скачать рефераты

МЕНЮ


Стимулирование развития открытых инноваций в отрасли информационно-коммуникационных технологий в России

Основным отличием модели открытых инноваций является новый цикл создания инноваций, при котором появляются альтернативные пути получения знаний извне и их реализации не в рамках собственной бизнес-модели. Модель открытых инноваций подразумевает, что компании для улучшения процесса создания инноваций должны использовать как внутренние, так и внешние источники. Кроме того, внутренние идеи могут быть выведены на рынок для получения дополнительной прибыли. Логика модели открытых инноваций не подразумевает упразднение внутренних исследовательских лабораторий, скорее речь идет о другом способе организации исследований, при котором компания не будет концентрироваться на самой себе в сфере инноваций и тем самым игнорировать постоянно изменяющийся ландшафт знаний. При новой логике компания должна внимательно изучать этот ландшафт на наличие возможности по извлечению из него знаний и мгновенно использовать ее при обнаружении. Также внутренние исследовательские группы должны заниматься созданием отсутствующих знаний, то есть тех, что не существуют во внешней среде, а также оценкой возможности получения прибыли от знаний, которыми обладает компания, из внешних источников.

На основе проведенного анализа возможности перехода к модели открытых инноваций в России была дана низкая оценка такой возможности без проведения комплексной государственной политики в данной сфере. Ключевыми факторами, обуславливающими возможность перехода к модели открытых инноваций, являются те же факторы, что разрушают модель закрытых инноваций, к ним также добавляются факторы, стимулирующие развитие инноваций в принципе. Несмотря на увеличение за последние годы государственного финансирования сферы исследований и разработок, сложившаяся система поддержки науки и инноваций характеризуется сравнительно низкой эффективностью. Патентная активность, доля инновационных предприятий в экономике многократно уступает показателям других стран. Роль небольших предприятий в инновационной сфере достаточно велика, но таких организаций откровенно мало, кроме того качество их инновационности также невысокое, так как она заключается в приобретении новых технологий, а не в их создании. В России достаточно образованных людей для того, чтобы удовлетворить кадровый спрос на них у инновационных организаций, но, в то же время, население недостаточно мобильно, поэтому многие позиции спроса на человеческий капитал являются неудовлетворенными. Необходимо отметить отсутствие альтернативных способов реализации созданных знаний (стартапов), ввиду отсутствия венчурного капитала, а также альтернативных способов создания знаний из-за утраты подавляющего большинства университетов своей исследовательской функции.  Однако наличие конкуренции в ИКТ удерживает инновационную активность предприятий от полной стагнации.

В процессе исследования международного опыта в сфере стимулирования перехода к модели открытых инноваций были выделены следующие направления государственного регулирования:

·                   меры по развитию исследований и технологий;

·                   меры по стимулированию взаимодействия между экономическими агентами;

·                   меры по стимулированию предпринимательства;

·                   меры по развитию науки;

·                   меры по развитию образования;

·                   меры по развитию рынка труда;

·                   меры по стимулированию конкуренции.

На основе анализа особенностей российской сферы инноваций и международного опыта была дана рекомендация по формированию комплексного подхода государства к регулированию сферы инноваций. Такой подход должен обобщать меры в рамках направлений, которые можно разбить на две группы: общие направления стимулирования открытых инноваций (развитие венчурного предпринимательства, развитие науки и образования, развитие рынка труда, совершенствование социально-экономической политики, а также другие направления, включающие меры по борьбе с бюрократией и коррупцией) и специфические инструменты (стимулирование конкуренции в ИКТ (необходимо также стимулировать конкуренцию и на смежных рынках, в особенности на рынках основных потребителей продукции отрасли ИКТ, для формирования спроса), создание специальных зон, широкомасштабная поддержка программного обеспечения с открытым исходным кодом). Следует отметить, что возникновение открытых инноваций невозможно в любой отрасли, в том числе ИКТ, без формирования для этого внешних условий, затрагивающих практически все сферы экономики и социума.

Кроме того, были выявлены основные препятствия на пути реализации государственных мер по поддержке внедрения открытых инноваций, а именно бюрократия и коррупция. По последним исследованиям, Россия занимает 146 позицию из 180 в индексе восприятия коррупции. Анализируя поведение руководства страны в сфере противодействия коррупции, обнаруживается явное нежелание решать данную проблему.

Таким образом, переход к модели открытых инноваций в России невозможен без наличия искренней политической воли руководства страны и активных комплексных мер по формированию внешних условий для возникновения открытых инноваций.

Список использованной литературы


1.                9 Октябрь 2009 Компании мира [Электронный ресурс] // Компании мира. – Режим доступа: #"_Toc264035366">Приложение 1

Расходы на НИОКР в США[86]

Расходы государства на НИОКР в США (миллионы долларов США)

Год

1988

2007

Общие расходы на НИОКР

94214

202544

Расходы государства на НИОКР

30911

22118

Расходы государства на НИОКР в процентах к общим расходам

32,81%

10,92%

Средства, затраченные компаниями на НИОКР в США в зависимости от размера компании в ценах 2000 года (миллионы долларов США)

Год 

Размер компании

1981

1981

2000

2000

2007

2007

до 1000

2305

4%

  44 702

22%

  53 990

24%

1,000–4,999

3148

6%

30636

15%

34305

15%

5,000–9,999

2988

6%

16768

8%

18923

8%

10,000–24,999

6762

13%

28653

14%

38347

17%

25,000 и более

36607

71%

78779

39%

79161

35%

Итого:

51810

100%

199539

100%

224732

100%


Средства, затраченные компаниями на НИОКР в США в 2000 и 2007 годах в зависимости от размера компании в ценах 2000 года (подробно)

Год

2000

2000

2007

2007

Всего потрачено на НИОКР в США

  199 539

100%

  224 732

100%

Размер компании (количество сотрудников)

Средства, выделенные компаниями (млн. $)

5–24

  6 862

3%

  9 059

4%

25–49

  5 008

3%

6 577

3%

50–99

  7 259

4%

  8 403

4%

100–249

  9 020

5%

  11 145

5%

250–499

  7 479

4%

6 889

3%

500–999

  9 074

5%

  11 917

5%

1,000–4,999

  30 636

15%

  34 305

15%

5,000–9,999

  16 768

8%

  18 923

8%

10,000–24,999

  28 653

14%

  38 347

17%

25,000 и более

  78 779

39%

  79 161

35%



Приложение 2


Статистика получения патентов[87]

Число выданных в США патентов

год

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

число патентов

101 419

109645

111000

147517

153485

157494

166035

167331

169023

164290

143806

173772

157282

157772



Приложение 3


Получатели патентов[88]

Количество патентов, выданных в США.

Год

99

2008

Всего, шт.

153489

157772

Количество патентов, выданных  получателям из США, шт.

83908 (55%)

77501 (49%)

Количество патентов, выданных  получателям из других стран, шт.

69581 (45%)

80271 (51%)


20 компаний - ведущих получателей патентов в 2008 году.

INTERNATIONAL BUSINESS MACHINES CORPORATION

4169

2,64%

SAMSUNG ELECTRONICS CO., LTD.

3502

2,22%

CANON KABUSHIKI KAISHA

2 107

1,34%

MICROSOFT CORPORATION

2 026

1,28%

INTEL CORPORATION

1772

1,12%

TOSHIBA CORPORATION

1575

1,00%

FUJITSU LIMITED

1 475

0,93%

MATSUSHITA ELECTRIC INDUSTRIAL CO., LTD.

1 469

0,93%

SONY CORPORATION

1461

0,93%

HEWLETT-PACKARD DEVELOPMENT COMPANY, L.P.

1422

0,90%

HITACHI, LTD

1 301

0,82%

MICRON TECHNOLOGY, INC.

1 250

0,79%

SEIKO EPSON CORPORATION

1219

0,77%

GENERAL ELECTRIC COMPANY

911

0,58%

Fujifilm Corporation

863

0,55%

RICOH COMPANY, LTD.

851

0,54%

INFINEON TECHNOLOGIES AG

809

0,51%

LG ELECTRONICS INC.

805

0,51%

TEXAS INSTRUMENTS, INCORPORATED

755

0,48%

SIEMENS AKTIENGESELLSCHAFT

721

0,46%

Итого:

30463

19,31%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.