Стимулирование развития открытых инноваций в отрасли информационно-коммуникационных технологий в России
Основным отличием модели открытых инноваций является новый
цикл создания инноваций, при котором появляются альтернативные пути получения
знаний извне и их реализации не в рамках собственной бизнес-модели. Модель
открытых инноваций подразумевает, что компании для улучшения процесса создания
инноваций должны использовать как внутренние, так и внешние источники. Кроме
того, внутренние идеи могут быть выведены на рынок для получения дополнительной
прибыли. Логика модели открытых инноваций не подразумевает упразднение
внутренних исследовательских лабораторий, скорее речь идет о другом способе
организации исследований, при котором компания не будет концентрироваться на
самой себе в сфере инноваций и тем самым игнорировать постоянно изменяющийся
ландшафт знаний. При новой логике компания должна внимательно изучать этот
ландшафт на наличие возможности по извлечению из него знаний и мгновенно использовать
ее при обнаружении. Также внутренние исследовательские группы должны заниматься
созданием отсутствующих знаний, то есть тех, что не существуют во внешней
среде, а также оценкой возможности получения прибыли от знаний, которыми
обладает компания, из внешних источников.
На основе проведенного анализа возможности перехода к модели
открытых инноваций в России была дана низкая оценка такой возможности без
проведения комплексной государственной политики в данной сфере. Ключевыми
факторами, обуславливающими возможность перехода к модели открытых инноваций,
являются те же факторы, что разрушают модель закрытых инноваций, к ним также
добавляются факторы, стимулирующие развитие инноваций в принципе. Несмотря на
увеличение за последние годы государственного финансирования сферы исследований
и разработок, сложившаяся система поддержки науки и инноваций характеризуется
сравнительно низкой эффективностью. Патентная активность, доля инновационных
предприятий в экономике многократно уступает показателям других стран. Роль
небольших предприятий в инновационной сфере достаточно велика, но таких
организаций откровенно мало, кроме того качество их инновационности также
невысокое, так как она заключается в приобретении новых технологий, а не в их
создании. В России достаточно образованных людей для того, чтобы удовлетворить
кадровый спрос на них у инновационных организаций, но, в то же время, население
недостаточно мобильно, поэтому многие позиции спроса на человеческий капитал
являются неудовлетворенными. Необходимо отметить отсутствие альтернативных
способов реализации созданных знаний (стартапов), ввиду отсутствия венчурного
капитала, а также альтернативных способов создания знаний из-за утраты
подавляющего большинства университетов своей исследовательской функции. Однако
наличие конкуренции в ИКТ удерживает инновационную активность предприятий от
полной стагнации.
В процессе исследования международного опыта в сфере
стимулирования перехода к модели открытых инноваций были выделены следующие
направления государственного регулирования:
·
меры по развитию
исследований и технологий;
·
меры по
стимулированию взаимодействия между экономическими агентами;
·
меры по
стимулированию предпринимательства;
·
меры по развитию
науки;
·
меры по развитию
образования;
·
меры по развитию
рынка труда;
·
меры по
стимулированию конкуренции.
На основе анализа особенностей российской сферы инноваций и
международного опыта была дана рекомендация по формированию комплексного
подхода государства к регулированию сферы инноваций. Такой подход должен обобщать
меры в рамках направлений, которые можно разбить на две группы: общие направления
стимулирования открытых инноваций (развитие венчурного предпринимательства,
развитие науки и образования, развитие рынка труда, совершенствование
социально-экономической политики, а также другие направления, включающие меры
по борьбе с бюрократией и коррупцией) и специфические инструменты
(стимулирование конкуренции в ИКТ (необходимо также стимулировать конкуренцию и
на смежных рынках, в особенности на рынках основных потребителей продукции
отрасли ИКТ, для формирования спроса), создание специальных зон,
широкомасштабная поддержка программного обеспечения с открытым исходным кодом).
Следует отметить, что возникновение открытых инноваций невозможно в любой
отрасли, в том числе ИКТ, без формирования для этого внешних условий,
затрагивающих практически все сферы экономики и социума.
Кроме того, были выявлены основные препятствия на пути
реализации государственных мер по поддержке внедрения открытых инноваций, а
именно бюрократия и коррупция. По последним исследованиям, Россия занимает 146
позицию из 180 в индексе восприятия коррупции. Анализируя поведение руководства
страны в сфере противодействия коррупции, обнаруживается явное нежелание решать
данную проблему.
Таким образом, переход к модели открытых инноваций в России
невозможен без наличия искренней политической воли руководства страны и
активных комплексных мер по формированию внешних условий для возникновения
открытых инноваций.