Организация системы управления производительностью труда
Трудовые
отношения между администрацией с работниками предприятия регулируются Трудовым кодексом
РФ и коллективным договором.
Предприятие
возглавляет генеральный директор, который представляет предприятие во всех
учреждениях, распоряжается имуществом, заключает договора, издает приказы,
применяет меры поощрения или наказания, открывает счета в банках. Совет
директоров в составе 7 человек осуществляет руководство деятельностью Общества
с определением приоритетных направлений деятельности Общества.
Руководство
текущей деятельностью Общества осуществляет единоличный исполнитель
(Генеральный директор) и коллегиальный исполнительный орган (Правление).
1.
Технический директор – заместитель генерального директора – руководит:
- отделом
Главного конструктора;
- инструментальным
отделом;
- инструментальным
цехом №11;
- цехом
изготовления резино-технических изделий, пластмасс и цветного литья №28;
- цехом
нестандартизированного оборудования №10;
- через
заместителя технического директора по перспективе и подготовке производства
отделом главного технолога;
- через
директора автобусного производства автобусным производством, экспериментальным
цехом №21 и техническим отделом автобусного производства;
- через
заместителя технического директора по ремонтообслуживанию следующими
подразделениями: отделом главного механика с цехами капитального и текущего
ремонта оборудования № 9, текущего ремонта оборудования № 12 и лабораторией
промышленной электроники, отделом оборудования и запасных частей, отделом
главного энергетика с цехами электросиловым № 13, теплосиловым № 14, утилизации
и переработки промышленных отходов № 44;
- через
заместителя технического директора по капитальному строительству и техническому
перевооружению ремонтно-строительным предприятием и отделом капитального
строительства;
- через
заместителя технического директора по охране труда и промышленной безопасности:
отделом охраны труда и техники безопасности, отделом промышленной безопасности.
2. Директор
по производству – заместитель генерального директора осуществляет руководство:
- производственно-диспетчерским
отделом;
- комплексом
автосамосвалов с основными цехами и техническим отделом комплекса;
- комплексом
вахтовых автомобилей и цистерн с основными цехами и техническим отделом комплекса.
3. Директор
по продажам и поставкам руководит подразделениями через:
- заместителя
директора по маркетингу и сбыту: отделом маркетинга, отделом стратегических
исследований и экспортно-импортных поставок, отделом сбыта;
- заместителя
директора по поставкам: отделом материально-технического снабжения, отделом
снабжения металлом, отделом внешней кооперации;
- непосредственно:
цехом транспортно-складских работ № 18, цехом реализации готовой продукции №
24.
4. Директор
по экономике и финансам осуществляет руководство:
- планово-экономическим
отделом;
- отделом
организации труда и заработной платы;
- отделом
организации систем и процессов управления с вычислительным центром;
- финансово-аналитическим
отделом.
5. Главный
бухгалтер осуществляет руководство бухгалтерией.
6. Директор
по качеству – начальник управления технического контроля руководит:
- отделом
управления качеством;
- отделом
главного метролога;
- отделом
технического контроля комплекса автосамосвалов;
- отделом
технического контроля комплекса вахтовых автобусов и цистерн;
- отделом
технического контроля автобусного производства;
7. Директор
по транспорту осуществляет руководство транспортно-экспедиционным предприятием.
8. Директор
по кадрам и социальным вопросам руководит подразделениями через:
- заместителя
директора по управлению имуществом бюро по управлению имуществом;
- заместителя
директора по быту следующими подразделениями: участком по ремонту и содержанию
объектов социальной сферы, туристической базой "У Лукоморья ",
оздоровительным лагерем "Бригантина", общежитиями № 4,5,6,7,8, жилым
городком "Энергополь";
- осуществляет
руководство: отделом кадров, отделом технического обучения, отделом
экономической безопасности, жилищно-хозяйственным отделом,
лечебно-профилактическим комплексом, военизированной охраной.
9. Помощник
генерального директора по делам гражданской обороны, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций руководит штабом ГО.
10.
Технический помощник генерального директора руководит техническим
секретариатом.
11. Помощник
генерального директора по работе с общественными организациями и прессой.
Анализ
организационной структуры предприятия позволяет нам сделать следующие выводы в
отношении данной структуры.
Прежде всего,
необходимо отметить, что одна из основных особенностей управления ОАО "НефАЗ"
состоит в том, что данное многопрофильное предприятие по структуре управления в
настоящее время ориентировано на централизованное управление разнородными
производствами и на общее производственно–технологическое развитие всей
бизнес–системы.
Реализация
практически всех важнейших функций руководства и управления замкнуто на первого
руководителя ОАО, что определяет крайне высокую степень информационной
нагрузки. При росте масштаба бизнеса это чревато снижением управляемости.
1.3
Структура предприятия и номенклатура выпускаемой продукции
Схема организационной структуры управления
предприятием ОАО "НефАЗ" представлена в Приложении 1.
В структуре ОАО "НефАЗ" – четыре независимых
производств:
Первое выпускает автомобили – самосвалы строительного
и сельскохозяйственного назначения грузоподъемностью от 10 до 30 тонн, прицепы,
полуприцепы – самосвалы.
Площадь производства – 106 тыс. м2.
Номенклатура выпуска:
-
более 40 модификаций самосвальных
установок на шасси КАМАЗ различной грузоподъемности, объема кузова и способа
разгрузки;
-
10 модификаций прицепов и
полуприцепов самосвальных.
Производственная мощность в год:
-
самосвальных установок – 19 250
ед.;
-
гидроцилиндров – 25 000 ед.;
-
прицепов самосвальных – 3 000 ед.
Состав производства:
-
заготовительно-прессовый цех с
прессами до 2 000 тонн и комплексами на базе гильотинных ножниц;
-
два сборочно-сварочных цеха с
поточно-механизированными линиями полуавтоматической сварки платформ в среде
углекислого газа;
-
четыре цеха механической обработки
с автоматическими линиями по обработке гидроцилиндров, станами холодной
прокатки, обрабатывающими центрами и станками с ЧПУ;
-
термогальванический цех с
установками ионного азотирования, цинкования и закалки ТВЧ;
-
окрасочный цех с линиями окраски
платформ и надрамников, оснащенными дробеструйными камерами фирмы SCHLICK (Германия) с системой подвесных толкающих конвейеров, с камерами сушки,
работающими на газовом топливе;
-
сборочный цех с главным конвейером
сборки длиной 160 м.
Второе производство – занимается выпуском автомобилей,
прицепов полуприцепов цистерн для перевозки жидких грузов емкостью от 8 до 34
кубометров, в том числе на шасси и седельных тягачах тяжелого, среднего и переходного
классов.
Площадь производства – 75 тыс. м2.
Номенклатура выпуска:
-
более 60 модификаций
емкостно-наливной техники вместимостью от 5,6 до 38 м3 для перевозки нефтепродуктов и питьевой воды;
-
45 модификаций прицепов и
полуприцепов транспортных;
-
15 модификаций вахтовых
автомобилей.
Производственная мощность в год:
-
емкостно-наливной техники – 1 800
ед.;
-
транспортных прицепов и
полуприцепов – 3 800 ед.;
-
вахтовых автомобилей – 800 ед.
Состав производства:
-
механопрессовый цех, включающий в
себя более 100 единиц оборудования для обработки деталей прицепной техники;
-
сборочно-сварочный цех
емкостно-наливной техники включает в себя три линии сварки корпусов со стендами
стыковки кольцевых швов, участок постовой сборки с установкой для тарировки;
-
цех сборки – сварки подкатных
тележек для прицепной техники с конвейерной линией сборки;
-
окрасочный цех с конвейерной
линией окраски;
-
цех сварки транспортных
полуприцепов с участком сварки лонжеронов из высокопрочной стали для
магистральных полуприцепов;
-
цех сборки – сварки транспортных
прицепов и вахтовых автомобилей состоит из трех участков: сварки, сборки и
заготовительного, оснащенного двумя установками лазерной резки фирмы TRUMPF
(Германия), листогибочным прессом с ЧПУ фирмы LVD (Бельгия).
Третье
направление – производство пассажирских автобусов: городского, пригородного,
междугороднего классов, автобуса модификации "Турист", и новая
разработка в автобусном производстве малогабаритный автобус "НефАЗ – 3299".
Площадь
производства – 18 тыс. м2.
Номенклатура
выпуска:
-
более 30 модификаций городских,
пригородных и междугородных автобусов на шасси КАМАЗ;
-
три модификации автобусов на шасси
VDL (Бельгия – Голландия): городской, пригородный и
туристический.
Производственная
мощность в год – 1 500 ед.
Состав
производства:
-
заготовительно-механический цех,
оснащенный отрезными станками для резки труб фирмы KALTENBACH (Германия),
лазерной установкой фирмы TRUMPF (Германия);
-
сварочный цех включает в себя
линию сборки-сварки среднепольных автобусов и линию сборки-сварки низкопольных
автобусов. Линии оснащены современным технологическим оборудованием и оснасткой
европейского уровня. Антикоррозионная обработка каркаса производится в камерах
грунтования до обшивки оцинкованным листом;
-
окрасочный цех оснащен
высокотехнологическим оборудованием европейского класса фирмы USF-OLT
(Германия), состоящим из 11 специальных камер и транспортной системы передачи
автобуса фирмы VOLLERT (Германия). Окраска производится материалами фирмы
HELIOS (Словения) на оборудовании фирмы WAGNER (Германия);
-
сборочный цех включает в себя три
участка конвейерно-постовой сборки, участок приклейки стекол и участок сдачи
автобусов.
Четвертое
направление – станко-инструментальное производство.
Основными видами деятельности ОАО "НефАЗ"
являются:
1. Производство автомобилей на шасси "КАМАЗ";
2. Производство вахтовых автобусов на шасси "КАМАЗ";
3. Производство полуприцепов цистерн и прицепов
цистерн;
4. Производство сельскохозяйственной техники;
5. Производство городских автобусов;
6. Производство товаров народного потребления;
7. Осуществление закупочной деятельности: оптовой,
розничной, комиссионной и коммерческой торговли;
8. Оказание маркетинговых, товарообменных и
посреднических услуг, в том числе в сере внешнеэкономической деятельности;
9. Осуществление экспортно–импортных операций по закрепленной
номенклатуре товаров и услуг;
10. Ремонт сосудов, работающих под высоким давлением;
ремонт и техническое обслуживание грузовых и пассажирских лифтов; ремонт
металлоконструкций грузоподъемных кранов; ремонт с применением сварки
металлоконструкций грузоподъемных кранов; капитальный ремонт, изготовление
запасных частей и деталей к оборудованию машиностроительных заводов и
сельскохозяйственных предприятий; ремонт пневмосмазочной аппаратуры к
оборудованию; ремонт, градуировка и обслуживание контрольно – измерительной
техники с выдачей сертификатов; ремонт и обслуживание контрольно – кассовых автоматов;
11. Деятельность на рынке ценных бумаг. Для
осуществления деятельности, требующей специального разрешения, Общество
получает лицензии в установленном законодательством порядке.
Номенклатура выпускаемой продукции:
1. Автосамосвалы;
2. Городских, пригородных, междугородних автобусов;
3. Вахтовых автомобилей;
4. Автоцистерн;
5. Полуприцепов–цистерн и прицепов–цистерн;
6. Грузовых прицепов и полуприцепов;
7. Запасных частей;
8. Сельскохозяйственной техники;
9. Товары народного потребления.
Приоритетные
направления деятельности и положение Общества в отрасли.
Рыночные
цели:
-
удержание лидирующих позиций на рынке спецнадстроек на шасси
КАМАЗ;
-
удержание среди российских производителей лидирующих позиций на
рынке емкостно-наливной техники с долей не менее 50 %;
-
сохранение второго места среди российских производителей
автобусов большого класса.
Продажи и
рыночные позиции
Российское
грузовое автомобилестроение не знает спадов производства уже с 2002 года. В
последние два года темпы роста находятся на уровне 15-20%. Положительная
конъюнктура рынка грузовой техники, обусловленная общим подъемом экономики
страны, ростом грузооборота, покупательской способности, государственного
заказа способствовала подъему производства грузовых автомобилей в 2007 году до
287,9 тысячи единиц или на 15,7% по сравнению с 2006 годом.
ОАО "НЕФАЗ"
производит около 90% самосвальных установок на шасси КАМАЗ. В 2007г. заводом
отгружено 19 460 единиц самосвальных установок или на 18,5 % больше, чем в 2006
году.
Прицепная и
полуприцепная техника
Тенденция
роста объемов продаж прицепной и полуприцепной техники сохранилась, предприятие
улучшило результаты, укрепив свое присутствие на рынке по сравнению с
предыдущим годом (в 2006 году было реализовано 5 004 единиц, доля на рынке
9,9%). Производителями прицепной техники на территории РФ было реализовано 59
086 единиц, из них 7 655 единиц - марки "НЕФАЗ", доля на рынке -13 %.
Рис. 1.
Структура рынка транспортной прицепной и полуприцепной техники в 2007г.
Емкостно-наливная
техника
На рынке
прицепной техники, предназначенной для транспортировки нефтепродуктов, на
территории Российской Федерации в 2007г. было реализовано 2 408 единиц, из
которых 1196 ед. произведено Нефтекамским автозаводом.
Рис. 2.
Структура рынка прицепной емкостно-наливной техники в 2007г.
Автобусы
Выпуск
пассажирских автобусов в России в 2007 г. превысил 88 тысяч единиц и увеличился по сравнению с 2006 годом на 8,6%, что выше темпа среднемирового роста
производства (6,8%). На территории РФ реализовано 9 446 автобусов большого
класса, из них 1 227 единиц производства ОAО "НефАЗ".
Рис. 3.
Структура рынка автобусов в 2007г.
В структуре
реализации продукции ОАО "НефАЗ" в 2007 году значительную долю
занимают самосвальные установки -32 %, на втором месте пассажирские автобусы -
28,6%. На долю полуприцепов-цистерн приходится 6,3%, полуприцепов и прицепов
транспортных соответственно -12,2% и 11%. Оставшуюся долю занимают корпуса
цистерн и автоцистерны, вахтовые салоны, запасные части и прочая продукция.
Рис. 4.
Структура реализации продукции в 2007г.
В 2007 году в сравнении с 2006
годом увеличилось производство и реализация:
-
самосвальных установок на 18,6 %;
-
полуприцепов транспортных на 71,8%;
-
прицепов транспортных на 40,2%;
-
корпусов цистерн на 36,5 %;
-
вахтовых салонов на 4 %.
Таблица 4 Рыночные
позиции ОАО "НефАЗ" за 2007 год среди заводов-производителей РФ, %
|
Автобусы
|
Автосамосвалы
|
Вахтовые автобусы
|
Автоцистерны
|
Прицепная
техника
|
Бортовая
|
Наливная
|
ОАО "НефАЗ"
|
24,6
|
57,7
|
37
|
45
|
28,8
|
61,7
|
Прочие
|
75,4
|
42,3
|
63
|
55
|
71,2
|
38,3
|
В зависимости
от участия в производственном процессе весь персонал предприятия делится на две
категории: промышленно-производственный персонал (ППП) и непромышленный.
К
промышленно-производственному персоналу относятся работники, которые
непосредственно связаны с производством и его обслуживанием.
К
непромышленному персоналу относятся работники, которые непосредственно не
связаны с производством и его обслуживанием. В основном это работники
жилищно-коммунального хозяйства, детских и врачебно-санитарных учреждений,
принадлежащих предприятию.
В свою
очередь, промышленно-производственный персонал в зависимости от выполняемых им
функций классифицируется на следующие категории:
- рабочие;
- руководители;
- специалисты;
- служащие.
К рабочим
относятся работники предприятия, непосредственно занятые созданием материальных
ценностей или оказанием производственных и транспортных услуг. Рабочие, в свою
очередь, подразделяются на основных и вспомогательных. К основным относятся
рабочие, которые непосредственно связаны с производством продукции, к
вспомогательным – обслуживанием производства. Это деление чисто условное, и на
практике иногда их трудно разграничить.
К
специалистам на предприятии относятся: бухгалтеры, экономисты, техники,
механики, психологи, социологи, художники, товароведы, технологи и др.
К служащим на
предприятии относятся: агенты по снабжению, машинистки, секретари-машинистки,
кассиры, делопроизводители, табельщики, экспедиторы и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|