организационно-
хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются: · осуществление структурной перестройки производства, что предполагает
создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию
традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового
рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках
международной специализации; · повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и
отдельных видов производств; · поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения
производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива,
полуфабрикатов; · укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях
экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства; · пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами
правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру,
основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с
мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей; · использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих
отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт,
осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной
структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними. Регулирование все более направлено на повышение эффективности
производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на
регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме
регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования
предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного
развития экономики основных направлений структурной перестройки
промышленности с ориентацией на экспортную специализацию. Большое значение в 80-е годы приобрели целевые программы отраслевого
регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы
государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых
приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики,
реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей. Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими
направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые
инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал,
для решения глобальных проблем наилучшего приспособления
предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства. Государственная политика регулирования экономики направлена на
всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по
административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас
нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как:
безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров),
разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в
том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания
производства и расточительного потребления применяются меры прямого и
косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции,
налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей. Важным направлением государственного регулирования является патентная
политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и
осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно
умеренную лицензионную плату. Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской
деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую
очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата
компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда,
когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное
звено национального производства из полосы затруднений. Все большее
значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования
определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или
сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной
политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных
ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному
бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов
финансирования. Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка
общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны. ЛИТЕРАТУРА 1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989 [1, 2, 4, 8,
9, 11-18].* 2. Базилевич Л.А. Автоматизация организационного проектирования. Л.:
Машиностроение, 1989 [17]. 3. Базилевич Л.А., Соколов Д.В., Франева Л.К. Модели и методы
рационализации и проектирования организационных структур управления. Л.:
ЛФЭИ, 1991 [4, 9, 10, 15, 17]. 4. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Киев: Наукова
думка, 1990 [2, 6, 8-11, 15]. 5. Борманн Д., Воронина Л., Федерманн Л. Менеджмент. Предпринимательская
деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 1992 [2-14, 16-18]. 6. Васильев Ю.П. Управление развитием производства. Опыт США. М.:
Экономика, 1989 [4, 15, 17, 18]. 7. Волкова К.А., Казакова Ф.К., Симонов А.С. Государственное
предприятие. М.: Экономика, 1990 [3, 4]. 8. Герчикова Р.Н. Менеджмент. М.: "Банки и биржи", 1995. [1-8, 10, 11,
15, 16, 18]. 9. Гладстоун А. и др. Управленческое консультирование. М.: Интерэкспорт,
1992 [7-11] 10. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990
[2, 3, 6, 7, 9-11]. 11. Кунц Т., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ
управленческих функций. М.: Прогресс, 1981 [3,4,6,9-11,14,17]. 12. Лагоша Б.А., Шаркович В.Г., Дегтярева Т.Д. Методы и модели
совершенствования организационных структур. М.: Наука, 1988 [4, 17]. 13. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. М.: Финансы и
статистика, 1992 [6, 8-10, 12-14]. 14. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: "Дело",
1995 [1-7, 10, 11, 18]. 15. Основы управления/ Под ред. В.П.Радукина. М.: Высшая школа, 1986 [1-
3,5-12,15]. 16. Рабочая книга по прогнозированию/ Под ред. М.В.Бестужева-Лада. М.:
Мысль, 1982 [8]. 17. Рапопорт В.Ш. Диагностика управления: Практический опыт и
рекомендации. М.: Экономика, 1988 [10, 11, 17]. 18. Справочное пособие директору производственного объединения
(предприятия)/ Под ред. Г.А.Егиазаряна и А.Д.Шеремета. М.: Экономика, 1985
[1, 3, 6-11, 15]. 19. Таунсенд Р. Секреты управления. М.: Интерконтакт, 1991 [6,8-14]. 20. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1988
[2, 4-11, 13-15, 17, 18]. 21. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое
консультирование: Теория и практика. М.: Экономика, 1988 [17]. * - Номера в скобках [] указывают разделы, при изучении которых может
быть использован источник.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|