Система стимулирования и мотивация персонала
6)
общество, которое
определяет общую трудовую атмосферу, ценности и нормы.
7)
Рисунок 3. Основные5 сферы и факторы мотивации (по Г.Комелли)
2.4 Мотивация персонала
В наши дни просто хорошая
зарплата уже не может служить достаточным средством мотивации работников;
потребности высших уровней не менее важны для них. Всё больше образованных
молодых людей, пользующихся спросом как работники, стремится не только к
успеху, сколько к полноценной жизни. Для них досуг, семья, стиль жизни и
нематериальные блага также важны, как и работа. Чтобы найти побудительные
мотивы для таких работников, менеджерам следует сочетать различные методы
мотивации. Суть мотивации сегодня заключается в индивидуальном подходе, в
расширении сферы деятельности работника и вовлечении его в дела организации в
целом.
Ниже приведены результаты
опроса работников рассматриваемой фирмы о том, какие факторы имеют для них
самое важное значение, (рис.4).
Рисунок 4. Диаграмма мотивационных сил - для сегодняшних работников
(по данным обследования)
Четыре приоритетных
фактора:
1. Удовлетворение от
работы
2. Возможность
продвинуться по службе
3. Оплата труда
4.Уважение к начальнику
Для эффективного управления
в исследуемой фирме в основе мотивации работников лежат теория мотиваторов
Херцеберага, теория Z, теория
модификации поведения и теория справедливости.
Теория справедливости
лежит в основе денежного способа мотивации. Основной ввод теории справедливости
для практики управления состоит в том, что, до тех пор, пока люди не начнут
считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремится
уменьшит интенсивность труда.
Денежное стимулирование
работников должно приводиться на основе объективной системы оценок результатов
труда.
В исследуемой фирме
оценка деятельности происходит по результатам на основании ежемесячных отчетов
каждого из сотрудников. На основании отчетов начисляется заработная плата,
постатейно, премирование. При получении заработной платы и премии каждый
сотрудник знакомится с тетрадью расчета оплаты труда, где расписано, сколько и
конкретно за что начислено, премировано, удержано. Сотрудник подтверждает, что
учтена вся его деятельность за месяц.
Большое значение в фирме
придается признанию достижений сотрудников. Задача управляющих – вовремя
похвалить работника. Начинающих за то, что быстро вошли в дело, за
аккуратность, оперативность. Работников со стажем – за инициативность, умение
принимать решение, качество выполнение работы. В таком случае, работник видит,
что его достижения не остаются незамеченными.
Признанный успех
мотивирует работника не только к качественной, результативной работе, но и к
совершенствованию профессиональных, коммуникативных и других качеств. В сфере
обслуживания невозможно достичь хороших результатов без самосовершенствования
персонала. Как эмпирически доказал Херцберг, успех, признание, оптимальная
ориентация труда и перспективы роста – основные из возможных мотивов персонала.
Так, на собраниях фирмы «БЕЛАЯ» по итогам работы за полгода рассматриваются
итоги работы фирмы за 6 месяцев, состояние предприятия, его положение на рынке,
отмечаются достижения сотрудников фирмы:
- освоение техники;
- освоение программ;
- оперативность;
- обучение, консультация
и помощь клиентам;
- самостоятельность.
Обслуживаются перспективы
развития фирмы:
- основные задачи на
рынке;
- участие в предстоящей
выставке;
- освоение нового вида
программ;
- перспективы роста
сотрудников.
Собрания по итогам
работы, и очень гибкий график работы, когда работник самостоятельно планирует
всю рабочую неделю способствующие росту значимости, самоуважения, чувству
освобождения от контроля, сами по себе являются важными средствами мотивации. А
так же, укрепляют групповую мораль и формируют дух коллектива, благоприятный
психологический климат.
3.1 Человеческие отношения в организации
Психологический климат
фирмы - это деловая
и нравственная обстановка, характерная для коллектива фирмы во всех типических
обстоятельствах. На психологический климат оказывают влияние много факторов.
Это и размер коллектива, и отношение числа подчинённых на одного руководителя,
такое соотношение ещё называют семь плюс два, и структура коллектива. Структуру
коллектива рассматривают как функциональную, должностную, социальную,
квалификационную, психологическую и социальнодемографическую. Самое важное
влияние на психологический климат оказывают социально-демографическая структура
- это состав коллектива по полу, возрасту, социальному статусу, и
психологическая - человеческие отношения.
Человеческие отношения в
организациях, занимающихся бизнесом, определяются культурой организации и повседневной
практикой управления, а также другими, более общими факторами.
Три слагаемых
человеческих отношений: руководство, общение и мотивация.
Руководство - это способность побуждать людей к
действиям, направленным на достижение цели. Тип руководства определяется
требованиями текущего момента, нуждами и личными особенностями лидера и
культурой организации. Менеджер, который заражает своим энтузиазмом и трудится
наравне со своими подчинёнными, скорее добьётся успеха, нежели босс, который
демонстрирует свою власть и не останавливается перед выбором средств, чтобы
заставить коллектив работать. Менеджеры должны научится различать власть, то
есть способность заставить кого - либо сделать что то, и руководство, то есть
способность побудить кого- либо сделать что-то. Настоящий лидер - тот, кто
помогает людям обнаружить их потенциальные возможности, - обычно скорее
добивается повышения производительности труда и прибыльности фирмы.
Второй составляющей
хороших человеческих отношений в организации является общение. Разговаривая
и слушая друг друга, читая и переписываясь, менеджеры и служащие не только
делятся важной информацией, связанной с их работой, но также строят
межличностные связи и схемы взаимодействия. Эффективное деловое общение обязано
быть четким и свободным от коварства и амбиций. В то же время оно подразумевает
вежливость и взаимное уважение, которые помогают коммуникационным связям
оставаться открытыми и эффективными. Большинство людей, которые довольны
общением между ними и их начальством, вполне удовлетворены своей работой.
Третий фактор,
участвующий в создании хороших человеческих отношений, это мотивация, цель
которой заключается в повышении производительности труда работников. Умелый
руководитель считается с индивидуальными потребностями работников и умеет
убеждать их в том, что эти потребности могут быть удовлетворены в рамках данной
организации.
С мотивацией тесно
связано такое понятие, как моральный дух, в котором проявляется отношение
человека к работе и организации. То, как человек ощущает себя на рабочем месте,
влияет на его моральное состояние. Существенно влияют на результативность
деятельности организации такие субъективные условия, как справедливость,
определенность, признание заслуг, обратная связь, вовлеченность в коллективный
процесс.
Примеры благоприятных
условий:
- Справедливость.
"Климат" в организации свободен от политиканства и протежирования,
все продвижения по службе основаны на заслугах.
- Определенность. Цели
организации, отдельных рабочих групп и индивидуумов четко сформулированы.
- Признание заслуг.
Работники убеждены, что они представляют ценность для организации.
- Обратная связь.
Работники чувствуют, что руководству небезразличны их потребности и проблемы.
- Вовлеченность.
Работники знают, что они вносят свой вклад в достижение целей организации.
3.2 Анализ психологического климата фирмы "БЕЛАЯ"
на основе проведенных исследований
Организационная культура
исследуемой фирмы отражена в ее девизе: "Интеллигентное обслуживание
клиента (компетентное, вежливое, оперативное) с целью удовлетворения его
потребности в информационных услугах; и предоставление каждому сотруднику фирмы
возможности самореализации путем повышения профессионализма, самостоятельности,
ответственности".
В коллективе изначально
приняты уважительные отношения между сотрудниками, независимо от стажа,
возраста, функции. Каждому делегировано право самому планировать свой рабочий
день и рабочую неделю, а так как оценивается конечный результат, то и
ответственность за достижение этого конечного результата. Каждый работник
работает один на один со своими клиентами. Поэтому, для успешной работы
коллектива в целом, необходимо создание командного духа единства и удовлетворение
потребностей сотрудников в общении и признании.
Формальное общение в духе
коллектива.
Специалисты по сервисному
обслуживанию встречаются еженедельно по понедельникам. Полностью вся команда
фирмы формально собирается довольно редко. Планово - раз в полгода на общее
собрание по результатам работы фирмы. И не планово - в связи с обсуждением
необходимых изменений в политике фирмы, ее структурных изменениях, или выборе
новой тактики. Такие неплановые собрания бывают примерно раз в квартал.
Неформальное общение
ограничивается праздниками и днями рождения. Коллективные поездки в театр, на
выставки и организация пикников на природе, предоставление групповых путевок на
базы отдыха.
С целью анализа
психологического климата исследуемой фирмы, среди ее сотрудников было проведено
анкетирование. Анализируя данные анкетирования персонала (табл. 2 – 4), можно
сделать следующие выводы.
Таблица 2. Общая характеристика
Удовлетворенность
|
высокая
|
средняя
|
низкая
|
оценка
|
оценка
|
оценка
|
(4-5) в %
|
(3) %
|
(1-2) %
|
1. Профессией
|
90%
|
10%
|
-
|
2.0рганизациеЙ труда
|
20%
|
70%
|
10%
|
3.ЗарплатоЙ
|
70%
|
30%
|
-
|
4.0тношениями в коллективе
|
90%
|
10%
|
-
|
5.0тношениями с администрацией
|
100%
|
-
|
-
|
6. Перспективой роста
|
60%
|
20%
|
20%
|
Выводы:
1. Своей профессией
удовлетворены все сотрудники, а учитывая, что 90% опрошенных этому фактору
удовлетворенности отдали первое место по значимости (остальные 10% поставили
его на второе место) - сильным мотиватором и для повышения производительности
труда, и для поддержания хороших отношений в коллективе являются: признание
профессиональных достижений сотрудников, рост квалификации, увеличение
самостоятельности.
2. Организация труда -
самый больной фактор в этой команде: 70% поставили оценку 3 и 10% - 2.
Учитывая, что только 20% поставили этот фактор на третье место, а остальные -
пятое и ниже ситуация здесь еще не экстремальна, но меры по улучшению
организации труда принимать надо. Стоит сделать акцент на создании рабочих
команд и стимулированию сотрудников на инициативность и умение принимать
самостоятельные решения.
3. Удовлетворенность по
заработной плате достаточно высока: 70% поставили высокую оценку и 30% -
среднюю. Таким образом, в мотивации сотрудников основное ударение стоит делать
на не денежном стимулировании. А к денежному аспекту мотивации применять
методики оценки. 30% опрошенных оценивают этот фактор вторым, 30% - третьим,
остальные отдали ему четвертое - 20%, пятое10% и даже шестое - 10% места.
4. Отношения в коллективе
теплые и эти отношения устраивают всех членов коллектива. Но нельзя сказать,
что их значимость для сотрудников высока: 10% опрошенных поставили по
значимости этот фактор на второе место, 10% - на третье, 10% - на четвертое,
остальные - ниже. Необходимо формировать командный дух фирмы.
5. Отношения с
администрацией удовлетворяют всех сотрудников. По своей значимости этот фактор
занимает у опрашиваемых следующие позиции: 20% - второе место, 20% - третье
место, 20% четвертое место, остальные - ниже.
6. Перспективы своего
роста большинство сотрудников оценивает высоко, но и низкую оценку дали 20%
опрошенных. По значимости этот фактор поставили 10% опрошенных на первое место,
30% - на второе, 10% - на третье, 20% - на четвертое, остальные - ниже.
Необходимо уделять большее внимание возможностям и перспективам самореализации
сотрудников.
Таблица 3. Возраст
Удовлетворенность
|
20-25 лет
|
26-30 лет
|
31-40 лет
|
41-50 лет
|
1
%
|
2
%
|
3
%
|
1
%
|
2
%
|
3
%
|
1
%
|
2
%
|
3
%
|
1
%
|
2
%
|
3
%
|
1. Профессией
|
75
|
25
|
-
|
100
|
-
|
-
|
100
|
-
|
-
|
100
|
-
|
-
|
2.0рганизацией
труда
|
-
|
75
|
25
|
-
|
100
|
-
|
50
|
50
|
-
|
50
|
50
|
-
|
3.Зарплатой
|
100
|
-
|
-
|
100
|
-
|
-
|
100
|
-
|
-
|
100
|
-
|
-
|
4.0тношениями
в коллективе
|
75
|
25
|
-
|
100
|
-
|
-
|
100
|
-
|
-
|
100
|
-
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Отношениями
с администрацией
|
100
|
-
|
-
|
100
|
-
|
-
|
100
|
-
|
-
|
100
|
-
|
-
|
6. Перспективой
роста
|
25
|
25
|
50
|
100
|
-
|
-
|
100
|
-
|
-
|
50
|
50
|
-
|
где графы 1 % ,2 %. 3 %,
соответствуют высшей (4-5), средней (3) и низшей (1-2) оценкам соответственно.
Выводы:
Сотрудники в возрасте от
30 лет и старше удовлетворены профессией, зарплатой, отношениями, и
перспективой роста.
Наибольшая разница в
оценке присуща возрастной категории 20-25 лет - период поиска и становления.
Необходимо уделять большее внимание мотивации и реализации молодых сотрудников.
Таблица 4. Образование
Удовлетворенность
|
средне - специальное
|
не оконченное высшее
|
высшее
|
1
%
|
2
%
|
3
%
|
1
%
|
2
%
|
3
%
|
1
%
|
2
%
|
3
%
|
1. Профессией
|
75
|
25
|
-
|
100
|
-
|
-
|
100
|
-
|
-
|
2.0рганизацией труда
|
50
|
50
|
-
|
-
|
100
|
-
|
33
|
67
|
-
|
3.Зарплатой
|
50
|
50
|
-
|
67
|
33
|
-
|
100
|
-
|
-
|
4.0тношениями в коллективе
|
75
|
25
|
-
|
100
|
-
|
-
|
100
|
-
|
-
|
5.0тношениями с администрацией
|
100
|
-
|
-
|
100
|
-
|
-
|
100
|
-
|
-
|
6. Перспективой роста
|
25
|
25
|
50
|
100
|
-
|
-
|
67
|
33
|
-
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|