Стимулирование развития открытых инноваций в отрасли информационно-коммуникационных технологий в России
Общие направления стимулирования открытых инноваций в развитых
странах, стимулирующих развитие инновационной сферы, включают: [63]
Меры по развитию исследований и технологий (воздействуют на фактор
инновационной активности). К этим мерам относятся финансовое стимулирование в
виде льготного налогообложения, субсидий для организаций, занимающихся
инновациями; переработка законодательства, касающегося интеллектуальной
собственности, для стимулирования лицензирования, так как открытые инновации
могут существовать только в среде с хорошо защищенной интеллектуальной
собственностью; поддержка технических стандартов для структуризации знаний;
поддержка организаций, осуществляющих инновации для себя, то есть поддержка
инновационного бизнеса, так как он может порождать положительный внешний
эффект. Например, «инновационные программы», подразумевающие значительные гранты,
«курсы по получению патентов» в Нидерландах.
Меры по стимулированию взаимодействия между
экономическими агентами (воздействуют на фактор инновационной активности). Эти меры призваны
способствовать взаимодействию в сфере инноваций. Наиболее важной мерой в рамках
этого направления называется борьба с коррупцией и бюрократией. Кроме
того, сюда можно отнести развитие навыков взаимодействия, сотрудничества,
корпоративного предпринимательства, управления интеллектуальной собственностью,
с помощью предоставления информации о лучших примерах этих процессов,
консалтинга; стимулирование взаимодействия, путем предоставления возможности
экономическим агентам найти друг друга (бизнес-форумы, семинары); развитие
рынка технологий с помощью разработки стандартов оценки стоимости
интеллектуальной собственности, упрощения лицензирования, визуализации спроса и
предложения на технологии, использование посредников для обмена знаниями;
поддерживание сложившихся региональных и отраслевых кластеров, таких как
силиконовая долина и телекоммуникационный кластер в Хельсинки. Например, в
Нидерландах общественная организация «Syntens» информирует и консультирует по поводу стратегий внедрения
инноваций.
Меры по стимулированию предпринимательства (воздействуют на фактор инновационной
активности и венчурного предпринимательства). Здесь важна поддержка в создании,
выживании и росте частных фирм. К данным мерам относятся поддержка
корпоративного предпринимательства (венчурное предпринимательство, внутреннее
предпринимательство (процесс, возникающий при делегировании отдельных задач
внутри фирмы и матричной организации работ), создание дочерних предприятий);
упрощение доступа к финансированию (субсидии, гарантии, субординарные кредиты);
создание бизнес-инкубаторов. Например, в Бельгии «Вин-Вин лоан» (Win-Win loan) – налоговые льготы для бизнес-ангелов, которые
инвестируют в стартапы.
Меры по развитию науки (воздействуют на фактор роли
университетов как центра создания инноваций). Меры по развитию науки.
Государственное регулирование университетов и государственных исследовательских
центров, то, как они финансируются, оцениваются, управляются и контролируются.
Необходимо стимулировать развитие фундаментальной науки, взаимодействие между
учеными; применение полученных знаний на практике (взаимодействие с бизнесом);
использование государственно-частного партнерства и посредников для внедрения
инноваций. Например, в Бельгии программа «Одиссей», стимулирует переезд ведущих
ученых в Бельгию для работы, создавая для них необходимые условия.
Меры по развитию образования (воздействуют на фактор роли
университетов как центра создания инноваций и на число выпускников ВУЗов). Роль
образования не может быть недооценена, так как именно оно создает
высококвалифицированных сотрудников, необходимых для проведения исследований, а
также внедрения инноваций. Поддержка высокого качества образования на всех
уровнях, послевузовская переподготовка, а также стимулирования обучения на
протяжении всей жизни; обучение предпринимательству. Например, в Нидерландах
«Проект по обучению и работе» стимулирует обучение и переподготовку в течение
всей жизни.
Меры по развитию рынка труда. Стимулирование гибкости и
мобильности на рынке труда, упрощение найма и увольнения сотрудника;
стимулирование иммиграции высококвалифицированной рабочей силы. Например, в
Нидерландах «схема Казимира» (the Casimir scheme), целью является увеличение
обмена исследователями между частными и государственными исследовательскими
центрами.
Меры по стимулированию конкуренции. Устранение барьеров входа на рынки,
антимонопольное регулирование, борьба с коррупцией, налоговое стимулирование.
Например, в Бельгии снижение налогов для малого бизнеса при принятии на работу
инженера или покупке патента.
Основываясь на результатах проведенного анализа внешней среды
в России, а также на мерах по стимулированию открытых инноваций,
предпринимаемых за рубежом, можно выделить следующие общие меры стимулирования
открытых инноваций:
·
развитие
венчурного предпринимательства;
По мнению экспертов в сфере венчурного финансирования, одним
из ключевых факторов для развития венчурного предпринимательства является
законодательная база, действующая в стране. [64] Здесь
важен аспект защиты инвестора и эффективная судебная система. Согласно социологическим
опросам, в Росси у многих предпринимателей сильны опасения по поводу «захвата»
их бизнеса венчурным фондом.[65] Кроме
того, серьезное значение имеют и другие институциональные факторы, поэтому предлагаются
следующие инструменты по стимулированию венчурного предпринимательства в
России:[66]
1.
Создание
нормативно-правовой базы, регулирующей венчурный бизнес, зашита прав на
интеллектуальную собственность, развитие судебной системы. Венчурные фонды,
осуществляющие деятельность на территории России не имеют в качестве инвесторов
банки, страховые компании, пенсионные фонды по причине несовершенства
нормативно-правового регулирования этой сферы. Для развития венчурного
инвестирования необходимо обеспечить благоприятные правовые условия, в том
числе касающиеся прав интеллектуальной собственности. До сих пор нет четкой,
законодательно установленной позиции по поводу прав на результаты
интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением средств федерального
бюджета. Необходимо повысить ответственность за нарушение прав пользования
интеллектуальной собственностью, а также на государственном уровне развивать
правоприменительную практику по защите интересов инвесторов и акционеров и
формировать уважительное отношение к правам собственности и
предпринимательству. Важно дать возможность относить на себестоимость продукции
затраты на научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы,
внутренние инвестиции.
2.
Создание
благоприятного режима налогообложения для вновь создающихся и развивающихся
компаний. Необходимо предусмотреть дополнительные налоговые или иные льготы для
инвесторов в области венчурного инвестирования. Создать прозрачность в
отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью избегания двойного
налогообложения, а также финансовые стимулы для инвесторов, вкладывающих
средства в не котируемые на фондовой бирже предприятия, в форме налоговых льгот
и государственных гарантий под кредиты и инвестиции для малых предприятий,
основанных на прогрессивных технологиях. Предоставить налоговые льготы фирмам
на время исследований и разработок, что может оказать помощь проектам на этапах
идей и изготовления, опытных образцов, когда перспективы получения коммерческих
кредитов или венчурного финансирования не определены. Освободить от налогов на 3-5
лет малые высокотехнологичные компании. При этом точкой, после которой компании
должны будут начать платить налоги, можно обозначить достижение оборота, например,
в 5 млн. долларов США. А налоговую нагрузку также повышать по мере роста
оборотов компании.
3.
Развитие рынка
капиталов. Активизация первичного и вторичного фондового рынка с целью
обеспечения ликвидности инвестиций в венчурный капитал и для того, чтобы дать
возможность проинвестированным предприятиям получать дальнейшее инвестирование.
4.
Обучение и
консультирование предпринимателей, распространение информации о перспективных
проектах и потенциальных инвесторах, меры по стимулированию взаимодействия
экономических агентов. Сокращение объектов лицензирования и обязательной
сертификации и регистрации, сокращение прямых и косвенных издержек прохождения
соответствующих процедур. Разработка приемлемых для большинства специалистов
методов прогноза эффекта от инноваций, а также поддержка государством
экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых
предприятий научно - технической сферы, которые являются первоочередными
реципиентами венчурного капитала, что могло бы увеличить число проектов,
соответствующих требованиям, общепринятым в среде рискоинвесторов. Одним из
предлагаемых стимулов для инвестиций венчурного капитала является частичное или
в полном объеме государственное финансирование технических экспертиз и оценки
представленных проектов. С этой целью государство может предоставлять
дополнительное финансирование затрат на разработку систем поддержки, таких как
базы данных об экспертах для рассмотрения проектов или компьютерные
диагностические системы, а также предоставлять субсидии на маркетинговые и
технологические экспертизы, чтобы компенсировать расходы финансовых институтов
на использование аккредитованных консультантов и экспертов. Развитие
информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам
находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связи между малыми и
крупными предприятиями. Воспитание венчурной культуры среди предпринимателей в
малом и среднем бизнесе с тем, чтобы они под перспективные проекты привлекали
рисковый капитал вместо того, чтобы полагаться на внутреннее финансирование или
на получение кредитов.
5.
Финансовая
поддержка государства. Участие государства в венчурных фондах, финансовая
поддержка в форме целевых грантов на исследования и разработки. Государственная
поддержка наукоемких предприятий через государственные гарантии, субординарные
кредиты.
·
развитие науки и
образования;
Необходимо стимулировать развитие фундаментальной науки,
взаимодействие между учеными, использовать государственно-частное партнерства и
посредников для внедрения инноваций. Преодолеть недостаточную открытость
научных учреждений, отсутствие информации о перспективных проектах и
разработках. Государство должно сфокусировать свои усилия на ВУЗах, которые
являются безусловными лидерами в том или ином секторе образования,
сохранивших исследовательский потенциал, обладающих сильной управленческой
командой, способной осуществлять нововведения. Достоверным критерием отбора
таких вузов может стать удельный объем НИР и НИОКР на одного
преподавателя, а также размер собственных средств ВУЗа,
инвестируемых в исследования. Важными дополнительными показателями могут
быть масштаб международных программ вуза и способность обеспечить непрерывное
образование на основе рыночного спроса — масштаб программ
дополнительного образования. Международный опыт показывает, что лучшие ВУЗы
мира одновременно являются крупнейшими научными центрами, а лучшие
преподаватели — это те, кто одновременно ведет научные исследования
и создает научные школы. Эксперты предлагают следующие реформы:[67]
развитие научно-педагогического коллектива с помощью приглашения
перспективных зарубежных ученых, обеспечения конкурентоспособности
зарплат (при этом до 50% прироста фонда заработной платы должно
приходиться на академические надбавки, внутренние гранты и стартовые
гранты молодым преподавателям и научным сотрудникам); включение
в состав исследовательских и федеральных университетов профильных
НИИ, а в ряде случаев — опытных производств, формирование
в их составе бизнес-инкубаторов и инновационных парков. В
ведущих вузах необходимо создать постоянно действующие центры повышения
квалификации преподавателей вузов, обеспечить доступность их научных
и образовательных ресурсов, сделать магистратуру и аспирантуру этих
университетов доступной для лучших выпускников всех вузов России
и ближнего зарубежья. Наряду с развитием университетов-лидеров
необходимо расширить конкурсную поддержку исследовательских проектов отдельных
кафедр, лабораторий и факультетов.
·
развитие рынка
труда;
Стимулирование мобильности населения, стимулирование гибкости
и мобильности на рынке труда, упрощение найма и увольнения сотрудника;
стимулирование иммиграции высококвалифицированной рабочей силы, контроль над
иммиграцией. Также необходимо добиться сбалансированности оплаты труда на
предприятиях сырьевой отрасли и на инновационных предприятиях. По мнению
экспертов, «основную роль в обнищании инновационных предприятий сыграл
нефтегазовый сектор, который задавал уровень зарплаты для всей российской
экономики, вымывая последние крохи у инновационных предприятий, которые были
вынуждены конкурировать на рынке рабочей силы с дешевыми деньгами сырьевого
сектора. Инновации могут появиться только при условии, что государство путем
налоговой политики обеспечит конкурентоспособный уровень зарплаты на
инновационных предприятиях»[68].
Необходимо установить налоги для сырьевых компаний, которые бы исключили их
конкурентные преимущества на рынке рабочей силы.
·
смещение акцента
с социальной политики, которая подразумевает выплату пенсий, на социальную
политику, подразумевающую развитие человеческих ресурсов, и на развитие
инфраструктуры;
На сегодняшний день социально-экономическая политика
Российской Федерации выглядит крайне недальновидной, между настоящим и будущим
выбирается настоящее, которое перечеркивает будущее, то есть выбирается
социальная стабильность, грозящая перерасти в стагнацию: «Соцрасходы бюджета
выросли примерно с 5% ВВП в 2008 г. до почти 12% в 2010 г.
Доля бюджетных средств в капинвестициях за три квартала 2009 г.
сократилась до 2,4% ВВП против 3,4% в 2008 г. Инвестрасходы 2010 г.
снижены еще на 200 млрд руб. (около
0,5% ВВП) относительно и так нещедрого 2009 г.».[69]
В выше перечисленных цифрах скрывается следующая позиция руководства страны:[70]
«Фактор социальной стабильности надо учитывать как реальный политический
приоритет. <...> Нам нужна такая модернизация, которая не должна
превышать пороги нормальных потерь. В противном случае это все будет означать
для нас всех фактор высокой социальной нестабильности, которая новой волной все
это дело завершит. <...> Главное - нам не нужно потерять темпы и до 2020
г. продолжить такую жизнь, какую мы прожили за последние 15 лет. Вот что такое модернизация».
Таким образом, можно констатировать, что модернизация противоречит одному из
главных приоритетов правительства - социальной стабильности. В модернизации не
заинтересован и крупный бизнес, которому важно сохранение ренты и существующего
положения.[71]
Исследования показывают, что на начальном этапе реформ происходит неизбежное
ухудшение социально-экономического положения и только потом может наступить
улучшение, что на графике выглядит как J-кривая, нижняя точка которой
соответствует наибольшему уровню нестабильности.[72]
Однако без реформ трудно что-либо изменить, а на данный
момент ситуация, по мнению экспертов, приобретает опасный характер:[73]
«Я обеими руками за то, чтобы деньги шли на инфраструктуру, но они должны
доходить по назначению и в тех объемах, в которых выделены. Пока же все ФЦП
(Федеральные целевые программы) продолжаются, денег на них надо все больше, а
по индексу коррупции Россия опускается все ниже», наращивание госрасходов лишь
ведет к росту зависимости бюджета от нефти или займов и создает условия для
очередного шока через несколько лет.
Кроме того, стоит отметить несостоятельность государства в
разработке и реализации комплексных мер государственного регулирования:[74]
«Правительство за последние годы успело написать слишком
много «стратегических документов разного уровня» про инновации, они часто
противоречат друг другу. <...> Необходимой согласованности нет даже между
документами, которые правительство и президентская комиссия по модернизации и
инновациям готовят сегодня. <...>
Различные государственные программы, по мнению главы
Минэкономразвития, «пересекаясь, конкурируют друг с другом за государственное
финансирование». <...> Глава Минэкономразвития считает, что «поддержка
была направлена на решение краткосрочных финансовых проблем предприятий и имела
слабый инновационный эффект»».
·
другие инструменты:[75]
– установить низкие таможенные пошлины для импорта
комплектующих и высокие для готовых изделий;
– предусмотреть льготы для предприятий, покупающих российские
товары, и запретить закупки иностранных товаров для государственных нужд;
- развитие транспортной системы (исследования показали, что
развитие дорожной сети и транспортной системы в целом способствует
распространению знаний и мобильности людей и ресурсов, благодаря созданию
дополнительных взаимосвязей[76]);
- борьба с коррупцией и бюрократией.
Чиновники искусственно создают преграды для отечественных
товаропроизводителей. Хорошим примером бюрократии, по мнению экспертов,
является Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3
"О саморегулируемых организациях":[77] «чтобы
установить систему автоматизации на предприятии, требуется лицензия на
строительство и проектирование зданий и сооружений. Если раньше эти две
лицензии стоили около 50 000 руб., то с появлением СРО сумма выросла до
700 000 рублей. <…> Независимость стоимости участия в СРО от объема
работ приводит к абсурду: малое предприятие, устанавливающее компьютерную сеть
стоимостью 50 000, должно заплатить в СРО (саморегулируемую организацию) 700
000 – такую же сумму, как и строительные гиганты с оборотами в десятки
миллиардов рублей».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|