скачать рефераты

МЕНЮ


Роль стимулирования персонала в повышении эффективности работы предприятия (ОАО "СургутГазпром&...

Сравнение по парам делает классификацию проще и достовернее —сравнение каждого с каждым производится в специально сгруппированных парах. Затем отмечается количество раз, когда работник оказывался лучшим в своей паре, и на основании этого строится общий рейтинг. Оценка может быть затруднена, если число сотрудников слишком велико (число пар будет слишком большим, и работа с анкетой станет утомительной).

Метод заданного распределения. Лицу, проводящему оценку, предписывается дать работникам оценки в рамках заранее заданного (фиксированного) распределения оценок. Например:

10% — неудовлетворительно

20% — удовлетворительно

40% — вполне удовлетворительно

20% — хорошо

10% — отлично

————————————

всего — 100 %


Единственное, что требуется от эксперта, — выписать на каждую карточку фамилию работника и распределить всех оцениваемых по группам в соответствии с заданной квотой. Распределение может проводиться по разным основаниям (критериям оценки).

Одним из важных кадровых мероприятий является доведение до самого работника информации о степени его успешности в работе.

В зависимости от цели оценки в ООО «СургутГазпром» используют два подхода:

·   если оценка проводилась для целей личного развития сотрудника, результаты могут быть сообщены ему лично;

·   если оценка проводилась для определения вознаграждений, уровня заработной платы, повышения по службе, то тогда информация может быть передана в соответствующую службу предприятия, которая в случае личного запроса сотрудника может представить ему результаты. Однако для повышения результативности оценочных мероприятий обратная связь работнику необходима.

Работники могут узнать результаты своей оценки в ходе специальной встречи, беседы с лицом, проводившим оценку.

Цели беседы с работником — не только сообщение ему результатов. Беседа должна способствовать повышению производительности труда, изменению поведения работников, результативность труда которых не вписывается в приемлемые стандарты.

Повышению эффективности беседы по результатам оценки способствуют:

·   подготовка к встрече участников беседы, их ориентация на обсуждение прошлой результативности труда работника на фоне задач того периода;

·   спокойные, доверительные отношения между оценивающим и работником, создание такой атмосферы, которая дала бы возможность работнику расслабиться. Эта беседа — не дисциплинарное мероприятие, она направлена на повышение результативности труда работника в будущем, которое позволит ему улучшить удовлетворенность трудом и даст шанс продвижения по службе;

·   планирование оценивающим времени беседы так, чтобы часть времени осталась для обсуждения оценки и будущей работы самим сотрудником;

·   упоминание в начале беседы о специфичных положительных достижениях работников, о недостатках следует говорить между двумя положительными результатами. Внимание необходимо сосредоточивать на обсуждении результативности работы, а не на критике личностных качеств. Не следует упоминать более одного-двух недостатков во время одной беседы, так как некоторым людям трудно работать над исправлением одновременно более двух упущений;

·   оптимальный объем информации, так как слишком большой ее объем может запутать слушателя;

·   самооценка работника.

В качестве иллюстрации рассмотренного выше материала приведем пример социологического исследования, которое было проведено сотрудниками кадровой службы ООО «СургутГазпром». Основная цель проведенного исследования – выявить негативные моменты, которые мешают сотрудникам исполнять свои обязанности. Результаты проведенного опроса сгруппированы в таблице 2.3.


Таблица 2.3

Результаты опроса сотрудников ООО «СургутГазпром»

Вопросы сотрудникам

Ответы

Производственные рабочие
(84 чел.)

Вспомогательные рабочие
(34 чел.)

Специалисты
(24 чел.)

Руководители
(16 чел.)

Всего
(158 чел.)

Количество

% от опрошенных

количество

% от опрошенных

количество

% от опрошенных

количество

% от опрошенных

количество

% от опрошенных

Нечеткое распределение обязанностей

33

39,29

14

41,18

5

20,83

1

6,25

53

33,54

Плохие  условия труда

5

5,95

3

8,82

1

4,17

0

0,00

9

5,70

Нарушения трудовой дисциплин

8

9,52

4

11,76

6

25,00

3

18,75

21

13,29

Низкая  зарплата

2

2,38

1

2,94

2

8,33

0

0,00

5

3,16

Распределение отпусков

26

30,95

8

23,53

6

25,00

7

43,75

47

29,75

Культура общения, морально-психологический климат

10

11,90

4

11,76

4

16,67

5

31,25

23

14,56


Рис. 2.1 Результаты опроса сотрудников ООО «СургутГазпром»

        

Из таблицы 2.3 и рис. 2.1 можно сделать, что эффективно работать персоналу ООО «СургутГазпром» в основном мешает нечеткое распределение обязанностей, а также очень сильно влияет на  моральный климат в коллективе (а соответственно и на работу персонала) вопрос распределение отпусков.

Подобные социологические исследования позволяет выявить причины неудовлетворенности сотрудников предприятия и оперативно их устранять, что позитивно сказывается на общем моральном и деловом климате в коллективе и отражается на экономических показателях предприятия.

2.2. Методика оценки эффективности труда в ООО «СургутГазпром»


Методика оценки эффективности труда в ООО «СургутГазпром» включает в себя несколько этапов.

Источниками информации для анализа служат план по труду, статистическая отчетность “Отчет по труду”, данные табельного учета и отдела кадров.

Первый этап оценки эффективности труда это анализ количественного и качественного состава кадров.

Обеспеченность предприятия рабочей силой определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Анализ обеспечения предприятия рабочей силой

Категория работников

Количество работников, чел.

Факт 2004 к 2003, %

Факт 2004 к плану, %

2003

2004

план

факт

Производственные рабочие

83

54

84

101,2

155,5

Вспомогательные рабочие

38

55

34

89,5

61,8

Руководители

16

22

16

100,0

72,7

Специалисты

26

35

24

96,0

68,6

Служащие

2

2

2

100,0

100,0

Всего работников

165

168

160

94,5

92,9


По данным  табл. 2.4 видно, что обеспечение по рабочим составляет 9 человек. По таким категориям работающих, как руководители и специалисты, запланированное количество человек не набрано.

В табл. 2.5 приведен анализ квалификационного уровня рабочих.

Таблица 2.5

         Анализ квалификационного уровня рабочих

Тарифный разряд

Количество рабочих, чел.

план на 2004 год

фактически за 2004 год

1

1

2

2

4

4

3

5

6

4

9

11

5

22

24

6

14

16

7

2

3

Всего

57

66


Для оценки соответствия квалификации рабочих сложности выполняемых работ сравнивают средние тарифные разряды работ и работающих, рассчитанных по следующей формуле:


Тр =

Σ Трі • Чрі

,

Σ Чрі

                                          (2.1)


где Тр - тарифный разряд;

       Чрі - численность работников i-го тарифного разряда;

       Трі - і-й тарифный разряд.

Тр(пл) =

1 • 1 + 2 • 4 + 3 • 5 + 4 • 9 + 5 • 22 + 6 • 14 + 7 • 2

= 4,7 (разряд),

57


Тр(ф) =

1 • 2 + 2 • 4 + 3 • 6 + 4 • 11 + 5 • 24 + 6 • 16 + 7 • 3

= 4,68  (разряд).

66

Фактический средний тарифный разряд ниже планового разряда работ, что может привести к снижению качества труда.

Административно-управленческий персонал необходимо проверить на соответствие фактического уровня образования каждого работника занимаемой должности и изучать вопросы, связанные с подбором кадров, их подготовкой и повышением  квалификации. Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и т.д. Поскольку изменения в составе рабочих по возрасту, статуту работы, образованию происходят в результате движения рабочей силы, то ему при анализе уделяется большее внимание.

Рассчитывают и анализируют движение рабочей силы следующие показатели:

1) коэффициент оборота по приему рабочих;

2) коэффициент оборота по выбытию;

3) коэффициент общего оборота;

4) коэффициент стабильности или постоянства кадров;

5) коэффициент текучести кадров.

В табл. 2.6 представлены основные показатели движения рабочей силы, а также рассчитаны указанные выше коэффициенты.

Таблица 2.6

Анализ движения рабочей силы

Показатель

2003 год

2004 год

Среднесписочное число работников, чел.

164

156

Списочное число работников на начало периода

165

160

Принято всего, чел.

8

5

Выбыло всего, чел.

13

17

В т. ч.: по сокращению штатов

По собственному желанию

По переводу

Уход на пенсию

Уход по инвалидности

В связи со смертью

За совершенные прогулы

Списочное число работников на конец периода

-

5

1

3

1

-

-


160

4

6

-

1

-

1

1


148

Коэф. оборота по приему

0,049

0,032

Коэф. оборота по выбытию

0,079

0,109

Коэф. общего оборота

0,128

0,141

Коэф. постоянства кадров

1,048

1,058

Коэф. текучести кадров

0,03

0,045

 

Анализируя данные  табл. 2.6 можно сделать выводы о том, что за отчетный период коэффициент текучести возрос вследствие того, что было уволено на 4 человека больше, нежели за соответствующий период прошлого года. Среднесписочное число работников уменьшилось на 8 человек. Все это повлияло на коэффициент текучести в отчетном периоде. Причем количество уволившихся по собственному желанию, как в отчетном, так и в фактическом периоде превышает количество уволенных по сокращению штатов. На данном предприятии коэффициент оборота по принятию уменьшился, но в то же время увеличился коэффициент постоянства персонала.

Коэффициент текучести по сравнению с 2003 г. увеличились на 0,015. Основными причинами текучести являются несоответствие образовательного уровня и содержания труда,  неблагоприятные условия и режим труда.

Следующим этапом оценки эффективности труда является анализ использования рабочего времени.

Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному   подразделению и в целом по предприятию (табл. 2.7).

Таблица 2.7

Использование трудовых ресурсов предприятия

Показатель

2003

2004

Отклонение
факта 2004.

план

факт

от 2003

от плана

1

2

3

4

5

6

Среднегодовая численность рабочих (Чр), чел.

164

162

156

-8

-6

Отработано одним рабочим:

Дней (Д)

Часов (Ч)


220

1727


220

1749


210

1638


-10

-89


-10

-111

Средняя продолжительность рабочего дня, ч (П)

7,85

7,95

7,8

-0,05

-0,15

Фонд рабочего времени, ч

269412

283338

270270

858

13068

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.