скачать рефераты

МЕНЮ


Исследование и совершенствование системы управления конфликтами в организации (на примере ОАО "МСС-Поволжье")

На степень искажения восприятия конфликтной ситуации существенное влияние оказывают: состояние стресса, повышенные негативные эмоции, недостаточная информированность оппонентов друг о друге, степень важности мотивов и потребностей, неумение прогнозировать развитие событий, доминирование «агрессивной концепции среды», негативное отношение к оппоненту в доконфликтный период.

Системно-функциональный анализ. Любой конфликт развивается в тесной взаимосвязи с условиями внешней среды. С помощью этого метода исследуются основные взаимосвязи с внешней средой и внутри конфликта, характер и способы взаимодействия элементов и подструктур друг на друга.

Системно-генетический анализ способствует исследованию движущих сил эволюции, развития и динамики конфликтов.

Результатом системно-генетического анализа является определение системы причин конфликтов, которые имеют объективно-субъективный характер. Их можно объединить в четыре группы: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные причины.

Рассмотрим системно-информационный анализ. В исследовании конфликтов информация имеет важное значение. Главной составляющей любого конфликта является объект. Каждый участник конфликта создает в своем сознании свое собственное, субъективное представление об объекте конфликта, источником для этого служит информация. Свое поведение в конфликте оппоненты организуют, сообразуясь со своими информационными моделями, не опираясь на реальность. Противоборствующие стороны формируют субъективные информационные модели конфликтной ситуации в целом, а также модели своих целей, мотивов, возможностей противников, модели отношений окружающих и др.

Системно-ситуационный метод анализа является дополнительным видом анализа конфликтов и представляет собой комплексный системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный анализ конфликта.

Чтобы осуществить системно-ситуационный анализ, необходимо выделить единицу анализа. Единица анализа представляет собой минимальное, далее не разложимое образование, являющееся частью целого и обладающее всеми основными свойствами последнего[12].

Единицей анализа конфликтов выступает «ситуация», которая позволяет произвести комплексный анализ деятельности в субъективно-объективной определенности и рассматривается в системе трехмерного пространства: задача деятельности, субъект деятельности, объективные условия деятельности.

Исследовать конфликты можно по элементам и по единицам. Например, анализируя конфликт между Россией и Украиной на почве транспортировки газа в страны Европы по элементам, можно выделить следующие варианты. Можно рассматривать политику Украины и ее действия за определенный промежуток времени (за год или пять лет). Можно оценивать за этот же промежуток времени (за год или пять лет) политику и деятельность России. Можно изучать конфликт между руководством России и Украины.

Такой анализ конфликта по его элементам дает представление о каждом из участников и его действиях, но не учитывает роль других участников и не охватывает весь конфликт, а рассматривает только его часть длительностью в один год (пять лет).

Изучая этот конфликт с помощью конфликтной ситуации, которая является единицей анализа, можно произвести более полный комплексный анализ. Данный способ предполагает выявление всех основных и второстепенных участников конфликта, определение пространственных границ, выделение фаз конфликтного взаимодействия, в течение которых характер взаимоотношений основных участников качественно не меняется.

Системный анализ. Ситуационный метод анализа позволяет накапливать информацию о конкретных конфликтах с участием конкретных людей в конкретных условиях, что дает возможность стандартизировать и хранить накопленную информацию с целью дальнейшего изучения и применения на практике.

Структурные границы конфликтной ситуации содержат в себе основных и второстепенных участников, объект конфликта, функциональные взаимосвязи, социальную среду и объективную обстановку, в которых развивается конфликт.

Временные границы охватывают промежуток времени, в течение которого качественно не меняются основные участники конфликта и характер их взаимодействия, а также объект конфликта. При качественном изменении хотя бы одного компонента начинается новая конфликтная ситуация, которая также подвергается комплексному анализу.

В целом конфликт может содержать в себе одну, несколько или много конфликтных ситуаций. Изучать конфликтные ситуации можно с помощью документов, опросов участников и свидетелей или непосредственно во время развития реального конфликта.

Для проведения системно-ситуационного анализа разработан бланк, который содержит 60 вопросов, характеризующих более 80 параметров конфликта.

Данный метод был разработан и опробован в 1987-1992 гг. и имеет два ценных достоинства. Во-первых, он изучает конкретный реальный конфликт, а не мнения людей и экспертов об абстрактных конфликтах. Во-вторых, он позволяет провести целостное исследование конфликта, а не фрагментарное в пространственно-временных и содержательных границах.

Системно-ситуационный анализ показал высокую результативность и способность выявлять такие закономерности развития конфликтов, которые с помощью других методов определить не удается.

Рассмотрим психологические методы. Для изучения внутриличностной конфликтности человека в конфликтологии используются различные методы и методики, разработанные в других науках, в частности методы психологии. В основном это опросы, тестирование и индивидуальные беседы. Для проведения комплексного исследования применяется блок методик. Например: Ю.Н. Юрлов для выявления внутриличностных конфликтов у курсантов военных училищ использовал методику Т. Лири, методику М. Рокича и шкалу депрессии[13].

Разработанная Г. Келлером методика используется для определения внутриличностного конфликта в трех сферах: семейной, партнерского общения и производственной деятельности.

Е.П. Иванова и А.И. Светличный (1993) выявляли взаимосвязь межличностных и внутриличностных конфликтов с помощью методики определения типа поведения в конфликте К. Томаса[14].

А.И. Шипилов (1999) разработал методику по определению уровня внутриличностной конфликтности, которая была подтверждена использованием других методик[15].

Для определения межличностной конфликтности используются опросники и тесты.

Опросник А. Баса – А. Дарки используется для определения индивидуального уровня агрессивности личности. С помощью этого опросника можно исследовать различные формы агрессивных и враждебных реакций человека: физическую, косвенную, вербальную, обиду, зависть, подозрительность, раздражительность, негативизм.[16]

Методика Т. Лири изучает взаимоотношения в малой группе. С ее помощью можно определить преобладающий тип отношения личности к окружающим и выявить наиболее конфликтные типы (прямолинейно-агрессивный и недоверчиво-скептический)[17].

Личностный опросник Г. Айзенка способствует выявлению типа темперамента личности.

Опросник Р. Кеттелла используют для выявления конфликтных личностей.

Методика «Q-сортировка», предложенная Х. Заленом и Д. Штоком, применяется для измерения проявлений таких тенденций поведения, как зависимость – независимость, общительность – необщительность, стремление к борьбе – избегание борьбы[18].

Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера используется для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойство личности[19].

Опросник К. Томаса предназначен для определения стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Для исследования межличностных конфликтов используют методы и методики социальной психологии.

1. Наблюдение – междисциплинарный метод – используется для анализа всех видов конфликтов. Наблюдение способствует непосредственному восприятию конфликта. Наблюдать конфликт можно изнутри (участвовать в нем) или со стороны (быть свидетелем, медиатором, другим участником). С помощью наблюдения можно проследить динамику конфликта, оценить действие многих факторов, их эффективность в естественных условиях.

Наряду с достоинствами этот метод имеет и недостатки. Наблюдатель внутри конфликта испытывает его влияние и сам влияет на конфликт. На объективность наблюдения влияет также знания, опыт, эмоции.

2. Социометрия – социально-психологический тест, разработанный американским психологом Я. Морено, используется для выявления напряженных, конфликтных взаимодействий в малой группе. С помощью тестирования определяется отношение каждого члена группы к окружающим. Также используются различные модификации социометрии: координатно-социограммный метод[20], модульный социотест межличностных отношений[21], пространственная социометрия, цветовой тест отношений (ЦТО).

3. Метод опроса заключается в применении различных видов анкетирования, проведении бесед, массовых и экспертных опросов.

К средствам, используемым в этом методе можно отнести методику определения внутригрупповой колфликтности Т.А. Полозовой, опросник Б. Кросби и Дж. Шерер, шкалу-опросник Ф. Фидлера – Ю. Ханина, методику «Межличностный семейный конфликт», методику «включенного конфликта» Ю.В. Баскиной.

4. Используются также различные тесты, ретроспективный анализ конфликтов, изучение документов, эксперимент.

Перейдем к исследованию межгрупповых конфликтов. Не все методы, применяемые для диагностики межличностных конфликтов, могут быть применены в исследовании межгрупповых конфликтов. Частично применяется наблюдение и ретроспективный анализ. Более оправдано применение качественных методов и математическое моделирование.

К качественным методам относятся:

анализ представляет собой изучение не всего конфликта целиком, а его составных частей. Можно анализировать функции конфликта, его динамику, структурные элементы. Проводя исследование функций, анализируют их конструктивность и деструктивность, какое влияние оказывает конфликт на участников и на окружающую среду. Анализ динамики конфликтов производится по ее этапам и периодам. Изучая структурные элементы, анализируют оппонентов, их мотивы, интересы, тактики, стратегии и т.п.;

– синтез заключается в соединении составных частей и их свойств, изучаемых с помощью анализа, в единое целое, определяется их роль и место в конфликте, оценивается их проявление как единого целого;

– индукция представляет собой обобщенный вывод из результатов исследования отдельных событий, фактов, фрагментов, делается заключение об общих закономерностях функционирования конфликтов;

– дедукция – это частный вывод из общего положения. Но в данном случае частное будет выступать в новом качестве, оно будет иметь не первоначальный вид, а обогатится новыми конкретными знаниями;

– исторический метод. Изучает конфликт в его временных границах, позволяет выявить в каких условиях и при каких обстоятельствах произошло возникновение конфликта, оценивает роль личностей и социальных групп в его развитии, провести анализ завершения подобных конфликтов;

– логический метод неотделим от исторического метода. С помощью логических средств и способов описания и объяснения конфликтов исторические факты систематизируются, обобщаются и на их основе делаются выводы;

– обобщение заключается в следующем: анализу подвергаются свойства, связи и отношения конфликта, которые характерны для целой группы однородных конфликтов. При проведении анализа важно выделение единичного, свойственного только этой конфликтной ситуации, и общего, свойственного целой группе конфликтов;

– сравнение представляет собой составление составных частей конфликта и нахождение сходств или различий их проявления в других конфликтах. С помощью сравнения выявляются различия в параметрах конфликта, что способствует эффективному управлению процессом.

Экспериментальная диагностика межгрупповых конфликтов трудоемкий и сложный процесс, поэтому все чаще прибегают к математическому моделированию.

Применение вычислительной техники позволяет провести анализ и сделать прогноз развития событий в реальном времени, смоделировать различные варианты развития конфликта с возможными вариантами исхода.

Мы уже знаем, что конфликты могут приносить положительные и отрицательные результаты. Но их лучше распознать заранее и предупредить, не дать развиться. Этого можно добиться с помощью прогнозирования и профилактики конфликтов.

Методологическими принципами управления конфликтами являются принцип компетентности и принцип сотрудничества и компромисса.

Вмешиваться в процесс развития конфликтной ситуации должны только компетентные люди, которые прошли качественную теоретическую подготовку или имеют богатый жизненный опыт. Необходимо также собрать как можно больше содержательной, разносторонней информации о конкретной конфликтной ситуации. Чем больше будет собрано информации, тем полнее будут знания о конкретном конфликте, тем эффективнее будут меры его предотвращения. Если этого не сделать, то можно нанести вред, вместо пользы, ухудшить существующую ситуацию.

Можно также заставить конфликтующие стороны отказаться от своих намерений, не допускать борьбу. Гораздо разумнее предоставить людям возможность отстаивать свои интересы, но сделать так, чтобы противоборство было неконфликтным, чтобы возникшие противоречия разрешались с помощью сотрудничества, компромисса, избегания конфронтации. Если противоречия просто блокировать, это не решит проблему, она все равно рано или поздно выльется в конфликт.

Управление конфликтом – это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной[22].

Процесс управления конфликтом включает в себя симптоматику, диагностику, профилактику, прогнозирование, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Возможны также следующие действия: пресечение, гашение, преодоление, устранение.

Для того, чтобы эффективнее управлять конфликтами, необходимо как можно раньше замечать возникновение проблемных ситуаций. Более раннее обнаружение проблемной ситуации способствует уменьшению усилий по ее предотвращению и разрешению.

Выявление противоречий, которые могут привести к конфликту, осуществляется с помощью прогнозирования. Прогнозирование осуществляется на основе исследования и практической деятельности. Наиболее полно проблема прогнозирования конфликтных ситуаций исследована в психологии. Исследования показывают, что чем более точный прогноз ситуации будет сделан, тем более успешно будет разрешение возникших разногласий. По существу любая проблемная ситуация является ситуацией неопределенности, потому что неизвестно: как поведут себя участники конфликта, какова будет степень искажения восприятия ситуации в целом, неизбежна фрагментарность учета факторов ситуации. Отсюда следует: чем значительней ошибка в прогнозе развития ситуации, тем ниже эффективность разрешения противоречия между оппонентами.

Анализ ошибок прогнозирования в «лучшую» или в «худшую» сторону показал их разное влияние на итог ситуации. При неточности прогнозирования в сторону недооценки негативного влияния ситуация разрешается с меньшей эффективностью, потому что надежда на лучшее развитие событий приводит к меньшей настойчивости в действиях.

При переоценке возможного негативного развития ситуации оппонент вынужден принимать более энергичные меры для их нейтрализации, что приводит к лучшим результатам при ее разрешении.

Следовательно, более точный прогноз развития конфликтной ситуации способствует более эффективному ее разрешению.

Перейдем к рассмотрению профилактики конфликтов, которая является одним из способов управления. Профилактика конфликтов – это их предупреждение, которое заключается в воздействии на все или некоторые его элементы до открытого противостояния. Эта деятельность очень разнообразна.

Метод предупреждения конфликтов Н.Н. Вересова разработан на основе закона «критической массы»[23].

По нему учитываются интересы четырех видов: производственные, социальные, личные, материальные. Для каждого из них есть определенная допустимая концентрация неудовлетворенности:

- для производственных интересов – 76% от общего числа членов коллектива;

- для социальных интересов – 61,5%;

- для личных интересов – 38,1%;

- для материальных – 23,5%.

Если уровень неудовлетворенности хотя бы по одному из видов приближается к критическому, необходимо принимать надлежащие меры.

Метод наблюдения способов назревающего конфликта:

1)                снижение производительности труда и уменьшение выпуска продукции;

2)                рост неудовлетворенности состоянием дел в организации;

3)                увеличение неявок на работу;

4)                массовое увольнение по собственному желанию;

5)                распространение слухов;

6)                стихийные минисобрания (беседы нескольких человек);

7)                активизация деятельности неофициальных лидеров;

8)                рост эмоциональной напряженности;

9)                увеличение числа локальных конфликтов;

10) коллективное невыполнение указаний руководства;

11) стихийные митинги, забастовки.

Метод диагностики уровня социальной напряженности Александровой Е.В. По мнению Е.В. Александровой данный метод дает возможность выявить проблемы, определить, кто может принять нужные решения и выработать рекомендации по урегулированию возникшей ситуации в трудовых коллективах[24]. Для этого необходимо провести факторный анализ.


К = (x¹+x²+…x)/n = 0,7,где


К – коэффициент социальной напряженности;

х¹ – фактор экономического кризиса (процент неудовлетворенности);

х² – фактор заработной платы (процент неудовлетворенности);

х – другие факторы;

n – количество факторов, вызывающих неудовлетворенность более чем у половины опрошенных экспертом респондентов.

Значение К = 0,7 (что соответствует неудовлетворенности более чем 70% опрошенных) свидетельствует об опасном уровне социальной напряженности в трудовом коллективе.

Цель профилактики – создание оптимальных условий жизни, деятельности, взаимодействия людей. Мероприятия, предупреждающие конфликт, могут осуществляться самими участниками социального взаимодействия, руководителями и конфликтологами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.