скачать рефераты

МЕНЮ


Подготовка специалистов сферы туризма

Все больше российских предприятий стремятся сертифицировать свою продукцию на соответствие ее международным стандартам серии ISO 9000. В них также содержаться требования к компетентности, подготовке кадров и квалификации работников. ISO 10015:98 "Управление качеством - Рекомендации по подготовке" определяет, что персонал всех уровней должен быть в достаточной степени подготовлен для того, чтобы соответствовать стремлению организации обеспечивать требуемое качество своей продукции в быстро меняющемся рынке, когда требования потребителя и его ожидания постоянно повышаются, и формулирует основные направления в помощь организациям и их персоналу в организации профессиональной подготовки. Кроме того, стандарт может применяться, когда требуется определить трактовку терминов "образование" и "подготовка" в рамках стандартов контроля качества и обеспечения качества ISO 9000.

Все международные требования в той или иной степени учтены Трудовым кодексом РФ (ТК). Так, в нем в соответствии ст. 21 в числе основных прав работника предусмотрено право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации. Согласно ст. 197 ТК, работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Это право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Широко поощряется также практика включения планов профессиональной подготовки (переподготовки) работников, повышения квалификации в коллективные договоры: они дают полную картину того, сколько человек, на каких условиях, в каких производствах, в каких целях будут повышать свой профессиональный уровень.

Еще до принятия Трудового кодекса Правительство РФ приняло целый ряд правовых документов, тем самым создало нормативно-правовую базу по организации профессионального обучения. Особое место в ней занимает Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 10 марта 2002 г. N 213).

Таким образом, мы видим, что есть политическая воля со стороны нашего государства и серьезная нормативно-правовая база для воплощения этой воли в жизнь.

Следовательно, наша задача - четко определить тематику той или иной программы повышения квалификации, выработать для нее целостную методологию и эффективные средства обучения, максимально приблизив предмет обсуждения к практической деятельности в сфере туризма. Начать сотрудничество профильных вузов с социальными партнерами и работодателями.

Только применив, инновационные методы обучения, мы можем надеяться на верный успех.

1.2 Методологические подходы, принципы и методы анализа подготовки специалистов сферы туризма

Глобализация охватывает самые существенные стороны экономических, политических, информационных и культурных процессов, устанавливает почти мгновенную связь между разными регионами планеты. Глобальные процессы бросают вызов многим странам, нациям и этносам. Правильно сориентироваться в вызовах современности и избрать оптимальную стратегию развития - главная задача украинского социума. Выбор правильной стратегии предусматривает наряду с другими факторами, также и развитие сети высококачественного туристского сервиса в Украине, а это означает многоплановую подготовку специалистов сферы туризма в вузах Украины.

Стержнем педагогического процесса системы обучения в специальном учебном заведении туристского профиля становится учебная деятельность, поэтому исследование системной детерминации учебной деятельности поможет возродить в правах идею всестороннего развития личности, идею, которая определенной мерой была скомпрометирована предыдущей системой общественных отношений через хронический разрыв желательной и соответствующей действительности. Известно, что в обобщенном понимании личность - это человек, который выступает как автономный носитель и субъект конкретных человеческих форм деятельности и отношения к миру, которые сложились исторически. То есть, личность всегда конкретно исторична, она является продуктом своего времени, тех общественно-экономических отношений, современницей и участницей которых она является. Справедливо утверждение: личностью не рождаются, ею становятся. Поэтому самой важной идеей в целенаправленном процессе развития личности есть идея гуманистической парадигмы личностно-ориентированного образования и воспитания.

В основе методологии подходов сравнительно-педагогического анализа содержания подготовки специалистов сферы туризма лежат принципы гуманизма и конструктивизма. Реализация идеи обозначенной гуманистической парадигмы в учебной деятельности профильного вуза непременно возлагаться на принципы индивидуализации обучения, профессиональной заинтересованности обучения. Связи обучения с практической деятельностью и принцип соответствия социально-психологических особенностей участников занятий специфике обучения также играют важную роль в организации учебного процесса.

Личностно-ориентированная гуманистическая парадигма обучения оказывает содействие, прежде всего, становлению неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, субъекта культуры, которая изучается. Поэтому стратегически важное значение приобретает принцип проблемности обучения в творческом развитии продуктивной учебной деятельности в вузе туристского профиля.

- "Цель личностно-ориентированного гуманистического образования - это, прежде всего, развить человека в человеке, заложить в нем механизм самореализации, саморазвития, самодетерминации личности".

В этом процессе актуализируются принципы сознательной учебно-познавательной активности участников занятий в процессе обучения, а также принцип коллективности обучения, который оказывает содействие реализации культуроформирую-щей функции обучения, что обеспечивает сохранение, передачу, воспроизведение и развитие культуры способами образования. Она состоит в создании духовной взаимосвязи между личностью и своим народом, в переживании чувства принадлежности к национальной культуре, в интериоризации ценностей, в построении собственной жизни в соответствии с национальной культурой. Кроме этого применения принцип коллективности обучения предопределяет социализацию личности.

Образование в сфере туризма, учитывая его разноплановость и мультидисциплинарный характер, должно заложить механизмы адаптации, рефлексии, сохранения ее индивидуальности, чтобы усвоение и воспроизведение индивидуумом социального опыта происходило без значительных затрат для личности. Все эти положения смогут стать значащими лишь при условии, если будут наполнены соответствующим содержанием учебной деятельности. Они должны быть направлены на удовлетворение потребностей человека: свободы и свободного выбора ценностей, действий, позиции в определенных условиях, самостоятельности и ответственности, самоопределения и творчества. Служить этому призваны принципы научности обучения, систематичности и последовательности обучения.

В современных условиях государственного развития Украины этот личностно-ориентированный и гуманистический подход к личности должен наполняться формированием такого качества личности, как гражданственность, единство мировоззренческих, профессиональных, моральных принципов и принципов личного поведения. Гражданственность личности является первоочередным условием единства материального (или научно-технического), морального и социального прогресса в развитии молодого государства.

Чрезвычайно важным здесь является и национальный аспект формирования личности. Вспомните слова К. Ушинского: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к родине, и эта любовь дает воспитанию надежный ключ к сердцу человека и мощный оплот для борьбы с ее плохими, личными, семейными и родительными наклонами".

Особенно важны данные параметры и требования к воспитанию гражданственности у специалистов в сфере туризма, так как они непосредственно общаются с представителями других стран и народов и должны проявлять свою гражданскую позицию на своем рабочем месте.

Признавая ведущей детерминанту содержания образования, мы выявили перспективы ее реализации в учебной деятельности в условиях высшей школы, в которой готовят специалистов сферы туризма. Для этого рассмотрим элементарную модель системной детерминации учебной деятельности в высшей школе. Достижение этой цели будет осуществляться при сочетании двух принципов: системности и детерминизма в исследовании учебной деятельности в высшей школе. Идея о том, что системная детерминация учебной деятельности является самодетерминацией, самодвижением, саморазвитием, которым можно оказать содействие, проектируя содержание педагогического образования. Человеческая субъективность в своей самой высокой (сознательной) форме оказывается не только в отзеркальном образе (функция знания), не только определяется значимостью данного содержания для субъекта (функция оценки "личностного смысла"), но и определяет, "двигает", побуждает его к определенному действию (функция понуждения).

Существенную характеристику учебной деятельности в вузе туристского профиля составляют компоненты новизны и творчества. Учебной деятельности присущи не только динамика в определенных границах, набор альтернатив, но еще и становление качественно нового, которое не просто отыскивается в мире, а утверждается личностью в процессе учебной деятельности. В исследовании учебной деятельности во внимание берутся моти-вационная ориентированность и направленность деятельности субъекта.

Мотивация как форма существования "личностного смысла" по выражению выдающего педагога и психолога О. М. Леонтьева: "субъективная мотивация в форме направленности личности не имеет "надиндивидуалъной" формы своего существования и потому теснейшим образом связана с реальностью субъективного мира".

Мотивация представляет собой продукт социального развития человеческой психики: мотивационная функция психического лишь у человека достигает сознательной и индивидуально-регулятивной (побудительной) активности.

Основа мотивации обучения в учебном заведении туристского профиля - это возможность путешествовать, познавать мир, учиться и совершенствоваться, создание инновационного туристского продукта, значительные изменения в социальном поведении людей, появление непривычных "экзотических" форм странствий.

Туристская деятельность это не только перемещение в физическом пространстве, а и перемещение в культурной среде. Исходя из этого, туристская деятельность может происходить или в своей культурной среде, или за ее пределами. То есть, с одной стороны, перемещение происходит в своей социокультурной среде (горизонтально), если люди путешествуя, познают собственную культуру, приближаются к своим культурным эталонам - святыням, которые объединяют людей в единое социокультурное сообщество. Такой вид туризма можно назвать паломничеством в широком социокультурном содержании. С другой стороны, можно осуществлять временное перемещение из собственного пространства в другую социокультурную среду (по вертикалу).

Такой вид туризма можно назвать путешествием, странствием. Путешествие осуществляется для ознакомления с другими культурами не через книги или разнообразные информационные источники, а при непосредственном контакте с памятниками, бытом, обычаями другой, отличной от нашей культуры. Во время путешествия не рассматривается цель принятия новых культурных ценностей, турист остается самим собой, представителем своей социокультурной среды, посторонним наблюдателем. Он может приобрести, прибавить что-то новое, расширить свое познание окружающего мира, но он не отрекается своей культуры. Здесь надо отметить, что границы социокультурной среды не всегда совпадают с границами стран. Они или больше, или меньше, исходя из самоидентификации туриста.

Поэтому туристское странствие по одному и тому же марш-Руту для двух людей может быть разными видами туризма. Например, туристское путешествие в Иерусалим одними воспринимается как духовное становление, приобщение к святыням своей культуры. Здесь осуществляется перемещение в границах своей культуры, не считаясь с тем, какое расстояние было преодолено. Другими такое странствие может восприниматься, как путешествие в заграничный город с интересной, но чужой культурой. Туристское путешествие может осуществляться и в границах своей культуры, включая другие страны в свою социокультурную среду.

Каждый из названных видов туризма ставит перед собою свои задачи. Дисциплина, которая изучает воспитательное значение туризма в историческом аспекте, педагогика истории туризма, рассматривает влияние путешествий на образование и воспитание человека в процессе исторического развития, начиная с древнейших времен.

Если заглянуть в историю туризма, то можно увидеть, что сначала возник такой вид туризма, как паломничество. Оно ведет начало от путешествия св. Елены в Иерусалим в IV ст. В этом же столетии паломничество приобретает значительное распространение. Многие люди преодолевали большие препятствия, чтобы приблизиться к святым местам, источникам своей культуры.

Только в начале XVIII столетия появляется такой вид туризма, как "путешествие за границу своей культурной среды". До этого времени путешествия были связаны преимущественно с торговой, воинской или другой служебной деятельностью, а также с образовательной целью. Ни одно поколение состоятельных вельможных сословий не могло обойтись без путешествия по Европе. Это считалось обязательным элементом образования в средние века и эпоху Возрождения.

В Украине такой вид туризма появляется еще позднее. "Украинский язык не знал слова "туризм" и производного от него "турист" вплоть до второй половины XIX столетия. Оно появляется у И. Нечуй-Левицкого, М. Драгоманова (со временем, и У других авторов) - с объяснением "турист - то есть путешествующий". Путешествие осуществлялось к месту с другой культурой, которое уже воспринималось толерантно. В условиях глобализации перед туризмом возникает новая задача - объединение двух видов туризма. Процесс глобализации требует объединения культур через осознание взаимозависимости. Такое объединение не должно быть механической смесью, или поглощением одного другим. Сейчас повышается роль каждой культуры, ее влияние на глобальные процессы. Особенность туризма в эпоху глобализации состоит в формировании единства многообразия, которое приведет к сближению двух форм туризма - паломничества и путешествия. Развитие человеческих связей соединяет людей из разных стран, из разных уголков земли в единую социальную систему под названием человечество. Укрепление отношений между людьми приводит к образованию глобальной системы взаимозависимости. Ни одно общество сейчас не может и не живет в изоляции от других стран.

Глобализация - это не зависимость одних от других, а система взаимозависимости всех субъектов. Она вводит человечество "в эру уникальной, - как пишет Поль Рикер, - планетарной цивилизации, которая вместе с тем дает возможность всем достичь гигантской поступи и ставит перед всеми невероятно сложную задачу - как сохранить свое культурное наследство и приспособить его к новой реальности". В эпоху глобализации перед специалистами сферы туризма стоят очень ответственные задачи, решение которых является насущной потребностью современного этапа развития человечества. Именно туристское образование служит основой решения многих проблем сферы туризма.

В туристском образовании важное место занимает изучение всех аспектов туристской деятельности, поэтому можно определить содержание такого понятия, как туристское образование, как подготовка специалистов разных уровней квалификации для трудовой деятельности в сфере туризма в специализированном учебном заведении с обязательным изучением цикла туристских дисциплин со специально разработанными специализированными курсами в качестве профессиональной программы и обязательной практикой на туристском предприятии.

Туристское образование является составной единой системы народного образования. Содержание туристского образования включает углубленное знакомство с научными основами и технологией выбранного вида труда; прививание специальных практических навыков и умений; формирование психологических и моральных качеств личности важных для работы в туристской сфере.

Понятие туристское образование понимается также, как совокупность знаний, навыков и умений, овладение которыми дает возможность трудиться специалистом высшей и средней квалификации. Важной предпосылкой обучения в туристском учебном заведении является профессиональное самоопределение - это процесс принятия решения личностью относительно выбора будущей трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение проявляется в осознании личностью себя как субъекта конкретной профессиональной деятельности, в нашем понимании, в сфере туризма и предполагает самооценку человеком индивидуально-психологических качеств и соответствия своих возможностей психологическим требованиям профессии к специалисту.

Главным аспектом в получении образования является мотивация выбора профессии и побудительная направленность мотива выбора. Побудительная направленность мотива представляет собой не только акт познания, но и акт управления и детерминации действий человека. Дидактическое ориентирование состоит из двух фундаментальных положений:

- научно-профессиональная теория;

- практическое ориентирование.

В нашем исследовании рассматриваются основные положения учебного процесса: 1) доступность; 2) достоверность; 3) отношение к профессии; 4) теоретические дисциплины в учебном плане. Основная идея дидактического ориентирования заключается в том, что содержание, организация учебного процесса, методы изложения материала, опыт педагога - все должно иметь отношение к будущей профессии. Практическое дидактическое ориентирование состоит в том, что учебный процесс должен приносить удовольствие.

Циклы системной детерминации - это формы беспрерывного воспроизведения системы от одного прыжка в ее развитии к другому. Внутренняя детерминация учебной деятельности реализуется через определенные циклы, которые составляются из нескольких стадий:

- целевой (детерминируется потребностями в новом сознании);

- информационной (получение информации о совокупности способов, необходимых для достижения цели);

- идеально-продуктивной (достижение цели в идеальной форме);

- объективационной (опредметчивание идеальных результатов, отражение их в предметных формах).

Когда полученные результаты учебной деятельности используются иными субъектами, то учебная деятельность из детерминированного процесса проработки превращается в фактор детерминации дальнейших поисков. Следовательно, внутренняя детерминация учебной деятельности реализуется через определенные циклы, которые составляются из нескольких стадий. В этом состоит дидактика учебного процесса в высшей школе.

Целевая стадия. Детерминируется потребностями общества в новом сознании и содержит в себе рассмотрение спешных общественных потребностей, возможности их удовлетворения и развития, а также тех общественных условий, которое вызывали к жизни обозначенные потребности. Целевая стадия туристической деятельности, направленная к проектированию учебных занятий в высшей школе, в которой готовят специалистов сферы туризма, осуществляется согласно закону единства процессов развития экономического и информационного пространства в соответствии со способом познания и производства, достигнутого в конкретных условиях развития общества, в конкретном регионе мира. Действие этого закона управления социально-коммуникативным процессом и информационным пространством страны предопределяет почтительное отношение к потребностям личности, к заботам об ее благе и всестороннем развитии. Поэтому целевая стадия в вузах туристского профиля будет не везде одинаковой. Это, прежде всего, связано с различным уровнем экономического, политического и социального развития общества, в котором происходит обучение и подготовка специалистов сферы туризма. Подробный анализ состояния современных дидактических систем подготовки специалистов данной отрасли, проведенный исследователями, показывает, что внешние факторы оказывают значительное влияние на формирование потребностей в специалистах соответствующего профиля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.