скачать рефераты

МЕНЮ


Лизинг в России опыт и её пути развития

Закон «О лизинге» был не лишен и многих других недочетов. Так, в ст. 15 было прописано, что в числе существенных положений договора лизинга должны быть указаны общая сумма договора и размер вознаграждения лизингодателя. Как отмечали специалисты, легко было представить себе ситуацию, когда в процессе исполнения договора, что займет несколько лет, эти суммы не сойдутся с данными учета, поскольку фактические затраты, составляющие общую сумму лизинговых платежей, наверняка изменятся по сравнению с запланированными. Это определенно приведет к разногласиям с налоговыми органами [19].

В результате действия целого комплекса обстоятельств лизинг в России приобрел несомненные черты псевдолизинга, по схеме которого работают главным образом дочерние компании крупных финансовых структур, обеспечивших себе и своим «дочкам» доступ к использованию в той или иной форме бюджетных ресурсов или получивших статус уполномоченных лиц исполнительной власти федерального или регионального уровня. Распространение монопольного влияния крупных финансовых структур и на лизинговый рынок в свою очередь представляет собой дополнительное препятствие для развития в стране мелкого и среднего предпринимательства.

Как очевидно, из изложенного, нормативно-правовая база лизинга в России нуждается в дальнейшем развитии. В первую очередь нуждался в существенных коррективах сам Закон «О лизинге». И они последовали: в соответствии с Законом № 10-ФЗ от 29.01.2002 г. Закон «О лизинге» получил новую редакцию, в том числе новое название – «О финансовой аренде (лизинге)» [2].

Здесь можно сразу отметить что авторы такой новации, как легко понять, желали привести терминологию Закона в соответствие с названием §6 гл. 34 ГК РФ. Однако реализация такого благого, казалось бы, желания может окончательно выхолостить собственное (инвестиционное) содержания лизинга отличающего его от аренды.

Другими словами, новый вариант Закона уже не противоречит нормам ГК РФ, однако стал менее определенным в части экономической трактовки лизинга.

Наконец, необходимо иметь в виду следующее. Как известно в России был принят Закон № 115Ф3 от 7.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В соответствии со ст. 5 данного Закона лизинговые компании относятся к числу организаций, ведущих такие операции с денежными средствами или иным имущество которые подлежат обязательному контролю в целях названного Закона. Это означает, что любая лизинговая компания должна контролировать проходящие через нее сделки на сумму, эквивалентную и превышающую 600 тыс., руб., и по своему характеру дающие основания предполагать, что предпринимается попытка легализации преступных доходов, и своевременно представлять соответствующие сведения специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Таким образом, источниками правового регулирования лизинговой деятельности в Российской Федерации являются нормативно-правовые акты разных уровней: конституционные нормы, нормы Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, закона «О финансовой аренде (лизинге)» и некоторых других федеральных законов.

3.2 Государственная поддержка как финансовый метод регулирования лизинговых отношений


Для привлечения финансовых ресурсов в инвестиции предприятий путем проведения лизинговых операций помимо создания законодательной и нормативной базы необходимо обеспечить благоприятные для этого экономические условия, в том числе гарантируемые государством.

Эти условия определяются налоговыми льготами, применением метода ускоренной амортизации лизингового оборудования, таможенным и валютным регулированием лизинговых операций.

Выше отмечалось, что практически все изданные в России нормативные акты по лизингу не исполнялись или исполнялись плохо. В частности, в постановлении Правительства № 633 от 29.06.1995 г. было записано:

«Министерству финансов РФ подготовить совместно с Министерством экономики РФ при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представить в июле 1995 г. в Правительство РФ предложения о внесении изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство, предусмотрев при этом:

– освобождение... лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3-х лет;

– освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнение лизинговых договоров);

– освобождение... лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга».

Налог на добавленную стоимость при оказании лизинговых услуг (НДС-2) не только не был отменен, но даже удостоился закрепления в Законе «О лизинге». Таким образом, продолжало действовать двойное обложение лизинговой деятельности налогом на добавленную стоимость – при покупке оборудования (НДС – 1) и при сдаче его лизингополучателю. НДС охватывает также возмещение банковских кредитов на приобретение лизингового оборудования процентов за них. Это значительно удорожает лизинг для предприятий по сравнению с обычным кредитом [21].

Несколько по-другому обстоит дело с двумя другими льготами по налогу на прибыль, получаемую лизинговыми компаниями и банками, предусмотренными в указанном постановлении. Эти льготы были зафиксированы в Законе «О лизинге», но никогда не действовали, поскольку соответствующие изменения не были внесены налоговое законодательство.

В постановлении Правительства РФ I 752 от 27.06.1996 г. «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» содержались, в частности, такие многообещающие пункты (в редакции постановления Правительства РФ № 794 от 12.07.1999 г.):

«2. Министерству финансов РФ совместно с Министерством экономики РФ, Государственным комитетом РФ по промышленной политике и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предусмотреть при разработке особенной части Налогового кодекса РФ комплекс мер по налоговому стимулированию инвесторов, осуществляющих операции финансового лизинга с использованием оборудования отечественного производства.

4. Считать целесообразным ежегодно в 1997 – 2000 гг. в Федеральной инвестиционной программе предусматривать средства на общую сумму до 8 трлн. руб. для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций финансового лизинга.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ оказывать необходимую поддержку развитию лизинговой деятельности, направленной на техническое перевооружение и модернизацию производства, в том числе путем участия в финансировании соответствующих проектов за счет бюджетов субъектов РФ».

Фактически ничего из этого не было выполнено.

Был также принят «Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций» (утвержден постановлением Правительства РФ № 1020 от 03.09.1998 г.). Результат был тот же.

Аналогичной была и ситуация с самим Законом «О лизинге». В нем имелась глава «Государственная поддержка лизинговой деятельности», насчитывавшая целых 14 мер поддержки указанного рода (12 – в новом варианте Закона). Однако большинство из них носило не обязательный, а рекомендательный и к тому же формальный характер.

Анализ указанного перечня мер государственной поддержки деятельности лизинговых организаций показывает, что в основном они носили декларативный характер и по существу повторяли те пункты правительственного постановления № 633, которые не были выполнены. Так, не были внесены изменения и дополнения в налоговое законодательство в части освобождения лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет. Банки не освобождены от уплаты налога на прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга. Не было введено частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин.

В качестве первой меры государственной поддержки лизинговых организаций называлась «разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона». Действительно, проект федеральной программы развития лизинга был подготовлен, причем задолго до принятия рассматриваемого Закона, однако этим дело и ограничилось.

Подобным образом складывалась ситуация и с такими законодательно обещанными финансовыми мерами государственной поддержки лизинга, как налоговые льготы банкам и лизингодателям.

Критики действий правительства в этой сфере справедливо отмечали и то, что почти все меры государственной поддержки лизинга были обещаны почему-то лишь посредникам – лизинговым компаниям и банкам, а не главному «пахарю экономики» – лизингополучателю.

Наконец, справедливые критические замечания вызывала ориентированность государственных мер поддержки (пусть и чисто словесных) развития лизинга в отдельных отраслях (авиационная промышленность, агропромышленный комплекс), а не во всей экономике.

В современном варианте Закона о лизинге также имеется глава о государственной поддержке лизинговой деятельности, состоящая, правда, из единственной статьи № 36. Статья сформулирована следующим образом:

«Мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм)... могут быть:

– разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и региона;

– создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества.

– долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;

– меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологического оборудования;

– финансирование из федерального бюджета и представление государственных гарантий в целях реализации лизинговых программ в том числе с участием фирм-нерезидентов;

– предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых программ;

– предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном в законодательстве РФ, освобождений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем на три года для реализации договоров лизинга;

– предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям...;

– создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности;

– предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных в договорах лизинга;

– отнесение при лизинговых операциях в АПК к предмету лизинга племенных животных;

– создание фонда государственных гарантий по экспорту при международном лизинге отечественных машин и оборудования».

Формулировка весьма примечательная: из нее почти очевидно следует, что перечисленные меры могут иметь место, но их может и не быть. Впрочем, та же формулировка использовалась и в прежнем варианте Закона, да и меры перечислялись практически те же. Может быть, поэтому указанные меры так и остались декларациями. Меры, зафиксированные в ныне принятом варианте Закона, похоже, также никто не спешит перевести в область практических решений.

3.3 Перспективы отечественного лизингового бизнеса


Справедливости ради напомню, что российский рынок лизинговых услуг считался не менее перспективным и 10 лет назад. При этом прогнозируемые объемы роста лизинга в России не реализовались на практике и были отсрочены в неопределенно долгую временную перспективу.

Строго говоря, рынок лизинговых услуг не должен рассматриваться только обособленно (такое рассмотрение не совсем корректно) потому, что в зарубежной теории и практике этот рынок представляется лишь составной частью (сегментом) рынка капиталов, рынка финансовых и/или арендных услуг. Дальнейшее развитие лизингового бизнеса в России в значительной степени зависит от общей инвестиционной ситуации в стране (в конкретной отрасли - в частности) и общих налоговых условий ведения бизнеса и развития арендных отношений, нежели от принятия нового и совершенствования уже созданного специального законодательства для лизинга. Тенденция последних лет такова, что средства частных инвесторов (в том числе и иностранных) стали в большем объеме использоваться для организации лизинговых схем с российскими промышленными предприятиями. И все-таки, по моему мнению, положительные результаты развития отечественного лизинга получены преимущественно в результате крупномасштабного финансирования лизинговых сделок в жизненно важных для страны отраслях из бюджетов различных уровней, начиная с федерального бюджета. Это касается, прежде всего, аграрного сектора, авиационной промышленности и сырьевых отраслей.

По различным экспертным оценкам в настоящее время в России есть условия для расширения лизингового бизнеса.

Перспективы развития лизинга в России напрямую зависят от состояния промышленных предприятий, степени востребованности их продукции и доверия населения к банковской системе, так как для финансирования лизинговых услуг банкам и лизинговым компаниям необходимы долгосрочные пассивы, основным источником которых являются накопления населения. Отмена лицензирования лизинговых услуг в России привела к увеличению как числа действующих лизинговых компаний, так и объема заключаемых договоров, при одновременном усилении конкуренции на рынке лизинговых услуг и повышения их качества. Факторы, тормозящие развитие – это дисбаланс между практической ресурсной базой долгосрочных пассивов и потребностям в них. Данная база растет медленнее, чем потребности предприятий в лизинговых услугах

Одним из важнейших факторов, определяющих перспективы лизинга в России, является цена кредита. Потепление общего инвестиционного климата и снижение ставки рефинансирования Банка России, вероятно, является преобладающей тенденцией. Даже с учётом этого, видимо, есть основания для пересмотра порядка исчисления цены кредита в лизинговых операциях.

Согласно сегодняшним правилам, применяются неизменные процентные ставки за кредит на весь срок действия лизингового договора. Но цена кредита не остаётся неизменной. Сохранение прежнего порядка установления платы за кредит может ущемлять интересы сторон лизинговой сделки (кредитора или лизингополучателя). Поэтому представляется целесообразным установить плавающие ставки по кредитам, предоставляемым на покупку лизингуемого оборудования, которые менялись бы пропорционально изменению ставки рефинансирования.

Но самое главное заключается в том, чтобы осознать народно-хозяйственное значение лизинга как мощного инструмента мобилизации инвестиционных ресурсов и обновления технологической базы производства. Поэтому при разработке и утверждении «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» необходимо существенно скорректировать курс экономической реформы, чётко разграничивать её цели со средствами достижения и помнить, что конечной целью является развитие экономики и улучшение жизни народа, а не либерализация любой ценой.

Необходимо многообещающие намерения подкрепить надёжными инструментами достижения намеченных целей и, прежде всего разработкой программы инвестиционного прорыва, которая предусматривала бы меры по реальному улучшению инвестиционного климата и кардинально повышала роль государства в формировании и использовании инвестиционного фонда страны. Эта программа должна включать:

1. Полное восстановление инвестиционной функции амортизационных отчислений, строго целевое формирование и использование средств амортизационного фонда не только государственных, но и на всех без исключения предприятиях.

2. Освобождение от налогообложения прибыли, направленной на инвестиции в основной капитал, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и освоение новых технологий.

3. Расширение государственного финансирования инвестиций в НИОКР до уровня законодательно установленной нормы.

4. Снижение процентных ставок за кредит и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, развитие новых для России направлений кредитования и в первую очередь ипотечного кредитования и лизинга.

5. Создание институтов развития, включая Банк развития, способных мобилизовать инвестиционные ресурсы в развитие производственной сферы с помощью государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка Российской Федерации.

6. Развитие рынка корпоративных ценных бумаг с целью финансирования производственных инвестиций.

7. Принятие эффективных мер по пресечению нелегального вывоза капитала за границу и трансформации сбережений населения в накопления, повысив роль Сберегательного банка в этом.

8. Привлечение иностранного капитала для финансирования производственной сферы.

Реализация этих мер потребует существенной корректировки денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства, их нацеленности, прежде всего на увеличение производительности и повышение эффективности инвестиционного процесса, и обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате проведенного исследования удалось прийти к следующим выводам:

Мировой опыт доказывает перспективность лизингового механизма, который обеспечивает комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества в пользование после его приобретения у производителя.

Одним из основных условий высокоэффективности лизингового механизма является надежное правовое обеспечение всех взаимодействующих субъектов с учетом их интересов, которое в настоящее время в России имеется в достаточном объеме.

Расширение лизингового рынка является объективным фактором интернационализации производства и финансовой сферы.

Основными предпосылками развития рынка лизинговых услуг являются: стандартизация лизинговых соглашений; система контроля кредитоспособности клиентов; расширение каналов сбыта имущества и инвестиционных услуг.

Макроэкономическая ситуация России, особенности таможенного, налогового, организационного законодательства позволяют обеспечивать более эффективное развитие международного лизингового рынка в России.

Лизинговый механизм взаимосвязан с арендным, однако при этом он имеет более сложную, тройственную основу и обладает свойствами как кредитной и инвестиционной сделок, так и арендной деятельности, образуя новую организационно-правовую форму предпринимательства.

Лизинг в России – сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия.

Из первого раздела можно сделать вывод, что лизинг – это приобретение оборудования с предоставлением его в аренду организациям (лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи. Согласно Федеральному закону от 29 января 2002 года, лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. В общем же смысле лизинг – это вид инвестиционной деятельности, это расширение не только функционирующего, но и авансированного капитала страны. Стоит также подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите.

Во втором и третьем разделах работы рассмотрен российский рынок лизинга, его состояние и проблемы на современном этапе и перспективы развития.

На мой взгляд, России не хватает комплексной программы, в рамках которой были бы следующие элементы: была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг; предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет); наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.

Быстрое и широкое распространение лизинга в деловой практике обусловлено с одной стороны выгодами и преимуществами его применения участниками хозяйственного оборота, а с другой - поощрением его развития государством, рассматривающим лизинг как эффективное средство стимулирования научно-технического прогресса и развития национальной экономики.

Для финансовых и промышленных лизинговых фирм - это экономически выгодная форма сдачи машинно-технического оборудования внаем. Лизинг обеспечивает высокий уровень прибылей из-за высокой оплаты эксплуатации техники пользователем. Ввиду устанавливаемых расчетных повышенных норм амортизации объектов, сдаваемых внаем, вложенный лизинговыми фирмами капитал на их приобретение возвращается к инвестору в первые же годы действия договора. С другой стороны государством вводятся налоговые скидки на прибыль, получаемую лизинговыми фирмами: из налогообложения изымается часть, приходящаяся на амортизационные отчисления.

Для пользователей техники лизинг является инструментом оперативной замены производственных фондов ввиду приобретения для эксплуатации сложных и дорогих машин без крупных единовременных затрат. Особую значимость это имеет для мелких и средних фирм. Кроме того, с помощью лизинга предупреждается моральное устаревание эксплуатационной техники.

Для государства финансовое поощрение лизинга служит средством стимулирования продаж новой техники, побуждающим лизинговые фирмы к увеличению капиталовложений в эти операции, а фирму-пользователя - к постоянному обновлению производственных фондов. Все это делает лизинг инструментом интенсивного развития национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Лизинг, как эффективный механизм активизации инвестиционного процесса в экономике, может очень сильно повлиять на развитие малого и среднего предпринимательства в РФ, а в особенности на развитие фермерства.

Лизинг может оказать огромную помощь в дальнейшем развитии частного бизнеса, а также повысить эффективность предпринимательской деятельности в сфере производства.

России необходимо учитывать международный опыт, опыт развитых стран Запада, чтобы не допустить их ошибок и сделать так, чтобы такое явление как фиктивный лизинг в России себя не проявило. Конечно, это трудная цель - взять от лизинга «все хорошее», при этом оставив негативные моменты лизинга «за бортом». Но цель окупит себя, учитывая тягу российских предпринимателей к поиску лазеек обхождения налоговых законов. И тогда можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет наращивать свои обороты и будет играть все более весомую роль в экономике России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон от 29.10.98 №164-ФЗ «О лизинге» (ред. от 26.07.2006) // СЗ РФ. – 1998. - N 44. - ст. 5394

2. Федеральный закон от 29.01.02 №10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О лизинге».

3. Федеральный закон от 08.08.01 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 04.05.2008)// СЗ РФ. – 2001. - N 33 (часть I). - ст. 3430

4. Закон от 06.01.98 №16-ФЗ « О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА // СЗ РФ. – 1998. - N 7. - ст. 787

5. Федеральный закон от 29.05.02 №57-ФЗ « О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса и в отдельные законодательные акты» (ред. от 24.07.2007)//СЗ РФ. – 2002. - N 22. - ст. 2026.

Учебная и научная литература

6. Алехина О.В. Финансирование инвестиционной деятельности на основе лизинга. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.- 61 с.

7. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2004.- 496с.

8. Вахитов Д.Р. Развитие лизинга в Российской Федерации в условиях рыночной экономики. - Казань: Таглимат, 2005.- 186 с.

9. Горемыкин В.А. Правовое регулирование лизинговых отношений в России: Учеб. пособие. - М.: МГИУ, 2003.- 197 с.

10. Горемыкин В.А. Лизинг: Учеб. пособие. - М.: МГИУ, 2006. - 208с.

11. Долгушина Ю.Б. Лизинг. - М.: Бератор-пресс, 2007.- 125 с.

12. Лещенко М.И. Основы лизинга: Учеб. пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2002.- 334 с.

13. Лизинговые отношения в России: Правовые основы, налогообложение, бух. учет: Законодат. и нормат. акты. Образцы договоров лизинга. Коммент. специалистов. - М., 2000.- 191 с.

14. Михайлова Ю.Ю. Финансовый лизинг как способ долгового финансирования компании. - М.: Спутник, 2005.- 58 с.

15. Нос В.А. Экономика и организация лизинга: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2003.- 91 с.

16. Тавасиева А.М. Коршунова Н.М. Лизин: экономические, правовые и организационные основы. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2004. - 78с.

17. Цымбаленко С.В. Цымбаленко Т.Т. Финансовые вычисления: Учеб. пособие. - М.: МФК, 2004. - 160с

18. Шабашев В.А. Федулова Е.А. КошкинА.В, Лизинг: основы теории и практики. - М.: КноРус, 2007. - 89с.

19. Кашкин В. Лизинг-100. // Эксперт. - 2003. - №45.- С.112

20. Кашкин В. Российский рынок лизинга: спрос превышает предложение // Финансовый директор.- март 2003.-№3.-С.8

21. Куликов А.Г. Стратегия инвестиционного прорыва и развитие лизинга в России. // Деньги и кредит.- 2004.- №3. - С.25-30

22. Лизинг и кредит - почувствуйте разницу... // Финансовый директор.- 2008.- №3.- С.25

23. Лизинг и страхование рисков. // Оборудование: рынок, предложение, цены».- март 2004.- № 3.- С.28-32

24. Особенности таможенного оформления и контроля при лизинге. // Финансовый директор. - 2003.- №3. - С.27

25. Ханафиева С. Лизинговый рынок Сибири // Эксерт-Сибири,- 2004.-№4 (18).- С. 14-18

26. Черноусов Е. Рынок лизинговых услуг в России: состояние и перспективы. // Основные средства.- 2006.-№4.- С.12

27. unlease.ru

28. www.logistic.ru

29. www.delpressa.ru

30.www.businesspress.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.