Организация учета затрат на оплату труда и социальное обеспечение в некоммерческой организации
Организация учета затрат на оплату труда и социальное обеспечение в некоммерческой организации
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
ЛИПЕЦКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ФИНАНСОВ И БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА
Допускается к защите
Заведующий кафедрой
к.э.н. Колесников В.В.
___________________
«___»_________2008 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: Организация учета затрат на оплату труда и социальное обеспечение в
некоммерческой организации
Выполнила студентка
Булатова Евгения
Владимировна
Научный руководитель
ст. преподаватель
Текутьева Ольга
Александровна
ЛИПЕЦК - 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации учета затрат на
оплату труда и социальное обеспечение
1.1 Нормативное регулирование учета расчетов по оплате
труда и расчетов по социальному страхованию и обеспечению
1.2. Формы и системы оплаты труда
1.3 Состав затрат на оплату труда включаемых в
себестоимость продукции
1.4 Отчисления и удержания производимые из оплаты за труд
Глава 2. Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по
оплате труда в Добринском райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика
Добринского райпо
2.2 Документальное оформление по учету личного состава,
труда и его оплаты
2.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с
персоналом по оплате труда
2.4 Синтетический и аналитический учет расчетов по
социальному страхованию и обеспечению
Глава 3. Экономический анализ затрат на оплату труда в
Добринском райпо
3.1 Анализ численности, состава и движения работников
3.2 Анализ использования рабочего времени
3.3 Анализ производительности труда
3.4 Анализ фонда оплаты труда
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В современных условиях хозяйствования
перед организациями ставятся задачи повышения эффективности производства на
основе внедрения достижений научно – технического прогресса, эффективных форм
хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности,
активизации предпринимательства, инициативы.
Жизненный уровень общества зависит от
величины материальных благ, создаваемых трудом человека. При этом важнейшее
значение имеет создание материальной заинтересованности граждан в результатах
труда, что должно определять их положение в обществе. Организациям
предоставляется по своему усмотрению расходовать средства на стимулирование
труда работников в зависимости от величины вклада каждого в конечный результат.
В условиях рыночного хозяйствования, в
соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны
существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и
защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики
переданы непосредственно организациям, которые самостоятельно устанавливают
формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его
результатов.
Для того чтобы осуществить свою финансово
– хозяйственную деятельность у организаций возникают взаимоотношения с
персоналом, что влечет за собой расчеты с работниками предприятия. Поэтому
выбранная тема в условиях рыночной экономики особенно актуальна, так как
заработная плата, как правило, является основным доходом граждан.
Понятие «заработная плата» пополнилась
новым содержанием и охватывает все виды заработков, начисленных в денежной и
натуральной формах, включая денежные суммы, начисленные работникам в
соответствии с законодательством за не проработанное время. Все это повысило
уровень заинтересованности и ответственности персонала организации в
результатах своего труда.
Но до настоящего времени на многих
организациях широко применяются «жесткие» повременные и сдельные системы оплаты
труда. Их использование не гарантирует получение установленного размера
заработной платы независимо от результатов работы, не заинтересовывает в
повышении эффективности производства и зачастую приводит к выплате не
заработанных денег, способствует падению производительности труда, росту цен,
инфляции и банкротства.
Сложные задачи ставятся перед бухгалтером
учетом заработной платы и расчетов с персоналом по оплате труда, который
требует дальнейшего совершенствования в связи с принятием нового трудового
законодательства, а также в связи с изменениями социально - экономической
ситуации в стране.
Немаловажное значение имеет экономический
анализ заработной платы и расчетов с персоналом по оплате труда, в процессе
которого дается оценка эффективности использования трудовых ресурсов, влияния
производительности труда работников на конечные результаты хозяйственной
деятельности организации и т.д.
Этим обусловлен выбор темы и определение
основных направлений дипломной работы.
Объектом исследования явилась
хозяйственно - финансовая деятельность Добринского райпо за 2005 – 2007 годы.
Целью дипломной работы является изучение
бухгалтерского учета и экономического анализа заработной платы и расчетов с
персоналом по оплате труда в современных условиях хозяйствования.
Для реализации цели поставлены и решены
следующие основные задачи:
рассмотрены основные положения, виды,
формы и системы оплаты труда;
изучены правовые основы оплаты труда,
задачи бухгалтерского учета и экономического анализа расчетов с персоналом по
оплате труда;
рассмотрено нормирование труда, рабочего
времени и их учет;
изучены компенсирующие доплаты за условия
труда, отклоняющиеся
от нормальных;
изучены документы по учету личного
состава, труда и его оплаты;
рассмотрен синтетический и аналитический
учета расчетов с персоналом по оплате труда;
рассмотрен синтетический и аналитический
учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
проведен анализ численности, состава и
движения работников;
проведен анализ использования рабочего
времени;
проведен анализ производительности труда;
проведен анализ фонда оплаты труда.
Предметом исследования является методика
бухгалтерского учета и экономического анализа заработной платы и расчетов с
персоналом по оплате труда.
Теоретическую и методологическую основу
составляют законодательные и нормативные документы, специальная литература
отечественных авторов по вопросам исследования.
Структура дипломной работы обусловлена
целью и задачами, поставленными и решенными в процессе исследования.
Дипломная работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованных источников, содержит 27 формул, 13
таблиц и 24 приложения.
Глава
1. Теоретические основы организации учета затрат на оплату труда и социальное
обеспечение
1.1 Нормативное регулирование
учета расчетов по оплате труда и расчетов по социальному страхованию и
обеспечению
Заработная плата –
основной источник дохода персонала организации, с ее помощью осуществляется
контроль за мерой труда и потребления. Заработная плата – важнейший рычаг
управления экономикой, а потому государство уделяет особое внимание правовым
основам организации и оплаты труда.
Порядок оплаты труда
регулируется трудовым законодательством. В настоящее время это Трудовой кодекс
Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты, содержащие нормы
трудового права:
1.Федеральный закон «О
бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями);
2.Федеральный закон от
01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования (ред. от 03.11.2006);
3.Федеральный закон от
19.06.2000 № 82-ФЗ « О минимальном размере оплаты труда» (ред. от 19.07.2007);
4.Федеральный закон от
23.11.1995 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»;
5.Федеральный закон от
29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (ред. от 24.07.2007);
6.Федеральный закон от
27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
(ред. от 01.12.2007);
7.Федеральный закон от 11.03.1992
№ 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях»;
8.Федеральный закон от
24.11.1995 № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
(ред. от 01.12.2007);
9.Федеральный закон от
09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям
Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (ред. от
26.06.2007);
10.Федеральный закон от
19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред.
от 25.10.2007) ;
11.Федеральный закон от
15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации» (ред. от 19.07.2007);
12.Федеральный закон от
16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от
05.03.2004);
13.Указ президента РФ от
02.07.1992 № 723 «О мерах социальной поддержке граждан, потерявших работу и
заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными».
14.Гражданский кодекс РФ
(Части первая и вторая) )(ред. от 06.12.2007) (с изменениями и дополнениями,
вступающими в силу 01.02.2008) ;
15.Инструкция о порядке
учета и расходования средств обязательного социального страхования (утверждена
Постановлением ФСС от 09.03.2004
№ 22);
16.Налоговый кодекс РФ
(часть вторая, гл.23,24) (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 17.05.2007) (с
изм. и доп. вступающими в силу с 05.01.2008);
17.Постановление
Госкомстата России от 05.01.2004 №1 « Об утверждении унифицированных форм
первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»;
18.Постановление
Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» (ред. от 06.02.2004)
;
19.Постановление Минтруда
России от 10.10.2003 № 69 «Инструкция по заполнению трудовых книжек»;
20.Постановление
Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда
работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» (ред. от
20.12.2003);
21.Постановление
Правительства от 11.04.2003 № 213 «Положение об особенностях порядка исчисления
средней заработной платы»;
22.Постановление
Правительства от 08.02.2002 № 93 «Об установлении норм расходов организаций на
выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к
прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (ред. от 13.05.2005)
;
23.Постановление
Правительства РФ от 02.04.2003 № 87 «О размерах возмещения организациями,
финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в
связи с их переездом на работу в другую местность»;
24.Порядок проведения
аттестации приведен в постановлении Минтруда России от 14.03.01997 № 12 «О
проведении аттестации рабочих мест по условиям труда»;
25.Положение об
особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утверждено
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213);
Условия оплаты труда целесообразно фиксировать в Положении об
оплате труда работников организации.
Положение об оплате труда состоит из ряда разделов.
I.В первом разделе обычно даются общие положения, указывающие
цели в сфере организации оплаты труда на период действия положения, нормативные
документы по оплате труда и трудовым обязанностям работника, взаимосвязь
условий оплаты труда с результатами работы, принципы оценки трудового вклада
работников.
II.В следующем разделе целесообразно привести все условия
основной оплаты работников – тарифные ставки, дифференциацию ставок первого
разряда, видов применяемых ставок, схемы должностных окладов руководителей,
специалистов и служащих, тарифные сетки, тарифные коэффициенты, если при
организации оплаты труда принят единый принцип для оплаты труда всех работников.
III. В этом же или отдельном разделе описываются все виды
установленных надбавок и доплат к тарифным ставкам (окладам), как
компенсационных, так и стимулирующих, и их размеры.
IV. Далее – раздел по условиям премирования работников:
за основные результаты деятельности – приводятся все
положения о текущем премировании;
условия единовременного премирования работников;
условия премирования по итогам работы за год и др.
V.В этом разделе излагаются условия оплаты для отдельных
категорий работников, не вошедшие ни в один из предыдущих разделов.
Положение разрабатывается службами, отвечающими за
организацию труда и заработной платы (отдел персонала, отдел труда и заработной
платы, экономический отдел и т.д.), и утверждается руководителем предприятия с
учетом мнения профсоюзного органа или иного представительного органа работников
(при отсутствии профсоюзного комитета).
26.Приказ Минздрава
России от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников
здравоохранения»;
27.Разъяснения Минтруда
России от 27.06.1996 №6 «Об отпусках без сохранения заработной платы по
инициативе работодателя» (утверждено Постановлением Минтруда России от
27.06.1996 № 40);
28.Семейный кодекс РФ;
29. Конституции (уставы),
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
Трудовой кодекс – это
тоже федеральный закон, однако он имеет приоритет во всем этом списке. Это
означает, что все иные нормативные правовые акты не могут вступать в
противоречие с его положениями. Приоритет остальных нормативных правовых актов
из приведенного списка определяется по мере его убывания: федеральные законы не
могут противоречить трудовому кодексу, указы Президента РФ не могут
противоречить Трудовому кодексу и федеральным законам и т. д.
Трудовой кодекс РФ
действует на территории Российской Федерации с 1 февраля 2002 г
В организациях в целях
регулирования взаимоотношений между работодателем и работниками трудовой
деятельности коллектива, оплаты труда и материального поощрения, работающих на
основе законодательных актов разрабатывают и принимают внутренние нормативные документы.
К важнейшим из них
относятся: коллективный, трудовой договор (контракт), положение о системе
оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам
работы за год, положение о вознаграждении за выслугу лет, штатное расписание и
должностные инструкции, служебный контракт, должностной регламент, договора на
соблюдение техники безопасности, условия труда, социальный пакет, справка о
медицинском заключении, материальная коллективная или индивидуальная
ответственность.
1.2 Формы и системы оплаты труда
Для организации учета труда, выработки и заработной платы,
составления отчетности и контролем над фондом оплаты труда и выплатами
социального характера численность работников предприятия разделяется на две
группы: рабочих и служащих.
Из группы служащих выделяются следующие категории:
руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к этой группе. Также,
в отчетности по труду предусмотрено деление работников на промышленно-производственный
персонал (персонал основной деятельности) и персонал непромышленных
организаций, состоящих на балансе предприятия (персонал не основной
деятельности).
Учетом личного состава предприятия занимается отдел кадров, а
на предприятиях среднего и малого бизнеса специальный работник, назначенный
руководителем предприятия, либо эти функции возлагаются на бухгалтера.
Первичными документами по учету численности рабочих и
служащих и их движения являются: приказы о приеме, увольнении или переводе на
другую работу и о предоставлении отпусков.
Каждому работнику при приеме на работу присваивается
табельный номер, который в дальнейшем проставляется на всех документах по учету
личного состава, выработки и заработной платы.
В случаях увольнения или перевода работника на другую работу,
его табельный номер, как правило, не может присваиваться другому работнику в
течение одного - двух лет. Бухгалтерия организации на основании первичных
документов открывает на каждого работника лицевой счет с указанием справочных
данных для накапливания из месяца в месяц сведений о заработке с последующим
использованием их показателей для расчета среднего заработка.
Учет использования рабочего времени ведется в табелях
рабочего времени, в годовых табельных карточках и т.п. Табели открываются или
по предприятию в целом, или по его структурным подразделениям и категориям
работающих.
Они необходимы не только для учета использования рабочего
времени всех категорий работающих, но и для контроля над соблюдением персоналом
уставного режима рабочего времени, расчетов с ним по заработной плате и
получении данных об отработанном времени.
Как установлено ст. 133 ТУ РФ, месячная заработная плата
работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего
нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже установленного
федеральным законом минимального размера оплаты труда. С 2008 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 2300 руб.
Таким образом, работодатель обязан заплатить работнику не
меньше чем МРОТ только в том случае, если он отработал норму рабочего времени и
выполнил свои трудовые обязанности. Если же работник по какой-либо причине эти
нормы времени и труда не отработал, то выплачивать ему МРОТ не обязательно.
Труд работников предприятия оплачивается по утвержденным на
предприятии ставкам (окладам) и сдельным расценкам, а тех, кто принят по трудовому
соглашению или договору подряда, - на условиях, предусмотренных этим трудовым
соглашением.
При оплате труда могут применяться как тарифные, так и
бестарифные системы оплаты труда (нормы времени, нормы выработки, нормы
численности и т.д.), нормы оплаты труда, компенсационных выплат [19, с. 681].
Тарифная система позволяет качественно оценить труд, служит
основой организации заработной платы рабочих, строится в зависимости от условий
труда, квалификации работающих и формы оплаты труда.
Тарифная система включает:
тарифную ставку, определяющую размер оплаты труда в час или
за день;
тарифную сетку, показывающую соотношение в оплате труда между
различными разрядами работ и рабочих (квалификациями);
тарифно-квалификационные справочники, с помощью которых можно
определить разряд работы и рабочих в соответствии с тарифной сеткой.
Тарифной разряд присваивается каждой операции, каждой работе,
поэтому тарифная ставка используется для расчета сдельных расценок с учетом
норм выработки.
Тарифная ставка выражает в денежной форме абсолютный размер
оплаты труда рабочих различных работах за соответствующую единицу рабочего
времени (час, день, месяц).
Должностной оклад – это размер оплаты труда повременно
оплачиваемого работника в месяц. Ставки (оклады) увеличиваются по мере увеличения
тарифного разряда работника. Каждый из присваиваемых разрядов представляет
собой показатель сложности выполняемой работы и уровня квалификации работника.
Тарифная сетка представляет собой совокупность действующих в
данной отрасли производства (на предприятии) тарифных (квалификационных)
разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. С помощью тарифного
коэффициента определяется соотношение между размерами тарифных ставок в
зависимости от разряда выполняемой работы. Тарифный коэффициент соответствующего
разряда показывает, во сколько раз уровень оплаты работ, отнесенных к этому
разряду, превышает уровень оплаты работ, отнесенных к первому разряду.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|