скачать рефераты

МЕНЮ


Изучение коммуникационных связей на Омской таможне

В связи с тем, что на таможню возложен основной объем деятельности, она имеет широкий круг задач.

Основными задачами таможни являются:

- непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона;

- осуществление мер по реализации таможенной политики Российской Федерации;

- реализация в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации, экономической безопасности Российской Федерации в части, относящейся к таможенному делу;

- обеспечение защиты экономических интересов Российской Федерации;

- осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;

- применение таможенно-тарифного механизма и части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации;

- осуществление валютного контроля;

- участие в ведении таможенной статистики;

- осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил;

- руководство, обеспечение. координация и контроль за деятельностью нижестоящих таможенных постов;

- содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц;

- кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение своей деятельности и деятельности нижестоящих таможенных постов.

Таможня в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет большой объем функций. Функции таможенных органов — это основополагающие направления их деятельности по реализации таможенной политики, организации таможенного дела и раскрывающие цели и задачи таможенной политики.

Основные функции таможенных органов закреплены в таможенном кодексе Российской Федерации. А более подробный перечень дан в общем положении Российской Федерации. Функции таможни можно разделить на регулятивные и охранительные.

К основным функциям таможни относятся следующие:

- таможня претворяет в жизнь в подведомственном регионе правовой, экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики Российской Федерации;

- выявляет наличие проблем в обеспечении единства таможенной территории Российской Федерации и экономической безопасности страны и участвует в реализации мер, направленных на урегулирование таких проблем;

- участвует в разработке и реализует программы развития таможенного дела на территории подведомственного региона;

- применяет, обеспечивает, координирует и контролирует применение нижестоящими постами средств таможенного регулирования экономической деятельности, обобщает и анализирует практику применения таких средств и подготавливает предложения об их совершенствовании, принимает меры, направленные на создание условий. способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

- обеспечивает правильное применение в подведомственном регионе таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и при ведении экономической деятельности на таможенной территории Российской Федерации;

- в части, касающейся компетенции таможенных органов, применяет меры экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, включая лицензирование и другие нетарифные меры, а также меры, обеспечивающие соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств чрез таможенную границу; координирует и контролирует применение таких мер нижестоящими таможенными постами;

- осуществляет в подведомственном регионе контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами правил, порядка и условий таможенного дела; обобщает и анализирует складывающуюся практику;

- осуществляет таможенное оформление товаров и транспортных средств и таможенный контроль, в том числе за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации; организует, координирует и контролирует производства таможенного оформления и проведение таможенного контроля нижестоящими таможенными постами; подготавливает предложения о совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля;

- обеспечивает и осуществляет контроль яз использованием должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов информации, предоставляемой лицами, исключительно в таможенных целях, а также ее конфиденциальность.

А также выполняет иные функции. возложенные законодательством Российской Федерации.

В типовой структуре таможни обозначено место таможенных постов. Оно незаменимо в организационном построении и функциональном назначении таможни.

В то же время Таможенный кодекс Российской Федерации закрепил самостоятельное место таможенного поста в системе таможенных органов. Противоречия здесь нет. Таможенный пост — это линейное подразделение таможенной системы, с которого начинается осуществление дела по всей технологической цепи. От того, каким будет это начало, во многом определяются последующие результаты работы таможни и других звеньев таможенной системы, в том числе и те потери, которые еще имеют место.

Развертывание сети таможенных постов непосредственно обеспечивает реализацию центральной идеи новой концепции таможенного дела о приближении таможенного оформления и контроля к участникам внешнеэкономических связей, местам наиболее интенсивной внешнеэкономической деятельности, а также о сокращении времени перемещения через границу товаро и пассажиропотоков.

Правовой статус таможенных органов подробно определен в ряде нормативных актов. Одним из основных нормативных актов, который наиболее подробно определяет правовой статус таможенного поста и круг его деятельности, является общее положение о таможенном посте Российской Федерации. В соответствии с данным положением таможенный пост Российской Федерации входит в единую систему таможенных органов и осуществляет свою деятельностью под непосредственным руководством таможни. Но некоторые таможенные посты подчиняются непосредственно региональному таможенному управлению. Решениями ГТК России отдельные таможенные посты могут быть подчинены непосредственно ГТК России. В соответствии с решением ГТК России, в том числе по представлению либо с учетом мнения Управления или таможни, непосредственно подчиненной ГТК России, таможенный пост может быть наделен статусом юридического лица. Таможенный пост со статусом юридического лица имеет самостоятельный баланс, текущие счета по федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета в банках и иных кредитных организациях, обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, являющегося федеральной государственной собственностью.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет Управление, а таможенного поста со статусом юридического лица или подчиненного непосредственно ГТК России либо подчиненного таможне, непосредственно подчиненной ГТК России, — ГТК России.

Основные функции таможенного поста — таможенный контроль и таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, начисления и взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; осуществляет в пределах своих полномочий валютный контроль, выполняя функции агента валютного контроля, экспортный контроль и контроль за перемещением через таможенную границу РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (культурных ценностей). Таможенный пост ведет борьбу с контрабандой и иными таможенными преступлениями, осуществляет по ним оперативно-розыскную деятельностью, осуществляет во взаимодействии с другими правоохранительными органами охрану таможенной границы РФ.

Основными задачами таможенного поста являются:

- применение в пределах своей компетенции в подведомственном регионе средств таможенного регулирования экономической деятельности;

- осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;

- обеспечение соблюдения законодательства РФ

Из этого следует, что круг задач и функций таможенного поста значительно уже, чем у таможни, что предопределяет характер и объем предоставленных ему прав.

Таким образом, видно, что следует всемерно укреплять роль и место таможенных постов в системе таможенных органов, создавать условия, обеспечивающие эффективное и качественное выполнение ими своих функций, освобождать от излишней бумажной отчетности и опеки.


2.3 Организационная структура Омской таможни


Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, который осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в России, является Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

При построении системы таможенных органов используются количественный, функциональный и территориальный принципы.

Количественный принцип выражается в том, что все нормативные акты Государственного таможенного комитета и регионального таможенного управления объединяет единая политика, направленная на формирование оптимального количества подразделений и заполнение их оптимальной численностью штатных единиц, достаточных для выполнения поставленных задач и функций. Оптимальное количество и оптимальная численность в данном случае означают количество и численность, достаточные для обеспечения нормального режима и ритма работы без физических и моральных перегрузок, ведущих к снижению ее эффективности, но с полной отдачей сил должностных лиц любого уровня.

Функциональный принцип отражается в объединении должностных лиц любого таможенного органа в подразделения, а подразделений - в блоки в соответствии с их функциями таким образом, чтобы отсутствовало дублирование функций разными подразделениями или разными блоками. Например, контролем таможенной стоимости и валютным контролем занимается в таможне только отдел таможенной стоимости и валютного контроля; сбор и учет таможенных платежей осуществляет исключительно отдел таможенных платежей. И так далее.

Каждое региональное управление охватывает один из регионов России, таможня - один из городов или одну из областей, таможенный пост - один из районов. Задачи же и функции таможенных управлений, таможен и таможенных постов соответственно, в принципе, идентичны, за некоторым исключением, связанным с местными особенностями - таможня может быть пограничной и внутренней, может контролировать перемещение товара железнодорожным, морским, воздушным или трубопроводным транспортом; регионы России различаются между собой по экономическим, политическим, климатическим и другим признакам, которые накладывают определенный отпечаток на функции таможенного органа. Представим все описанные выше принципы департаментализации таможенной системы на конкретных примерах (см. схемы 2 и 3).

Функциональный принцип.

В Омской таможне 27 подразделений, условно объединяемые в пять крупных блоков, каждый из которых курирует отдельный заместитель начальника таможни:

1. Финансово-экономический блок под руководством заместителя начальника таможни по экономическим вопросам состоит из следующих подразделений:

- отдел таможенной стоимости и валютного контроля;

- отдел таможенных платежей;

- отдел таможенной статистики и анализа;

- отдел таможенной инспекции;

- группа АСУ;

- группа по работе с конфискатами и взиманию штрафов;

- отдел бухгалтерского учета и контроля.

2. Блок таможенного оформления под руководством первого заместителя начальника таможни включает в себя:

- отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 1;

- отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 2;

- отдел нетарифного и экспортного контроля;

- отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров.

3. Правоохранительный блок под руководством заместителя

начальника таможни по правоохранительной работе представлен:

- отделом по борьбе с таможенными правонарушениями;

- отделом по борьбе с контрабандой наркотиков;

- отделом таможенных расследований;

- отделом дознания;

- отделом таможенной охраны;

- юридическим отделом.

4. Кадровый блок под руководством заместителя начальника

таможни по работе с личным составом объединяет следующие подразделения:

- отдел кадров;

- инспекцию по работе с личным составом;

- отдел подготовки кадров;

- отдел социального развития.

5. К блоку околотаможенной инфраструктуры относятся:

- отдел капитального строительства и эксплуатации таможенных объектов;

- автотранспортная группа.

Этот блок подчиняется заместителю начальника таможни по капитальному строительству.

В таможне существуют подразделения, которые в блоки не объединены. Это отдел собственной безопасности, отдел документационного обеспечения и специальной информации, отдел по контролю за доставкой товаров, группа технических средств таможенного контроля и связи.

2. Территориальный принцип.

В таможенную систему Российской Федерации включено 13 региональных таможенных управлений, созданных в соответствии с этим принципом; в их названии присутствует название одного из регионов России:

- Башкирское таможенное управление;

- Восточно-Сибирское таможенное управление;

- Дагестанское таможенное управление;

- Дальневосточное таможенное управление;

- Западное таможенное управление;

- Калининградское таможенное управление;

- Московское таможенное управление;

- Поволжское таможенное управление;

- Северо-Западное таможенное управление;

- Северо-Кавказское таможенное управление;

- Татарское таможенное управление;

- Уральское таможенное управление.

Кроме того, разветвление таможенной системы на региональные таможенные управления может служить примером и функционального принципа, так как помимо показанных выше 13 таможенных управлений существуют еще 4, в названии которых присутствует одна из функций таможенных органов или околотаможенной инфраструктуры :

- региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями;

- региональное таможенное управление по материально-техническому обеспечению таможенных учреждений;

- региональное таможенное управление по капитальному строительству объектов таможенных учреждений;

- региональное таможенное управление по эксплуатации и социальному развитию таможенных объектов.

Жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания.

Государственная организация создается по решению вышестоящего органа. Тем не менее, в жизни Омской таможни уже можно выделить две фазы:

- становление началось с момента вступления приказа о создании таможни в действие, то есть с 13.10.93 и длилось примерно до конца 1994 года, когда осуществлялся стремительный набор кадров, их подготовка, когда создавалось большинство подразделений таможни;

- процесс развития ведет отсчет времени примерно с начала 1995 года, когда таможня заняла определенное устойчивое положение и в таможенной системе России, и в зоне своей деятельности и продолжается по сегодняшний день.

Угасание таможни будет зависеть от экономической ситуации в России, от направлений внутренней и внешней политики нашего государства.


3. Технология управления персоналом в Омской таможне


3.1 Принципы отбора кадров в Омскую таможню


Происходящие в Российской Федерации и за ее пределами масштабные политические и экономические перемены привели и приводят к значительным переменам в инфраструктуре таможенных органов России, содержании их деятельности, увеличению объемов работы, к количественным и качественным изменениям в структуре персонала. Чрезвычайно усложнились условия отбора, расстановки, обучения и воспитания кадров. В настоящее время можно говорить не только о мерах, направленных на кадровое обеспечение таможенных органов России в интересах более качественного выполнения стоящих перед ними задач, а уже о кадровой политике как одной из сфер деятельности таможенных органов.

Профессионал, то есть человек, владеющий комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы, необходим в любом деле, в том числе и таможенном. Хотя профессионализм как принцип подбора, расстановки и перемещения кадров одинаково важен для органов, осуществляющих каждую из конституционно закрепленных трех ветвей государственной власти, в органах исполнительной власти, к которым, как нам уже известно, относятся таможенные органы, он имеет специфическое содержание, особые черты и формы проявления. Что касается всех государственных служащих, каковыми являются и таможенные служащие, то их профессионализм прежде всего предполагает знание особенностей соответствующей управляемой сферы, то есть наличие определенного образования. Кроме того, государственный служащий должен обладать знаниями в области теории управления, конституционного, административного и других отраслях права, относящихся к их должностям.

Первоосновой профессионализма является компетентность, то есть не только знание каких-то вопросов, осведомленность о них, но и правомочность их обсуждать и решать. Государственная служба, в том числе и таможенная служба, призвана стать профессиональной на всех ее уровнях.

В результате Государственный таможенный комитет Российской Федерации непрерывно осуществляет работу по выработке модели специалиста в таможенном деле, профессионально-квалификационных характеристик различных категорий служащих, критериев и методов оценки кадров при их выдвижении, аттестации и переаттестации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.