Причины конфликтов в транспортной компании и пути их разрешения
Ролевые конфликты возникают чаще всего тогда, когда вступают в
противоречие друг с другом: а) социальный статус одного из взаимодействующих
индивидов; б) выполняемая им в данном сообществе социальная роль; в)
социальные ожидания (экспортации) к нему со стороны других участников
межличностного взаимодействия. Особенно драматично протекают такие конфликты в
тех случаях, когда сталкиваются друг с другом экспектации, требующие от
индивида противоположных поступков. Например, руководитель организации от
начальника отдела требует и ожидает одной линии поведения, а сотрудники его
отдела совершенно отличной, даже противоположной по отношению к этим ожиданиям.
В таком случае создается предпосылка для возникновения ролевого конфликта: по
крайней мере, одна из сторон межличностного взаимодействия не получила
удовлетворения своих экспектации, а это чаще всего и приводит к возникновению
конфликтной ситуации[6].
Под предметом конфликта понимается объективно
существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора
между сторонами. Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой
проблемы в свою пользу. Предмет конфликта — это и есть то основное
противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в
противоборство. Это могут быть властные отношения, желание обладать теми или
иными ценностями, стремление к первенству или совместимости (в когнитивном
конфликте это называют предметом дискуссии).
Поиск путей разрешения конфликта, как правило,
начинается с определения его предмета, и сделать это зачастую отнюдь не легко.
Многие конфликты имеют столь запутанную и сложную предысторию, что специалист
вынужден как археолог вскрывать один слой за другим.
Напластование проблем может сделать сам предмет
конфликта абсолютно диффузным, не имеющим четких границ, перетекающим. Конфликт
может иметь основной предмет, рассыпающийся на частные предметы, множественные
«болевые точки». Примерами конфликта с множеством причин, частных предметов
служат семейные неурядицы или межнациональные конфликты.
Предмет конфликта может быть не только искомой
целью посредника или арбитра, но и пунктом обсуждения сторон-участниц.
В таком случае переговоры ведутся по поводу
предмета того самого конфликта интересов, который побудил стороны к
переговорам. Можно, однако, заметить, что на переговорах стороны действуют
иначе, чем в конфликте. Переговоры, если они ведутся по правилам, сродни
научной дискуссии, а иногда и рыночному торгу.
По мнению некоторых исследователей, «на самом
деле во всех конфликтах речь идет о двух вещах или даже об одной: о ресурсах и
о контроле над ними. Власть, с этой точки зрения, - это вариант контроля над
ресурсами, а собственность - и есть сам ресурс. Можно ресурсы разделить на
материальные и духовные, а последние, в свою очередь, дифференцировать на
составляющие» (В.А. Ядов). Эта точка зрения, правда, не в столь категоричной
форме, поддерживается многими специалистами. Высказывая сходные мысли, нередко
используют понятие объекта конфликта, под которым подразумевают конкретную
материальную или духовную ценность, к обладанию или пользованию которой
стремятся обе стороны конфликта. Объектом конфликта, по сути дела, может
выступать любой элемент материального мира и социальной реальности, способный
служить предметом личных, групповых, общественных, государственных притязаний.
Чтобы стать объектом конфликта, этот элемент должен находиться на пересечении
интересов различных социальных субъектов, которые стремятся к единоличному
контролю над ним. Примеров таких ситуаций можно найти множество: от ссоры
малышей из-за красивой игрушки до напряженности в отношениях двух государств
из-за неурегулированности вопроса о принадлежности той или иной территории. Объект
конфликта в конкретной системе отношений - это всегда некий дефицитный ресурс. Одна
должность директора, на которую претендуют два заместителя. Действительно,
компенсация дефицита ресурсов во многих случаях может решить спорную проблему.
Однако дефицит ресурсов не всегда является объектом конфликта. Им может быть
конфликт ценностей либо спор по поводу принадлежности к той или иной группе.
Иногда конфликт может и не иметь видимого объекта (ложный конфликт) из-за чьей-либо прихоти, а объективно, под воздействием тех
условий, в которых человек существует, совершает поступки, творит.
К тому же общество не есть простая совокупность
индивидов и их взаимосвязей. Представляя собой целостную систему с характерным
для нее качественным состоянием, оно первично по отношению к отдельной
личности. Каждый индивид, рождаясь, застает оформленную структуру ранее
сложившихся связей и по мере своей социализации включается в нее, усваивает
ставшие к тому времени доступными людям знания и ценности, определившиеся нормы
поведения.
Правомерно считать, что межличностный конфликт —
один из уходящих в глубины тысячелетий способов взаимодействия человеческих
существ. Он, по-видимому, получил распространение раньше внутриличностного
конфликта, так как отношения между отдельными людьми предшествовали общению
индивида с самим собой, его автокоммуникации. Назначение конфликта было и есть
преодоление чрезмерно обострившихся противоречий, нахождение оптимального,
выхода из возникшего противостояния, поддержание взаимодействии субъектов
социальных связей в условиях серьезного расхождения интересов, оценок, целей. Многие
века «золотого правила», по которому человек в отношениях с другими людьми
должен проявлять лояльность, расположение, терпимость и добрую волю, быть
справедливым, дружелюбным, уважительным и вежливым, т.е. строить свое общение
с окружающими на такой благожелательной основе, как взаимное доверие, надежность
в словах и на деле. Всякие взаимоотношения, как деловые, так и сугубо
личностные, эффективны только при уступчивости и сдержанности сторон, честном
партнерстве, обоюдном стремлении к улаживанию разногласий и конфликтов, если
они случаются.
Так должно быть, но не всегда бывает в
действительности. В реальной жизни любой человек, каждая людская общность
сталкиваются с трудно разрешаемыми проблемами, разного рода ограничениями.
Человек в процессе взаимодействия с другими субъектами проявляет присущее ему
отношение к партнерам, которое всегда накладывает свой отпечаток на характер
общения и социальных связей, может порождать противоречия и напряженность,
непримиримость и вражду, деформировать непосредственные контакты.
К этому следует добавить отклоняющееся, так
называемое девиантное поведение: пьянство, наркомания, правонарушения, экстремизм
и т.п. Отклоняющимся от нормы может характеризоваться не только негативное, на
грани порочного поведение. Бывает, к нему относят и пристойные поступки, в том
числе неукротимое стремление к новому, решительность в преодолении
консервативных традиций, различные виды научного, технического и
художественного творчества. Новаторство одних нередко оборачивается непониманием
со стороны других, необходимостью вступать в конфликт.
Сказанное подводит к выводу о том, что конфликт
должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством
социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек,
общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным,
идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты — постоянные и
неизбежные составные части общественного развития.
Конфликт предстает как осознание на уровне
отдельного человека, социальной группы или более широкой общности
противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и
несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное
противостояние.
Важнейшая функция конфликта — активизация
социальных связей, придание взаимодействию людей и их отношениям большей
динамичности и мобильности. Это сказывается на темпах социально-экономического
развития, как в обществе, так и в пределах отдельно взятой организации,
определяет ту или иную степень делового настроя.
Для любой группы важны сплоченность, мера
тяготения друг к другу и к группе в целом. Базовую основу такого притяжения
образуют, во-первых, привлекательность целей объединения, а во-вторых —
сходство взглядов и ценностных ориентации его членов, эффективность и
необременительность групповых уз. «Сидящим в одной лодке» как минимум надлежит
руководствоваться общепринятыми принципами солидарности и делового
сотрудничества, добавляя к ним специфические требования данной, отдельно взятой
группы.
Пример тому — трудовой коллектив, представляющий
собой, как правило, компактную, возникающую в рамках отдельного предприятия
(организации, учреждения), относительно устойчивую социальную общность. Обычно
он объединяет людей, заинтересованных в согласованных усилиях для достижения
общественно полезных и личностно значимых целей. Его основными признаками
являются, с одной стороны, так называемый соединенный труд, т.е. отвечающая
потребностям общества и каждого участника коллектива совместная деятельность, а
с другой — интегрирующие цели, нравственные принципы и нормы, организационное и
функциональное единство, общеприемлемые условия и способы взаимодействия.
Однако следует иметь в виду, что достигнутая
сплоченность, объединяющие начала внутри коллектива таят в себе риск подмены
индивидуального эгоизма групповым, который выражается антипатией, неприязнью,
враждой и даже ненавистью по отношению к другим группам (коллективам).
Психологи определяют этот феномен как «эффект ингруппового фаворитизма», т.е. определенной
формы благосклонности, протекции и покровительства, означающей практически
проявляемую тенденцию каким-либо образом благоприятствовать собственной группе
в противовес, а то и в ущерб другой, проводить как бы разделительную линию
между «своими» и «чужими». Нередко это становится причиной социальной
напряженности, приводит к столкновениям между группами[7].
Коллизии такого рода пытаются даже оправдывать,
рассуждая примерно следующим образом: мол, любое, тем более формальное, объединение
испытывает потребность во внутригрупповом согласии; вместе с тем по ходу своего
функционирования оно неизбежно сталкивается с ограничениями, препятствующими
усилению солидарности; нужен «выход» негативным эмоциям, и он находится в
проявлениях недоброжелательства и даже враждебности по отношению к «чужой»
группе.
Нынешнее положение в России, имея в виду
кризисное состояние экономики страны, провалы в социальной политике
государства, нравственную деформацию общества, создает крайне противоречивый
фон, поощряющий межгрупповую дезинтеграцию. Все расширяющиеся рыночные
отношения, различия в объемах и формах собственности, бросающаяся в глаза
дифференциация доходов разжигают конкуренцию внутри и между коллективами,
усиливают противоречия между работниками различных отраслей экономики,
порождают зависть к тем, кто добился большего благополучия, что, естественно,
ведет к учащению проявлений агрессивности и вражды.
В пределах предприятия (организации) в орбиту
межгруппопых конфликтов могут втягиваться первичные рабочие группы, отдельные
подразделения, связанные с разными звеньями обшей технологической цепочкой, а
также маркетингом и другими управленческими подсистемами. Источники таких
конфликтов находятся главным образом и необходимости распределять почти всегда
ограниченные ресурсы, прежде всего материальные и финансовые, в несовершенстве
выбранной организационной структуры, в несбалансированности функций отдельных
подразделений, в неотлаженности их взаимодействия. Полем расхождения между
группами, их конфликтного противостояние становятся также различия во взглядах
на трудовую мотивацию, формы материального и морального стимулирования,
участие работников в управлении производством, выполнение требований
гуманизации труда и т.п.
Отсюда проистекают «вечные» проблемы,
возникающие, скажем, между теми, кто занят непосредственным производством, и
теми, кто ведает сбытом продукции, изучением потребительского спроса; между
линейным и штабным управленческим персоналом; между работниками основных
профессий и конторскими служащими; между владельцами, администрацией
предприятия и профсоюзной организацией, советом трудового коллектива; между
целями формальных групп и неформальных объединений. Иными словами, охватывается
вся сложная, переплетающаяся сеть социальных связей.
Конфликт значим и как средство инновации,
содействия творческой инициативе. В конфликтных условиях люди яснее осознают
как свои, так и чуждые им интересы, объективные тенденции и противоречия
общественного развития, необходимости преодоления препятствий на пути
прогресса и достижения максимальной пользы.
Оригинальные, по-новому сформулированные идеи,
отказ от укоренившихся привычек и устаревших традиций очень часто наталкиваются
на неприятие, сопротивление, негативную реакцию. Инновациям — будь то
изобретение или рационализаторское предложение, более совершенные формы
организации труда и управления — практически всегда, на любой их стадии
сопутствуют конфликты, так как успех в борьбе за новое требует преодоления
разного рода препятствий, приверженности прежним ценностям, инертности и
консернатизма. Они не обходятся без боязни понести материальный урон и опасений
престижного характера, примитивной зависти удачливому новатору.
Обычно конфликт стимулирует инициативу,
творческую активность, мобилизацию созидательных сил, поиск нестандартных
подходов к решению сложных проблем, оптимальный выбор из альтернативных
вариантов — выбор, ведущий, в конечном счете, к повышению эффективности совместного
труда. Вместе с тем конфликт может и усиливать проявления недоброжелательства в
отношениях между теми, кто вовлечен в противостояние, вызывая
неудовлетворенность результатами взаимодействия, подавленность духа, «уход в
себя», снижение эффективности в работе. Нередко неукротимое стремление к
новому, решительность в преодолении консерватизма, различные виды научного,
технического и художественного творчества воспринимаются как проявления
отклоняющегося, девиантного поведения.
Весьма значима и такая функция конфликта,
как трансформация (преобразование) межличностных и межгрупповых отношений. Конфликт,
поляризуя противоположные силы, одновременно создает предпосылки для их
объединения и сплоченности на новой основе, способствует укреплению взаимного
уважения и доверия[8].
Конфликт, если он протекает на здоровой основе,
укрепляет базу солидарности и сотрудничества людей, занятых совместным делом,
удовлетворения их потребности в уважении к себе и общественном признании,
обеспечивая тем самым выбор приемлемых для большинства правил поведения. В
пределах конкретной организации такой конфликт улучшает
социально-психологический климат в коллективе, ослабляет или вовсе устраняет
напряженность, приносит профилактический эффект очищения атмосферы
межличностных и межгрупповых отношений, создает условия, которые благоприятствуют
хорошему настроению и социальному оптимизму персонала.
Если же в конфликте преобладают негативные
начала, такой конфликт отвращает противоборствующие стороны от сотрудничества,
воздвигает искусственные преграды на пути к взаимопониманию, подогреваемые
стремлением продолжить противостояние и, не считаясь ни с чем, любой ценой
настоять на своем. В результате ухудшается морально-психологическая атмосфера,
осложняются отношения между соучастниками общего дела, ослабляется их
уверенность в своей нравственной защищенности при общении с коллегами.
Конфликт — не одномоментный акт, а всегда процесс, происходящий в
определенных границах. Он имеет внешние пределы в пространстве и во времени, а
также относительно той социальной системы, в которой возникает и развивается.
Конфликтное пространство бывает ограничено
комнатой в офисе учреждения, территорией предприятия, района или города; им же
нередко становятся регион, страна, континент или вся планета. Временные
рамки фиксируют продолжительность конфликта: начало закладывается
соответствующим поведением сторон, возникшим между ними столкновением;
завершение наступает тогда, когда стороны в силу тех или иных мотивов
прекращают противоборство. Социальная система может быть представлена
малой группой, отдельной организацией, государством, мировым сообществом. Масштабы
противостояния в первую очередь зависят от того, чем конфликт вызван —
разногласием коллег-сослуживцев, недовольством работников массовых профессий
отрасли или региона, снижением уровня жизни населения данной страны, обвалом
мирового валютного рынка и т.п. Любой конфликт отличается
своеобразием, развертывается по-своему. Но при этом ему присуще нечто общее,
что характерно для «анатомического» строения и движения конфликтов, для их
исходного положения, структуры и динамики развития[9].
Известны две модели описания конфликта — структурная и процессуальная.
Первая
из них концентрирует внимание на анализе условий, лежащих в основе конфликта,
и на установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение. Вторая
же модель, как следует из ее названия, делает акцент на процессе протекания конфликта,
т.е. на его возникновении, последующих стадиях и фазах, конечном исходе. Часто
используется совмещение этих моделей, позволяющее отразить особенности
структуры и динамики конкретного конфликта, оттенить его
социально-психологическую специфику.
Чтобы подступиться к характеристике структуры конфликта, приведем
примеры из российской действительности.
Пример первый. В столичной торговой фирме из-за реальной угрозы
банкротства предстояло сократить на треть ее персонал. Такая «перспектива»
серьезно обеспокоила сотрудников и вызвала «головную боль» у администрации:
первые опасались увольнения, а руководство фирмы было поставлено перед
необходимостью кем-то жертвовать, пройти через сложные процедуры,
предусмотренные КЗоТом. Разнополюсность интересов создала конфликтную ситуацию.
Когда же администрация фирмы, наконец, решилась объявить список
тех служащих, которые подлежали увольнению в первую очередь, конфликты, с рядом
из них, стали фактом. Со стороны многих кандидатов на сокращение последовали
правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их. Стали поступать
заявления в комиссию по трудовым спорам, а некоторые решили обратиться в суд.
Улаживание конфликтов заняло несколько месяцев. Только после этого страсти
улеглись, и фирма продолжила свою деятельность с уменьшенным составом
работников.
Пример второй. На относительно небольшом промышленном предприятии
(около 400 работающих) одного из областных центров (скажем, Костромы) сложились
непростые отношения между основными руководителями — директором и главным
инженером. Директор (назовем его Петровым) продолжительное время занимал свою
должность, слыл опытным, уравновешенным руководителем, пользовался уважением и
поддержкой большей части коллектива. Главный инженер (назовем ее Ивановой) в
свое время окончила престижный технический вуз, считалась знающим специалистом,
многим работникам предприятия импонировали ее энергия, напористость, волевой
характер.
Иванова, не довольствуясь высоким служебным положением,
стремилась занять особое место на предприятии, увеличить число своих
сторонников и стать неформальным лидером коллектива. Такое желание,
естественно, не вызывало энтузиазма у Петрова, полагавшего, что это может
повредить делу, в частности, отрицательно отразиться на
морально-психологической атмосфере в коллективе, сплоченности людей.