скачать рефераты

МЕНЮ


Подготовка специалистов сферы туризма

К настоящему времени создан пакет нормативных документов в области стандартизации профессионального высшего образования, отражающий новый уровень его развития и не имеющий аналогов в мировой практике. В данный пакет входят:

- основной Закон "Конституция Российской Федерации" (1992);

- Закон Российской Федерации "Об образовании" (1992) с изменениями и дополнениями от 16.11.97;

- федеральный закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996);

- постановление Комитета по высшей школе Миннауки Российской Федерации № 13 от 13.03.92 "О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации";

- постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 773 от 10.08.93 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования" и № 94 от 12.08.94 "Об утверждении государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования";

- приказ Госкомвуза России № 180 от 05.03.94 "Об утверждении государственного стандарта в части Классификатора направлений и специальностей профессионального высшего образования";

- постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию № 3 от 25.05.94 "Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации";

- постановление Государственного комитета Российской Федерации № 9 от 30.11.94 "О требованиях к образцам государственных документов о профессиональном высшем образовании".

Перейти от хаотичного к упорядоченному развитию теории и практики стандартизации образования в логике его непрерывности и преемственности - таков социальный заказ очередного этапа развития образования.

Углубленный анализ отечественного и зарубежного опыта стандартизации в образовании, изучение многочисленных публикаций, участие в научных семинарах, конференциях, общение с ведущими методологами и экспертами позволили дать определение государственного образовательного стандарта профессионального высшего специального образования (элемента системы государственных образовательных стандартов): "совокупность общественно и/или профессионально признанных норм и требований с уровнем подготовленности выпускника, с данной образовательной системой, отражает цели ее функционирования и развития".

Государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования, определяя опережающее развитие системы образования, должен быть ответом на глобальные изменения, вызванные научно-технической революцией, но при этом тщательно и объективно учитывать реальное состояние и ресурсы образовательной системы. Опыт внедрения государственных образовательных стандартов профессионального высшего специального образования свидетельствует о том, что назрела необходимость разработки стандартов нового поколения. Целью такой разработки будет:

- углубление методологического и методического взаимодействия всех звеньев системы Непрерывного образования;

- подготовка научно-методических основ для разработки и внедрения системы управления качеством подготовки выпускников;

- развитие информационных технологий в сфере профессионального высшего специального образования;

- расширение академических свобод в диверсификации содержания и способов реализации образовательных программ;

- обеспечение преемственности содержания циклов дисциплин, входящих в государственные образовательные стандарты профессионального высшего образования первого, второго и третьего поколений.

Вместе с тем необходимо:

- продолжить работу по совершенствованию перечня направлений подготовки и специальностей профессионального высшего образования, приблизив его к аналогичным перечням развитых стран с целью создания благоприятных условий для интеграции российской системы образования в международную;

- определить правовой статус бакалавра и магистра по специальности "управление";

- завершить разработку комплекта учебно-методического сопровождения государственных образовательных стандартов профессионального высшего образования.

Качество подготовки специалистов - совокупность свойств и характеристик, определяющих готовность специалистов к эффективной профессиональной деятельности, включает в себя способность к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владение профессиональными умениями и навыками, умение использовать полученные знания при решении профессиональных задач. Одним из способов оценки качества подготовки специалистов является так называемый деятельност-ный подход, основанный на анализе профессиональной деятельности. Известен также функционально-объектный подход, на основе которого создавался ныне действующий перечень специальностей и в рамках которого первым условием формирования специалиста является освоение трудовой функции, а вторым - хорошее представление об объекте труда. Деятельностный подход в обучении состоит в том, что в результате учения обучаемый приобретает знания, необходимые для овладения профессиональными умениями (практическими и исследовательскими), которые заданы целями обучения. Разработка и внедрение стандарта профессионального высшего образования имеют целью:

- установить базовый уровень, обеспечивающий получение и продолжение профессионального образования, необходимые уровни квалификации, развития личности, ниже которых не может быть аттестация специалиста-профессионала;

- повысить качество профессиональной подготовки путем расширения профессионального профиля, овладения интегрированной группой профессий, универсализации содержания образования, внедрения прогрессивных систем обучения, автоматизированных систем контроля над эффективностью деятельности учебных заведений и органов управления;

- упорядочить права и ответственность всех форм профессиональной подготовки, всех субъектов системы профессионального высшего образования, установить преемственную связь последней в условиях непрерывного образования;

- обеспечить конвертируемость высшего профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда.

В зависимости от области применения и уровня утверждения различают следующие виды стандарта профессионального высшего образования:

- международный, разработанный в соответствии с международными нормативами;

- государственный (федеральный, национальный), установленный правительством страны или уполномоченным им органом;

- региональный, разрабатываемый для отдельных регионов в соответствии с их межотраслевыми и специфическими условиями и устанавливаемый региональными органами власти.

Государственный образовательный стандарт, как существенно новая в отечественной и мировой образовательной практике и социальной политике категория, это:

- средство переосмысления на современном этапе целей и содержания образования, пути их обновления;

- форма возрастающей ответственности государства за уровень образованности нации и достижения консенсуса относительно общественно значимого общенационального содержания образования;

- метод рефлексии общества относительно обновленных назначения и роли образования как современного социокультурного проекта и социальной технологии;

- путь поддержания образовательного разнообразия, упорядочения вариативной и диверсифицированной образовательной практики;

- ключ к решению проблемы объективизации контроля над результативностью образовательных систем и качеством образования;

- фактор динамичного роста образованности граждан на принятых этапах, ступенях и уровнях образования;

- способ прогностического проектирования национального образовательного продукта, в наибольшей степени гармонизирующего запросы личности, общества и государства;

- механизм парадигмального переоснащения образования в пределах национальной образовательной культуры;

- фактор демократизации образовательной политики и борьбы против дискриминации в области образования;

- средство поддержания общецивилизованного уровня образованности в мире;

- основа типологизации образовательных учреждений по типам, видам и категориям, при которой сами образовательные стандарты не ведут к стандартизации образовательных учреждений;

- один из путей упорядочения академического профессионального признания документов об образовании.

Приведенная информация относится к системе образования вообще.

Основными объектами стандартизации профессионального высшего образования (ВПО) являются:

- характеристика направления (специальности), включающая описание сферы, объекта и видов профессиональной деятельности, структуру организационных форм подготовки, присуждаемую академическую степень, нормативную длительность обучения данному направлению (специальности), возможности продолжения образования;

- системно сконструированные требования к уровню подготовленности лиц, завершивших профессиональное обучение по программе направления (специальности), включающие общие требования к образованности выпускника, требования к усвоению знания, формированию методов познания и деятельности, а также комплексной подготовки к профессиональной деятельности по циклам дисциплин;

- требования к содержанию и методике проведения государственного контроля над соблюдением как стандартов в целом, так и его составляющих частей.

Главная задача Государственных образовательных стандартов высшей школы - диагностика качеств педагогических технологий, т. е. стандартизация уровня профессиональных и личностных качеств выпускника учебного учреждения.

Все указанные выше проблемы в полной мере относятся к сфере туризма. В качестве новой сферы деятельности сфера туризма начала стремительно развиваться только в последние 20 лет. Стандартами в данной сфере занимается педагогика туристской деятельности, которая включает в себя исследования предпосылок, процесса и результатов актуальной трудовой деятельности в сфере туризма; практику обучения - процесс от обучения квалификации до практического умения на рабочем месте; методологию освоения профессии; концепцию каждой профессиональной специализации.

В сфере туризма очень распространено получение профессии без специального образования. Это происходит в трех направлениях:

1) профессиональное повышение квалификации;

2) переобучение на новую специальность;

3) расширение и углубление профессиональных умений и знаний на конкретном рабочем месте.

Для подобной профессиональной подготовки разрабатываются специальные программы и учебные планы. Проблема создания стандартов и квалификационных характеристик в учебных заведениях туристского профиля стоит на повестки дня в Украине и требует скорейшего своего разрешения, так как с 2002 года уже введены некоторые специализации в сфере туризма в качестве общепризнанных государственных в вузах государственной и негосударственной формы собственности. При разработке стандартов и квалификационных характеристик специалистов в вузах туристского профиля необходимо учитывать всю специфику данной отрасли, перспективы ее стремительного развития, а также проблемы становления личности и проектирования образования на современном этапе развития нового информационного общества, которое движется стремительно вперед под лозунгом "обучение в течение всей жизни".

Известный российский педагог Б.С. Гершунский, определяя приоритеты образовательно-педагогического прогнозирования на XXI век, подчеркнул актуальность перехода к новой образовательной технологии в необходимости исследования "путей повышения эффективности педагогического процесса на основе его принципиальной переориентации: от преимущественно исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся - к преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебного процесса; от жесткой унификации, единообразия целей, содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития - к индивидуализации и дифференциации учебно-познавательной деятельности обучающихся; от моноидеологизаций всех компонентов образовательного процесса - к идеологическому плюрализму, свободе выбора жизненной позиции, исходных принципов миропонимания и веры, духовного становления и развития; от систематического дисбаланса технократических и гуманитарных ориентиров и приоритетов - к гармонии природосообразной образовательной и учебно-познавательной взаимодеятельности педагогов и обучающихся".

Общество ощущает потребность в гибкой образовательной системе, максимально использующей современные достижения педагогики и техники. Такая система должна, с точки зрения общества, удовлетворять нескольким основополагающим принципам:

- позволять обучающемуся начинать, приостанавливать, возобновлять учебный процесс в любое удобное время и осваивать учебный материал в доступном ему темпе;

- легко трансформироваться под влиянием изменяющихся внешних условий, позволяя заменять образовательные модули на более современные, дополнять систему, не уничтожая накопленный ценный опыт удач и ошибок;

- восполнять дефицит политических, экономических, правовых, модально-психологических, экологических знаний и умений у всех, так или иначе вовлеченных в образовательную систему.

В современной системе образования появились такие новые направления, как дистанционное и диалоговое Важно иметь в виду, что именно демократическое дистанционное образование позволяет ускорить интеграцию высшей школы в мировую образовательную систему. Известно, что информационное Агентство США объявило дистанционное обучение одним из приоритетных направлений российско-американского научно-образовательного сотрудничества. Дистанционные технологии рассматриваются как перспективные в проекте Всемирного банка по созданию системы подготовки кадров для рыночной экономики. Комиссия Европейского Сотрудничества выразила заинтересованность в развитии дистанционного обучения и рассматривает его как одно из важных направлений финансирования проектов.

В документе ЮНЕСКО "Открытое и дистанционное обучение: перспективы и вопрос политики", изданному в 1997 году, отмечается, что дистанционное образование широко используется на разных уровнях высшего образования на базе открытых университетов с заочным обучением. В свою очередь такие учебные заведения организуют программы и присуждают научные степени, эквивалентные образованию в колледже и в университете. Это побуждает систему высшего образования использовать современные информационные технологии. Наличие множества компьютеров, других источников информации сильно меняет интеллектуальную сферу.

Дистанционное обучение в отличие от заочного служит целям непрерывного образования, которое изначально выступает проводником идеи "конечного образования", представляя собой надстройку к существующей системе. Дистанционное обучение предполагает, прежде всего, наличие электронной связи, благодаря которой отправитель и получатель сообщения могут общаться в режиме времени, близком к реальному. Далее, отношения обучающегося и обучающего становятся более индивидуальными. В отношении туристского образования идет формирование специфической среды обучения, которая соответствует разноплановой туристской деятельности.

Практически во всех высших учебных заведениях в развитых странах мира, где готовят специалистов сферы туризма, обязательным компонентом образования является дистанционное обучение. Вместе с тем в той мере, в какой такого рода образование получает распространение, оно становится все более массовым. Основными областями его применения являются сферы профессионального дополнительного образования: повышение квалификации и переподготовка, последипломное среднее и высшее, словом, образование образованных взрослых. Такой вид образования особенно распространен в сфере туристского образования на современном этапе развития мирового сообщества. Все современные формы дистанционного и диалогового образования широко представлены в сфере туристского образования, так как без современных технологий невозможна туристская деятельность вообще. Одним из основных элементов компетентности специалиста сферы туризма является умение владеть компьютером.

Мы рассмотрели как общие направления профессиональной подготовки, так и способы перенесения этих общих принципов на систему подготовки специалистов сферы туризма. Новый этап модернизации высшего образования, его обновления в соответствии с требованиями современного развития нашего общества и проблемами в условиях глобализации всех процессов развития человечества, требует совершенно нового подхода к обучению в высшей школе и профессиональной подготовке специалистов современного уровня.

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что впервые исследуются именно верхние эшелоны профессиональной подготовки специалистов сферы туризма в мировом контексте, где в основном сосредотачивается профессиональная направленность обучения. В нашем исследовании подробно рассматриваются подходы к определению содержания и структуры обучения на этих этапах; делается попытка разработки общеобразовательного стандарта специалистов сферы туризма.

С помощью особой методологии определяются серьезные пробелы между умениями и навыками работников туристской сферы, их знаниями и их компетентностью и потребностями этой сферы на современном этапе. В результате исследования разработаны принципы отбора и структурирования содержания профессионального подготовки специалистов на завершающем этапе обучения. Таким образом, мы рассмотрели целый ряд теоретических аспектов структуры и содержания профессионального образования в Украине и в развитых странах мира.

В период глобализации всех процессов в обществе, возникла насущная необходимость пересмотреть отношение к профессиональному образованию, так как только отлично подготовленный специалист сможет выдержать жесткую конкуренцию в суровом мире рыночной экономики. В своем исследовании мы наметили ряд возможных решений этой проблемы в наших условиях развивающейся экономики молодого независимого государства, которое не может существовать в изоляции от влияний развитых стран, а также испытывать сильное влияние мировых тенденций в системе профессиональной подготовки специалистов во всех отраслях экономического развития. Одним из приоритетных направлений в развитии экономики нашей страны должен стать туризм, который является самой прибыльной ее отраслью, решающий многие проблемы обеспечения рабочих мест для миллионов людей.

Глава 2. Анализ государственных и общественных требований к специалистам сферы туризма

XX столетие характеризуется чрезвычайно быстрым развитием международного туризма. В последние десятилетия он приобрел массовый характер. Этому оказывали содействие как определенные объективные факторы (в частности, повышение жизненного уровня во многих странах), так и деятельность международных, региональных и национальных туристских организаций, которые добиваются от государств обеспечения большего доступа к туризму для разных слоев населения. По прогнозам Всемирной туристской организации количество участников международного туризма в 2010 году превысит 1 млрд. человек.

Такое возрастание контактов между людьми разных культур и вкусов не может существенным образом не сказаться на развитии современного мирового сообщества, в частности, на развитии его культуры. Международный туризм, безусловно, оказывает содействие процессу взаимодействия культур разных регионов и народов мира, взаимообогащению культур, формированию общечеловеческой культуры. Современное человечество состоит из многочисленных сообществ, делится более чем на 200 держав, разговаривает 2000 языками, исповедует множество религий. В наше время для выводов о единстве человеческого рода, об активном взаимодействии культур, их "диалоге", о формировании мировой культуры, общечеловеческих ценностей, оснований намного большее, чем в предшествующих столетиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.