скачать рефераты

МЕНЮ


Лизинг в России опыт и её пути развития

NPVk – чистая текущая стоимость доходов в случае покупки оборудования за счет кредита

Это условие может быть реализовано при следующем соотношении (2.14).


PMTa / Rma < PMTk / Rmk (2.14)


где PMTa / Rma – отношение суммы платежей при лизинге ипотечной постоянной аренды(F6)

PMTk / Rmk – отношение суммы платежей при обслуживании кредита к ипотечной постоянной кредита (F6).

Выбор методики расчета лизинговых платежей имеет высокую актуальность в том случае, когда происходит сравнение кредита и лизинга как альтернативных вариантов финансово-инвестиционной деятельности.

Размеры лизинговых платежей должны учитывать фактические темпы инфляции. Это требование к методике расчета предлагается выполнить следующим способом.

Анализ достоинств и недостатков методик расчетов платежей в условиях инфляции показал, что исходная стоимость лизинга в них корректируется на ставку рефинансирования Центробанка РФ. Я думаю, указанная ставка при относительно частом ее изменении и тенденции к понижению не может служить в качестве объективного показателя ожидаемой инфляции. Кроме того, лизингополучателя интересует не сама по себе инфляция в стране, а рост цен на конкретное оборудование, взятое в лизинг. На разное оборудование рост цен может быть различным. Динамика мировых цен на импортное оборудование не зависит от инфляции в России. Следовательно, логичнее базовую стоимость лизинга корректировать не на ставку рефинансирования или какой-либо другой показатель, отражающий ожидаемую на период действия лизингового договора инфляцию в стране, а на индекс роста цен по конкретному оборудованию, взятому в лизинг.

Другое предложение связано с изменением порядка корректирования базовой стоимости лизинга. В рассмотренных методиках такая корректировка предполагается на ожидаемые темпы инфляции сразу на весь период, предусмотренный в договоре лизинга. Между тем невозможно точно предсказать не только темпы инфляции на весь такой период, но даже изменение цен на взятое в лизинг конкретное оборудование. В этой связи представляется, более оправданным, не корректировать базовую величину стоимости лизинга сразу на весь указанный период, а индексировать показатель рассматриваемой стоимости за каждый год по фактическому изменению цен на оборудование, взятое в лизинг.

Выбор наиболее приемлемой методики платежей по операциям лизинга в инвестиционной деятельности предприятий должен учитывать характер ее применения лизингополучателем исходя из цели максимизации ресурсов для инвестиционной деятельности предприятия, что достигается не только снижением стоимости покупки, но и эффективным использованием лизингового оборудования. Это требование к методике может быть реализовано, видимо, только одним способом: если лизинговые операции имеют налоговые и иные льготы и при этом действует механизм предоставления и отмены таких льгот, основанный на учете уровня эффективности использования лизингового оборудования. Такой механизм в управлении экономикой страны отсутствует.

Изложенное, лишний раз подтверждает актуальность неоднократно высказывавшихся специалистами предложений о необходимости создания условий, которые бы стимулировали отечественных производителей к развитию лизинговых отношений, инвестированию производственной сферы, обновлению основных фондов, повышению своей конкурентоспособности. Для этого в первую очередь следует добиваться более широкого распространения лизинговых сделок рассчитанных на достаточно длительные сроки (не менее трех лет). Необходимо снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров лизинга со сроком действия 3 года и более. Следует также стимулировать банки в выдаче кредитов лизинговым компаниям, которые заключают соответствующие договоры на длительные сроки. Кроме того, необходимо снижать таможенные пошлины и налоги по ввозимым на территорию Российской Федерации товарам.


2.3 Особенности развития российского лизингового рынка


Такой финансовый инструмент, как лизинг, все активнее входит в сферу российской экономики. Он позволяет приобретать без значительных первоначальных единовременных финансовых затрат дорогостоящее имущество и, уже используя его, постепенно производить окончательные расчеты. В настоящее время существует огромная потребность в инвестициях в основные средства промышленности и социальной сферы. Устаревший парк требует незамедлительного обновления: уровень износа машин и оборудования составляет 63,4%, а транспортных средств – 57,5%. При ограниченных финансовых ресурсах предприятия вынуждены вместо обновления парка отвлекать средства на ремонт. Поэтому лизинг является одним из наиболее привлекательных и перспективных способов приобретения основных средств.

Наибольшим успехом на рынке лизинговых услуг пользуются автотранспортные средства, строительная и дорожная техника, телекоммуникационное оборудование, сельхозтехника. Значительную долю составляет оборудование для горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленности. Особенно интенсивное развитие получил лизинг автотранспорта.

По оценке группы по развитию лизинга МФК, объем лизинговых операций в 2007 г. составил 1,7 млрд. дол., т.е. около 50 млрд. рублей (рисунок 2.1). Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2007 г. составил 1599,5 млрд. рублей; доля лизинга в общих инвестициях в России приближается к 3%. Если опираться на данные Госкомстата России, которые многие эксперты считают заниженными, то этот показатель составляет около 1% (рис. 2.2).

Группа по развитию лизинга МФК считает, что в связи с повышением внутреннего спроса на лизинговые услуги и благоприятными изменениями в законодательной налоговой базе доля лизинга в общем объеме инвестиций может возрасти до 4%. Значительно увеличилось и число лизинговых компаний. Если до 17 августа 1998 г. был зарегистрирован 21%, то после кризиса – 79% общего числа компаний.


Рисунок 2.2 – Темпы роста рынка лизинговых услуг


В 2008 г. объем профинансированных средств по договорам лизинга лизинговыми компаниями России составил более 1700 млн. дол. Это 148% аналогичного показателя прошлого года. Общий же объем рынка (с учетом авансов лизингополучателей, доходов лизинговых компаний) агентство «Эксперт РА» оценивает в 2,5 млрд. дол.

История развития российского лизинга имеет национальные особенности. Первая особенность — отличие лизинга в России и в странах Запада. Если там лизинг обычно сочетает черты аренды и кредита, то у нас он чаще похож на специфический инструмент проектного финансирования.

Вторая особенность многообразие направлений в лизинге. Лизинговые компании создавались различными структурами, имели разные предпосылки образования, поэтому и практика работы, психология у них разная. Можно выделить пять типов компаний, которые в лизинговом бизнесе активно действуют в России в соответствии с их ориентацией:

1) на банки;

2) на иностранных учредителей;

3) на поставщиков оборудования;

4) на государство;

5) на отечественные промышленные группы.

Грани между этими типами быстро размываются. Компании выходят за пределы «родительских» структур, все чаще позиционируют себя как универсальные. Так, если изначально многие лизинговые компании создавались при банках, то сейчас они создают при себе финансовые институты, чтобы предоставлять более полный спектр услуг клиентам, например «РТК-Лизинг» приобрела Русский индустриальный банк.

Сегодня лизинг признан на государственном уровне [1,2] основным инструментом для развития таких отраслей, как производство телекоммуникационного оборудования, автотранспорта, сельскохозяйственной продукции, авиатехники.

Основным фактором, определившим стабильное и быстрое развитие лизингового рынка в России, стал после кризисный экономический рост, произошедший преимущественно за счет замещения импортной продукции на потребительском рынке товарами российского производства. Это в свою очередь обусловило потребность отечественных предприятий в обновлении основных фондов. Кроме того, наблюдаемая в последнее время стабилизация макроэкономики позволила предприятиям планировать свою деятельность на более длительные сроки.

Значительным стимулом для развития отрасли в 2002 году стало внесение конструктивных изменений в Федеральный закон от 29.10.98 № 164-ФЗ «О лизинге», поправок в Налоговый кодекс РФ (глава 25 «Налог на прибыль организаций»). К наиболее существенным из законодательных инициатив следует отнести отмену лицензирования лизинговых компаний и сохранение положения об отнесении лизинговых платежей [3] на себестоимость продукции (что позволяет снизить налогооблагаемую базу), а также права использовать ускоренную амортизацию оборудования с коэффициентом до трех (что снижает налог на имущество и налоги субъектов Российской Федерации).

В то же время сохраняется ряд значительных препятствий для развития лизингового рынка в России. Прежде всего, это ограниченный доступ лизинговых компаний к «длинным и дешевым» кредитным ресурсам. Наиболее существенными факторами, сдерживающими развитие лизинга в России, являются дороговизна и краткосрочность финансовых ресурсов на фоне постепенного снижения стоимости и увеличения сроков лизинговой сделки. Кроме того, на отечественном страховом рынке практически отсутствует такой инструмент, как страхование финансовых рисков. Это значительно затрудняет глобальное внедрение лизинга на российских малых предприятиях, деятельность которых, как правило, не обладает достаточной степенью прозрачности.

Отечественные лизинговые компании испытывают значительные трудности с возвратом оборудования при нарушении лизингополучателем условий договора лизинга, что связано с неэффективностью отечественной юридической системы и судебной практики. Однако, даже изъяв объект лизинга, лизинговая компания не всегда может покрыть убытки путем его реализации, ведь вторичный рынок оборудования развит в России крайне слабо.

Перечисленные проблемы сказываются в первую очередь на клиентах лизинговых компаний. Это связано с тем, что спрос на данный вид услуг значительно превышает предложение. Сумма лизинговых платежей, полученных в 2008 году пятьюдесятью крупнейшими российскими лизинговыми компаниями, увеличилась по сравнению с аналогичным показателем 2007 года на 63,5%. Значительно выросла за год и сумма средств, направленных этими компаниями на финансирование по лизинговым договорам: в 2008 году она увеличилась на 73% по сравнению с 2007 годом.

Эти данные не только иллюстрируют быстрый рост объемов деятельности лизинговых компаний, но и позволяют прогнозировать повышение спроса на их услуги в России.

Вопреки сложившемуся убеждению лизинг далеко не всегда является лучшей альтернативой другим доступным в России инструментам финансирования. В ряде случаев кредит может оказаться гораздо выгоднее лизинга, если предприятие убыточно (одно из преимуществ лизинговой схемы заключается в экономии на налоге на прибыль).

Рассмотрим специфические особенности российского лизинга, которые нужно учитывать при принятии решения о выборе наиболее адекватной формы финансирования.

В современных условиях лизинговые компании могут привлекать большие объемы долгосрочного финансирования благодаря эффективному риск-менеджменту (управлению рисками). Ведь ликвидность объекта лизинга (который остается в собственности лизингодателя на протяжении всего срока лизинговой сделки) не является для лизинговой компании достаточной гарантией надежности сделки. Из-за вышеназванных трудностей при изъятии объекта лизинга и его реализации на вторичном рынке (или вторичной передаче в лизинг) лизинговой компании необходимо использовать дополнительные способы снижения рисков.

Однако требования к дополнительному обеспечению лизинговой сделки, как правило, более гибкие, чем к обеспечению кредита. Это могут быть аванс (обычно в размере 15-30% от стоимости сделки), залог, задаток, различные гарантии и даже поручительства физических лиц.

Безусловно, для компании, которая желает получить ликвидное оборудование или готова предоставить ликвидное обеспечение, лизинг в большинстве случаев является наиболее эффективным способом финансирования. Но это не означает, что в других случаях такой способ неэффективен или недоступен. В России лизинг похож, скорее, на инструмент проектного финансирования (то есть выделения средств под конкретный проект), чем на кредит или аренду (что принципиально отличает его от лизинга на Западе).

Для большинства российских лизинговых компаний (особенно работающих со сделками на сумму более 500 тыс. долл. США) качество проекта и соответственно бизнес-плана имеет не меньшее значение, чем наличие обеспечения. Даже предоставив достаточное обеспечение, лизингополучатель должен быть готов к тщательному анализу лизинговой компанией его бизнеса и конкретного проекта, для которого используется объект лизинга. Основной проблемой для них являются длительные задержки лизинговых платежей, возникающие, к примеру, в связи со сменой собственников на предприятии-лизингополучателе. Поэтому лизинговые компании очень строго подходят к анализу качества менеджмента компании.

В то же время лизинговая компания больше банка заинтересована в эффективной реализации всего проекта клиента и поэтому более гибко относится к клиенту, сделка с которым уже заключена. Благодаря этому с помощью лизинга удается решать не только вопросы обновления фондов, но в некоторых случаях и стратегические задачи предприятий.

Одним из значительных преимуществ лизинговой сделки является возможность разделения рисков между несколькими сторонами: инвестором (например, банком), поставщиком (например, гарантия обратного выкупа или принятие рисков при транспортировке), лизингополучателем (авансовый платеж) и лизинговой компанией (собственные средства).

Основными источниками финансирования лизинговых компаний являются российские банки, коммерческие кредиты поставщиков и средства учредителей. По сравнению с 2007 годом в 2008 году наблюдалось увеличение суммарной доли собственных и самостоятельно привлеченных средств, при снижении объема средств, полученных от учредителей (рис.2.5). Это свидетельствует о росте доверия сторонних инвесторов к российским лизинговым компаниям и об увеличении накапливаемых объемов собственного капитала.

Основной проблемой для большинства лизинговых компаний является недостаток финансирования. Поэтому если лизингополучатель окажет помощь в привлечении финансирования, то это может стать решающим аргументом для заключения лизингового договора, а также для установления более выгодных для заказчика условий контракта. Основным источником финансирования, который заказчик способен привлечь самостоятельно, является коммерческий кредит поставщика.

Нужно иметь в виду, что лизинговая сделка может послужить и долгосрочным целям развития предприятия. Например, при решении вопроса о кредитовании компании многие банки «проверяют» ее путем лизингового финансирования. По мнению многих руководителей российских лизинговых компаний, лизинговая сделка является отличным способом сформировать хорошую кредитную историю предприятия.

Наиболее доступным сегодня можно назвать лизинговое финансирование сроком 1-3 года. На такой срок обычно заключаются договоры по относительно недорогим (до 1 млн. долл. США) и ликвидным объектам лизинга. Лизинговые сделки с более дорогими и менее ликвидными объектами заключаются на 3 – 5, а иногда и более лет (например, типичный срок договора лизинга самолетов составляет 10-15 лет).

Долгосрочное сотрудничество лизинговой компании с поставщиками оборудования дает ей ряд преимуществ, которые впоследствии становятся преимуществами и для конечного лизингополучателя. К ним относятся предоставление поставщиком коммерческих кредитов, гарантий обратного выкупа оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий договора, скидки на продукцию и обеспечение сервисного обслуживания поставленного оборудования и т. д. В большинстве случаев поставщики также несут ответственность за риски, связанные с транспортировкой объекта лизинга. Кроме того, при реализации проектов, связанных с поставками оборудования из-за рубежа, многие российские лизинговые компании получают доступ к более дешевым ресурсам западных банков, в том числе за счет программ торгового финансирования и товарных кредитов, предоставляемых иностранными поставщиками оборудования.

При выборе лизинговой компании предприятию следует помнить, что лизингодатель зачастую является лишь посредником между поставщиком, инвестором и лизингополучателем. Поэтому для заказчика практически единственный риск, связанный с лизингом, - риск менеджмента лизинговой компании (некорректные условия договора, ошибки в учете, мошенничество). В связи с этим перед заключением договора заказчику целесообразно собрать информацию о лизинговой компании, выяснить, какие сделки уже были проведены.

Проанализировав рейтинг 50 крупнейших лизинговых компаний [29] сопутствующих ему данных, можно сделать выводы об основных тенденциях лизингового бизнеса в России на современном этапе.

1. Лизинговый бизнес может быть эффективным и значительным по объему практически в любом сегменте рынка. На это указывает то, что в рейтинге представлены все сегменты российского лизингового рынка: происхождение, виды лизинговых активов, типы клиентов. Первые 20 позиций занимают компании – лизингодатели дорогостоящего телекоммуникационного оборудования, самолетов и лизинговые компании для малого бизнеса.

2. Ориентация на ликвидность лизингового оборудования. Самые надежные, с точки зрения инвестора, секторы наиболее динамичны.

3. Устойчивость лизингового бизнеса.

4. Укрупнение лизингового бизнеса. В первую очередь это обусловлено стремлением снизить риски. Укрупнение идет не только в связи с заключением отдельных сделок, но и самих компаний.

5. Наличие долгосрочных отношений с поставщиками. Подобные отношения дают лизинговой компании множество преимуществ. Это и доступ к товарным кредитам, и гарантии обратного выкупа оборудования в случае нарушения договора лизингополучателем, и скидки на партию продукции, и обеспечение сервисного обслуживания постав ленного оборудования и т.д. (рисунок 2.3).

6. Уменьшается объем финансирования за счет средств учредителей. Данные рейтинга 2008 г. свидетельствуют о том, что рост объемов финансирования происходит в основном за счет собственных и привлеченных средств (рисунок 2.5). Эволюция источников финансирования лизинговых компаний во всем мире идентична. Сначала они финансируют свою деятельность за счет собственного капитала или средств учредителей, потом привлекают кредиты от поставщиков или производителей оборудования, затем средства международных финансовых институтов по развитию (ЕБРР, МФК) и экспортно-импортных агентств. После этого, сформировав свою кредитную историю, лизинговые компании получают возможность выхода на рынки частного капитала.

7.Увеличиваются сроки проектов (средневзвешенные сроки сделок по категориям в таблице 2.4). Причина – увеличение объема финансируемых средств. Увеличивается доля сделок на срок от трех до пяти лет, в то время как сделки сроком менее года в 2008 г. вообще не заключались.


Рисунок 2.3 – Дополнительные услуги и скидки поставщиков


Таблица 2.4 - Средневзвешенные сроки сделок по категориям

(%)

Срок сделки

Законченная сделка

Текущая сделка

Заключенная сделка

До 1 года

3,2

1,3

-

От 1 до 3 лет

77,4

63,5

60,4

От 3 до 5 лет

19,3

27,5

39,3

Свыше 5 лет

-

7,6

0,3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.